Главные вкладки

    ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ"
    проект (старшая группа)

    Паркина Татьяна Николаевна

    ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ"

    Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_narodnaya_kultura.doc113 КБ

    Предварительный просмотр:


    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад №98 комбинированного вида»

    Знакомство с культурой и традициями русского народа.
    Народные праздники и игры.







                                                 
    Подготовили

                                                               воспитатели гр. № 13
                                                  Паркина Т.Н.

                                                     

    .                            

                                                                                                                                   




     «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

                    Виссарион Григорьевич Белинский  .

                Отторжение подрастающего поколения от человеческой культуры – одна из серьёзных проблем нашего времени. И развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.  « Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы вправе, однако,  утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры ,которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получит развитие» - так писал известный религиозный философ В.В. Зеньковский.    Приобщая ребёнка к культурному наследию своего народа, мы можем обеспечить ему духовно-нравственное воспитание.

         Проект является :долгосрочным, групповым, творческо-познавательным.
           
    Гипотеза: формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни,  на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
             Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа.

             Задачи:

    -знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них;

    - расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, докучные сказки) учить использовать их в активной речи;

    - знакомить детей с русским народным бытом;

    - формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;

    - формировать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей.

          Для решения этих задач в многочисленной литературе  рекомендуется включать в содержание воспитания следующее:

    1. Народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых ( педагогов и родителей) и детей, объединённых собственными действиями, общими переживаниями. Народные игры.

    2. Приобщение детей к крестьянской культуре и быту.

    3. Знакомство с предметами народно-прикладного искусства, с народным костюмом , с разными видами декоративного искусства, с колокольчика и колоколами, с архитектурой, с устным народным творчеством.
          Работа по проекту планировалась в соответствии с народным календарём.

          Основными формами приобщения детей к культурному наследию являются:

    - Занятия;

    - Беседы;

    - Фольклорные праздники, развлечения;

    - Игры-путешествия в прошлое предметов;

    - Выставки;

    - Индивидуальная работа с детьми.

           

    В течение года была проведена следующая работа:

    1. Досуг  «Вместе с бабушкой». Помимо традиционных стихов  в мероприятие были включены пословицы и поговорки, русские-народные игры, а также бабушки для своих внуков сделали куколок-оберегов из ниток.
    2. Новогодний досуг « Традиции празднования Нового года и Рождества, возникновение этих традиций».   Было украшено две ёлки, одна так как принято сейчас, а другая так, как это было принято в IXIII веке – яблоками, конфетами и бонбоньерками, которые мы сделали с детьми и положили внутрь подарки.  И по старинной традиции в конце вечера провели так называемое «ощипывание», снимали с ёлочки угощения и кушали. Мне кажется, что эта традиция запомнилась всем детям и  понравилась больше всего.

         3. «Колядки». Дети с родителями готовили костюмы, учили стишки и песни. Проведены беседы о святках  и колядках. Мы лепили из солёного теста козюли- печенье в форме рогатых животных, которыми было принято угощать колядовщиков.  Ну а максимум удовольствия детям доставил процесс хождения по группам! Сколько же радости у них было!

       4. Праздник Масленицы :говорили о каждом дне масленицы, ели блины рисовали, лепили солнышки  и активно принимали участие в празднике.

          5.  22 марта проведено занятие  посвящённое празднику прилёта птиц  ,конструирование  из бумаги птичек.
           6. Занятие « Традиции празднования Вербного воскресенья и Пасхи. Развлечение «Пасхальные кролики».

        Также материал по теме проекта был включен  во все виды деятельности.  Например :на развитии речи много внимания уделялось работе с пословицами и поговорками. В свободное время мы не просто читали русские народные сказки, но и обсуждали быт, одежду, образ жизни, описываемые в них, рассматривали иллюстрации, анализировали архитектуру. Новым жанром для детей стали докучные сказки. За год дети выучили много произведений малого фольклорного жанра.

    Итоги проекта:

    - Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

    - Умение играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

    - Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.

    - Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

    - Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

    - Бережное  отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

    Тематический годовой план занятий в старшей группе.

    Тема занятия

    Содержание

    Сентябрь

    «Гуляй, да присматривайся»

    Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень»

    «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

    «Вершки да корешки»

    Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.

    «Хлеб всему голова»

    Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

    Октябрь

    «Октябрь пахнет капустой»

    Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень»

    «Зайчишка-трусишка»

    Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка»

    «У страха глаза велики»

    Беседа о страхе. Знакомство со сказкой

     «У страха глаза велики»

    «Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

    Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да  масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

    Ноябрь

    « Народные приметы »

    Знакомство с приметами  на ноябрь месяц.

     «Гончарные мастеровые»

      Дидактическая игра «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

    «Что нам осень принесла?»

     Беседа об осени с  использованием  соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

    «Крестьянская игрушка»

    Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.

    Декабрь

    «Здравствуй, зимушка-зима!»

