ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ РУССКОГО НАРОДА»
методическая разработка (подготовительная группа)

Лукашова Ирина Олеговна

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны- России, ее достопримечательностями, воспитание любви и привязанности к родной стране.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

               центр развития ребенка-детский сад первой категории

                        №1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района.

                                                              ПРОЕКТ                            

                         «ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ

                                            РУССКОГО НАРОДА».

                                          подготовительная группа №1

                                              МБДОУ №1 «Русалочка»

                                                   Составитель и организатор проекта:

воспитатель: Лукашова И.О.

                                                          2015г.

Тип проекта: познавательно-творческий.

    Продолжительность: средней продолжительности (сентябрь-февраль).

    Участники проекта: воспитатель Лукашова И.О, музыкальный руководитель Костенко И.А., дети, родители.

    Актуальность проекта:

                                                                  Красота родного края, открывающаяся

                      Благодаря сказке, фантазии, творчества

                                                                  Источник любви к Родине…Пусть ребенок

                                                                  Чувствует красоту и восторгается ею, пусть

 В его сердце и в памяти сохранятся

Образы, в которых воплощается Родина.

В. Сухомлинский.

Россия -наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходим ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять ее язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Обращение к фольклорным истокам и народному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-другому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Большинство взрослых очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти вопросы- значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно связанно с тем, чем живет народ в наше время и с чем он жил в прошлом.

Близость детям творчество своего народа обусловлена именно тем, что его образы связанны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве какого-либо другого народа оказывается недоступным не только для ребенка, но и для взрослого.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны- России, ее достопримечательностями, воспитание любви и привязанности к родной стране.

Задачи проекта:

Создавать условия и предметно-пространственную среду для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны- России.

Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.

Формировать у детей первые представления об истории возникновения Руси, о народах, населяющих ее в далеком прошлом.

Познакомить детей с народными героями-богатырями, с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России-Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским, с деятельностью Петра Великого.

Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Побуждать интерес к русскому национальному костюму.

Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.

Новизна проекта:

В процессе проекта дети знакомятся с историей, традициями, культурой русского народа, подвигами богатырей-защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве.

Механизм реализации проекта:

В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников.

Дети, ставшие участниками проекта, реализуют свои возможности в разных видах деятельности: в игре, посвященной роли богатыря-защитника, при беседах, где активизируется речь и поощряется словотворчество, в изобразительной деятельности они знакомятся с разными средствами воплощения художественного замысла, у ребенка проявляется самовыражение, через музыкальную деятельность. Самостоятельная деятельность детей рассматривается как форма проявления творческой активности детей, участвующих в проекте. Взрослые (педагоги и родители) помогают, направляют детей, являются соучастниками творческих выставок, конкурсов, праздников, развлечений.

Формы и методы работы:

Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, совместная с родителями деятельность).

Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин).

Художественно-эстетическая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование).

Социально-нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего поселка, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов).

Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных и народных игр).

Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).

Игра (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).

Использование потенциала семьи осуществляется путем:

-привлечение родителей к проведению занятий, выставок семейного творчества.

-предоставления родителями фотографий, альбомов и предметов быта и искусства, хранящихся в семье.

- совместного с детьми участия в развлечениях, подбор костюмов.

-изготовления пособий, поделок, дидактических игр.

Ожидаемый результат проектной деятельности.

-формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое.

-развивает представления воспитанников о наиболее важных событиях истории Руси, ее героях, традициях, культуре.

-развивает творческие способности детей в разных видах деятельности.

Реализация проекта.

Этапы работы над проектом:

1этап.Организационно-подготовительный этап (постановка цели, разработка планов, определение методов).

Цель: организация и подготовка к работе проекта.

2 этап. Планирование проекта:

  • Создание инициативной группы по реализации проекта, в состав которой входят родители, дети подготовительной группы и воспитатели.
  • Планирование мероприятий.

