Рабочая программа по художественно – эстетическому воспитанию детей посредством театрализованной деятельности " Петрушка"
рабочая программа (подготовительная группа)

Максимова Татьяна Викторовна

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области

                  Утверждено

Заведующий МДОУ «Сказка»

_________Е.А. Мирошкина

                                                                                    2019г.

Рабочая программа по художественно – эстетическому воспитанию детей посредством театрализованной деятельности

" Петрушка"

(региональный компонент)

Составитель:   Воспитатель высшей

квалификационной категории

Максимова Татьяна Викторовна

2019 – 2020 уч. год

Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………..…………..3

Перспективное планирование театральной деятельности в подготовительной к школе группе 6-7 лет ………………………………………………………….... ..5

        Список использованной литературы……………………………………………12

Пояснительная записка

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Всякий родитель, хоть раз побывавший на утреннике в детском саду, подтвердит, что дети дошкольного возраста способны разыграть довольно сложные пьесы и спектакли, действовать слаженно, произносить без запинки длинные монологи. Участие в коллективном художественном действие дает возможность детям почувствовать положительно окрашенные эмоции с особой остротой, дарит ощущение радости, предвкушение чего-то яркого, интересного, прекрасного.

Именно поэтому театральное искусство близко и понятно детям, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др).  Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи ребенка, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.

Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.

Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.

Развивающие:

Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными кукла Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

Воспитывающие:

Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.

Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.

Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.

Ожидаемый результат:

  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации);
  2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии);
  3. Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Перспективное планирование театральной деятельности в подготовительной к школе группе

МЕСЯЦ

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

ОКТЯБРЬ

Логоритмические упражнения:

«Урожай»; «Винегрет и борщ».

Диалог: «Перец»; «Домовята и каша».

  • Преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Ритмопластика

Игры: «Ходим кругом»,  «Художница Осень».

  • Учить детей «снимать» зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими детьми.

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ:

Упражнения: «Чудо лесенка»;

«Мыльные пузыри».

  • Развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию, речевой посыл) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Творческие игры со словом: "Вкусные слова"

  • Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами.

Игры пантомимы:

«Глухая бабушка», 

«Тише» 

  • Развивать активность и инициативность  детей.

Театральные этюды: «Солнышко», «Сочиним историю».

  • Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Театральная игра: «Веселые обезьянки»

  • Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Чтение сказки «Мешок яблок».

Драматизация сказки «Мешок яблок».

  • Познакомить детей со сказкой «Мешок яблок».
  • Добиваться сведения всех эпизодов сказки. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел.

НОЯБРЬ

 Логоритмические упражнения:

«Мы листочки»; «За малиной».

Диалог: «Здравствуй, Осень!»; «Лис и мышонок»

  • Преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Ритмопластика

Игры:  «Заяц и охотник»; «Баба Яга».

  • Учить детей ориентироваться в пространстве; равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ:

Упражнения: «Эхо»; «Считай до пяти».

  • Развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию, речевой посыл) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками..

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Творческие игры со словом:

"Сочини предложение".

  • Учить детей составлять предложение, развивать воображение, навыки

Игры пантомимы: «Ласка», «Вкусные конфеты».

  • Развивать активность и инициативность  детей.

Театральные этюды: «Ой-ой, живот болит», «Я так устал».

  • Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Театральная игра: «Поварята»

  • Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Рассказывание сказки «Лиса и волк» (настольный театр).

  • Воспитывать желание детей рассказывать и показывать сказки другим детям.

ДЕКАБРЬ

Логоритмические упражнения:

«Санки»; «Снежинки»; «Воробей».

Диалог: «Снегурочка»

  •  Преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Ритмопластика

Игры: «Пингвины на льду»,

 «Руки-ноги».

  • Учить детей сочетать движения и речь,  развивать внимание и быстроту реакции.

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ:

Упражнения: «Самолет»; «Самовар»

  • Развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию, речевой посыл) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Творческие игры со словом:

"Сочини сказку".

  • Развивать воображение, фантазию, образное мышление.

Игры пантомимы: «Кто живет в Африке?», «Муравейник».

  • Учить свободно двигаться, используя все окружающее пространство; формировать навыки импровизации.
  • Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли.

Театральные этюды: «Спаси птенца», «Глаза в глаза».

  • Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Театральная игра: «Угадай, что я делаю».

  • Развивать память, воображение детей.

Чтение сказки «Морозко» 

Рассказывание сказки «Морозко» (настольный театр).

  • Развивать разговорную речь. Закрепить у детей представление о том, что в сказке есть мудрое поучение.
  • Воспитывать желание детей рассказывать и показывать сказки другим детям.

ЯНВАРЬ

Логоритмические упражнения:

«Теплоход»; «Самолёт».

Диалог: «Паровоз».

  •  Преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Ритмопластика

Игры: «Смелые мышки»,  «Снежинки».

  • Развивать образное мышление детей. Двигательные способности детей.
  • Развивать фантазию.

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

Упражнения:  «Снежки»,

«Колыбельная».

  • Развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию, речевой посыл) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Творческие игры со словом:

«Вопрос – ответ».

  • Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.

Игры пантомимы: «Мухи»,

 «Жадный пес».

  • Развивать пантомимические навыки и творческое воображение;
  • Развивать пантомимические навыки.

Театральные этюды: «Танец морских волн», «Утешение».

  • Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Театральная игра: «Метелица».

  • Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами.

Чтение сказки «Кот, петух и лиса».

Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» (Пальчиковый театр).

  • Вспомнить содержание сказки.
  • Продолжать воспитывать желание детей рассказывать и показывать сказки другим детям, развивать разговорную речь.

