СЕВЕРНЫЙ ОРНАМЕНТ
план-конспект занятия (подготовительная группа)

МБДОУ "ДС "Сказка" город Муравленко

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы

Тема «Знакомство с народами Тюменского Севера»

Программное содержание:
Познавательное развитие: 

1. Систематизировать знания детей о коренных жителях Севера, их быте, одежде, домах. 2. Учить видеть национальное своеобразие в жизни коренных народов Крайнего севера.

 3. Воспитывать любовь к родному краю.
Социально-коммуникативное развитие: 

1. Познакомить детей с игрой народов Севера «Перетягивание палки».
Художественно-эстетическое развитие: 

1. Продолжать развивать умение детей создавать узоры по мотивам росписи народов севера.

 2. Учить детей выделять и передавать цветовую гамму данной росписи.
Словарная работа: ханты, чукчи, манси, ненцы, чум, собирательство, малица, тюмю, кисы, парка 
Предварительная работа: Беседы о коренных жителях Тюменской области, их транспорте и месте проживания (тундра, лесотундра, тайга). Чтение художественных произведений «Айога», «Белый и бурый медведь», «Лепёшки».
Оборудование: Слайд-шоу; кукла в национальной одежде (ханты); картинки с национальным орнаментом; кусочек оленьего меха; гимнастические палки; ткань; трафареты одежды; бумага; картон; клей; тесьма; бисер; ножницы.

Ход занятия:

 - Ребята, в каком городе мы живём? (В Тюмени)
- Рассмотрим карту Тюменской области и найдём наш город. Вы обратили внимание на то, какая большая наша Тюменская область? 

-А знаете ли вы, какие народы живут в Тюменской области? (дети перечисляют: русские, татары, украинцы, башкиры, ханты, ненцы…)
Да, ребята, вы правы. Тюменская область населена разными народами. И все живут в мире. Но сегодня давайте поговорим с вами о коренных жителях, которые жили на этой земле ещё задолго до нашего приезда на Тюменскую землю.
Коренные жители Тюменского севера

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/1/62808_68bb4e982e9f563e0b0535248dd712bd.jpg.jpg


Коренными жителями Тюменского края, как вы знаете, являются ханты, чукчи, манси, ненцы, нанайцы, селькупы. Давайте вспомним, чем же они занимались? (собирательством, рыболовством, охотой, оленеводством и скотоводством). А как называется жилище хантов? (чум).
Жилище

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/1/62808_142175f685e4ab8760d00bf6692efd3e.jpg.jpg


- В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Зимний чум покрыт оленьей шкурой, у летнего чума покрытие из бересты.
Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нем разводят костер, а зимой устанавливают железную печку – тюмю. Основу жилища составляет 16-20 шестов. А знаете ли вы, чем покрывалось это сооружение? (покрывалось кожаными покрывалами из оленьих шкур). А почему их жилище больше похоже на временное жилье? (поскольку занимаются скотоводством, вынуждены часто менять свое местонахождение и нужно быстро построить дом). 
Я предлагаю вам попробовать построить свой чум.
Дети делятся на несколько команд (3-4). Сами стараются сделать чум из разных материалов (палочки, бумага, ткань, клей).
Рассматриваем получившиеся конструкции.
Воспитатель: Ханты, манси вынуждены часто менять свое место жительства, в короткие сроки приспособиться к новым местам, быстро соорудить жилище. Поэтому они должны быть выносливыми, крепкими, сильными. Сейчас можно проверить, насколько сильны вы. Готовы? 
Предлагаю вам игру-состязание северных народов “Перетягивание палки” (дети делятся на пары, игроки садятся напротив друг друга, вытягивают ноги вперед и упираются ступнями ног. Руками обхватывают палку. По команде педагога игроки начинают тянуть палку на себя так, чтобы соперник оторвался от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживает и расцепляет пальцы, то он считался побежденным.
У нас много сильных ребят.
Одежда женская и мужская

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/1/62808_214758ad893c648c48d36ffb925df0f8.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/1/62808_62306e8eb1085e91c99f85bed168bbdb.jpg.jpg