3 этап. Выполнение проекта.

В ходе работы выполняются все пункты проекта, и анализируются результаты с последующими выводами.

4 этап. Подведение итогов.

Оценка результатов работы всех участников проекта.

Перспективный план проекта.

Сентябрь.

«История возникновения Руси.»

Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси о народах,населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Рассказ воспитателя на тему: «Древние славяне- наши предки».
  • Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?»
  • Тематическое занятие «, Русь!»
  • Беседа «Россия родина моя». «Откуда мы родом».
  • ОД «Путешествие в историю древней Руси».
  • Беседа «День народного единства».
  • Быт и уклад жизни наших предков.
  • Беседа «Как познакомить детей с народными традициями».
  • Беседа «Какой посудой пользовались наши предки?»

     РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Чтение отрывков из рассказов для детей А.О. Ишимовой из истории России.
  • Знакомство с русскими народными играми, хороводными играми.
  • Чтение потешек, прибауток, шуток, пословиц и скороговорок русского народа.
  • Дидактические игры «Древние славяне», «Славянская семья».
  • Просмотр видео презентации «Откуда ложка пошла?»
  • Разучивание стихов про предметы старины.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Рисование на тему: «Как жили раньше на Руси».
  • Рисуем отгадки к народным загадкам.
  • Рисование дымковских узоров
  • Изготовление книжек- малышек «Загадки».
  • Аппликация «Сказочная птица».
  • Лепка «Мой любимый сказочный герой».
  • Праздник «Осенняя ярмарка».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

  • Обмен опытом на родительском собрании «Игры нашего детства».
  • Информационная папка на тему: «Народные традиции в жизни семьи».
  • Консультация «Приобщаем детей к народным традициям».
  • Совместные праздники и развлечения.

Октябрь.

«Народные традиции и промыслы».«Быт и уклад наших предков».

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам. Уточнять представления о предметах крестьянского быта. Побуждать интерес к русскому народному костюму.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Беседа «Ремесла далекого прошлого».
  • ОД «Откуда хлеб пришел».
  • ОД «Народные промыслы России».
  • Занятия по темам: «Развлечения детворы и взрослых в старину», «Дымковская ярмарка», «Золотая хохлома», « В гостях у городецких мастеров».
  • Рассматривание иллюстраций о народных промыслах.
  • Беседа «Матрешка- символ российской национальной культуры».
  • Беседа «Что такое народная культура?»
  • ОД «Одежда наших предков».
  • ОД «Знакомство с историческим наследием и культурой России ( из истории мужской и женской одежды).
  • Семантика народных узоров.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Разучивание стихов про предметы старины.
  • ОД «Печь нам –мать родная», «Эти мудрые народные сказки».
  • Знакомство с русскими народными играми «Заря-Заряница», «Плетень», «Пугало».
  • ОД «Земля наш дом».
  • Картотека- малые фольклорные жанры с детьми дошкольного возраста.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

  • «Как на Руси праздники праздновали?»
  • Разучивание хороводов, плясок, песен народного цикла.
  • Вечер русских народных подвижных игр.
  • Развлечение «Праздник русской рубахи».
  • Ручной труд «Кукла- закрутка».
  • Изготовление макета «Русская изба».
  • Рисование по мотивам народных промыслов.
  • Лепка по сказкам А.С. Пушкина и по русским народным сказкам.
  • Досуг по мотивам русского фольклора «Вместе играем, речь развиваем».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

  • Беседа «Осенняя ярмарка, как способ повеселиться и дарами похвалиться».
  • Буклеты «Познание народных традиций в условиях Донского края».
  • «О православной традиции семейных праздников».
  • Беседа «Что такое семейные традиции?»
  • Выставка поделок из природного материала.
  • Консультация «Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей».

Ноябрь

«Великие князья Руси».

Цель: познакомить детей с важнейшими историческими событиями и                                                                историческими деятелями России- Ярослав Мудрый, Александром Невским и                                    Дмитрием Донским, Петром Первым, Юрием Долгоруким.

         ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Беседа «С каких пор нашу столицу называют Москвой белокаменной?»
  • Сказание о Ярославе Мудром.
  • Занятия «О князе и его дружине»,         «Битва на куликовском поле».
  • Комплексное занятие на тему: «Александр Невский-великий русский полководец».
  • Знакомство с Дмитрием Донским.
  • Рассказ воспитателя «Первый император Всероссийский».
  • Беседа «Великие дела великого царя».
  • Подготовка фотоматериала ко дню битвы под Москвой.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Чтение книг о князьях и их подвигах: О. Тихомирова«Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом».
  • Рассматривание репродукций картины Васнецова В. «На поле Куликовом».
  • Рассматривание репродукций картин Л.Лагорио «Русский флот при Петре Первом», М.Добужинского «Петр Великий в Голландии».
  • Дидактические игры: «Сколько обуви на лавке?», Найди одинаковые пары обуви дворян и крестьян», «Найди посуду, которая принадлежала боярам».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Цирюльня», «Печатная газета», «Школа».

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Конструирование оригами «Самоходное судно».
  • Рисование военных судов.
  • Строительные игры «Сторожевые башни», «Переправа».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

  • Консультация для родителей «Куликовская битва», «АлександрНевский».
  • Создание альбома для рассматривания «Российский флот».

Декабрь.

«Полководцы и герои».

Цель: На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М. И. Кутузова, П. М. Нахимова воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости. Доброты, дисциплинированности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Рассказ воспитателя «Начало Отечественной войны»
  • Беседа «Бородинская битва».
  • Рассматривание альбома «Верные долгу и чести».
  • Сказание о М.И.Кутузове.
  • Сказание о П.М. Нахимове.
  • Рассказ о Суворове и русских солдатах.

          РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Рассматривание иллюстраций о жизни М.И. Кутузове.
  • Знакомство со схемой Синопского сражения.
  • Чтение рассказов о великих полководцах.
  • Чтение пословиц о героизме.
  • Чтение произведения С. Михалкова …. «Их не мало, соберемся, сыновей и дочерей: И солдат, и полководцев, и др. богатырей».
  • Чтение рассказа Воробьёва «Обрывок провода».
  • Заучивание пословиц и стихов о полководцах.
  • Чтение С.П. Алексеева «Измаил».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

  • Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
  • Памятка родителям по воспитанию нравственно-патриотических чувств.
  • Статья в родительский уголок на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание в семье».
  • Памятка на тему: «Известные люди о воспитании любви к Родине».

Январь-февраль.

«Былинные богатыри- первые защитники земли русской».

