"Наши краеведы"
методическая разработка (подготовительная группа)

Леонова Елена Александровна

Программа кружка по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                                                                                      УТВЕРЖДЕНА

на заседании                                                                       приказом МБДОУ детского сада №1

педагогического совета                                                                       Смоленской области

протокол №1 от 31.08.2009                                                           № 45 /01-08 от 31.08.2009

Программа кружка

дополнительного образования дошкольников

муниципального  бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детского сада №1
(комбинированного вида) г.Вязьмы Смоленской области

«Наши краеведы»

Руководитель

Леонова Елена Александровна,

воспитатель 1 квалификационной категории

2009

г.Вязьма

                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая программа разработана на основе  обязательного минимума  содержания работы по патриотическому воспитанию.

        Основная цель программы: создание оптимальных  условий  для всестороннего  развития  нравственно-патриотического  потенциала дошкольника  через целостный  педагогический процесс  на основе общения, систематизации, интеграции достоверных научно-исторических материалов.

        В программе определены  задачи: формирование  эстетически развитой личности, эмоционально  отзывчивых  на художественные произведения, исторические факты, становление  и развитие  национальной культуры, ее традиций и обычаев.

        Программа способствует  развитию творческого потенциала  нравственных начал  через осознание самого себя в  своих поступках , чувствах, поведении , совершенствование  коммуникабельности среди взрослых и сверстников.

        Программа помогает становлению  внешнего и  внутреннего «портретов» ребенка, физического и духовного начал в нем, осознанию смысла  и величия жизни человека, понимание детьми смысла  Отечества(Родины), как места, где человек родился и познал счастье  жизни.

        Программа «Мы краеведы» обеспечивает преемственность по патриотическому  воспитанию дошкольников с начальной школой. В ней отражены  следующие темы:

«История России- символика», «Москва- столица России» , «Смоленск-главный город  области» , «По старой Смоленской дороге» , «Вязьма- старинный русский город», «Фольклор Смоленского края».

        Отбор соответствующего материала  в программе позволяет  сформировать у дошкольников представление о том, чем славится родной  край. На конкретных фактах  и истории родного края , которые неразрывно  связаны  с историей страны, прививаем такие важные понятия как «долг перед Родиной» , «любовь к родному краю» , «ненависть к врагам» , « «трудовой подвиг» . Знакомим детей с родным городом  и с героями , отдавшими  свою жизнь за счастье людей, чьи имена увековечены в названии улиц, площадей, в  их честь воздвигнуты памятники.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание оптимальных условий для всестороннего развития  нравственно-патриотического потенциала дошкольников через  целостный педагогический  процесс на основе обобщения, систематизации, интеграции  достоверных научно-исторических материалов.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1.Формирование  эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой  на  художественные произведения, исторические факты,  становление и развитие  национальной культуры, ее традиций и обычаев;

2.Развтие активности творческого потенциала  нравственных  начал через  осознание  самого себя в своих поступках,  чувствах,  поведении;

3.Совершенствование коммуникативности  среди  сверстников и взрослых;

4.Соприкосновение с идеями общечеловеческих ценностей и национальной культуры мирового значения.

Социально-важные задачи:

Внешний и внутренний  «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем.

Достоинство, смысл и величие  жизни человека.

Деятельность, как способ выражения, стремление приносить пользу.

Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал  счастье жизни.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Программа рассчитана на 1 год. Форма организации учебного процесса- групповая.

Количество детей  в группе- 22 человека.

Время проведения – 25 минут.

В неделю проводится 1 НОД

Материально-техническая база:

Хорошо освещенная группа.

Фланелеграф для демонстрации карт, картинок, картин.

Компьютер, проектор.

Литература по теме.

Художественные средства: бумага, клей, кисточки, краски(акварель и гуашь), карандаши.

Основные материалы:

Карты (России, Смоленской области, Вязьмы; гербы (России, Смоленской области, Вязьмы, флажки России).

