Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем. "Шерсть"
план-конспект занятия (средняя группа)

Тотиева Анжела Анатольевна

Уточнить знания детей о происхождении шерсти. Знакомить детей с обработкой шерсти, изделиями, полученными из нее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_oznakomleniyu_s_rodnym_kraem.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 с.Камбилеевское»

Конспект НОД по ознакомлению с Родным краем

Тема: «Шерсть. Одежда»

Подготовила воспитатель Тотиева А.А.

2019 год.

Программное содержание:

Уточнить знания детей о происхождении  шерсти. Знакомить детей с обработкой шерсти, изделиями, полученными из нее.

Оборудование: предметы – веретено, тактильные дощечки, кукольные постельные принадлежности из шерсти, игрушка овца, картинки с изображением одежды и обуви осетин,

ХОД НОД.

Пальчиковая гимнастика.

Бирæгъæй нæ сæгъ лыгъди,

Бирæгъ тынг зæронд уыди,

Сæгъыл худт, гæппытæ кодта,

Цуанонмæ нæ сæгъ ызгъордта.

В группе на столе разложена разнообразная выставка вещей из шерсти. Загадать детям загадку об овце:

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. А затем на осетинском языке

Фыс  æй  аппары,  лæг  хæдон  кæны.

- О ком эта загадка?        

- Зачем нужны овцы? - Дают нам шерсть.

- Зачем нужна шерсть? - Ответы детей.

- Посмотрите, ребята, сколько здесь у нас разных вязаных шерстяных вещей. Скажите, а чем раньше были эти кофты, жилеты, носки? - Нитками.

- А чем были нитки? - Шерстью.

- Чья эта шерсть? - Барана, овцы.

- А знаете, ребята, как трудно получить из шерсти нитки и как много надо для этого работать.

Издавна наиболее важным промыслом в быту осетин была обработка шерсти. В хозяйстве осетин она находила очень широкое применение.

- Назовите вещи, постельные принадлежности, в которых используется шерсть.

- Матрацы, одеяла, подушки, разные предметы одежды.

Шерсть собиралась два раза в год – весной и ранней осенью. Весной собиралась шерсть во время линьки – свободно отделяющуюся  шерсть (фист), ощипывали с овец. Сезон стрижки начинался в середине августа. Стригли овец специальными ножницами. Это была очень тяжелая работа. Шерсть каждой овцы (фаем) наматывали в отдельный клубок

 – руно (хьуын).

ПОКАЗ  КАРТИНЫ «СТРИЖКА ОВЕЦ»

Слышится стук в дверь.

- Ребята, кажется, к нам пришел гость, А… это бабушка Нана.

НАНА: Здравствуйте, мои дорогие. Я пришла рассказать вам про шерсть. Вам интересно? Тогда слушайте.

Прежде чем из шерсти хотели что-то сделать, она сортировалась по цвету, качеству и длине. Шерсть с грубым ворсом шла на войлок (нымат). (Показывает кусочек войлока). Остальная шерсть шла на сукно. Причем весенняя шерсть была более прочной.

Перед употреблением шерсть подвергалась тщательной мойке. (Показывает немытую шерсть), Она промывалась несколько раз в горячей  воде с мылом, затем сушилась на солнце.

Сбившуюся и свалявшуюся шерсть хорошо раздергивали руками. А затем расчесывали (пырдтой) на чесалке (пиран), Нана показывает действия с чесалкой. После чесалки шерсть взбивалась специальными палками. Шерсть наматывали на руку, и в таком виде она хранилась до прядения. Вслед за этим женщины приступали к прядению ниток из приготовленной шерсти. Прядение осуществлялось при помощи деревянных ручных веретен (алхуый, показывает). Из этих ниток ткали домотканое сукно, на специальных ткацких станках (тынуа-фан), сделанных тоже в домашних условиях. Сотканное сукно мыли в теплой мыльной воде, топча ногами, чтобы сделать его мягче.

Из домотканого сукна осетины шили всю необходимую одежду – черкески, бешметы, рубашки, штаны, башлыки. Из него изготавливали и отдельные предметы женской одежды (показать картинки). Домотканое сукно использовалось также при пошиве обуви – из него шили ноговицы (зангайгга), теплые чувяки (фаемын дзабырта). (Показывает образцы одежды).

НАНА: Теперь, давайте, немного отдохнем и поиграем.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ЧТО ЛИШНЕЕ».

