ПРОЕКТ по краеведению «РОДНЫЕ ТРОПИНКИ"
методическая разработка

Бетина Светлана Валерьевна

В процессе реализации проекта решается проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по краеведению

«РОДНЫЕ ТРОПИНКИ

Актуальность

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Цель:

Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей

Задачи

Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.

Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

Воспитание здорового образа жизни.

Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Участники

Дети от 3 до 7 лет, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, инструктор по физ. Воспитанию

Направления

3-4 года «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).  

4-5 лет «Вот эта улица, вот этот дом».

5-6 лет  Природно-климатическое

6-7 лет  Культурно-историческое

Принципы реализации проекта:

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Ожидаемые результаты

  • Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к русским традициям, к традициям своей семьи.
  • Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю.
  • Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
  • Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни села.

Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников.

ОПИСАНИЕ  МЕХАНИЗМА  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА.

Этапы

Мероприятия

Сроки выполнения

Подготовительный

Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей

  • Анализ научно-методической литературы;
  • Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;
  • Составление плана работы по реализации проекта
  • Определить уровень знаний, навыков у детей.
  • Разработка календарно-тематического планирования по краеведению для старших, подготовительных групп.
  • Анкетирование родителей
  • Анкетирование педагогов

Август-декабрь

Основной

Цель: совершенствование результатов работы по данной проблеме.

Работа с педагогами

Задачи: 

Актуализировать краеведческие знания педагогов.

Повысить профессиональное мастерство, стимулировать педагогический поиск в вопросах краеведческого образования дошкольников, научить педагогов максимально использовать воспитательный потенциал традиций родного региона.

Обобщить передовой опыт, обменяться собственным накопленным опытом по теме.

  • Разработка и внедрение краткосрочных проектов
  • Семинар «Краеведение – основа воспитания патриотизма»
  • Консультация «Уголки краеведения в группах»
  • Деловая игра «Знатоки Тамбова»

Работа с детьми 

  • Оформление дидактических игр по краеведению
    “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
  • Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Тамбовского  края”
  • Экскурсии и виртуальные экскурсии по городу
  • Разучивание стихов, песен о Тамбове
  • Изготовление мини – музея «Русская изба»
  • Народные праздники

Работа с родителями: 

Задачи: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, селу. Традициям семьи и русского народа

  • Анкетирование «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
  • Родительское собрание «Уроки патриотического воспитания»
  • Конкурсы : «Герб семьи», «Кукла в национальном костюме»,  «Фотографии красивых уголков Тамбовского края» Конкурс плакатов «Защитники Отечества
  • Оформление портфолио «Традиции моей семьи»
  • Оформление стенда «Древо своей семьи».
  • Ярмарка
  • День Матери
  • Досуг «Мой – папа».
  • День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица».

В течение года

Февраль,

Март,

Октябрь,

В течение года

Январь,

Февраль,

В течение года

Апрель,

Май,

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Апрель- май

Итоговый

Цель: совершенствование результатов работы по данной проблеме.

1. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

2. Определение перспективы развития опыта.

3. Описание опыта педагогической деятельности

Сентябрь

Планирование

II младшая группа (3–4 года)

 

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

Природоохраняемая акция «Сохраним цветок»

Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)

Октябрь

Беседа «Моя семья»

Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья»

Проект (рисование) «Портрет семьи»

Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся»

Ноябрь

Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы).

Беседа «Хорошо у нас в саду»

Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»

Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Декабрь

Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»

Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада.

Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

Музей «Друзей и дружбы» – что мы там видели.

Январь

Проект «Мой родной город».

Проект (конструирование) «Мы построим новый дом».

Беседа «Домашние животные у нас дома».

Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».

Февраль

«Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе.

Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

«Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье.

Беседа «Как стать сильным?»

Март

«Я и моя мама».

Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую».

«Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых.

Проект «помоги растению».

Апрель

«Рассказы о своей семье».

«Наши добрые дела». Труд взрослых

Беседа «Дом в котором мы живем».

Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный».

Май

Целевая прогулка к украшенной к празднику улице.

Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа».

Беседа «Наш город».

Июнь

Природоохраня-емая акция «Посади цветок»

Экскурсия в парк

Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»

Июль

Познавательное развитие «Труд воспитателя».

Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух».

«Друзья наши меньшие» – знакомство с бурым медведем Тюменских лесов.

Беседа «Ишим – моя родина».

Август

Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите».

Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья».