Картины, картинки , открытки о Смоленске и городах Смоленской области(храмы, монастыри, памятники).

Формы и методы обучения:

Репродуктивные: рассматривание картин, карт, картинок, открыток, фотографий, слайдов.

Словесные: вопросы к детям, ответы детей, заучивание стихов, художественных произведений.

Продуктивные: изготовление макетов,  изображение храмов , монастырей, памятников городов Смоленской области.

Содержание программы:

Тема № 1:  История России. Символика – 4 НОД;

Тема  №2 : Москва- столица нашей Родины. –  4 НОД;

Тема № 3:  Смоленск- главный город  области- 7 НОД;

Тема № 4:  По старой Смоленской дороге – 10 НОД;

Тема № 5:  Вязьма- старинный русский город- 8 НОД;

Тема № 6:  Фольклор Смоленской области – 3 НОД.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

Содержание

Всего НОД

                            Виды деятельности

познавательная

Художественно-речевая

Художественно-творческая

История России

Символика.

4НОД

3

1

Москва- столица России

4 НОД

4

1

Смоленск-главный город  области

7 НОД

5

1

1

По старой Смоленской дороге

10НОД

7

2

1

Вязьмы- старинный русский город

8 НОД

5

2

1

Фольклор  Смоленского края

3 НОД

2

1

Кол-во НОД

36 НОД

Список литературы:

1.Кончина О.А., Свирская Л.В. Программа развития познавательных способностей

    детей3-7 лет.

2.Князева О.А.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.,2001.

3.Гризик Т.И.Познаю мир. М., Просвещение .2000.

4. Козлова С.А. Мой мир.М.,Линка-Пресс.2001.

5.Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Санкт-Петербург., Детство-Пресс. 2000.

6.Жуковская Р.И. Родной край. М.,Просвещение.1990.

Пименова И. История Руси Великой от начала времен.-М.,Экспо-пресс. 2000.

Месяц

НОД. ТЕМА

ЦЕЛЬ

Методические приемы

Октябрь

Как возникла Россия. Герб, флаг, гимн.

Закрепить знания детей о природе России, упражнять в понимании  исторического значения  возникновения страны с ее символикой; воспитывать интерес к истории своей Родины, чувство любви  и гордость за свою страну

1.Рассматривание карты России.

2.Растительный  и животный мир России.

3.Символика России(герб, флаг, гимн)

История России.

Царь Петр 1.

Закрепить знания детей о  некоторых моментах  истории своей страны. Познакомить с отдельными  событиями  в истории России времен Петра 1: создание русского флота, основан е города Санкт-Петербурга. Воспитывать в детях интерес  к истории своей страны, гордость за нее.

1.Портрет Петра 1.

2.Великая эпоха , великий человек.

3. Рассматривание кораблей эпохи Петра 1.

4.Рассматривание буклетов с видами Санкт-Петербурга.

Недаром помнит вся Россия

Познакомить детей с  некоторыми моментами истории России, связанные с защитой  Отечества, героизмом русских солдат и простого народа. Рассказать о том, как увековечена память  тех, кто защищал  Россию. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ.

1.Рассматривание картины о войне 1812 года.

2.Рассматривание военной формы  солдат и офицеров того времени.

3.Бородинская панорама.

4.Герои-военаначальники.

Чтение детям поэмы М.Ю.Лермонтова «Бородино», заучивание отрывка «..И вождь сказал перед полками…»

Познакомить детей с  патриотической поэзией М.Лермонтова. С помощью вопросов осмыслить  содержание поэмы. Воспитывать  в детях  интерес к патриотическим произведениям.

1.Рассказ  воспитателя о поэте.

2.Чтение поэмы.

3.Разбор по вопросам.

4.Заучивание отрывка.

История возникновения города Москвы

Закрепить знания детей о Москве, основных достопримечательностях, об истории возникновения города, древних постройках; познакомить с  именем основателя города. Воспитывать интерес к истории страны.

1.Москва – на карте нашей Родины.

