Конспект организованно-образовательной деятельности по позновательному развитию "Бирск-моя малая Родина"(нравственно-патриотическое воспитание)
план-конспект занятия (старшая группа)

Янубаева Светлана Александровна

Данное занятие направленно на формирование познавательного интреса к изучению истории и культутры города Бирска.Способствовать обогащению впечатлений о родном городе,его достопримечательностях:архитектурных памятниках и интересных объектах.Воспитывать чувство патриотизма,гордость за свой город,чувство любви к малой Родине,к родному городу.Уважительно относиться к родной земле,государственной символике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Бирск-моя малая Родина"45.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида Детский сад № 1 «Айгуль» города Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Конспект  организованно-образовательной деятельности

 по познавательному развитию

«Бирск- моя малая Родина»

(нравственно-патриотическое воспитание )

                                                               Подготовила и провела

                                                                               воспитатель Янубаева С.А.

                                                     

Бирск 2017 г.  

Образовательная  область « Познавательное развитие».

Тема: « Бирск – моя малая Родина»

Интегрированные области: познавательное развитие,  речевое развитие художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Познавательное развитие: Продолжать формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры города Бирска.

Речевое развитие: развивать диалогическую речь , совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать своё мнение;

Художественно- эстетическое развитие: Способствовать обогащению впечатлений о родном городе, его достопримечательностях: архитектурных памятниках и интересных объектах.

Физическое развитие: развивать двигательную активность .

Цели:

1.Образовательные:

- Продолжать формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры города Бирска  через  знакомство с ближайшим окружением;

- Способствовать обогащению впечатлений о родном городе, его достопримечательностях: архитектурных памятниках и интересных объектах

2. Развивающие:

- Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослым, проявлять инициативу, отвечать на вопросы;

- Обогащать словарный запас названиями памятников и достопримечательностей города;

 - Развивать память, внимание, диалогическую речь. совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать своё мнение;

3. Воспитывающие:

- Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свой город , чувство любви к малой  Родине , к родному городу.

- Воспитывать уважительное отношение к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, государственной символике

- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе сверстников, со взрослым.

Словарная работа: Красивый, современный, родной, любимый, ухоженный, благоустроенный, чистый, уютный, зелёный,  строящийся, современный, старый , многонациональный, солнечный, тихий, туманный, маленький, чудесный, шумный, любимый, светлый, каланча,биряне, афганцы,Октябрьская площадь.

Условия реализации:

фотографии родного города;

изображение герба города

рисунки детей на тему «Мой город»

 запись песни: " «Бельские  просторы»

- компьютерная презентация "Бирск".

Предварительная работа:

• беседа о названиях улиц;

• беседа о городском транспорте;

• рассматривание иллюстраций «Памятники родного города»;

• беседа о домашних адресах;

• игра «Путешествие по родному городу»;

 заучивание стихотворений о Родине; пословиц и поговорок о Родине.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята,  представим себе, что нас пригласили в телестудию на передачу «Мой город». Вы согласны стать участниками этой передачи?

Давайте войдём в телестудию и займём свои места. Приготовились, начали!

– Добрый день уважаемые телезрители и участники программы ребята д/с №1 «Айгуль», группы «Солнышко». Мы  пришли поговорить о своём родном городе  и совершить экскурсию по нашему городу.

Какие  города  вы знаете?

(Уфа , Нефтекамск…)

Среди множества городов есть  город , который дорог нам, который мы очень любим.Это наш город, наша малая Родина.

-Как называется наш город?
-Почему его так назвали?

-Город получил название от  речки Бирь, которая протекает рядом с нашим городом.

Если наш город называется Бирск то мы с вами кто - биряне.

Бирск– это наш большой дом, в котором живут   люди  разных национальностей. 

свободу, мир.)

-Прочитаем стихотворение о нашем родном городе.

1.Город Бирск старинный город

На высоком берегу

А вокруг поля , озера лес и небо в синеву.

2.Город Бирск он многим славен

Многим знаменит

Сколько здесь старинных зданий

Сколько тайн хранит.

3.Город Бирск ты сердцу дорог

Родина моя

Город Бирск мой милый город

Я люблю тебя.

Игра с мячом.

Много  слов сказано о нашем любимом  городе в этом стихотворении. Давайте и мы скажем о нем красивые слова.