         Цель: знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей

         Муромцем, Добрыней Никитичем, Алеше Поповичем.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Беседы с детьми «Былинные богатыри- славные защитники родной земли».
  • ОД на тему: «Мир русских былин в картинах В.М. Васнецова».
  • Рассматривание картин «Витязь на распутье», «Богатыри», Три богатыря».
  • Дидактические игры: «Что богатырюнужно на службе?», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход».
  • ОД на тему: «Путешествие в историю Древней Руси».
  • ОД «Доспехи богатырей».
  • Игровое занятие по сказке «Как Илья из Мурома богатырем стал».
  • Беседа «Отличие сказки от былины».
  • Картотека бесед с детьми по теме: «Богатыри Земли Русской».
  • Игротека по теме: «Богатыри Земли русской».
  • Картотека художественного слова по теме: «Богатыри Земли русской».
  • Картотека физминуток и пальчиковых игр по теме: «Богатыри Земли Русской».
  • Беседа о знаках, оберегах, поклонении, родовом дереве, обрядах.
  • ОД «Богатыри Земли Русской».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Знакомство с пословицами и поговорками о защитниках Земли Русской.
  • Объяснение новых слов (предки, кольчуга, брамица, палица, поручи, колчан, витязь, сбруя, щит, шлем, снаряжение, доспехи, обереги.)
  • Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря».
  • Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырь».
  • Чтение русских народных сказок о защитниках, сказок А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  • Чтение былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Как Илья Муромец богатырем стал», «Сказка о русских богатырях и нечистой силы», «Илья Муромец и Соловей – разбойник».
  • Картотека сказок о богатырях.
  • Схемы-пиктограммы для составления пересказа о богатырях.
  • Серия картинок-пиктограмм для составления описательного рассказа о богатырях.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Слушание композиции «Богатырская наша сила», музыкальных отрывков из оперы Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане».
  • Разучивание песен.
  • Просмотр мультфильмов по теме «Русские богатыри».
  • Слушание былины «Илья Муромец» в аудиозаписи.
  • Изобразительная деятельность на темы: «Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской».
  • Картина из соленого теста «Три богатыря».
  • Папка о богатырях.
  • Раскраски по теме.
  • Аппликация коллективная «Соберем богатырей в поход».
  • Аппликация «Укрась платочки для богатырей».
  • Лепка богатырей.
  • Совместная деятельность взрослого и детей по изготовлению лепбука о богатырях.
  • Танец «Богатырская наша сила».

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Подвижные игры: «Чья дружина быстрее соберется?», «Кто самый меткий?»
  • Эстафеты: «Забрось палицу в логово Соловья разбойника», «Сбей богатыря с коня» (бой подушками), «Перетяни богатыря».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

  • Консультация на тему: «Русский былинный эпос в воспитании дошкольников».
  • Статья «Три богатыря- реальные исторические личности».
  • Былины Древней Руси.
  • Илья Муромец: неизвестные интересные факты.
  • Изготовление костюмов богатырей родителями.
  • Праздник к 23 февраля «Богатыри».

 Результат проектной деятельности:

- сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;

- сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно-патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств.

- воспитаны чувства отзывчивости на красоту народного искусства;

- сформирован интерес к познанию истории России.

Востребовательность проекта:

Педагогическая значимость исследовательской деятельности:

  • Созданы условия для организации непрерывного ознакомления с историей Земли Русской на основе знакомства с былинными героями.
  • Появилась реальная возможность формирования у детей чувств патриотизма, выражающихся в чувстве гордости и ответственности за родную страну.

Практическая значимость:

  • Сформированы элементарные представления об исторических событиях на Руси.
  • Дети познакомились с былинами и их героями-богатырями.
  • Для многих ребят, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование духовно-нравственного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с историей, культурой бытом русского народа».

Моя творческая работа подготовлена по программе "Истоки". в этой программе есть раздел "Музейная педагогика"....

Ознакомление детей с историей и культурой быта русского народа.

В этом разделе дети знакомятся с историей Руси ,как государства,геральдикой,историей костюма,история культуры героическим прошлым русского народа,архитектурой и промыслами русского народа,национальной...

проект "Знакомство с культурой и традициями русского народа. Народные праздники и игры"

Задачи: -знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них; - расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (п...

Конспект занятия «В гостях у бабушки Матрёны» по ознакомлению детей с культурой и бытом русского народа. Старший дошкольный возраст

Цель: ознакомление детей с  культурой и бытом русского народа, через создание игровой  ситуации.ЗадачиОбразовательные:·        познакомить детей с русской ...

педагогический проект «Знакомство детей с культурой и бытом народов ханты и манси посредством народного декоративно - прикладного искусства»

Информационно-творческий  проект реализует комплексный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с культурой и бытом народов ханты и манси и предусматривает активное ...

ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ"

ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ"Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни ру...

Знакомство с культурой и бытом русского народа « Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

1.Прививать интерес  к духовной культуре.2. Познакомить детей с русской избой, ее убранством, устройством , с предметами русского быта.3. Знакомить детей  с народным творчеством .4. Воспитыв...