-У каждого народа есть свой национальный костюм. Есть он и у хантов. Поскольку большую часть года на Севере холодно, то местные жители носят теплую одежду, такую как парка (куртка), малица. Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает. На ноги мужчины надевают унты. Всю свою утепленную одежду ханты и манси делают из оленьих шкур.
Посмотрите, как одеты женщины. Женская одежда - ягушка. У неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто. Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки и монеты, это для того, чтобы шапку ветром не сносило. (Рассматривают.)
 – Есть ещё одна деталь в женской одежде – ложные косы. Это две переплетённые косы из цветных ниток, к ним тоже прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты; они очень тяжёлые. Такие косы нужны для того, чтобы спина была ровная, не горбилась.
Воспитатель показывает кусочек шкуры оленя, дети гладят, убеждаясь, какая шкура толстая и теплая.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вся одежда у народов ханты и манси шьётся широкая? (чтобы не стесняла движений, в таких платьях не жарко, ворот и манжеты стянуты, чтобы не беспокоили комары. В такой одежде легко двигаться и работать). 
- Ребята, а как украшена одежда? (Украшена она орнаментом, который вышит из бисера, по подолу пришита тесьма, украшенная орнаментом из ткани и бисера).
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать дизайнерами национальной одежды хантов?
Детям предлагаются трафареты одежды женской и мужской. Дети самостоятельно придумывают дизайн одежды и украшают их. Во время работы беседа: орнаменты имеют свои названия, которые ханты берут из названий животных, деревьев: «заячьи ушки», «лапы лисы», «ноги маленькой лягушки», «солнце», «ветки березы» др. Почему именно такое название носит тот или иной орнамент? Все работы детей выставляются в музей группы.

Интернет-ресурс: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog62808/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-poznavatelnomu-razvitiyu-dlja-detei-6-7-let-tema-znakomstvo-s-narodami-tyumenskogo-severa.html



Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС «Орнаменты народов Севера»

Цели: воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, приобщение северного орнамента его возрождениям , традициями наследиям. использование орнамента при украшении одежды и предметов быта.

  Задачи:

  1. Расширить кругозор  учащихся  при знакомстве с северными  национальными орнаментами.
  2. Привить интерес к культуре северных народов.
  3. Воспитывать любовь к национальным видам искусства.

Организационный момент.

Основная часть.

1. Актуализация знаний (вводная беседа).

2. Введение нового материала (знакомство с разнообразными орнаментами северных народов ЯНАО).

3. Организация самостоятельной работы:
· последовательность выполнения и оформления ягушки или малицы .
· повторение правил безопасного поведения.

4. Физкультминутка.

5. Практическая работа:

 · оформление сувенира. оформления ягушки или малицы .

Заключительная часть. Рефлексия (подведение итога занятия).

Уборка рабочего места.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поговорим  о культуре народов Севера.  Я познакомлю вас с северными орнаментами, ведь  

орнамент – это не только украшение - узор из одинаковых повторяющих элементов, это своеобразная система, отчасти заменяющая  письменность и сопровождающая каждого человека на всём его жизненном пути от рождения до смерти.

    Каждый орнамент имеет своё название. По орнаментам можно узнать,  откуда прибыл её носитель, богат он или беден, какой масти у него олени, рукодельница ли его жена. Образный язык народа  складывался на протяжении многих столетий. Он вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой, отразил в своей структуре единство мира, его гармонию, ритм и дыхание.

Воспитатель: Герб автономного округа состоит из геральдического щита, увенчанного короной, которые поддерживают два полярных медведя. В лазоревом (сине-голубом) поле геральдического щита идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху и слева, соединен лазоревой лентой.

Ребята, скажите, пожалуйста, как называется эта лента? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, орнамент. Цвет орнамента  бело-сине-красный  горизонтальный  рисунку флага автономного округа.Орнамент отображает символ оленя -  богатства северных народов.  

Ребята,  скажите,  зачем нужен олень в тундре? (Ответы детей)

Воспитатель: У северных народов олень-это жизнь. Олень дает пищу, работу, а самое главное жильё. Ведь не один человек не сможет прожить без крыши над головой. Ребята, чум - это жилище северного народа живущего в тундре.

    А чем  занимаются женщины в чумах? (ответы детей)

Воспитатель: Женщина готовит, убирает и,  конечно же, шьёт одежду.      Ребята, перечислите,  пожалуйста, одежду народов севера которую вы знаете?(Ответы детей)

Воспитатель: Жёны мастерицы украшают одежду орнаментами  из меха оленя, цветной ткани и бисера.  Цвет бисера в орнаменте отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. Одежду украшают орнаментами из меховой мозаики, она составляется из кусочков светлого и темного меха. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают  мастерицы, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка.

      У народов севера  встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки людей, зверей, растений ( орнаменты на одежде, шапки, малицы, ягушки, бурки, кисы, сумки, детские люльки, посуду из бересты, украшения из бисера)

Воспитатель: На люльке изображен глухарь – хранящий сон. По легендам народов ханты и ненцы глухарь считается детским хранителем, он оберегает душу во время сна, охраняет от злых духов ребёнка.