«Мой город, какой он?»(дети  встают в круг, воспитатель бросает мяч каждому) (Красивый, современный, родной, любимый, ухоженный, благоустроенный, чистый, уютный, зелёный,  строящийся, современный, старый , многонациональный, солнечный, тихий, туманный, маленький; чудесный; шумный; любимый; светлый)

Вот какой красивый и большой город в котором мы живем Как вы красиво словами украсили наш город.

«Наше любимое место в городе».

«Узнай свой город»( на доске рисунки  города, которые дети рисовали  с родителями)

-Вы вместе с родителями рисовали рисунки про вой город, расскажите , что вы нарисовали?

Игра «Собери пазлы.»

Игра. Ребята, предлагаю вам игру "Собери герб" - дети собирают герб из разрезных частей в единое целое.

-Что вы собрали , Что изображено?

Рассмтривание  герба и флага города Бирска.

-Мы с вами говорили , что у каждой страны есть герб и флаг.

Бирск тоже славится своим гербом и флагом.

-Кто изображен на гербе нашего города?(«В серебряном поле две обращенные вниз ветви яблони с тремя зелеными листами и двумя червлеными плодами и водяным воробьем .В гербе водяной воробей символизирует трудолюбие, чистоту . 
Серебряный цвет – символ благородства, чистоты, искренности, красоты и верности народа родному краю.
Зеленый цвет герба символизирует плодородие земли бирской, радость, свободу, мир.)

Физминутка.

Этот город. Как высок он.

Сколько крыш и сколько окон.

Город наш такой большой!

Он уютный и живой.

Он сверкает и цветет.

Город улыбается.

Он нам очень нравится.

Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Нас приглашают на экскурсию по родному городу.

Воспитатель: В нашем городе много улиц. И каждая улица имеет свое название. А что нужно знать, что бы не заблудиться?

-Надо знать свой домашний адрес , название своей улицы.

Назовите, на какой улице вы живете? (ответы детей)

- Ребята, предлагаю отправиться  на прогулку  по Бирску, и вспомнить достопримечательности нашего города.(место  или объект, заслуживающие особого внимания ).

 - На чем же можно путешествовать по нашему городу?

А на чем мы будем путешествовать вы узнаете ,когда отгадаете загадку.

С теплым воздухом шар, 
А под ним корзинка, 
Под ногами земля – 
Словно на картинке.
(Воздушный шар)- какой это транспорт?

Вот на таком воздушном шаре мы полетим

Все готово. Пора отправляться в путь. Полетели.

Панорама города с высоты      

Вот так выглядит наш город с высоты.

 Первая остановка.  Детский сад "Айгуль"

-Вот и первая остановка. Вы узнали  это за здание?

-Что вы о нем знаете?

-Это наш детский сад называется « Айгуль».

Какой адрес нашего детского сада ?

Вторая остановка.  Парк Победы.

-Почему он так называется.(Здесь находятся памятники  воинам, которые защищали нашу Родину)

Как они называются?

(Памятник павшим воинам, Вечный огонь.Мемориальный комплекс, посвященный памяти Героев Советского Союза – наших земляков в г. Бирске,памятник воинам -афганцам). 

- На территории  парка Победы в  праздник 9 мая  горит Вечный огонь в память о погибших земляках в Великой Отечественной войне.

     

Третья остановка.

Путешествие продолжается, и мы приближаемся к центральной  части  города  .

-Давайте вспомним, какие памятные места  вы знаете?

Памятник  бирскому  купцу, Октябрьская площадь, Парк имени Ленина, , исторический музей, пожарная  часть и  пожарная каланча.

Есть место, откуда можно оглядеть разом весь город, — пожарная каланча.

Что такое каланча?(наблюдательная башня при пожарной  части)

Площадь-  самое популярное место прогулок, развлечений  и отдыха бирян и гостей города.

.

 Четвертая остановка.Парк имени Борцов революции.

-Кто узнал, где мы совершили остановку.

-Что вы знаете о  парке.(Здесь расположен памятник «Борцам революции», погибшим в годы гражданской войны)

-С парка удивительный вид на нашу реку.

-Как она называется?(Белая)

Понтонный  мост

-Для чего нужен мост?(Он соединяет левый и правый берег реки)

Пятая остановка.

