Конспект развлечения "Волжские просторы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Нургалиева Гелюся Ильшатовна

Конспект развлечения "Волжские просторы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volzhskie_prostory.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения «Волжские просторы»

(старшая группа)

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о том, что в Российской республике проживает много разных народов, они объединены в республики /Татарстан, Башкортостан, Чувашия и др./. В них живут русские, татары, чуваши, удмурты и другие народы. В каждой республике есть главный город – столица: в Татарстане – Казань, в Чувашии – Чебоксары и т.д. Народы Поволжья своим трудом преумножают богатства российского государства; расширить и активизировать словарную речь детей.

Развивающие: Формировать представления детей о культурных богатствах народов Поволжья: каждая народность имеет свои национальные праздники, национальные костюмы, фольклор, а народные умельцы создают красивые предметы быта и украшения; формировать представление о дружбе народов нашей страны;

Воспитательные: Воспитывать интерес и желание больше узнать о родном крае, о соседней республике; пробуждать симпатии к сверстникам и взрослым разных национальностей.

Оборудование и материалы: национальные костюмы народов Поволжья для детей, для взрослого татарский национальный костюм; магнитофон; аудиозаписи народных мелодий, песня «Из далека долго течет река Волга..» в исп. Л. Зыкиной, «Мин яратам, сине, Татарстан» в исп. Салавата Фахретдинова, голоса птиц; музыкальные инструменты, коробка конфет, букет цветов, платки и тюбетейка для игр, иллюстрации с изображением Казанского Кремля, башни Сююмбике, храмов; татарское национальное блюдо «Чак- чак» на подносе.

Предварительная работа с детьми: Общение с людьми разных национальностей /организация встреч/; чтение художественной литературы; рассматривание кукол в национальных костюмах; сюжетно-ролевые игры; подвижные, хороводные игры народов Поволжья; изобразительная деятельность детей; рассматривание иллюстраций; День национальной кухни /русской, татарской, башкирской и др./.

Подготовка воспитателя: Музыкальный зал оформлен в сине-голубых тонах. На центральной стене – силуэты чаек, волны, большими буквами набрано «Волжские просторы»; напротив центральной стены, в другом конце зала стоят стулья для детей в 2 ряда по два от центра к краям /имитация «теплохода»/, сзади стулья для гостей; стенды с работами детей по изобразительной деятельности.

 

Ход развлечения:

Звучит русская народная песня в записи.

На музыкальный куплет «змейкой» в зал входят дети в различных национальных костюмах, садятся по подгруппам, в конце входит ведущая.

Вед: «Из далека долго течет река Волга…» - поётся в песне. А где начинается Волга? Недалеко от Москвы, маленьким ручейком, тихое, едва заметное течение завораживает, как живой огонь. Постепенно река ширится, набирает силу, воды её становятся глубокими. А по берегам могучей красавицы реки в городах и сёлах, живут разные народы. Ребята, давайте совершим удивительное путешествие по Волге вот на этом замечательном белом теплоходе. Сядьте удобно, путешествие начинается.

/звучит русская народная мелодия/

Вед: Ребята, все вы знаете город Москву. Москва – столица России.

1 реб:

Для меня Россия – белые берёзы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа!

2 реб:

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

/выходит мальчик в русском костюме/

Мальчик:

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к вам пришли матрешки.

Ложки деревянные, матрёшечки румяные.

/мальчики берут дудочки и ложки, играют на них, сопровождая выступление девочек. Девочки строятся в колонну по росту и выходят на танец под пение группы/

Танец «МАТРЁШЕЧКИ»

Вед: Молодцы, матрёшечки, вы нас порадовали своей песней и пляской. А теперь пора продолжить наше путешествие вниз по Волге – матушке. Усаживайтесь поудобнее, наш теплоход отправляется в путь.

/Звучит чувашская народная мелодия/

Вед: Посмотрите, посмотрите, там вдали нас уже встречают. Давайте спросим местных жителей, в какой город мы приехали?

/выходят две девочки в чувашских национальных костюмах/

Дев.: Ачасем лайахи – здравствуйте!

Вед: Здравствуйте, дети! Скажите, пожалуйста, куда мы приехали?

1 дев.: Наш город называется Чебоксары. А живут здесь чуваши. Вот вам и

подарок от нас /даёт коробку конфет/.

Вед: Какие у вас необычные костюмы, расскажите нам о них.

1 дев.: Моя шапочка называется тухья, а белое платье – кепе.

2 дев.: Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они пизихи, а полотенце у нас называется – алшали.

Вед: У вас очень красивые костюмы, а для чего так много монеток?

1 дев.: Если в костюме много монеток, значит невеста богатая. Это обозначает достаток в доме.

2 дев.: А ещё эти монетки при ходьбе издают красивый мелодичный звон.

Вед: Очень весело проходят чувашские праздники!

1 дев.:

Бей, бей барабан

Мы пришли в гости к вам,

Ой –ой! Йа – ра – ра!

Не гоните со двора!

