Проект на тему "Мой край"
проект (старшая группа)
Данный проект направлен на ознакомление дошкольников с культурой родного края.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«НАШ КРАЙ»-
«Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями ЧУВАШСКОГО НАРОДА»
Паспорт программы
Автор | Лариса Валентиновна Калягина |
Название программы | «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями чувашского народа» |
Участники | Воспитанники, родители и специалисты МБДОУ «детского сада № 34» |
Цель | приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре, традициям чувашского народа |
Задачи
| Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с культурой чувашского народа. Организовать мини-музей «Моя Чувашия». Разработать перспективный план по ознакомлению воспитанников старшего дошкольного возраста с обычаями, традициями чувашского народа. Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с традициями чувашского народа. |
Направления реализации программы | Работа с дошкольниками Работа с родителями Работа с педагогами Работа над предметно-развивающей средой |
Принципы реализации | 1. Принцип энциклопедичности. 2. Краеведческий (региональный) принцип. 3. Принцип интеграции. 4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры. 5. Тематический принцип – деление материала на основные темы. 6. Принцип наглядности. |
Этапы реализации программы | Реализация проекта рассчитана на один год: с октября по май и включает в себя три этапа: 1 этап. Организационно – подготовительный (октябрь-ноябрь). Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме. Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта. 2 этап – технологический (Основной) декабрь-май – Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание уголка краеведения в группе. Разработка форм работы с детьми, родителями; Составление перспективного планирования на учебный год. Разработка диагностического материала по теме; Разработка конспектов занятий, бесед, праздников; Разработка и изготовление практического материала (дидактических игр); Подбор подвижных игр для детей; Подбор материалов для педагогов и родителей; Сбор и оформление наглядного материала. 3 этап – реализация проекта - содержания проекта. 4 этап – Заключительная Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Презентация опыта работы педагога по проекту. Создание мини-музея в группе. |
Ожидаемый результат | Обобщение и систематизация знаний у старших дошкольников о традициях чувашского народа. Воспитание патриотических чувств: любви к близким людям, к родному городу, краю. Дети познакомятся с жизнью и бытом коренных жителей -чувашей, с традиционным праздниками «», «Сурхури», «Саварни», «Манкун», «Акатуй». Научатся играть в подвижные чувашские игры. У детей возникнет интерес к родному краю, к народному творчеству и национальным играм, к культуре народов Чувашии. Воспитание интереса и любви к малой родине. |
Ожидаемые результаты.
Приобщение детей к национальной культуре содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Чувашии, желающие внести свой вклад в его развитие.
Работа по приобщению детей к национальной культуре предполагает ожидать следующие результаты:
Изучая традиции, жизнь и быт народов Чувашии, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.
У детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.
Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении.
Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни. Будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа. Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой. Адаптироваться в любом регионе России независимо от национальности.
Выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе
Актуальность.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко
Культура народов Чувашии является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Поэтому одним из приоритетных направлений работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.
Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой разных народов является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности с его социализации.
Меня привлекает разнообразие культуры разных народов. Изучая традиции и обычаи разных народов, их разнообразие национальных костюмов, собирая художественную литературу, иллюстрации и видеоматериалы, изготовление кукол в национальных костюмах, я старалась всегда сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания, поделиться опытом работы с коллегами.
Актуальность данной проблемы понималась нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.
Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.
Реализуемая Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А., несмотря на то, что предусматривает решение задач воспитания в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, привитие любви к родной природе, дому, краю, городу, не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость в разработке программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Чувашии»
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре народов Чувашии через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами народов Чувашии. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа. Мы уверены, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.
Проблема
- Анализ результатов диагностического обследования воспитанников по разделу «Ознакомление с окружающим» показал: у 35% воспитанников не сформированы знания по ознакомлению с бытом и культурой народов Чувашии.
- Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальным наследием народов, исконно обитающих на территории .
- Результаты анкетирования: «Какие игры детей Чувашии вы знаете?» - 25% опрошенных ответили – «Заяц сидит». Но, к сожалению 75 % респондентов не могли вспомнить, ни одну игру. Из национальных праздников 15% назвали праздник «Масленица», «Пасха». И все считали нужным изучение и сохранение народных игр и традиций чувашского народа.
- Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой, традициями народов Чувашии проводится через традиционные формы работы.
Противоречия
Таким образом, был выявлен ряд противоречий:
1) между необходимостью работы в МБДОУ, как условия формирования интереса к культуре народов Чувашии у детей старшего дошкольного возраста, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;
2) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.
Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой программы, работы педагога в группе, которая способствует развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к культуре, традициям народов Чувашии. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для успешной работы с дошкольниками в этом направлении.
Гипотеза:
Если в воспитательно - образовательную работу ввести систему программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Чувашии», по расширению знаний детей о культуре и традициях народов Чувашии, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области.
Новизна
Новизна идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями через разные виды детской деятельности. Это позволило сохранить актуальность программы при вступлении в силу новой редакции программы воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., переработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:
- Программа реализуется в течение двух лет (в старшей и подготовительной группе)
- Реализуется через раздел «Ознакомление с окружающим» Программы воспитания и обучения под редакцией Васильевой, а также через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в группе.
- Предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения
- В педагогическом процессе широко используются ИКТ
- Предполагает создание в группе предметно-развивающей среды - мини-музея «Моя Чувашия»
- Обязательно использовать в работе исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность
- Предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.
- Включать в работу совместную проектную деятельность с родителями
- Предполагает интеграцию образовательных областей
Заключение.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи программы реализованы и представлены в программе «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Чувашии».
Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре народов Чувашии во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Список литературы:
1. Г.И. Воронцов «Чувашские детские игры». – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1992.
2.Л.Б. Соловей «Традиции Чувашского края»-Программа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2015.
3.Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
4.Жуковская Р.И., Виноградова ,Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.
5.Путеводитель «Шоршелский музей космонавтики». ( Составители: З.С. Антонова, Н.Е.Рымшина. Чебоксары, 1991.)
6.Хрестоматия «Родник», Чебоксары-2006 .
Перспективный план работы в старшем дошкольном возрасте на тему: «Наш край»
СЕНТЯБРЬ:
1. Беседа «Город чудный – город древний»
Цель: Познакомить с архитектурой и древним зодчеством. Рассказать некоторые факты из истории возникновения родного города.
2. Аппликация «Украсим фартук».
Цель: Учить детей создавать орнамент чувашской народной вышивки. Воспитывать интерес к составлению народных орнаментов.
3. Чтение чувашской сказки «Мудрый старик»
Цель: Продолжать развивать интерес детей к художественным произведениям различных народов. Воспитывать желание узнавать и изучать творчество других народностей.
4. Разучивание хоровода «Выйди, Ваня»
Цель: Познакомить детей с чувашской хороводной игрой, разучить слова и движения. Воспитывать любовь и уважение к чувашскому народу.
ОКТЯБРЬ:
1. Беседа «Прогулки по родному Новочебоксарску»
Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, предложить детям рассмотреть альбом с фотографиями известных мест родного города. Воспитывать любовь и уважение к родному городу.
2. Рассматривание чувашского народного костюма.
Цель: Познакомить детей с народным костюмом . Рассмотреть особенности орнамента, предложить сказать, чем отличается чувашский костюм от русского.
3. Аппликация «Чувашский узор»
Цель: Закрепить с детьми особенности орнамента. Учить выкладывать орнамент в соответствии с образцом, учить выполнять работу аккуратно.
4. Чтение легенды «Гора Чабырлы» ( хрестоматия «Родник», стр. 17, Чебоксары-2006 г.)
Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством . Воспитывать у детей интерес, любознательность и желание узнавать новое.
НОЯБРЬ:
1. Рассматривание народного костюма.
Цель: Продолжать знакомить детей с народностями, проживающими в Поволжье. Рассмотреть костюм и отметить характерные особенности головного убора и национального орнамента.
2. Аппликация «Украсим фартук»
Цель: Закрепить особенности национального орнамента
3. Подвижная народная игра «Лиса в курятнике»
Цель: Учить детей играть активно; самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, приводить его в исполнение.