    Беседа о  характерных особенностях декабря с  использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

    «Проказы старухи зимы»

    Загадывание загадок о зиме.  Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»

    «Зимние святки»

    Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

    «С новым годом со всем родом»

    Рассказ о  традициях празднования Нового года. Пение колядок.

    Тема занятия

    Содержание

    Январь

    «Пришла коляда – отворяй ворота»

    Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

    «Гуляй, да присматривай»

    Беседа о  характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

    «Сказка для Кузи»

    Самостоятельное рассказывание детьми сказок

    Февраль

    «Гуляй, да присматривай»

    Беседа о  характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза»

    Народная вышивка

    Знакомство с народной вышивкой.  Обучение детей вышиванию тамбурным швом

    «На героя и слава бежит »

    Беседа  о русских богатырях

    «Ой ты, Масленица!»

    Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно»

    Март

    «Нет милее дружка, чем родимая матушка»

    Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

    «Гуляй, да присматривайся»

    Беседа  о характерных признаках начала весны.  Разучивание закличке о весне «Жаворонки, прилетели»

    «Мудреному и счастье к лицу»

    Знакомство со сказкой «Семилетка».  Загадывание загадок.

    Вербное воскресенье

    Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище»,

    Апрель

    «Небылица в лицах,  небывальщина»

    Знакомство с русскими народными небылицами.  Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

    «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

      Рассказ воспитателя о прялке.  Знакомство с  Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица»

    «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

    Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семях.

    «Красна горка»

    Знакомство с традициями народных гуляний на  Пасхальной неделе.  Словесные игры. Пение частушек.

    Май

    «Весна красна цветами»

    Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом»

    «Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

      Рассказ о воинах – защитниках Отечества.  Знакомство со сказкой «Каша из топора».

    «А за ним такая гладь – ни  морщинки не видать»

    Знакомство детей с различными способами глажения белья.  Загадывание загадок о предметах обихода.

    Прощание с «избой».

     Словесные народные игры.  Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

    Народные игры.
       Перспективное планирование в старшей группе.

    Месяц

    Вид игры

    Название игры

    Сентябрь

    Подвижные

    С кочки на кочку

    Медведь и пчелы

    Солнышко и дождик

    Самолеты

    Малоподвижные

    Море волнуется

    Хороводные

    Хороводная – огородная

    Народные

    Олени и пастух

    Капуста

    Октябрь

    Подвижные

    Ловишки

    Уголки

    Лохматый пес

    Наседка и цыплята

    Малоподвижные

    Летает – не летает

    Хороводные

    Урожайная

    Народные

    Муха

     Охотники и собаки

    Ноябрь

    Подвижные

    Перелет птиц

    Караси и щука

    Мышеловка

    Зайцы и волк

    Малоподвижные

    Найди  свой цвет

    Хороводные

    Найди себе пару

    Народные

    Гуси летят

    Море волнуется

    Декабрь

    Подвижные

    Бездомный заяц

    Перебежки

    Хитрая лиса

    Мыши в кладовой

    Малоподвижные

    Кто ушел

    Хороводные

    Новогодний хоровод

    Народные

    Обыкновенные жмурки

     Иголка, нитка, узелок.

    Январь

    Подвижные

    Охотник и зайцы

    Кто сделает меньше прыжков

    У медведя во бору

    Наседка и цыплята  

    Малоподвижные

    Найди и промолчи

    Хороводные

    Зимний хоровод

    Народные

    Пустое место

    Два мороза

    Февраль

    Подвижные

    Сделай фигуру

    Мы веселые ребята

    Лиса в курятнике

    Кто скорее добежит до флажка

    Малоподвижные

    Подбрось - поймай

    Хороводные

    Мы военные

    Народные

    Горелки

    Пятнашки

    Март

    Подвижные

    Перелет птиц

    Затейники

    Лохматый пес

    Садовник и цветы

    Малоподвижные

    У кого мяч

    Хороводные

    Веснянка

    Народные

    Пастух и стадо

     Салки

    Апрель

    Подвижные

    Не оставайся на полу

    Удочка

    Ловишки  

    Пятнашки

    Малоподвижные

    Мяч через сетку

    Хороводные

    Пошла Млада за водой

    Народные

    Гуси-лебеди

     Птички

    Май

    Подвижные

    Классы

    Мяч водящему

    Серсо

    Перебежки

    Малоподвижные

    Сбей кеглю

    Хороводные

    Во поле береза стояла  

    Народные

    Перетягивание каната

     Ручеек





      Список использованной литературы

    Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.

    Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

    Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.

    Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. –  № 1. - С. 67 - 73.

    Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.

    Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

    Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 244 с.

    Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М.: Московия, 2006. - 204 с.

    Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.

    Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. – С. 12 – 24.

    Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников:






         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект "Знакомство с культурой и традициями русского народа. Народные праздники и игры"

    Задачи: -знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них; - расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (п...

    «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

    Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

    Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через праздники и развлечения.

    Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Они дают возможность наблюдать характерные особенности разных времен года, погодные изменения, поведен...

    Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

    Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...

    Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».

    Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревнователь...