ИГРА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (подготовительная группа)

Старова Саглара Владимировна

Формирование у ребёнка дошкольного возраста  этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА КАК  ОДИН  ИЗ  МЕТОДОВ  ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Старова Саглара Владимировна, г.Анадырь

«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

                                                                                                       С.Т.Шацкий

   В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда материальные ценности стали доминировать над духовными  и привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Работая в рамках повышения уровня качества реализации ФГОС, мы остро стали ощущать в области «Социально-коммуникативное развитие» нехватку у детей социально-нравственных ценностей и несоответствующий уровень знаний дошкольников о культуре нашего народа, края.

 Одним из важных направлений воспитания в моей педагогической деятельности является формирование у ребёнка дошкольного возраста  этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. В связи с этим была определена актуальность темы:

- недостаточное знание детей и родителей национальных традиций, культуры;

- недостаточное умение играть в национальные игры и игрушки в семьях и детском саду;

- недостаточное обогащение материального, методического обеспечения с учётом региональных особенностей в ДОУ.

     Целевой направленностью стало формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через   игровую деятельность.

     Для достижения цели были поставлены задачи: 

- построить систему по формированию этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через игру;

- анализ и выбор оптимальных приемов, средств, технологий воспитания и обучения;

 - повысить профессиональную  компетентность педагогов ДОУ в области  этнокультурного воспитания дошкольников (развивать творческую, педагогическую, инновационную деятельность педагогов в реализации  этнокультурного  компонента);

- организовать  взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, оказать им консультативную помощь по данной теме;

- построить  развивающую среду ДОУ с учетом региональных особенностей.

  Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края. Такие основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культуросообразность, гуманизация и гуманитаризация предполагают приобщение ребенка к национальным ценностям, формирование у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов, его самоопределение в условиях поликультурной среды.  Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, в присвоении общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры.

    Многонациональный и многоконфессиональный состав населения Чукотки создает среду, которая способствует приобщению ребенка к национальным и общенациональным ценностям. При этом объективно история и культура народов севера  стали ведущим фактором, определяющим специфику области в целом и наполнении в качестве регионального компонента содержания образования. Овладение этим компонентом одинаково важно для всех дошкольников. Для детей  это станет средством познания своих корней, формирования ментальности, жизненных планов, осознания неразрывной взаимосвязи жизни народов севера с жизнью всего российского народа. Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки. Родная культура входит в сознание человека вместе с генами отца и матери.

    Одним из эффективных методов воспитания у детей нравственно - патриотических чувств, интереса и любви к родному краю является игра. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Игровая деятельность формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Именно в игре происходит формирование положительных личностных качеств и социализация его как члена сообщества людей. 

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т.к. игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является его деятельностью.

     Игры детей Крайнего Севера разнообразны по своему содержанию и по организационным формам их проведения. Основным отличительным признаком является разнообразие движений, включающие в себя естественные свойственные человеку.

   Традиционное распределение труда вносило определенные направления уклада жизни северных народов. Все это накладывало свой отпечаток на воспитание детей.

   С первых же лет ребенок привыкал к низким температурам. Исключительная устойчивость к холоду вырабатывалась постепенно и обусловливалась, прежде всего, природно-климатическими условиями Севера, кочевым образом жизни и бытовой культуры.

   Мальчики получали свои арканы (первые) из веревки в самом раннем возрасте. В 5-6 лет ребенку отец или дед сплетал аркан из кожи. Игры с арканом носили характер состязаний. Соревновались в меткости, набрасывая аркан на движущуюся мишень. Взяв в руки рога, дети, подражая поведению оленей в стаде, стремились увернуться от аркана.

      Чукчи, эскимосы большие любители спорта и все свое свободное время проводили в физических играх, состязаниях. Все это способствовало физическому развитию детей.

       И в наши дни занятия коренных жителей промыслом, сопряжены со многими опасностями и требуют огромного мужества, выносливости, силы. Вот почему чукчи, эскимосы, коряки бережно сохраняют лучшие национальные традиции и стараются воспитывать молодое поколение сильным, ловким и выносливым. Игры с чаатом, борьба, бег, гонки на оленях и сейчас являются обязательной частью любого торжества.

     По достижению детьми 9-11 летнего возраста, родители берут их в стадо и учат там настоящей пастьбе оленей. Один старый охотник, сказал: «Игра – труд детей. Если дети во время игры научаться метко накидывать аркан на рога оленя, то они будут хорошими оленеводами».

   В традиционных играх у коренных жителей много общего, в физическом воспитании выделяются игры с учетом основных движений: бег, прыжки, подскоки ходьба на лыжах, игры с палочками, камешками, мячом. Поражает разнообразие их тематика и педагогическая целесообразность.   Проявляется один из особо важных навыков – самоутверждение и стремление к жизни. На это способен физически крепкий, мужественный и сильный человек.