2.Юрий Долгорукий- основатель Москвы.

3.Как строилась Москва.

4.Огораживание - рождение города

Москва- столица России.

Уточнить знания детей о столице нашей страны, упражнять в понимании того, что такое столица, рассмотреть герб Москвы, объяснить символику  московского герба. Воспитывать  в детях чувство привязанности к столице нашей Родины.

1.Рассматривание герба Москвы. Кто такой  Георгий Победоносец.

2.Президент-главный  человек в России.

3.Рисование герба Москвы.

Московский Кремль

Закрепить знания детей об истории создания Москвы, строительстве Кремля,  познакомить с башнями Кремля, их названием. Воспитывать интерес  к столице нашей Родины.

1.Крепость вокруг Москвы.

2.Сторожевые башни.

3.Главная башня Кремля.

4.Зачем нужен Кремль.

5.Кремль в наши дни.

Памятники Москвы

Дать детям дополнительные знания о памятниках и важнейших  зданиях столицы нашей Родины. С помощью  иллюстраций  познакомить с  великими людьми , которые прославили Родину. Воспитывать уважение к памяти великих людей.

1.Памятнки Минину и Пожарскому-Московское ополчение.

2. М.И.Кутузов- великий полководец.

3.Г.Жуков- великий военачальник.

Ноябрь

Смоленск- главный город области

Дать детям знания об истории Смоленска, о том, где и когда  возник  древний город, о людях,  которые способствовали появлению города на карте. Рассказать о Днепре, о секрете названия города. Воспитывать интерес к истории родного края.

1.Племя кривичей. Рассматривание одежды и утвари  на картинках.

2.Древние  занятия первых  смолян- смоляные лодки.

3.Карта России. Смоленск на карте России.

4.Князь Ростиславович – внук Владимира  Мономаха, основатель Смоленска

Ожерелье земли русской

Уточнить знания детей о главном  городе нашей области(как возник, откуда название, название  реки).

Дать детям знания  о том,  зачем  начали строить  крепостную стену в Смоленске. Зодчий Федор Конь. Воспитывать  интерес к истории родного  края.

1.Смоленск на карте Смоленской области.

2.Рассматривание  башен крепости западной стороны: Копытенской, Буклейки, Донец и Громовой.

3.Рассматривание плана реконструкции крепостной стены.

Рисование башен  западной стороны.

Определить особенность башен западной стороны, учить рисовать , опираясь на геометрические формы,  ографичивать рисунок, развивать чувство ритма, чувство композиции, воспитывать  интерес к рисованию родного  края.

1.Рассматриваение башен на фотографиях.

2.Определение  материала рисования.

3.Изобразительная деятельность

Северная часть крепости. Башни Маховая, Костыревская и Волкова.

Уточнить знания  детей о главном  городе нашей области о крепостной стене и об уже  знакомых башнях. Развивать память, мышление при определении особенности строительства  башен. Воспитывать интерес  к истории родного края.

1.Рассматривание плана крепостной стены(реконструкция).

2.Рассматривание башен крепости на фотографиях, слайдах на проекторе.

3.Разрушенные  башни крепости.

Конструирование из бумаги башен северной  части крепости.

Учить клеить из бумаги башни  северной  стороны крепости, опираясь на  знания формы и знания приемов конструирования из бумаги. Развивать  конструктивные способности, воспитывать чувство патриотизма.

1.Определение  формы башен.

2. Склеивание.

3.Оформление.

Чтение детям  стихотворения Рыленкова «Люблю Москву в ее красе и блеске»

Познакомить детей с поэтом Смоленщины Н.Рыленковым. Дать знания о том, что он очень любил  свою малую родину и посвятил ей много своих произведений. Познакомить с одним из них. Упражнять в заучивании стихов. Воспитывать любовь к родному краю.

1.Н.Рыленков- поэт-смолянин.

2.Чтение стихотворения.

3.Разбор  по вопросам.

4.Заучивание стихотворения.