ФЕВРАЛЬ

Логоритмические упражнения:

 «Медвежата».

Диалог: «Лиса и заяц».

  •  Преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Ритмопластика

Игры: «Животные во дворе»,

 «Вороны».

  • Развивать воображение, выразительность жестов.
  • Учить произносить тексты с различной силой голоса и интонацией, сочетать движения и речь.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

Упражнения: «Колокольчики»; «Чайник».

  • Развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию, речевой посыл) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками.

Творческие игры со словом:

«Придумай диалог».

  • Строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.

Игры пантомимы: «Сугроб»,

 «Медвежата».

  • Развивать пантомимические навыки, воображение; воспитывать коммуникативность;
  • Развивать пантомимические навыки.

Театральные этюды: «Новая кукла», «Баба – Яга».

  • Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Театральная игра: «Одно и то же по-разному».

  • Развивать воображение, фантазию детей.

Чтение сказки «Под грибом».

Рассказывание сказки «Под грибом» (Теневой театр).

  • Вспомнить содержание сказки.
  • Познакомить детей с теневым театром, продолжать воспитывать желание детей рассказывать и показывать сказки другим детям, развивать разговорную речь.

- продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности (мягкая игрушка); навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать моторику рук в сочетании с речью.

- развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей с новыми скороговорками, с движениями животных.

- Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

- Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных.

МАРТ

Логоритмические упражнения:

«Помогаю маме».

Диалог: «Весна»

  • Преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Ритмопластика

Игры: «Зернышко», «Летает — не летает».

  • Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.
  • Развивать логическое мышление, воображение;

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

Упражнения: "Эхо", «Резиновые игрушки».

  • Развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию, речевой посыл) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Творческие игры со словом:

«Похожий хвостик».

  • Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.

 Игры пантомимы: «Загадка»,

 «Если бы……..".

  • Развивать пантомимические навыки

Театральные этюды: «Медвежата», «Фокус».

  • Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Театральная игра: «Превращение предмета».

  • Развивать воображение, фантазию детей.

Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Драматизация «Заюшкина избушка» (театр на гапите).

  • Познакомить детей с театром на гапите.
  • Продолжать воспитывать желание детей рассказывать и показывать сказки другим детям, развивать разговорную речь.

АПРЕЛЬ

Логоритмические упражнения:

«Весенняя телеграмма» - Азбука Морзе; «Веснянка».

Диалог: ( инсценирование) : «Медведь и солнце».

  • Преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Ритмопластика

Игры: «Волшебное превращение»,

 «Руки-ноги».

  • Учить детей чувствовать, понимать и сопоставлять характер музыки с образом животного.
  • Рразвивать внимание и быстроту реакции.

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

Упражнения: «Колыбельная»; «Косари»

  • Развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию, речевой посыл) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Творческие игры со словом:

Игра: «Ручной мяч».

  • Пополнить словарный запас, развивать быстроту реакции.

Игры пантомимы:  «Загадки без слов», «Утренний туалет».

  • Развивать выразительность мимики и жестов.

Театральные этюды: «Один дома», «Лисичка подслушивает».

  • Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Театральная игра: «Морское путешествие».

  • Дать детям возможность представить себя в образе матросов. Развивать фантазию и воображение, внимание, память, общение.

 

 Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

 Сказка «Дюймовочка»

(спектакль).

  • Познакомить детей со сказкой.
  • Учить с помощью мимики, интонации передавать характер персонажей, их отношение к людям.

МАЙ

Логоритмические упражнения:

«Воробей»; «В лесу».

Диалог: «Воробей и синица»

  • Преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Ритмопластика

Игры: «Пальма», «Японская машинка».

  • Развивать пластическую выразительность.
  • Развивать координацию и быстроту движений.

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

Упражнения: «Косари», «Резиновые игрушки».

  • Развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию, речевой посыл) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Творческие игры со словом:

Игра: «Фантазии о ….»

  • Развивать воображение, фантазию, связную образную речь, развивать способность представлять себя другим существом или предметом.

Игры пантомимы: «Пантомимы».

  • учить детей элементам искусства пантомимы , развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа

Театральные этюды: «Соленый чай», «Новая девочка».

  • Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Театральная игра: «Любитель-рыболов».

  • Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.

Чтение сказки «Лесная школа».

Драматизация сказки «Лесная школа».

  • Познакомить с новой сказкой.
  • Развивать творчество, учить импровизировать.

Литература:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. Сада. – М: Просвещение.
  2. Гончарова О.В. театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / Под ред. О.В. Гончаровой. – М.: ТЦ Сфера;
  3. Доронова Т.Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет: учеб.-метод. пособие – Т.Н. Доронова. – М.: Обруч.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ "Сфера";
  5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. -М: издательство «Гном и Д».
  6. А.В. Щеткин. Театральная деятельность в детском саду. – Москва.: Мозаика-стнтез, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора

«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук)   «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...

Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...

Учебная рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (раздел «Музыкальная деятельность»).

Учебная рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (раздел «Музыкальная деятельность») направлена на реализацию образовательной программы ДОУ....

рабочая программа по художественно-эстетическому воспитанию

рабочая программа по художественно-эстетическому воспитанию для детей 4-5 лет...

Рабочая программа по художественно -эстетическому воспитанию для средней группы.

Работа с бумагой. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фа...

Рабочая программа по художественно -эстетическому воспитанию для средней группы.

Цель программы: развитие художественного воображения, фантазии и эстетического вкуса, конструкторского мышления – из частей собрать целое,развитие моторики пальцев рук и тактильных ощущений...

Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность»

Рабочая  программапо теме«Эстетическое воспитание старших дошкольников  через музыкально-театрализованную деятельность»...