Конспект познавательного занятия «Помощь пернатым друзьям» (Бурдо эшъёслы юрттэт)
план-конспект занятия (старшая группа)

Материал предназначен для педагогов, изучающих родной (удмуртский язык) с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_pernatym_druzyam_burdo_eshyosly_yurttet.docx124.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка – Игринский детский сад №8

МБДОУ ЦРР – Игринский детский сад №8

Конспект познавательного занятия

 в старшей группе по ознакомлению с миром природы

«Помощь пернатым друзьям»

(Бурдо эшъёслы юрттэт)

        

 

 

       Составила и провела:

Минниахметова Галина Николаевна, воспитатель, стаж работы 40 лет, высшая квалификационная категория, среднее специальное образование.

Игра, март 2019 г.

Цель: Формирование элементарных представлений из области живой и неживой природы.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить образовывать форму родительного падежа имени существительного на удмуртском языке (названия птиц);
  • продолжать учить называть перелетных птиц на удмуртском языке;
  • продолжать уточнять и систематизировать знания детей о характерных признаках весны;
  • закреплять умение выделять основные  признаки живых объектов природы.

Развивающие:

  • Развивать умение понимать вопросы взрослого на удмуртском языке и отвечать на них;
  • развивать умение делать элементарные умозаключения;
  • развивать конструкторские умения в работе с конструкторами разного вида.

Воспитательные:

 - Воспитывать любовь к птицам, стремление помочь им в трудных условиях;

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: знакомство с живой и неживой природой, беседа о птицах, лепка и рисование птиц, рассматривание энциклопедий о гнездовании птиц, наблюдение за птицами на участке.  

Оборудование: ноутбук, ЖК телевизор, картинки живой и неживой природы, две магнитных доски, картинки – признаки природы, наборы конструкторов: магнитный, «Тико», пазловый, фото разных видов скворечников, два сердечка, фотографии готовых скворечников.

Словарная работа: шырчик уморто

Ход занятия

Пиналъёс пыро группае.

-  Пиналъёс,  вералэ ай, арлэн кыӵе дырыз вуиз?  (Тулыс).

- Бен, асьме доры вуиз тулыс. Нош тулыс кыӵе?  (Шуныт, сайкыт, шулдыр, чилясь, жингыртӥсь, мусо, ненег, шундыё, вож, чебер, ӟеч).

Ӟечокъёс, пиналъёс.

- Нош кыӵе тулыслэн тодметъёсыз? Ойдолэ учке та суредъёс шоры, соос тӥледлы юрттозы. (Шунды пиштэ, шуныт луэ, лымы шуна, гуждор потэ, йо  ӟузыриос шапыкъяло, нымы-кибыос, пӧйшуръёс сайкало,  сяськаос улӟо, писпуос вылын куаръёс потто,  тылобурдоос лымшор палась берто,,)

- Ӟечокъёс. (На экране проявляется скворец со своей песней).

- Кин та? (Шырчик)

- Ма меда со асьмелы вера? Сак кариськыса кылзо али. (Делаю вид, что слушаю).

- Со шуэ: «Тулыс вуиз, шуныт кариське, милям вуон дырмы вуиз ини. Ми туж сюлмаськиськом: тырмоз-а меда ваньмылы корка, кытчы ми быгатом карьяськыны? Нош ӧз ке тырмы, ма каромы? Кин милемлы юрттоз? (Ми юрттом)

- Ӟечокъёс, пиналъёс.

Нош нырысь ик асьмеос кӧня ке вераськом. Асьмеос, пиналъёс, улӥськом одӥг бадӟым коркан. Со корка нимаське Инкуазь. Одӥг кылбырчи Марина Сёмкина гожтӥз

Учкелэ-ай, пиналъёс,

Мар асьме котырамы?

Югыт чагыр инбаммы,

Пиштэ зарни шундымы,

Тӧл шильыртэ куаръёсын,

Пилем уя инбамын.

Шур, бусы, вож турынъёс,

Гурезьёс, омыр, куаръёс,

Бурдоос, пӧйшур, нюлэс,

Адями, арлэн дырыз –

Со инкуазь луэ ваньмыз. Бен-а? (Бен).

Ойдолэ шудомы.

Мон инкуазь, тӥ мынам люкетъёсы. Кин тон?

(Писпу, сяська, чорыг, губи, пӧйшуръёс, тылобурдо, адями, шунды, кизили, шур, гурезъ, пилем, лымы, зор, вуюись)

- Асьмелэн  инкуазьмы люкиське кык дуннелы?

- Кыӵе луэ инкуазь? (Луло, лултэм)     (Два сердечка, одно зачеркнуто)                

Игра «Луло - лултэм»

Ӝӧк вылын кыллё карточкаос.  Азьло сак кылзэ, собрере ужалоды. Нылъёс быръёзы луло инкуазен суредъёсты, лякоды та доска вылэ, нош пиос – лултэм инкуазен, лякоды та доскае. Ужалэ. (Мальчики находят предметы неживой природы, а девочки – живой)

- Одолэ эскером. Ма  пыре луло инкуазе? (Писпуос, сяськаос, чорыгъёс, губиос, нымы – кибыос, пӧйшуръёс, тылобурдоос, адями)

- Нош ма пыре лултэм инкуазе? (шунды, кизилиос, шур, гурезъёс, пилемъёс, лымы, зор, вуюись).