(С предметами одежды осетин и современной одеждой).

НАНА: Отдохнули, теперь слушаем дальше. Большое место среди домашних промыслов осетин занимало войлочное производство. Войлок валяли из грубой шерсти. Процесс изготовления войлока следующий. На полу раскладывалось несколько циновок, скрепленных между собой, а на них равномерно тонкими пластами укладывали распущенную шерсть. Разложенную в пласты шерсть слегка обрызгивали теплой водой, затем всю эту массу сворачивали в трубку и начинали укатывать взад – вперед.

Когда шерсть была скатана и уваляна до надлежащей плотности, полученный войлок мыли и усердно мяли ногами. Затем верхнюю лохматую часть войлока начесывали щеткой, а нижнюю пуховую опаливали на медленном огне для уничтожения отдельно торчащих косиц. Из этого войлока шили бурки. (Показывает). Мужчина – осетин никогда не расставался с буркой: ни в работе, ни в пути. В походных условиях, она для него была незаменимой вещью. От дождя и снега бурка служила ему непромокаемым плащом, покровом от летнего зноя, защитой от холодного ветра.

В пути заменяла также постель: половину бурки стелил под собой, а другой половиной укрывался, что давало ему возможность ночевать даже под открытым небом.

Войлок представлял в хозяйстве большую ценность. Бедные осетины за неимением другой постели использовали войлок в качестве матрацев и одеял.

- А сейчас я хочу посмотреть, узнаете ли вы на ощупь войлок среди других материалов или нет.

Тактильные дощечки: мех, войлок, байка, замш, вельвет.

Нана продолжает свой рассказ.

Войлоками, разрисованными  разноцветным растительным орнаментом, осетины украшали стены своих жилищ, а узкими войлочными дорожками – полы комнат.

Большими войлоками, украшенными орнаментом, осетины покрывали свои кибитки. Зимой войлок предохранял сидящих в арбе от холода, а летом – от дождя и зноя.

Очень широко использовали войлок для производства шляп (нымат худ). (Показывает войлочную шляпу). Для их формировки применялись специальные  болванки (къуыдыр).

HAHA продолжает.

Из шерстяных ниток осетинки вязали женские платки, шарфы, косынки, теплые носки, рукавицы, перчатки и т.д. Все эти вещи были изящны и красивы.

- И сегодня очень многие осетинки вяжут разные предметы одежды, которые мы с вами с удовольствием носим.

- Ребята, назовите мне пять шерстяных предметов.

Дидактическая игра «Назови пять шерстяных предметов»

- Молодцы, ребята, давайте мы еще раз рассмотрим и назовем предметы одежда на нашей выставке. Скажите, чем хороши вязаные шерстяные вещи?

- Красивые, удобные, теплые.

- А чем плохо? – долго нужно вязать, при стирке шерстяные вещи садятся.

Проблемная ситуация:

- Как дольше сохранить шерстяные вещи? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте, ребята, поблагодарим Нана за хороший рассказ о шерсти, за интересные задания дня вас. До свидания, Нана.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, вспомните:

- Что НАНА рассказывала о стрижке овец? (Ответы детей)

- Чем расчесывали шерсть? (Ответы детей)

- Что делали из грубой шерсти (Ответы детей)

- Как изделия из шерсти использовались горцами? (Ответы детей)

Молодцы!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем на 2014-2015 учебный год в подготовительной группе.

В материале представлен план работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с родным краем....

Перспективное планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем детей старшей группы

Формирование исторического и патриотического сознание дошкольников очень важная составляющая развития личности ребёнка. Поэтому необходимо включать разнообразные виды деятельности по освоению основ кр...

содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем в старшей группе.

Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем на 2016 – 2017 учебный год в старшей группе № 3 «Радуга».Календарный периодблокНеделя Содержание образовательной деятельност...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Улицы родного города" (подготовительная группа)

Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств невозможно без изучения истории своей малой родины, своего родного города. Ознакомление детей с достопримечательностями, природой, культ...

Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем в средней группе по программе "От рождения до школы" под. ред. Н. Е. Веракса.

Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем в средней группе по программе "От рождения до школы" под. ред. Н. Е. Веракса....

Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем

Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем Календарный период блок Неделя Содержание образовательной деятельности НОД Образовательная деятельность в режимных моме...