Декабрь

Смоленская крепостная стена- восточная часть крепости

Уточнить знания детей о главном городе области, о крепостной стене  и уже знакомых башнях.

Упражнять в различении башен на четырехугольные и многогранные. Развивать память, мышление при запоминании башен восточной части крепости. Воспитывать интерес к истории родного края.

1.Рассматривание плоана и реконструкции Смоленской крепостной стены.

2.Рассматривание фотографий башен восточной части стены: Никольская, Воронина, Позднякова.

3.Рассмотреть особенности башен.

4.Помочь запомнить названия.

Восточная часть крепости. Многогранные башни.

Уточнить знания детей о главном городе нашей области, о крепостной стене и ее создателе; развивать мышление, память при запоминании  и различении башен восточной части крепости, воспитывать интерес к родному краю.

1.Главный город нашей области.

2.Секрет названия.

3.Имя строителя крепостной стены.

4.Четырехгранные  башни крепости.

5.Многогранные башни крепости.

6.Башни восточной стороны: Долгочевская, Заалтарная, Орел и Веселуха.

7.Помочь запомнить названия.

Конструирование из бумаги четырехгранных  башен восточной крепости.

Продолжать учить конструировать из бумаги, опираясь на знакомые формы и знания работы с бумагой. Развивать конструктивные способности , воспитывать желание быть полезным родному краю.

1.Вявить особенности башен.

2.Склеивание

3.Оформление.

Конструирование из бумаги  многогранных  башен восточной части крепости

Продолжать учить конструировать из бумаги, опираясь на знакомые формы и знания работы с бумагой. Развивать конструктивные способности , воспитывать желание быть полезным родному краю.

1.Выявить особенности башен.

2.Склеивание.

3.Оформление.

Оформление макета «Смоленская крепостная стена»

Упражнять в умении оформлять макет из уже готовых форм, использовать знакомые материалы для оформления.

Воспитывать желание быть полезным родному краю.

1.Склеивание.

2. Сбор макета.

Герб Смоленска

Уточнить знания детей о главном городе нашей области. Упражнять в знаниях  о том, что такое герб. Определить  особенность Смоленского герба. Воспитывать  в детях чувство привязанности  и любви к  родному краю.

1.Главный  город области.

2.Крепостная стена.

3.Башни  крепости.

4.Рассматривание  герба Смоленска.

5.Определение особенностей.

Смоленск.

Героев помним имена.

Уточнить знания детей о главном городе нашей области. Дать знания о сквере памяти героев, о людях, которые защищали наш город; развивать память , мышление, воспитывать чувство патриотизма, желание защищать родной край.

1. Смоленск на карте Смоленской области.

2.Герб Смоленска.

3.Смоленск- щит город, город-ключ.

4.Сквер памяти  героев: М.И.Кутузов, памятник с орлами М.Барклай-де-Толли, Д.Ниверовский, Д.Дохтуров.

5.Памятник В.Теркину.

Январь

По старой Смоленской дороге. Соловьева переправа.

Чтение стихотворения А.Мишина

«Соловьева переправа».

Уточнить знания детей о главном городе нашей области и о старой Смоленской дороге , которая вела от Смоленска к Московскому княжеству  и столице нашей Родины- Москве. Развивать  мышление,

память, при запоминании населенных пунктов; защитников Москвы. Воспитывать любовь к родному краю.

1.Рассматривание карты –плана старой Смоленской дороги: главный города нашей области, Соловьева переправа.

2.Чтение стихотворения А.Мишина , беседа об авторе, запоминание отрывка.

По старой Смоленской дороге:

Дорогобуж- старинный  русский город. Достопримечательности Дорогобужа.

Уточнить знания детей  о главном городе нашей области  и о старой дороге, которая вела от Смоленска к Московскому княжеству и столице нашей Родины- Москве. Воспитывать любовь к родному краю.

1.Рассматривание карты- плана Старой Смоленской дороги:

главный город нашей области, Дорогобуж.

2.Памятники Дорогобужа: памятник героям 1812 года.