Орнамент Глухарка

Воспитатель: Каждый орнамент имеет свое значение. Орнамент  не просто декоративный  элемент  бытовых предметов, он несет  определённое смысловое значение, имеет  собственную энергетику.

Воспитатель: (физминутка).

Не боимся мы пороши-

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам -

Снег хватаем там и там!

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Поднимаем выше ногу,

Проложив себе дорогу!

Воспитатель: Мы немного размялись, отдохнули.  Теперь поработаем,   игра называется «Угадай – ка».   Вы должны будете отгадать  какое изображение соответствует данному орнаменту.

Игра «Угадай – ка

Воспитатель: Заяц. В зайчиху могла перевоплощаться Хозяйка Среднего мира - Богиня Калтащ. Покровительница женщин и детей. Поэтому орнамент «Заячьи ушки» считается детским и женским орнаментом – оберегом. Им украшают детские изделия, чаще всего обувь, что бы дети были такие же шустрые.

Орнамент Заяц

Медведь – символ природной силы и мощи. Он охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между ними споры.   Медведь – лесной человек. Мастерица сумевшая изобразить орнамент медведя по всем правилам, попадает в разряд мастериц высшей категории. Изображения медведя используют в украшении мужской одежды: на рукавах малицы, парки, на подоле, капюшоне. «Медвежьи ушки», «Медвежий позвоночник», «Медвежий след». (Ханты) Когда - то медведь был младшим сыном бога Торума, за непослушание (за то, что он без разрешения отца начал есть людей) был спущен с небес на землю в железной люльке. Бог Торум разрешил охоту на него. Но, помня божественное происхождение медведя, ханты сопровождают охоту различными обрядами, устраивают праздники в его честь.

 Лисица. «Лисий локоть», «Лисья лапа» – этот орнамент любят применять на женской обуви.
Орнамент Лисий локоть

Растения.

Морошка. (Орнамент лесных ненцев) Корневищная трава с цельными лопастными листьями, белыми однополыми цветками, и желто-оранжевыми, сочными плодами. Моченая или протертая с сахаром морошка сохраняет до 85% витамина С.

Орнамент Морошка

Сосновая шишка. По легендам шишка - символ плодородия, богатства. (Орнамент лесных ненцев)

Орнамент Сосновая шишка

Белка. «Зуб белки», «Летающая белка» и другой орнамент с изображением белки встречается на мелких изделиях, чаще всего на сумочках. По приданию белка приносит удачу в дороге. Считается, что где живет белка там все в изобилии. У кочевых народов севера есть примета в дорогу брать, что - то с ее изображением, чтобы на новом месте хорошо жилось и семья жила в достатке.

Олень – основа жизни в тундре, от него зависит жизнь. Орнамент рога и другие мотивы домашнего оленя используют на нижней части меховой шубы, в бисерных украшениях детской люльки, на подушках из сукна или ткани на женских украшениях, украшениях для оленьей упряжи. «Ножки оленя» – украшают женские и детские шапки, на меховых сумках. «Оленья тропа» чаще встречается на мужской одежде, реже на женских сумках.

Орнамент Оленьи рога

Воспитатель:  Ребята, давайте  представим, что у нас у каждого есть малица, а на малице  орнамент, но он незаконченный. Нам надо его закончить. Я вам раздам трафареты и цветные карандаши, ваша задача дорисовать орнамент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с национальными  орнаментами, узнали их значение.  Молодцы ребята,  все хорошо работали.

Воспитатель: Ребята, на слайде танцующая девушка с бубном, это Тоня Шиянова, бывшая ученица нашей школы, из п. Шурышкары. Ребята, посмотрите в каком она красивом,  национальном платье, которое украшено орнаментом.  

Облачившись в платье цвета неба синего,
По подолу – злато расписного стиля.
И взяла б я в руки солнца
бубен алый,
Обжигая  пальцы с ним бы станцевала.
Окроплю водицей все вокруг я талой –
Вот такой орнамент я нарисовала!

(Елена Саган)

На этом наш воспитательский час завершён. Спасибо за внимание!

Интернет- ресурс: https://infourok.ru/prezentaciya-po-kraevedeniyu-yazik-ornamenta-severnih-narodov-1167197.html



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в подготовительной к школе группе

Тема: «Праздничная одежда коренных жителей Севера»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: расширение представления детей  о культуре народов ханты и манси.

Программные задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми ханты и манси украшали свою одежду;

Развивающие:

1.Учить создавать узор на одежде, используя характерные для него элементы;

Воспитательные:

1.Воспитывать в детях чувство любви и привязанности к родному краю, уважение к народам ханты и манси.

Обогащение словаря:

малица, ягушка, орнамент.

