проект по краеведению "Путешествие с Терёшкой по родному краю"
проект (подготовительная группа) на тему

Белокопытова Евгения Геннадьевна

Знакомство детей дошкольного возраста с родным краем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_kraevedeniyu.docx62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание проекта:

  1. Общие положения (название проекта, законодательная часть, контакты)  ………………………………………………………….. …….  с.2
  2. Актуальность выбранной темы ………………………………… с.3- 6                                      
  3. Цели и задачи проекта…………………………………………….с.7-8
  4. Участники проекта. Сроки реализации проекта………………..с.9-10
  5. Этапы реализации проекта………………………………………с.11-15
  6. Обеспечение проекта………………………………………………..с.16
  7. Перспективный план работы ……………………………………с.17-19
  8. Предполагаемые результаты и  оценка результатов проекта. .. с.20-21
  9. Приложения ………………………………………………………с.22-29
  10. Список литературы……………………………………………….с.30-32


Общие положения

название проекта – «Путешествие с Терёшкой по родному краю»

нормативно-правовое обоснование проекта

 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 12.11.2012)

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013г. №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования

Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Устав МАДОУ «Терентьевский детский сад»

Контакты:

Юридический адрес – 653206, Кемеровская область, Прокопьевский район, с.Терентьевское, ул.Стадионная, 2

Телефон – 8-3846-643-259

Официальный сайт ДОУ - http://terentevskds.bos.ru

Электронная почта ДОУ (e-mail) – terentevskds@yandex.ru

Актуальность выбранной темы:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «краелюбие».

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.  Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы села. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.

Краеведческое образование в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания, но способы организации краеведческой деятельности в ДОУ только начинают формироваться. Нам кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему. В работе с детьми мы планируем использовать целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном селе и области. Это не только собственно краеведческие занятия - это и занятия по ознакомлению с родной природой, посещение интересных памятников и памятных мест села Терентьевское, экскурсии в музейную комнату Терентьевской сельской библиотеки, разнообразные викторины и конкурсы.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Тем более, что 2015 год для жителей с.Терентьевское особенный – селу исполняется 295 лет. Разработка и реализация данного проекта посвящена юбилеям Прокопьевского района (90 лет), села Терентьевское (295 лет) и 70-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне.


Цели и задачи проекта

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. В тоже время краеведение является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Цель проекта: Формирование представлений о достопримечательностях села Терентьевское и его знаменитых земляках,  основных сведений по истории Прокопьевского района, Кемеровской области и России. Возрождение семейных традиций.

Расширение детского кругозора.

Задачи проекта:

-Ознакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного села;

-Развивать бережное отношение к селу и его природе, к  достопримечательностям и культурным ценностям;

-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю;

- Обобщить и систематизировать знания о родном крае,

познакомить с краеведческим музеем «Мое село – моя судьба» при Терентьевской сельской библиотеке. Новизна данной программы состоит в соединении игровых, познавательных элементов с проведением экскурсионных маршрутов, что даёт возможность детям дошкольного возраста осознать ценность и значимость малой родины, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки.

Кроме этого, реализация проекта позволяет улучшить связи с социальными партнерами – Терентьевской сельской модельной библиотекой, Терентьевской детской библиотекой, учреждениями села и администрацией Терентьевского сельского поселения. Особенность программы заключается в создании условий для восприятия сведений об историческом прошлом и  современном облике родного края.


Участники проекта. Сроки реализации проекта.

Краеведение - это отправная точка увлекательного путешествия ребят в природное и историческое прошлое с.Терентьевское. Важным элементом реализации проекта считаем работу с куклой – Терёшка, который олицетворяет малую родину. Терёшка не только будет «рассказывать» детям о селе, его достопримечательностях, интересных людях, но и станет своеобразной стартовой площадкой для полета фантазии детей о будущем - о будущем человека, его семьи, его села.

Участники проекта 

Дети старшей и подготовительной группы (6-7 лет).

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Тип проекта: информационно-творческий

Направленный на развитие воображения, фантазии и связной речи.

По характеру содержания: включает ребенка и семью.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный.

Цикличность проекта – 2 года

Работа по проекту проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состоянию здоровья. 

Занятия построены по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Каждая тема, включенная в проект, содержит теоретическую и практическую части.

В теоретическую часть включены необходимые сведения по истории села, его природе. Практическая часть заключается в работе детей над дидактическим материалом по заданной теме, экскурсиям по пешеходным маршрутам.

Занятия проводятся 3 раза в неделю (2 раза в неделю по 1 часу, 1 час=30 минутам (см.СанПиН); и раз в неделю экскурсионный день: 4 часа, 1 час=30 минутам).


Этапы реализации проекта

Реализация краеведческого проекта «Путешествие с Терёшкой по родному краю» осуществляется по этапам: подготовительный и основной.

Подготовительный этап реализации проекта включает

  1. Проведение диагностики для определения уровня сформированности знаний о селе, районе и Кузбассе у детей 5-6 лет и 6-7 лет.

Задание 1. «Родное село»

Цель: Определить уровень знаний о родном селе, крае (знать название   своего села, района, домашнего адреса.  Называть достопримечательности села, названия улиц, представителей флоры и фауны села.