4. Чтение легенды «Мост Азамата»
Цель: Учить детей понимать образное содержание сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
5. Беседа «В гостях у хозяюшки»
Цель: Продолжать знакомить детей с историей народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить с устным народным творчеством - пословицами, поговорками, прибаутками
6. Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о характерных деталях национального костюма; развивать сообразительность и находчивость.
ДЕКАБРЬ:
1. Беседа о бытовой культуре народов Чувашии.
Цель: Продолжать закреплять знания детей о культуре народов в повседневной жизни и в сюжетно-ролевых играх. Учить с уважением относиться к культуре и обычаям других народов.
2. Дидактическая игра «Составь узор».
Цель: Учить детей составлять национальные орнаменты по образцу; продолжать знакомить детей с культурой народов .
3. Чувашская народная подвижная игра «Лиса и дикий гусь». ( Хрестоматия «Родник», стр. 26, Чебоксары-2006 г.)
Цель: Развивать у детей внимание, быстроту и ловкость.
4. Рассматривание альбома «Национальные костюмы»
Цель: Закрепить знания детей о ранее известных народах, их национальных орнаментах и особенностях национального костюма. Продолжать поддерживать интерес детей к знакомству с новым.
5. Беседа «Какие народные праздники вы знаете?» (Новогодний праздник «Сурхури»)
Цель: Учить детей усваивать идеи праздников, развивать желание участвовать в народных праздниках.
6. Разучивание песни на чувашском языке «Елочка» и «Автан тус».
Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, предложить разучить его . Продолжать прививать любовь к истокам народной культуры.
ЯНВАРЬ:
1. Чтение легенды «Как чувашские батыры спасали солнце». (Хрестоматия «Родник», стр. 20. Чебоксары-2006 г)
Цель: Учить детей понимать образное содержание сказки, его идею, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
2. Подвижная чувашская игра «Луна и Солнце».
Цель: Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми. Учить действовать по сигналу, согласовывать слова с действиями.
3. Музыкальное развлечение «Рождественские посиделки».
Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками, их особенностями. Воспитывать желание активно принимать участие в этих праздниках.
4. Аппликация «Украшаем пояс»
Цель: Закрепить знания детей о национальном костюме, об особенностях орнамента. Учить правильно подбирать цветовую гамму.
5. Слушание народных мелодий.
Цель: Познакомить детей с песнями и напевами . Отметить, какие музыкальные инструменты используются при исполнении. Продолжать воспитывать интерес к культуре разных народов.
6. Дидактическая игра «Что за мелодия звучит?»
Цель: Закрепить знания детей об особенностях национальных мелодий.
ФЕВРАЛЬ:
1. Разучивание песни «Герои» Цель: Продолжать учить узнавать песню по мелодии, различать звуки по высоте. Петь протяжно, четко произнося слова; вместе начинать и заканчивать песню.
2.Народная подвижная игра «Что делаешь?» (Хрестоматия «Родник», стр. 27. Чебоксары-2006 г.)
Цель: Закрепить знание народной игры, продолжать учить согласовывать слова и действия.
3. Чтение чувашской народной сказки «Кукушка и соловей».
Цель: Продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражении. 4. Национальный праздник - «Масленица (Саварни)»
Цель: Воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа. Формировать представления о культуре чувашского народа. Развитие интереса к обрядовым праздникам.
. МАРТ:
1. Чтение былины «С ремеслом не пропадешь, без ремесла дня не проживешь»
Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством народов. Воспитывать у детей интерес, любознательность и желание узнавать новое.
2. Коллективная аппликация «Праздничный наряд для кукол»
Цель: Закрепить знание детей о национальных орнаментах, учить применять свои знания на практике. Продолжать развивать творчество
3. Подвижная чувашская игра «Иголка, нитка, узелок. .( Хрестоматия «Родник», стр. 27. Чебоксары-2006 г.)
Цель: Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми. Учить действовать по сигналу, согласовывать слова с действиями.
4. Музыкальное развлечение «Милые наши мамы»
Цель: Продолжать развивать у детей желание участвовать в развлечениях. Предложить детям другой национальности подготовить поздравление для своей мамы на родном языке.