Предварительная работа:

1.Знакомство с праздниками Севера: «Медвежий праздник», «Вороний день», «Праздник оленевода»;

2.Рассматривание альбома «Финоугорский мир в куклах и игрушках» А.М.Тахтуевой, «Мансийские орнаменты»;

3.Чтение сказок ханты и манси;

4.Слушание хантыйских мелодий.

Материал:иллюстрации с изделиями одежды мужской и женской, образцы орнаментов, бумажные силуэты одежды, гуашь, кисточки разных размеров, палитра, баночки с водой.

 

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель:Ребята, в какой мы стране живем?

Дети:Мы живем в России.

Воспитатель:В каком городе?

Дети:В городе Советском.

Воспитатель:Где находиться наш город?

Дети:На севере.

Воспитатель:Кто коренные жители севера?

Дети:Ханты, манси, ненцы.

Воспитатель:Правильно. У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Давайте вспомним с вами, какие есть праздники Севера?

Дети:«Медвежий праздник», «Вороний день», «Праздник оленевода».

Воспитатель:Северные жители, как и все люди на праздник одевают свои лучшие наряды. Мужчины одевают малицу (показ и рассматривание иллюстрации). Женская одежда называется ягушка  (показ и рассматривание иллюстрации).

Воспитатель:Чем отличается малица от ягушки?

Дети:Малица без застежек, с капюшоном, а ягушка с завязками впереди и с воротником.

Воспитатель:Ханты и манси свою одежду украшают бисером, мехом и орнаментом. Орнаменты могут быть разными, каждый орнамент имеет свое название (воспитатель показывает образцы орнаментов: «заячье ухо», «собачья лапа», «глухариный нос», «щучьи зубы» и прочие).

Воспитатель:Хантыйские орнаменты красивы,

                         В них все предметы Родины моей,

                         Ты больше не найдешь во всей России

                         Таких цветов и сказочных зверей.

Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.

 

Подвижная игра «Загони оленей»

Правила игры: дети делятся на две группы – оленей и оленеводов. Олени бегают по комнате По сигналу «Загнать оленей !» оленеводы загоняют оленей в загон  - на стульчики.

Основная часть.

Воспитатель:А сейчас я вам предлагаю стать мастерами и раскрасить одежду орнаментом (детям предлагают выбрать бумажные силуэты одежды).

Воспитатель:Ребята,  из каких геометрических фигур состоят орнаменты?

Дети:Квадрата, треугольника, ромба.

Воспитатель:Как вы думаете, каким цветом можно раскрасить орнамент?

Дети:Красным, синим.

Воспитатель:Посмотрите на доску, я вам покажу как нужно нарисовать орнамент «щучьи зубы». Рисуем полоску, на полоске треугольники. Затем над первым треугольником рисуем ромб, второй треугольник пропускаем, над третьим треугольником снова рисуем ромб и так до конца полоски.

Воспитатель:А сейчас выберите цвет по своему желанию и приступайте к работе (во время работы звучат хантыйские мелодии, воспитатель оказывает помощь детям, которые затрудняются в выполнении задания).

Заключительная часть.

В конце занятия оформляется выставка из детских работ.

Воспитатель:Ребята, скажите что сегодня нового вы узнали на занятие?

Дети: Мужская одежда называется малица, а женская – ягушка.

Коренные жители Севера ханты и манси украшали одежду бисером, мехом, орнаментом. Орнамент бывает разный, имеет свое название:

 «заячье ухо», «собачья лапа», «глухариный нос», «щучьи зубы» .

 

После занятия с детьми можно оформить альбом «Одежда ханты и манси», прочитать сказки народов Севера, поиграть в национальные игры.

 

 Список использованной литературы:

1. Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.

2. Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.

3. Заповедник «Малая сосьва». Под ред. А.М.Васин. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.

4. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Страна чудес. М., 1998.

5. Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.

6. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008

7. Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.

8. Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991.

9. А.М.Тахтуевой. Мансийские орнаменты. . Альбом. СПб., Просвещение, 1994.

10. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.

Интернет-ресурс: https://www.o-detstve.ru/articles/mpi2014/16498.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Консультация по аппликации: "Северный орнамент"

Продолжать знакомить детей с северным орнаментом. Учить создавать узор на прямоугольнике....

Конспект НОД по изобразительной деятельности Тема: «Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента»

Ознакомление детей с основными элементами коми - пермяцкого орнамента и принципами его композиционного построения....

Конспект ООД для детей средней группы «Путешествие на Северный полюс к северным животным»

Конспект ООД для детей средней группы«Путешествие на Северный полюс к северным животным»Задачи:• образовательные: закрепить знания детей о животных севера. Закреплять, уточнять з...

Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа

Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....