  Ребята, а где в нашем городе можно отдохнуть всей семьей. Кинотеатр «Аврора», дом культуры.

Вы все конечно бывали в нем. Как же можно отдохнуть  в кинотеатре?

(посмотреть фильм, поиграть в боулинг,  для детей есть игровые зоны.

В городском доме культуры проходят конкурсы, концерты, фестивали.

Шестая остановка. «Спортивная».

 Скажите ребята, где биряне могут  заниматься спортом в нашем городе?Спортивный комплекс «Бирский», стадион «Спартак».

В нашем городе проводятся различные спортивные соревнования. И в наш город приезжают спортсмены из разных городов России.

Мы сегодня много говорили о нашем городе , чтобы он оставался всегда таким чистым , красивым придумаем полезные советы:

 «Для того, чтобы город был чистым и красивым нужно.» (не ломать деревья, сажать цветы и деревья, не топтать цветники, не сорить, не рисовать на стенах домов и зданий, убирать за собой мусор).

Ребята, вы придумали очень хорошие советы. Надеюсь, что вы их тоже будете выполнять.

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о родном крае?

Где родной край, там и рай.

Дома и стены помогают.

   Везде хорошо,     а дома лучше.

Дома и стены помогают.

Каждой птице своё гнездо нравится.

 Одна у человека мать     - одна у него и Родина.

 Нет в мире краше,   чем Родина наша.

Человек без Родины,   что соловей без песни.

Итог.

-Что нового узнали на занятии?

-Чем понравилось занятие?

-Давйте хором скажем если мы с вами живем в бирске . то мы с вами –биряне.

 Наше  путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся домой в детский сад.

На этом наша передача «Мой город» заканчивается. Все вы много знаете о своём городе. Молодцы! В память о нашей передаче я хочу вам подарить медали «Гражданин Бирска». Попрощаемся с телезрителями. До новых встреч.

Дидактическая игра «Отгадай загадку»

(презентация)

Соревнованья там проводят
В футбол играют и хоккей
Там занимаются спортсмены
И ты спеши туда скорей. 
(Стадион)

Кассы в нём и кинозал
Это вовсе не спортзал
Здесь экран и стулья есть
Можно всем удобно сесть. 
(Кинотеатр)

Здесь покупают и продают
Здесь на витринах всё люди найдут
Могут продукты любые купить
И для детей что-нибудь не забыть
Могут одежду себе присмотреть
Обувь, посуду и ткань приглядеть. 
(Магазин)

В этом доме нет дошкольников
Но зато в нём много школьников
Учатся считать, писать
И задачи все решать. 
(Школа)

В этом доме только книги
Здесь их можно взять домой
И в читальном зале тихом
Почитать журнал любой. 
(Библиотека)

Можно здесь купить таблетки
И микстуру заказать
Витамины выбрать можно
По рецепту мази взять. 
(Аптека)

Чтоб детишки здоровыми были
Нужно, чтоб где-то врачи их лечили, 
чтоб  за здоровьем следили всегда
с мамой ходят детишки туда. 
(Поликлиника)

Дидактическая игра «Расскажи о своём микрорайоне»

Настоящий гражданин не будет:

– Людям досаждать,
– Дом и город обижать
– Дверь ногою открывать,
– И на стенах рисовать, 
– Птиц, животных обижать,
– Сор на улице бросать,
– Правила движения нарушать.

– На этом наша передача «Мой город» заканчивается. Все вы много знаете о своём городе. Молодцы! В память о нашей передаче я хочу вам подарить медали «Гражданин Бирска». Попрощаемся с телезрителями. До новых встреч.

Физминутка

Это город. Как высок он!

(взявшись за руки, поднимают руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон.

(показывают крыши и «распахивают» руками окна)

Город наш такой большой!

(руки разводят в стороны)

Он уютный и живой.

(обнимают себя)

Он сверкает и цветет.

(руками показывают фонарики)

Город улыбается.

(дети улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится.

(жест руками «класс»)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида Детский сад № 1 «Айгуль» города Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Конспект  организованно-образовательной деятельности

 по познавательному развитию

«Бирск- моя малая Родина»

(нравственно-патриотическое воспитание )

                                                                Подготовила и провела

                                                                                воспитатель Янубаева С.А.