5. Рассматривание альбома «Волга – матушка»
Цель: Познакомить детей с различными городами, стоящими на Волге. Рассмотреть фотографии разных городов и народов. Воспитывать интерес к новому и уважение к другим народам.
6. Презентация «Памятники Новочебоксарска»
Цель: Познакомить детей с известными памятниками Новочебоксарска. Рассказать, кому и за что были воздвигнуты эти памятники. Отметить, что это история нашего города и ее нужно чтить и беречь.
АПРЕЛЬ:
1. Рассказ воспитателя «Обычаи крестьянского стола»
Цель: Познакомить детей с особенностями национальной кухни. Рассказать о том, как раньше люди накрывали на стол, что предпочитали готовить к праздникам.
2. Презентация «И. Я. Яковлев – чувашский педагог - просветитель »
Цель: Познакомить детей с педагогом, с его произведениями для детей, с его наследием.
3. Беседа «Без частушки прожить можно, да чего-то не живут!»
Цель: Учить детей слушать частушки, формировать представления об этом жанре народного творчества; учить понимать их юмористический смысл; активизировать эмоционально-оценочную лексику.
4. Подвижная чувашская игра «Лебеди» (Хрестоматия «Родник», стр. 26. Чебоксары-2006 г.)
Цель: Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми. Учить действовать по сигналу, развивать внимательность, ловкость.
5. Чтение сказки «Мальчик – богатырь»
Цель: Продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражений. 6. Роспись петушка национальным мотивом. Цель: Развивать интерес к изобразительной деятельности; вызывать положительный эмоциональный отклик, обогащать представления детей о народном промысле.
МАЙ:
1. Беседа с детьми о традиционном празднике календарно-сезонного характера - «Акатуй»(Хрестоматия «Родник», стр. 7. Чебоксары-2006 г.)
Цель: Продолжать учить детей участвовать в беседах со взрослыми о национальных праздниках. Развивать речь, внимание, память, мышление, интерес к истокам культуры
2. Презентация - «Щи да каша – пища наша!»
Цель: Познакомить детей с пословицами и поговорками, загадками и учить понимать их смысл. Рассказать, почему народ придумывал поговорки, пословицы и загадки. Предложить детям выучить некоторые из них.
3. Дидактическая игра «Чей узор?»
Цель: Продолжать закреплять у детей знания об особенностях украшения национальных костюмов. Учить применять свои знания на практике.
4. Аппликация «Масмак»
Цель: Предложить детям самостоятельно украсить головной убор - повязку национальным орнаментом. Развивать память, опираться на имеющиеся знания.
5 Викторина «Что мы знаем, мы расскажем»
Цель: Подвести итог работы за год.
Список литературы:
1. Г.И. Воронцов «Чувашские детские игры». – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1992.
2.Л.Б. Соловей «Традиции Чувашского края» -Программа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2015.
3.Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
4.Жуковская Р.И., Виноградова ,Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край». М., Просвещение, 1985.
5.Путеводитель «Шоршелский музей космонавтики». ( Составители: З.С. Антонова, Н.Е.Рымшина. Чебоксары, 1991.)
6.Хрестоматия «Родник», Чебоксары-2006 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту "Природа нашего края"
Данный проект направлен на формирование у детей патриотических чувств (воспитание любви к родному городу, семье и т.д.), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.)....

Проект "Знатоки родного края"
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, с традициями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать па...

Паспорт проекта «Россия от края и до края»
Аннотация к проекту. Проект «Россия от края до края» представляет собой описание опыта работы педагога по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошко...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)
Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Проект "Знатоки родного края" итоговое мероприятие квест-игра "Сокровища Красноярского края"
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в ...

Презентация проект по краеведению. Проект "Мой родной край. Поселок Сиверский"
Проект "Мой родной край. Поселок Сиверский" для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация для детей средней группы «Животные Ставропольского края» (к проекту «Природа Ставропольского края») Часть 1
Данная презентация предназначена для детей среднего дошкольного возраста и имеет целью познакомить их с животными, обитающими в Ставропольском крае. Материал построен так, чтобы вызвать у детей интере...