Рассматривание фотоальбома «Город Ишим» здания и памятники города.

«Наша дружная семья».

 

Средняя группа (4–5 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

«Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду.

Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Акция «Сохраним цветок»

«В нашем детском саду» Труд взрослых.

Октябрь

Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях.

Прохождение экологической тропы – природа

г. Ишима

«Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье.

Проект «Мой родной город».

Ноябрь

Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города).

Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья»

С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения.

Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом».

Декабрь

Проект (рисование) «Построим большой дом».

Беседа «Мое здоровье».

Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада.

«Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи.

Январь

Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой».

Проект «Дружат дети на планете».

Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду.

Досуг «Рота, подъем!»

Февраль

«Мы следопыты» – о жизни диких животных в Тюменских лесах.

Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона.

«На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск.

«Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества».

Март

«Наша мама лучше всех».

«Город. Транспорт. пешеход».

«Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края)

Развлечение «Быть здоровыми хотим».

Апрель

«Мой город», рассматривание альбома о городе Ишиме

«В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной.

Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи.

Знакомство детей с флагом России и Тюменской области.

Май

Экскурсия по праздничным улицам города.

Рассказ воспитателя «О Дне Победы».

Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака.

Целевая прогулка к памятнику посвященному Великой Отечественной Войне.

Июнь

Акция «Озелени участок»

Проект (рисования) «Салют в честь праздника России».

Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.

Июль

Экскурсия к памятнику

Проект (рисования) «Мой детский сад».

Досуг «Преодоление препятствий».

Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города Ишима».

Август

Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края.

Чтение художественной литературы для детей на семейную тему.

Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья».

«Мой край задумчивый и нежный».

Оборудование уголков в группе по краеведению

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

  • Фотоальбомы из ближайшего окружения:

«Моя семья»

«Мой детский сад»

           «Где мы с мамами гуляем» и т.д.

  • Фотоальбомы из ближайшего окружения:

«Моя семья»

«Мой детский сад»

«Где мы с мамами гуляем» и т.д.

  • Фотоальбомы:

«Природа родного края», «Птицы родного края», «Животные родного края»

« «Культурные центры нашего района» и т.д.

  • Фотоальбом о столице нашей Родины  - Москве
  • Фотоальбомы из ближайшего окружения:

«Моя семья»

«Мой детский сад»

«Где мы с мамами гуляем» и т.д.

  • Фотоальбомы о достопримечательностях родного поселка, района:

«Тамбов героический»

«Тамбов спортивный»

«Мой город детям»

«Природа родного края»

«Промышленность нашего района»

«Культурные центры нашего района» и т.д.

Фотоальбом о столице нашей Родины  - Москве

  • Фотоальбомы о природе России
  • Фотоальбомы о центральных городах    России и их достопримечательностях
  • Фотоальбомы о крупных городах мира, о разных странах и континентах и т.д.

  • Портрет президента России
  • Портрет президента России
  • Символика родного города (Флаг, герб)
  • Символика родного поселка, района (Флаг, герб)
  • Символика России (Флаг, герб, гимн)
  • Символика родного поселка, района  (Флаг, герб)
  • Символика России (Флаг, герб, гимн)
  • Символика города Москвы (Флаг, герб)
  • План участка
  • Карта Тамбовской области
  • Карта Тамбовского края
  • Карта России
  • Карта мира, глобус
  • Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)
  • Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)
  • Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)

Приложение №1 Анкета для родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _________________________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?

_________________________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?______________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?_____________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?    

_________________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.

_________________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

_________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по краеведению "Путешествие с Терёшкой по родному краю"

Знакомство детей дошкольного возраста с родным краем...

Проект по краеведению: "Мастера родного края"

Проект на тему: "Мастера родного края"...

Проект по краеведению "Знатоки родного края"

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, при...

Образовательная программа по краеведению для детей «РОДНЫЕ ТРОПИНКИ»

Программа «Родные тропинки» имеет туристско-краеведческую направленность. Она является одним из средств формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формир...

Отчет по проекту "Экскурсия по родному краю" по краеведению

Воспитание любви и уважения к малой Родине является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо знать о нем все: его историю, географию, ...

Проект по краеведению «Родные просторы»

Проект по краеведению «Родные просторы»...

Презентация проект по краеведению. Проект "Мой родной край. Поселок Сиверский"

Проект "Мой родной край. Поселок Сиверский"   для детей старшего дошкольного возраста...