3.Каменных дел мастера. Церковь Петра и Павла.

По старой Смоленской дороге: усадьба Новоспасское-родина великого  композитора М.И.Глинки.

Дать детям знания  о великом Смоленском композиторе, о его родине и доме, а также о его семье. Воспитывать интерес к знаменитым землякам.

1.Рассматривание  карты Старой Смоленской дороги, Новоспасское.

2.Рассказ воспитателя о композиторе.

3.Рассматривание  фотографий дома композитора.

Чтение детям поэмы Н.Рыленкова

«Музыка». Заучивание наизусть  отрывков.

Дать детям знания о том, что Смоляне чтут память великих людей, которые жили на  их земле; упражнять детей в запоминании великих имен, развивать интерес к творчеству Смоленских поэтов. Воспитывать интерес к знаменитым землякам.

1.О композиторе М.Глинке.

2. О доме Глинки.

3.Чтение поэмы.

4.Беседа по содержанию, запоминание  интересных мест.

По старой Смоленской дороге: село Бородино, Болдинский монастырь

Уточнить знания детей о главном городе нашей области, а также о городах и населенных пунктах , которые  также  как и Смоленск стояли на защите Москвы от неприятеля.

Развивать память при запоминании этих мест , воспитывать любовь к родному краю.

1.Рассматривание  карты Старой Смоленской дороги, Болдино.

2.Болдинский монастырь. Крепость для неприятеля.

3.Рассматривание Болдинского монастыря на фотографиях.

4.Болдинский монастырь сегодня.

По  старой Смоленской  дороге: карета Наполеона , поселок Семлево.

Уточнить знания детей  о главном  городе нашей области. Дать детям интересные сведения о Семлевском озере и о карете, которую, возможно утопил Наполеон. Развивать интерес к историческим  фактам. Воспитывать любовь  к родному краю.

1.Старая карта Смоленской дороги.

2.Семлево, Семлевское озеро.

3.Интересный исторический факт.

Чтение поэмы Н.Рыленкова «Баллада о  маленьком разведчике». Заучивание стихов  наизусть.

Продолжать знакомить детей со Смоленскими поэтами и их творчеством, дать знания  о том, как дети-патриоты наравне со взрослыми  воевали с врагом. Развивать интерес к истории родного края, воспитывать желание быть полезным.

1.Н.Рыленков- Смоленский поэт.

2.Смоленская земля-защитница Москвы.

3.Чтение произведения.

4.Разбор  по вопросам.

5. Заучивание отрывков..

Рисование достопримечательностей Дорогобужа и Болдино.

Упражнять в рисовании Смоленских населенных  пунктов и их памятников, монастырей. Развивать чувство ритма, творчество; воспитывать любовь к родному краю

1.Выбор темы , ее обоснование.

Февраль

По старой Смоленской дороге: Вязьма- город и река, секрет названия

Упражнять детей в рассказывании о Смоленске. Дать новые знания о старинном русском городе Вязьма. Узнать откуда пришло название, где селились люди. Развивать интерес к родному городу, его истории.

1.О Смоленске.

2.Старая Смоленская дорога.

3.Города и населенные пункты Старой Смоленской дороги.

4.Старинный город Вязьма. Рассказ о Вязьме с показом  фильма через проектор.

Вязьма. Крепостная стена. Спасская башня.

Закрепить и расширить знания о Смоленской области. Привлечь внимание к старинному городу Вязьма. Рассказать о гербе. Воспитывать любовь к  родному городу.

1.О Смоленске.

2.Смоленская область.

3.История Вязьмы.

4.Секрет названия.

5.Вяземская  крепостная стена.

6.Герб Вязьмы.

Конструирование . Изготовление  башен крепостной стены Вязьмы

 Пользуясь  изготовленными башнями , оформить макет Вяземской крепости по картинке плана,; развивать  чувство сопричастности к истории родного города

1.Составить макет.

Вязьма. Каменных дел мастера.  Иоанно-Предтеченский монастырь.