   В детском саду стало традицией включать в сценарии праздников и развлечений  спортивные состязания, национальные игры, физические упражнения с национальными атрибутами (аркан, оленьи рога, камни), вызывают огромный интерес у детей, и как правило, проходят с большим успехом, тем самым возбуждая у детей интерес к национальной культуре. В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности используются народные подвижные игры: «Белые медведи», «Чайки и буря», «Богатый улов», «Орёл и воронята», «Лиса и евражка», где  дети не только укрепляют здоровье, но и развивают ловкость, глазомер, меткость и быстроту. Физкультурные досуги, таких как, «Водный мир Севера», «Мы мороза не боимся», «Приглашаем к нам на Север», способствуют расширению представления о водном мире Севера, о его обитателях, закрепляют умение имитировать движения животных, воспитывают любовь к родной природе, умение видеть её красоту, желание беречь.

    На базе детского сада проводился национальный праздник «Кильвэй», где проводились спортивные состязания – «Молодой охотник», «Тройной прыжок», «Перетягивание каната», «Молодой оленевод», «Прыжки через чаат», «Оленьи упряжки» и подвижная игра «Анкальык». Мероприятие было украшено песнями «Оленёнок», «Тундра, позови меня» и народными танцами.

      В своей работе я широко применяю и устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа. Знакомя детей с народными традициями, заучиваем пословицы, поговорки, заклички, проводится организация детских фольклорных и обрядовых праздников, развлечений. Предварительная работа, которая предшествует таким праздникам, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять словарный запас. Для того, чтобы донести до понимания дошкольников красоту и своеобразие чукотского фольклора  в образовательном процессе используется рассказывание и инсценирование сказок народов севера: «Играй, сказка», «Жадный глухарь» - по мотивам эвенского фольклора, «Путешествие в страну вечной мерзлоты», «О чём поёт бубен?» и т.п. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

      В работе с детьми особую роль отводится дидактическим играм. Детям полюбились такие игры, как: «Кто на Севере живёт?», «Сложи орнамент», «Где пригодиться?», «Кто не боится холода?», «Доктор Нехворайкин – наш Северячок», «Как Северячок следы распутывал». Благодаря таким играм дети учатся наглядно ориентироваться на плоскости по следам некоторых северных животных, складывать несложный северный орнамент, овладевают элементарными знаниями о диких животных Севера.

     Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Родители – северяне поощрительно относятся к детским играм, имеющим промысловый характер. Они видят в них одно из средств воспитания в детях любви к тундре и тайге, оленеводству, охоте, рыбному промыслу, привития им навыков, необходимых для будущей трудовой деятельности.

   Использование потенциала семьи осуществляется путём:

- привлечения родителей к участию во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой;

-предоставления родителями альбомов с фотографиями предметов быта и искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду.

    Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что в свою очередь формирует положительное отношение друг к другу. Был составлен и реализован план работы с родителями по формированию этнокультурной компетентности детей. Разработаны консультации для родителей: «Формирование этнокультурной компетентности детей среднего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности», «Знакомство дошкольников среднего возраста с культурой других народов», «Приобщение детей к народной культуре и традициям». Проводились анкетирования родителей по темам: «Культура народов Севера», «Приобщение к основам чукотской народной культуры», «Народное искусство в жизни вашей семьи». Оформлялись альбомы, папки-передвижки «Одежда народов Севера», «Интересная культура» и др.

    Анализируя систему работы по формированию этнокультурной компетенции можно отметить, что включение в работу инновационных форм организации обучения позволяет ориентировать образовательные задачи на уровень развития и темп обучаемости каждого ребёнка.

   Эффективность моей работы связана с тем, что представленная система работы по формированию этнокультурной компетенции детей имеет положительный результат, когда не только дети, но и сами взрослые: родители и педагоги оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества. Также, немаловажным является взаимодействие ДОУ, семьи и культурных центров по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста, обеспечивающее создание единого образовательного пространства в поликультурном обществе.

Литература:

1. «Материалы и культура чукчей» В.Тан-Богораз ВЛИ «Наука», Москва, 1991г.;

2. «Самый сильный, самый ловкий», В.Леонтьев, г.Магадан, 1979г.;

3. «Праздники и игры науканских эскимосов», И.Автонова; Региональные проблемы образования, родные языки, традиционная культура народов Чукотки. Ч. 2. Анадырь, 1993.

4. «История Чукотки», Г.Н.Диков; Просвещение на Крайнем Севере: Сб. ст.- JL: ДЛИ, 1987г.;

5.  «Северячок», региональная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста, учебно – методический комплект, г.Магадан, 2001г.;

6.  «Детские народные подвижные игры: Книга для воспитателей детского сада и родителей» / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., М.: Просвещение, 1995г.

7.  «Народное искусство в воспитании дошкольников»/ под редакцией Комаровой Т.С., М.:Педагогическое общество России, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициямФормирование этнокультур...

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)».

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)»....

Мастер-класс «Игры, направленные на этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрожде...

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)».

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)»....

Консультация для воспитателей «Приобщениек национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Приобщениек национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетентности  детей дошкольного возраста»...

Тема: Влияние сюжетно ролевой, подвижной, дидактической, театрализованной игры на развитие компетентности детей дошкольного возраста

Тема: Влияние сюжетно ролевой, подвижной, дидактической, театрализованной игры на развитие компетентности детей дошкольного возраста Цель: Определение проблем, путей и способов улучшения работы п...