Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие по коми избе» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Чисталёва Екатерина Ивановна

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komi_izba.doc43 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие по коми избе»

Группа № 7

        Подготовила и провела воспитатель

Чисталёва Е. И.

Сыктывкар, 2019

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Форма проведения: открытое занятие

Цель: Формирование интереса к изучению коми языка через знакомство с коми избой.

 Задачи:

- продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире;

- формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с бытом коми народа;

- расширять кругозор детей;

- расширять представления о родном крае;

- привлекать детей к созданию развивающей среды группы;

-формировать у детей представление о себе как об активном члене коллектива: через участие в проектной деятельности, охватывающей родителей.

Оборудование: ноутбук, проектор, настенный экран, мультимедийная презентация, коми песня, клубок ниток, картинки с изображением предметов быта коми избы, альбом «Предметы быта коми избы».

Предварительная  работа: рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением предметов быта коми избы, беседа «Как жили наши дедушки и бабушки», чтение художественной литературы про Коми край, словесная игра «Назови предмет», домашнее задание «Расскажи о предмете быта коми избы» (каждому ребёнку).

Ход НОД

  1. Организационный момент

Дети садятся на стульчики под коми песню «Марья - Моль».

- Видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте, дорогие дети!

- Ребята, а на каком языке я поздоровалась с вами? (Отвечают)

Верно, я с вами поздоровалась на коми языке. Давайте представимся нашим гостям, а для этого поиграем в игру «Назови ласково друга».

Вы будете передавать друг другу в руки клубочек, и называть рядом сидящего ласково по имени. (Восп-ль начинает)

Проводится эмоциональная игра «Назови ласково друга».

  1. Основная часть

-  Ребята, а в какой республике мы живём?

- Да, наша республика называется Коми, и раньше почти все люди в нашей республике умели разговаривать на коми языке.

- Ребята, в начале занятия вы услышали песенку на коми языке. Вам понравилась песенка? А вы поняли, о чём там пели? Что же надо сделать, чтобы понимать коми песенки и язык? (Отвечают)

- У нашей Коми республики, как и у других республик, есть своя история, свои сказки и песни, свой язык. Знание коми языка поможет вам лучше узнать коми край, коми сказки и песенки, вы сможете общаться друг с другом на коми языке.  

- Ребята, скажите, пожалуйста, у кого в семье родные разговаривают на коми языке? Поднимите руки. (Поднимают) Кто из членов семьи, назовите. (Называют)

Я сегодня хочу вас пригласить в одно интересное место, а куда – узнаете, если отгадаете загадку:

Она очень хороша, и уютна, и крепка.

В каждой есть окно и вход,

В каждой кто-нибудь живёт.

- Да, ребята, это загадка про коми избу (слайд 1) 

- Ребята, сегодня мы познакомим наших гостей с предметами быта коми избы, и к концу нашего занятия сделаем альбом, который так и будет называться: «Предметы быта коми избы». Ну что, начнём?

Обсуждение слайда 1. Из чего строили избы? Для чего использовали их люди?

На коми языке изба называется КЕРКА. Давайте повторим вместе: керка.

- Сегодня я вас научу здороваться по коми, чтобы вы смогли поприветствовать своих родных, друзей и знакомых.  В коми языке живут трудные звуки, и чтобы наши весёлые язычки красиво смогли их произнести, мы сейчас поупражняем их и поиграем в игру «Эхо». Все знаете, что такое эхо?

- Вы будете моим эхом. Если я говорю тихо, эхо тоже повторяет тихо, если громко, эхо тоже повторяет громко. Готовы?

Фонетическая игра «Эхо» 

 - Видза – дети поворяют за восп-лем громко, тихо, шёпотом.

- Ой, какое красивое эхо получилось, лучше, чем в лесу! Правда? Чтобы красиво научиться говорить по коми, надо очень внимательно слушать. Послушайте и посмотрите, как я это делаю.

-  Видза оланныд! Здравствуйте! Видза оланныд! Попробуем вместе (громко, тихо, шёпотом).

- Молодцы, хорошее эхо у нас получилось.

Давайте отдохнём, сделаем физминутку. Вставайте возле стульчиков.

Дружно встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись,

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо-влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели – встали, сели – встали,

И на месте побежали.

- А сейчас я вам хочу прочитать стихотворение про коми тайгу, послушайте.

Я иду землёю Коми,

Древняя тайга кругом.

Лес такой – могуч, огромен.

Есть ли где в краю другом.

- А на коми языке это стихотворение звучит так:

Коми му кузя ме муна,

Гöгöр сулалö сьöд вöр.

Вöрыс вывтi – вывтi уна,

Сыысь унаыс оз тöр.

- Красиво звучит стих-е на коми языке?

- Внешний вид избы мы с вами посмотрели, пора и внутрь заглянуть.

Слайд 2

- Вот как выглядит коми изба изнутри.

- Рассмотрите внимательно, какие предметы находятся в избе. И попробуйте отгадать загадки. Отгадки вы найдёте внутри избы.

1.  Сама не ест, а всех людей кормит. (Ложка – пань) – повторяем вместе

2. Что за птица, в которой соль хранится. (Солонка – сов доз) -- вместе

Слайд 3

3.  В избе стоит, всяк на ней сидит. (Лавка – лабич) -- вместе

Слайд 4

4. В каждой коми избе есть толстая Маланья, которая кормит и греет. (Печка – пач) – вместе.

- А для чего в избе нужна печка? (Обсуждаем)

- Какие предметы мы ещё видим в коми избе? (Называют, выходит и рассказывает подготовленный ребёнок)

- Молодцы, ребята все предметы назвали. А кроме предметов быта кого мы ещё видим в избе? (Папу и маму). Обратите внимание на их одежду. Мы сейчас одеваемся так? (Нет)

- Ребята, они одеты в коми национальный костюм. У мужчин и женщин он разный. С мужским костюмом нас познакомит Захар.

- Рассмотрите женский костюм. Из чего он состоит? (Называют)

(По мере представления детьми предметов быта коми избы восп-ль вкладывает картинки в альбом).

- Ребята, посмотрите, а наш альбом уже готов! Я хочу поблагодарить вас и ваших родителей за создание альбома для нашего коми уголка. Вы молодцы!

  1. Итог

- Ребята, о чём мы сегодня говорили? Что вам запомнилось? Что узнали нового и интересного? Что мы сегодня сделали для нашей группы?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в страну Математики" в подготовительной группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в страну Математики" в подготовительной группе...

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое пылесоса" в подготовительной группе

Цель: Развитие умения ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос. Задачи: 1.       СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ·...

Конспект по познавательному развитию "Путешествие в мир подводного царства" (подготовительная группа)

Закрепить знания детей об обитателях Черного моря и аквариума; уточнить отличительные особенности морских от аквариумных рыб....

Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие по островам знаний», в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Цель: Выявление знаний, умений, навыков воспитанников подготовительной к школе группы за пройденный период учебного года.Задачи:1.Обучающие задачи: Закрепить счет до 10; упражнять в количественно...

конспект интегрированной деятельности по познавательному развитию "Путешествие на космическом корабле" в подготовительной группе

знакомство детей с историей освоения космоса, расширение представлений о современных профессиях в космосе....

План-конспект по познавательному развитию «Путешествие по реке Волга» в подготовительной группе.

Развивать познавательный интерес в процессе эксперементирования с камнем, песком, бумагой....