Закрепить и расширить  знания детей о старой Смоленской дороге, об особенностях архитектуры  населенных  старой Смоленской дороге, об особенностях архитектуры  населенных пунктов. Дать детям знания  о монастырях Вязьмы. Развивать восприятие прекрасного при рассматривании фотографий , альбомов. Воспитывать любовь к родному городу.

1.О Смоленске.

2.Смоленская область.

3.Города и населенные пункты старой Смоленской дороги.

4.Что мы знаем о Вязьме.

5.Каменных дел мастера. Иоанно-Предтеченский монастырь.

Рисование церквей Иоанно-Предтеченского монастыря.

Учить детей рисовать , пользуясь открытками ,  картинками, альбомами , использовать   различные средства изобразительности, развивать чувство  композиции; воспитывать любовь к родному городу.

Центр  Вязьмы.

Троицкий собор.

Вспомнить с детьми полученную информацию о Смоленске и населенных пунктах Смоленской области. Рассказать о Троицком соборе. Кем был построен, когда, полюбоваться его видами на  слайдах. Развивать  интерес к родному городу, воспитывать любовь к родному городу.

1.О Смоленске.

2.О Смоленской  области.

3.Троицкий собор.

Особенность застройки.

Окраина Вязьмы. Церкви  Рождества Христова, Екатерининская, Петра и Павла. Рисование храмов Вязьмы.

Вспомнить с детьми полученную информацию о Смоленске и населенных пунктах  Смоленской области. Пользуясь открытками , рассказать о других церквях Вязьмы, обратить внимание на  чувство композиции и ритма при рисовании . Воспитывать  любовь к родному городу.

1.О Сморленске.

2.О Смоленской области

3.О церквях Рождества Христова, Екатерининской, Петра и Павла.

4.Изодеятельность.

Март

Вязьма. Война 1812 года в Вязьме. Чтение стихов А Ларченкова.

Расширить  и закрепить представления о Вязьме , как щите   Москвы. Рассказать о гербе города. Воспитывать  чувство патриотизма, любовьб к родному городу.

1О гербе.

2.Вязьма в 1812 году.

3.Защитники Вязьмы- Перновский полк.

4.Чтение стихов

о Вязьме А.Ларченкова.

Памятники , посвященные  событиям 1812 года в Вязьме: памятник Перновскому полку и Героям 1812 года.

Расширить и закрепить представления детей о Вязьме,  как щите Москвы, о гербе города. Дать детям представление о памятниках, посвященных  этим событиям. Узнать, где они расположены

Воспитывать чувство гордости за свой город, любовь к родному городу..

1.О гербе.

2.Расскказ о событиях 1812 года в Вязьме .

Знания детей.

3.Рассматривание памятников на фотографиях, слайдах, узнавание  памятников, исторических мест города.

Рисование памятников, посвященных  событиям 1812 года .ВОВ В Вязьме. Зверства фашистов в Вязьме. Показ фильма. Генерал  М.Г.Ефремов.

Пользуясь знаниями , о различных  изобразительных средствах, предложить нарисовать  памятники.  Развивать чувство  патриотизма, любовь к родному городу.

Памятники ВОВ в Вязьме. Танк Т-34, памятник Бауманцам.

Рассказать детям о событиях ВОВ в Вязьме, о том, как страдало население от фашистов, как долго длилась оккупация, о генерале Ефремове и его армии-освободителях горожан. Развивать  чувство патриотизма, любовь и интерес к истории родного города.

1.Герб Вязьмы.

2.ВОВ.

3.Генерал М.Ефремов.

4.Паямтник Ефремову.

Изодеятельность. Памятники , посвященные ВОВ в Вязьме.

Дать детям сведения о других  памятниках, посвященных ВОВ, Рассмотреть  вместе с ними фотографии. Развивать чувство гордости за наших героев. Пользуясь  знаниями и фотографиями  , предложить выбрать изобразительный материал для передачи образа  памятника в работе. Развивать чувство сопричастности к истории родного края.

1.Рассказ детей  о Вязьме в ВОВ.

2.Рассказ воспитателя о памятниках войны. Рассматривание слайдов на проекторе.

Героев помним имена.

Пользуясь полученными знаниями , своими рисунками и открытками предложить рассказать о героях Смоленщины; развивать интерес к знаменитым людям Смоленщины; воспитывать любовь к родному краю.

Апрель

По старой Смоленской дороге: Хмелита- один из крупнейших культурных центров  России.

Дать детям знания о поселке Хмелита- родине писателя Грибоедова.  Рассказать детям о писателе, рассмотреть фильм   о жизни писателя. Показа усадьбы, где писатель проживал.

1.Рассказ о писателе Грибоедове.

2.Показ слайдов  на проекторе.

3.Сравнение  фотографий с планом .

4.Полюбоваться красотой усадьбы.

Село Городок. Адмирал Нахимов. Памятник адмиралу Нахимову в Вязьме.

Заинтересовать детей историей рождения великого адмирала, рассказать о его месте рождения, о его биографии, о морских традициях .Рассмотреть  на фотографиях  памятники Нахимову  в Нахимовском  парке. Воспитывать чувство гордости за великих земляков.

1.Рассказ о детских и юношеских годах жизни адмирала Нахимов.

2.Адмирал Нахимов- великий  военачальник.

3.Памятник Нахимову.

По старой Смоленской дороге .Гагарин- родина  первого космонавта  Ю.А.Гагарина

Рассказать детям о том, кто заложил город Гжатск, о пристани на реке Гжати, о том, какое  значение имел город в 17 веке для развития России. Дать знания о том, почему переименовали город . Рассказать о детстве Ю.Гагарина. Воспитывать уважение  к знаменитым землякам.

1.Петр 1 основатель Гжатска.

2.Гжатская  пристань- главная торговая точка России.

3.Ю.А.Гагарин- первый космонавт. Его имя носит. город .

Гагарин: каменных дел мастера.

Дать детям знания о строительстве церквей в городе Гагарине; познакомить с Казанской церковью, определить особенности постройки, полюбоваться  архитектурной красотой помещения. Воспитывать интерес к архитектурным постройкам.

1.История строительства церквей.

2.Казанская церковь. Архитектурные особенности.

3.Отличать церковь  на фотографиях,  слайдах.

Гагарин- церковь Вознесения.

Дать детям  знания о строительстве церквей в Гагарине; познакомить  с церковью Вознесения; определить  особенности постройки, полюбоваться  архитектурной красотой на фотографии. Воспитывать интерес к архитектурным постройкам.

1.История строительства церквей.

2.Церковь  Вознесения.

Архитектурные

особенности.

3.Отличать церковь на фотографии.

Гагарин. Благовещенский собор.

Дать детям знания о строительстве церквей  в Гагарине, познакомить с Благовещенским собором,  определить  особенности постройки, полюбоваться  архитектурной красотой на фотографии. Воспитывать интерес к архитектурным

постройкам.

1.История  строительства церквей.

2.Благовещенский собор.

Архитектурные

особенности.

3.Отличие  церкви на фотографиях, слайдах.

Гагарин. Памятники  нового времени: памятник Гагарину, дом родителей Гагарина, дом космонавтов.

Познакомить детей с  памятником Гагарину;  домом, где  он жил и родился. Рассказать о детских и юношеских годах  жизни первого космонавта. Показать слайды дома, фотографии его жизни. Воспитывать интерес к  знаменитым  землякам.

1.Рассмотерть фотографии Гагарина.

2.Рассказ о  первом космонавте.

3.Рассматривание коллег Ю.А.Гагарина.

Изодеятельность

«Наши знаменитые земляки»

Предложить детям выбрать  изобразительные средства для передачи образа знаменитых земляков: Нахимов и Гагарина. Воспитывать интерес к истории родного края.