                                                     2017 г

Цели: Задачи:

1.Образовательные:

- Продолжать формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры города Бирска  через  знакомство с ближайшим окружением;

- Способствовать обогащению впечатлений о родном городе, его достопримечательностях: архитектурных памятниках и интересных объектах

2. Развивающие:

- Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослым, проявлять инициативу, отвечать на вопросы;

- Обогащать словарный запас названиями памятников и достопримечательностей города;

 - Развивать память, внимание, диалогическую речь. совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать своё мнение;

3. Воспитывающие:

- Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свой город , чувство любви к малой  Родине , к родному городу.

- Воспитывать уважительное отношение к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, государственной символике

- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе сверстников, со взрослым.

 

Словарная работа: Красивый, современный, родной, любимый, ухоженный, благоустроенный, чистый, уютный, зелёный,  строящийся, современный, старый , многонациональный, солнечный, тихий, туманный, маленький, чудесный, шумный, любимый, светлый, каланча,биряне, афганцы,Октябрьская площадь.

Условия реализации:

фотографии родного города;

изображение герба города

рисунки детей на тему «Мой город»

 запись песни: " «Бельские  просторы»

- компьютерная презентация "Бирск".

Предварительная работа:

• беседа о названиях улиц;

• беседа о городском транспорте;

• рассматривание иллюстраций «Памятники родного города»;

• беседа о домашних адресах;

• игра «Путешествие по родному городу»;

 заучивание стихотворений о Родине; пословиц и поговорок о Родине.

Ход занятия:

Звучит музыка "С чего начинается Родина". Дети входят в группу и встают около доски с картой.

 Родина – это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши родственники. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче, сильнее. Как вы думаете, что значит любить Родину?

Любить Родину – это значит стараться всё делать для неё, чтобы ей было хорошо; это значит защищать, жалеть её, когда ей трудно. Наша Родина – это страна,в которой мы живем.

-Как она  называется?

Воспитатель: В нашем городе много улиц. И каждая улица имеет свое название. А что нужно знать, что бы не заблудиться?

Назовите, на какой улице вы живете? (ответы детей)

- Ребята, предлагаю отправиться  на прогулку  по Бирску, и вспомнить достопримечательности нашего города.(место  или объект, заслуживающие особого внимания ).

 - На чем же можно путешествовать по нашему городу?

А на чем мы будем путешествовать вы узнаете,когда отгадаете загадку.

С теплым воздухом шар, 
А под ним корзинка, 
Под ногами земля – 
Словно на картинке.
(Воздушный шар)

Вот на таком воздушном шаре мы полетим.(слайд 3).

Все готово. Пора отправляться в путь. Полетели.

Панорама города с высоты      (слайд 4)

Вот так выглядит наш город с высоты.

 Первая остановка.  Детский сад "Светлячок"( слайд 4)

-Вот и первая остановка. Вы узнали  это за здание?

-Что вы о нем знаете?

Вторая остановка.  Парк Победы   (слайд  5-11)

-Почему он так называется.(Здесь находятся памятники  воинам, которые защищали нашу Родину)

Как они называются?

(Памятник павшим воинам, Вечный огонь.Мемориальный комплекс, посвященный памяти Героев Советского Союза – наших земляков в г. Бирске,памятник воинам -афганцам).

- На территории  парка Победы в  праздник 9 мая  горит Вечный огонь в память о погибших земляках в Великой Отечественной войне.

Мемориал перед входом в Парк Победы с изображениями герба города.

-Кто изображен на гербе нашего города?(«В серебряном поле две обращенные вниз ветви яблони с тремя зелеными листами и двумя червлеными плодами и водяным воробьем .В гербе водяной воробей символизирует трудолюбие, чистоту духа и помыслов. 
Серебряный цвет – символ благородства, чистоты, искренности, красоты и верности народа родному краю.
Зеленый цвет герба символизирует плодородие земли бирской, радость, свободу, мир.)

Игра. Ребята, предлагаю вам игру "Собери герб" - дети собирают герб из разрезных частей в единое целое.

     

Третья остановка.

Путешествие продолжается, и мы приближаемся к центральной  части  города  (слайд 12-19)

-Давайте вспомним, какие достопримечательности вы знаете?