Пиналъёс, вералэ ай, маин  луло инкуазь висьяське лултэм инкуазьлэсь. Тӥледлы нош ик юрттозы суредъёс. Ойдолэ чош вералом. (Показываю мнемотаблицу)

Луло инкуазь:

Дышит – шока

Питается – сиё, кӧтсэ тыре

Передвигается - ветлэ, уя, выре

Растет – будэ

Размножается – йылэ

  • Ӟечокъёс.
  • Асьмеос верамы, тулыс тылобурдоос лымшор палась берытско.
  • Нош малы тылобурдоос  берытско? (Кар лэсьто, пи потто).
  • Нош кыӵе тылобурдоос берто, кыӵе кар соос лэсьто, али тодомы, пуксе пуконъёс вылэ но кӧня ке шудомы.

Игра «Кинлэн карэз»

 1 слайд: чечег, тюрагай, сьӧд куака. 

        Кин таӵе кар лэсьтэ? (Сьӧд куака).

        Кинлэн карэз?   (Сьӧд куакалэн)

2 слайд: ваёбыж, тури, почаш.

        Кин таӵе кар лэсьтэ? (Тури).

        Кинлэн карэз?   (Турилэн)

3 слайд: сьӧд куака, юбер, камкоӵо  

        Кин таӵе кар лэсьтэ? (Камкоӵо).

        Кинлэн карэз?   (Камкоӵолэн)

4 слайд: лӧбекей, кикы, уӵы.

        Кин таӵе кар лэсьтэ? ӧбекей).

        Кинлэн карэз?   ӧбекейлэн)

5 слайд: почаш, чечег, тюрагай.

         Кин таӵе кар лэсьтэ? (Почаш).

        Кинлэн карэз?   (Почашлэн)

6 слайд: уӵы, юбер, лӧбекей.

        Кин таӵе кар лэсьтэ? (Юбер).

        Кинлэн карэз?   (Юберлэн).

7 слайд: шырчик, ваёбыж, кикы.

        Кин меда та корка пушкы кар лэсьтоз? (Шырчик)

        Нош кызьы нимаське та корка? (Шырчик уморто)

Ойдолэ чош вералом: шырчик уморто. (Спросить еще 2-3 человек)

Физминутка «Шырчик Уморто».

Пилаен пулэз  вандом – вжик, - вжик, - вжик, - вжик, - вжик, - вжик.  (Дети имитируют движения распиливания дощечки).

Шырчикъёслы корка лэсьтом – тук, - тук, -тук, -тук, - тук, - тук.   (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей).

Боддорэн, выжен, чебер липетэн, котырес ӧсэн (Дети показывают стены, пол, крышу, двери).

Шырчикъёс,  ӝоггес бертэ,  (Выполняют движения махи руками к себе).

Выль коркае  кар лэсьтэ! (Изображают гнездышко).

  • Ӟечокъёс.

- Тӥ ӧд вунэтэ – а, шырчикъёс трос кузя бертозы, нош асьмелэн шырчик умортоосмы уз тырмы.  Соин ик асьмелы мыноно мастерское. Туннэ ужалозы куинь мастерскойёс: «Магнит» мастерской, «Тико» мастерской, «Пазловой» мастерской. Малэсь лэсьтом шырчик умортоосты, валады -а? (Леголэсь)

- Ӝок вылын вань карточкаос. Учке. «Магнит» мастерскойын самой капчи уж, нош «Тико» и «Пазловой» мастерскойъёсын уж секытгес. Малпалэ, кин кыӵе лего конструкторлэсь быгатоз лэсьтыны шырчик уморто. Басьтэ карточка но шедьтэ ужан интыдэс.

Конструирование скворечников

Ма лэсьтӥськод? (Шырчик уморто)

Кин улоз шырчик умортоын? (Шырчик)

Спрашивать по ходу действий детей какого цвета конструктор. Сколько зелёных? Сколько жёлтых? И т.д.

Кинлы лэсьтӥм шырчик умортоосты? (Шырчикъёслы)

Кызьы малпаськоды, быгатӥм – а юрттыны шырчикъёслы? (Бен)

Тӥ, пиналъёс, ӟечокъёс. Бурдо эшъёс тӥледлы тау шуозы, чебер кырӟанэн мылкыддэс ӝутозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Пернатые друзья"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект познавательного занятия по экологическому воспитанию на тему: «Наши пернатые друзья» в старшей группе «А»

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, расширять представления о перелетных и зимующих птицах....

Конспект открытого занятия «Помощь гномам»

Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В.Воскобовича. Задачи:Образоват...

Познавательно-творческий проект "Пернатые друзья"

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...

Конспект открытого занятия «Помощь Бабе Яге» по блокам Дьенеша

Развитие памяти, сравнение, умение анализировать, принимать решение, объяснять свой выбор, использовать союзы (и, или, не)....

Методическая разработка по познавательной деятельности "Наши пернатые друзья"

Методическая разработка по познавательной деятельности  "Наши пернатые друзья"Цель: расширение представлений детей о перелетных птицах.Задачи:·      закр...

Конспект открытого занятия "Помощь волшебнику" с использованием степ платформ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №90 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга  Конспект открытого занятия "Помощь волшебн...