Май

Фольклор Смоленского края: загадки, пословицы, поговорки, сказки.

Познакомить детей со сказками Смоленского края, чтение некоторых из них. Сказать несколько пословиц и поговорок, предложить определить их суть. Отгадывание загадок Смоленского  края. Развивать смекалку. Воспитывать интерес к Смоленскому фольклору.

1.Чтение сказок «Два брата» и «Как доброта красоту понесла на высоту».

2.Определить  смысл пословиц.

3.Отгадывание загадок Смоленского края.

Экскурсия в краеведческий музей.

Дать детям знания о том,  что такое музей и для чего нужны музеи. Привлечь к рассматриванию  композиций  различных залов музея.

Учить находить нужный для себя материал о музее. Развивать  мышление, воспитывать познавательный интерес.

Экскурсия к памятнику М.Г.Ефремову. Возложение цветов к памятнику.

Учить детей поклоняться перед  подвигом великих людей, упражнять  в умении  правильно вести себя  у памятников, воспитывать чувство патриотизма.

1.Беседа  о  герое войны.

Игра-викторина

«По старой Смоленской дороге. Колесо истории»

Выявить  знания детей о Смоленском крае, о городах населенных пунктах, о соборах и монастырях, о памятниках, об исторических   событиях .Воспитывать чувство гордости за свой родной край.

1.Выявить знания детей.

                                            Диагностика   выполнения программы кружка:

Ф.И.ребенка

Знания о Смоленске

Знание о Вязьме

Знания о городах

Гагарин, Дорогобуж

Знают о

памятниках

Знают о героях

Повысился словарный запас

нач.г

кон.г

нач.г

кон.г

нач.г

кон.г

нач.г

кон.г

нач.г

кон.г

нач.г

кон.г

Лакезина Аня

С

В

С

В

В

В

Н

В

В

В

С

В

Журавкова Аня

С

В

В

В

В

В

С

В

С

В

В

В

Любко Женя

С

В

В

В

В

В

В

В

В

В

С

В

Морозова Нина

С

В

С

В

Н

В

С

В

С

В

С

В

Кузьмина Диана

В

В

В

В

В

В

С

В

Н

В

В

В

Орлов Степа

С

В

В

В

С

В

С

В

С

В

С

В

Стопников Саша

С

С

В

С

Н

С

В

С

С

С

С

С

Попов Никита

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Н

С

Сергеев Егор

Н

С

В

С

С

С

В

С

Н

С

С

С

Герасимова Варя

Н

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Н

С

Петков Миша

С

В

В

С

В

В

С

В

В

В

В

В

Куманькова Ева

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

Мушкатов Коля

Н

С

С

С

В

С

В

С

В

С

В

С

Виноградова Надя

Н

С

В

С

С

С

С

С

В

С

С

С

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2-15%

8-57%

4-28%

8-57%

6-43%

-

9-64%

5-36%

-

7-50%

7-50%

-

7-50%

5-36%

2-14%

8-57%

6-43%

-

5-36%

8-57%

1-7%

8-57%

6-43%

-

6-43%

6-43%

2-14%

8-57%

6-43%

-

5-36%

7-50%

2-14%

8-57%

6-43%

-

Высокий

Средний

Низкий

40%

47%

13%

56%

44%

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейное краеведение в ДОУ на примере создания мини-музея "Краевед" в подготовительной группе

В статье представлен опыт работы по созданию краеведческого мини-музея  в подготовительной группе детского сада.  Даны рекомендации по организации работы в мини-музее с детьми дошкольного во...

Рабочая программа кружка «Юный краевед»

   Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и при...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности

Презентация на тему "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности" Из опыта работы...

Конкурс-викторина "Юные краеведы"

Закрепление знаний детей о родном городе...

дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Маленькие краеведы"

«Маленькие краеведы» дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности для детей 5-7 лет...

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством кружковой работы "Юные краеведы".

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны ...

Кружок "В гостях у деда Краеведа!"

Перспективный план кружка...