Памятник  бирскому  купцу, Октябрьская площадь, Парк имени Ленина, Свято –Троицкий собор, исторический музей, пожарная  часть и  пожарная каланча.

Есть место, откуда можно оглядеть разом весь город, — пожарная каланча.

Что такое каланча?(наблюдательная башня при пожарной  части)

Главная историческая достопримечательность  и сердце города  Свято - Троицкий собор.Это- главный символ города, уникальный памятник .  По воскресеньям льется на  площади колокольный звон. (аудиозапись колокольного звон)

Площадь-  самое популярное место прогулок, развлечений  и отдыха бирян и гостей города.

Давайте и мы с вами немножко отдохнем.

Физминутка. Игра «Пасхальное яичко».

Четвертая остановка.Парк имени Борцов революции.( слайд 20- 21)

-Кто узнал, где мы совершили остановку.

-Что вы знаете о  парке.(Здесь расположен памятник «Борцам революции», погибшим в годы гражданской войны)

-С парка удивительный вид на нашу реку.

-Как она называется?(Белая) (слайд 22)

Пантонный  мост( слайд23)

-Для чего нужен мост?(Он соединяет левый и правый берег реки)

Пятая остановка.(слайд 24-25)  Ребята, а где в нашем городе можно отдохнуть всей семьей. Кинотеатр «Аврора», дом культуры, парк «Оляпка».

Вы все конечно бывали в нем. Как же можно отдохнуть  в кинотеатре?

(посмотреть фильм, поиграть в боулинг, бильярд, для детей есть игровые зоны, взрослые могут провести время в ресторане Аврора, или прогуляться по «бульвару Капуцинов»  и посидеть в  кафе «Плакучая ива».)

В городском доме культуры проходят конкурсы, концерты, фестивали.

Шестая остановка. «Спортивная». (слайд 26) Скажите ребята, где биряне могут  заниматься спортом в нашем городе?Спортивный комплекс «Бирский», стадион «Спартак».

В нашем городе проводятся различные спортивные соревнования. И в наш город приезжают спортсмены из разных городов России.

Следующая остановка  «Наше любимое место в городе».

Выставка работ (презентация детьми своих работ)

На ваших рисунках наш город чистый  и  красивый. И чтобы  он оставался таким ,придумаем полезные советы:

 «Для того, чтобы город был чистым и красивым нужно.» (не ломать деревья, сажать цветы и деревья, не топтать цветники, не сорить, не рисовать на стенах домов и зданий, убирать за собой мусор).

Ребята, вы придумали очень хорошие советы. Надеюсь, что вы их тоже будете выполнять.

(Дети садятся на стульчики)

Итог.

 Наше  путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся домой в детский сад. Пока мы летим, предлагаю вам вспомнить всё, что мы узнали.(слайды 27-32)

  1. Как называется город, в котором мы живём?
  2. Как называют людей, проживающих в  Бирске?
  3.  Назовите главную площадь города?
  4. Что изображено на гербе города?
  5. Как называются жители города?
  6. Какого памятника нет в нашем городе?
  7. Где находится  это здание?

Молодцы, сразу видно, что вы любите свой город. Вот  и прилетели мы в наш родной детский сад. Понравилось вам наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познанию в старшей группе д/с №5 «Сказка» на тему «Моя малая Родина» (нравственно – патриотическое воспитание)

Конспект НОД по познанию в старшей группе д/с №5 «Сказка» на тему «Моя малая Родина» (нравственно – патриотическое воспитание) ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Мой город Новосибирск».

Цель: закрепление представлений детей о Родине.Задачи:Образовательные: уточнить знания детей о родном городе, символике (герб, флаг), о достопримечательностях.Развивающие: продолжать развивать ин...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Кукла Крупеничка».

Цель: формирование интереса детей к русской народной культуре.Задачи:обогатить представления детей о русской народной кукле, через знакомство с куклой Крупеничкой.продолжать развивать познавательный и...

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно-эстетического цикла (Рисование) как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «РУССКАЯ БЕРЁЗКА» для детей младшей группы

План-конспект непосредственной образовательной деятельностихудожественно-эстетического цикла (Рисование) как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников«РУССКАЯ БЕРЁЗКА»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе по нравственно – патриотическому воспитанию на тему «Россия-Родина моя».

Пояснительная записка.Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касает...