Не уйдём мы назад

Будем петь и плясать!

«ПЕСНЯ О МАМЕ» /на чувашском языке по выбору воспитателя/

Анне, эссе ир торан                             Апатне лартса яран

Ир торан та ез тытан.                            Васказа ене сован          

Анне, эссе ир торан                              Кётюне те хавалан.

Ир торан та ез тытан.                            Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Пахчара йаран сумлан                          Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

 

2 дев.:

Ши-ши, попляши!

Все танцоры хороши,

Ой-ой, йа-ра-ра!

Лучше всех мы, детвора,

Погляди, гости с нас -

Не спускают в пляске глаз!

Танец «ЧУВАШСКИЙ ПЕРЕПЛЯС»

Вед: Мы замечательно провели время на чувашской земле, но наш теплоход даёт сигнал к отплытию. Путешествие продолжается.

/звучит мордовская народная мелодия/

Вед: Ребята, рядом с Чувашией находится ещё одна республика, входящая в состав Поволжья – это Мордовия.

/Выходят две девочки в мордовских национальных костюмах/

Танец «МОРДОВСКИЙ ПЕРЕПЛЯС»

1 дев.:

Здоровьте, шумбра елгат!

Здравствуйте, гости дорогие!

2 дев.:

Мордовия – моя родная,

Горжусь тобой, люблю тебя.

И край Мордовский прославляю,

Всё это – Родина моя!

1 дев.: Мы дарим вам песню про красную девицу, которая любуется луговыми цветами и красотой природы.

«МОРДОВСКАЯ ПЕСНЯ» /по выбору воспитателя/

1. Легунясо келуня, - 2 раза

Припев: Тоць-моць кумадерь келуня,

Вишка кума-кумадерь келуня.

2. Келунть лангсо скамия, - 2 раза

Припев: Тоць-моць кумадерь скамия,

Вишка кума-кумадерь скамия.

3. Скамьянть лангсо од тейтерь, - 2 раза

Припев: Тоць-моць кумадерь од тейтерь,

Вишка кума-кумадерь од тейтерь.

Вед: Спасибо, вам, девицы за чудесный подарок и приглашаем вас с нами в путешествие по Волге-реке.        

/звучит марийская народная мелодия/

Вед: Ребята, наш теплоход плывёт по Волге мимо чудесной стороны с красивым названием Мари Эл. А вот и хозяюшка нас вышла встречать.          

/выходит девочка в марийском национальном костюме с букетом цветов в руках/

Дев.: Сайгына йолташ-влак! Здравствуйте! Без песни и танцев не проходит на земле Марий Эл – Пеледыш Пайрем – Праздник Цветов – это торжественное подведение итогов весенних полевых работ, праздник расцвета природы в начале лета. Эти цветы я принесла вам в подарок.

Танец «МАРИЙСКИЙ ПЕРЕПЛЯС»

Вед: Ребята, продолжим наше путешествие. У Волги есть притоки. Это малые реки, которые вливают свои воды в Волгу-матушку. Назовите их.

Дети: Кама, Вятка, Белая /Агидель/.

Вед: Сейчас мы поднимемся вверх по Каме, по Вятке и посетим ещё одну Республику Поволжья.

/под удмуртскую народную мелодию выходят два мальчика в удмуртских национальных костюмах/

1 реб:

Хватает Волге широты и силы,      

Но с Камою она ещё сильней.

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей.

/звучит запись голосов птиц/

2 реб:

От приволжских степей до Уральских гор

Лёг Удмуртский край – золотой простор.

Как богат ты, мой край!

Сколько зверя в лесах,

Сколько птиц в небесах,

Сколько рыбы весенней порой!

1 реб: Богата наша Удмуртия лесами и мы дарим вам пословицы о лесе.

2 реб: «Лес – богатство и краса, береги свои леса».

1 реб: «Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу».

2 реб: «Враг природы тот, кто леса не бережет».

1 реб:  «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».

Вед: Спасибо удмуртскому народу за гостеприимство. А мы продолжаем наше путешествие. И вот мы уже плывем по Каме в сторону Уральских гор к реке Агидель, что означает - Белая. На этой реке стоит город Уфа. Уфа – столица какой республики?        

Дети: Башкортостана.

/звучит башкирская народная мелодия, выбегают два мальчика в башкирских костюмах/

Вед: А живут в Башкирии башкиры. Вот они нас встречают.          

1 реб:  

Хаумыхыгыд! Здравствуйте!

Мы живем в Башкортостане,

Очень любим край родной,

Он хорош зимой и летом,

А особенно весной.

2 реб:

В Башкирии степи привольные,

Леса здесь богаты добычею,

Озера ни с чем ни сравнимые

И люди гостеприимные.

Вед: Да, в Башкирии густые красивые леса, просторные степи, куда мужчины ходили на охоту, а женщины берегли очаг в своих юртах, создавали уют, готовили вкусную пищу.          

1 реб:

Юрта, юрта круглый дом,           Печка жарко топится

Побывайте в доме том!               Угостить торопится.

Гости явятся едва -                    Ладушки, ладушки,

В печку прыгают дрова.             Круглые оладушки!

2 реб: Мы дарим вам в подарок башкирскую народную игру «Юрта»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЮРТА»

/проводится 2 – 3 раза под башкирскую народную мелодию/

Вед: Скажем спасибо башкирскому народу за интересную встречу.        

/звучит татарская мелодия «Идел ага»/

Вед: Ребята, мы снова плывем по Волге-реке и вот уже видны башни белокаменного Кремля, купола храмов, башня Сююмбике /сопровождает показом иллюстраций/. Это раскинулась на берегах могучей реки столица Татарстана….          

Дети: Казань!

/выходят на середину зала под ту же мелодию девочка, мальчик и взрослый в татарских национальных костюмах. У взрослого в руках татарское национальное блюдо «Чак-чак»/

Вместе: Исэнмесез!

1 реб:  

Идел ярларына нурлар сибеп,

Матур булып ага бездэ тан,

Тан шикелле якты туган жирем,

Бэхет биргэн жирем Татарстан!

2 реб:

Родные просторы все краше и краше,

Всё ярче сияние огней.

Светла и привольна республика наша,

И славное имя у ней.

1 реб:

Азат та син, гузэл дэ син

Эй, туган жирем,

Кукрэп яшэ, Татарстан,

Республикам минем!

2 реб:

Как птицу раннюю весной

Влечет к родным местам,

Так всей душой мы любим свой

Свободный Татарстан!

Взрослый: Дорогих своих гостей мы приглашаем в столицу нашей республики – Казань! Ребята, скажите, какую знаменательную дату Казани мы отмечали?

Дети: Тысячелетие Казани!

Реб.:

И нурлы Казан – туган ил тосе,

Синен ташларда бабайлар эзе.

Еракта да син йорэккэ якын:

Торган жир – комеш,

Туган жир – алтын,

Туган тел – якын!

Взр.: Ребята, издавна татарский народ славился своим гостеприимством и богатой разнообразной кухней. Самых дорогих гостей встречали вкусным «Чак-чаком». А вы, дети, какие татарские национальные блюда знаете?/ответы детей/. А сейчас мы приглашаем вас в наш гостеприимный хоровод.

Хоровод «КУНАКЛАР»

Реб.:

Сез дэ килгэнсез икэн,

Без дэ килгэнбез икэн.

Яхшы дуслар жыелганнар

Уйнап алыйк микэн.

Музыкальная игра «ТУБЭТЭЙ»

/затем дети встают полукругом, взрослые по краю с обеих сторон/

Вед: Дети, в своём путешествии мы побывали в разных республиках, посмотрели как живут чуваши, башкиры, татары, русские. Все эти народы живут в дружбе на великой реке Волге, которая не разделяет, а объединяет людей. Называются эти народы – народами Поволжья.  У Габдуллы Тукая есть такие стихи:

С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и морали.

Один за другим проходили года –

Шутили, трудились мы вместе всегда.

Навеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

Пусть татары и русские, башкиры и чуваши – все народы нашей земли живут мирно и дружно. Пусть каждый любит и бережет свой родной край, свой родной язык, свою родную культуру.

Песня «РОДНАЯ ПЕСЕНКА»

Взр.: Дети, после долгой дороги нам пора отдохнуть. Мы приглашаем вас «домой» в группу на ароматный чай с вкусным «чак-чаком».

Аудиозапись «МИН ЯРАТАМ, СИНЕ ТАТАРСТАН»

/дети выходят из зала, машут рукой/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД« Вместе весело шагать по просторам!»

Данная образавательная деятельность направленна на развитие у детей социального поведения, навыков правильного общения. Создание положительного эмоционального настроения в группе....

Конспект интегрированной НОД "Животные белых просторов"

КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННООРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  НА ТЕМУ: «ЖИВОТНЫЕ БЕЛЫХ ПРОСТОРОВ»...

Конспект открытой образовательной деятельности с родителями "Пускай звучит Кубанский хор и песня льется на простор"

  Содержание образовательной деятельности в ДОУ, согласно стандарту дошкольного образования,  должно обеспечивать «…формирование первичных представлений о себе, других лю...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей с нарушением зрения "Широки просторы наши"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей с нарушением зрения "Широки просторы наши".Тематическое занятие, посвященное дню Ставропольского края...

Конспект НОД по познавательному развитию "Космические просторы"

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы "Космические просторы"....

Конспект интегрированного занятия, посвященного Дню Космонавтики «Мы космоса просторы покоряем…» Подготовительная к школе группа

Занятие сочетает в себе разные виды деятельности: беседа, рассказ педагога, просмотр видеосюжетов с использованием ИКТ, творческая деятельность, игровая...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей средней группы «Родные просторы»

12 апреля в нашем ДОУ прошло РМО. Занятие "Родные просторы" было подготовлено и проведено именно для РМО. Поставили высокие баллы. 24 июля 2016 года опубликовала на всероссийском сайте для педагога....