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии, презентация «Село моё родное и летом, и зимою»

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на слайд и ответить на вопросы к нему.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название села, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности села, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, названия природных объектов.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности села. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родного края»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе   родного края.  

Материалы:   Герб и флаг Прокопьевского района, Кемеровской области.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание   государственной символики родного края.

Оценка результатов.

 Высокий уровень (3 балла).

 Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе района и области. Может объяснить символику.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Предварительная работа:  Беседы, занятия

Условия: Краеведческий мини-музей в Терентьевской сельской библиотеке, музейные занятия в Терентьевской детской библиотеке. Музейная экспозиция – «Уголок крестьянского быта»

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в мини-музее «Уголок крестьянского быта».

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Работа на подготовительном этапе позволить также:

  1. организовать сбор фотографий о селе и его окрестностях, составить электронные презентации по темам занятий.
  2. Подготовить обращение к родителям для мотивирования их участия в проекте;
  3. Изготовить куклу Терёшка – это даст возможность соединить эмоционально-чувственную сферу дошкольников и информационную составляющую проекта.
  4. Разработать перспективный тематический план работы

Прогнозируемый результат 1 этапа.

Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.

Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение, составление текстов бесед и электронных презентаций

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста,
  4. экскурсии по селу,
  5. пополнение развивающей среды,
  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.

Формируется методическая копилка для проведения тематического мониторинга к занятиям, тематических бесед; пешеходных экскурсий по селу; игр-путешествий; художественно-творческой деятельности и т.д.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:

  • игровой;
  • музейной педагогики;
  • домашнего кинотеатра;
  • Информационно-познавательной с использованием ИКТ.

Тематически работа выстраивается по блокам:

  1. Блок-модуль «Летопись родных мест»
  1. «Загадки топонимики»
  2. «Наши земляки»
  3. «Летопись села»
  1. Блок-модуль «Родословие»
  1. «Древо жизни»
  2. «Семейные традиции и обряды»
  3. «Профессиональные династии»
  1. Блок-модуль «Природное наследие»
  1. «Тайны природы»
  2. «Экология и человек»
  1. Блок-модуль «Этнография»
  1. «Народонаселение»
  2. «Фольклор»
  1. Блок-модуль «Военные события»
  1. «Великая Отечественная война»
  2.  «Подвиг народа бессмертен»

Терёшка либо «рассказывает сам» ребятам по обозначенным темам, либо приглашает в путешествие по селу и его окрестностям, либо в видеозал на виртуальное путешествие по родному краю: «Семь чудес Кузбасса», «Памятники и памятные места с.Терентьевское»,  «10 чудес Прокопьевского района» и др.

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.


Обеспечение проекта

  1. Формирование базы тематических бесед и дидактических игр по проекту. Оформление дидактических игр по краеведению: 
    «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Село  будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
  2. Обеспечение материально-технического сопровождения проекта: видеофильмы, компьютер


Перспективный план работы по ознакомлению с родным селом детей старшей группы на 2015-2016 учебный год.

Дата

Тема

Содержание занятия

Сентябрь

 «Тайна имени или здравствуй Терёшка»

Моя малая Родина

«Рябинкины именины»

-дидактическая игра  «Собери картинку»

Игра с куклой

Худож/творческая деят-ть

Октябрь

 «Вот моя улица»

«Мой детский сад»

 Экскурсия по селу

-выставка детского рисунка «Мой дом»

Ноябрь

«Моя семья»

Выставка рисунков «Портрет моей семьи»

Декабрь

«Символы России»

- знакомство с флагом, гербом и гимном России

изодеятельность - «Нарисуй герб семьи»,

Январь

 «Семь чудес Кузбасса»

Видеопутешествие

Лепка «Животные и птицы родного края»

Февраль

«Что умеют наши папы»

- беседа о важности труда всех людей

Альбом «Любимое блюдо моей семьи»

Март

«У природы нет плохой погоды»

- изготовление альбома «Природа моего края»

Апрель

«10 чудес Прокопьевского района»

- дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,

Май

Боевая слава села

- изготовление праздничных открыток

- видеоальбом «Стена Памяти»

- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Июнь

«Моё село Терентьевском зовётся»

Выставка продуктов детской деятельности

Перспективный план работы по ознакомлению с родным селом детей подготовительной группы на 2016 -2017 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Село моё, тебя красивей нет

- чтение стихов о Кузбассе,

- рассматривание географической карты

- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

Октябрь

Аллея Славы села

- прогулки по селу,

- рассказы о достопримечательностях села, о людях разных профессий, которые живут и работают в с.Терентьевское,

- звание «Почетный гражданин»,

- экскурсия в музей «Моё село - моя судьба»

Ноябрь

«Что умеют наши мамы»

- изготовление коллажа «Мамины глаза»,

- «село моё - Раньше и теперь»

Декабрь

Знакомство с государственной символикой. Герб. Флаг. Гимн России.

- чтение стихов о Родине,

- прослушивание песен,

- закрашивание изображения герба России

Январь

Дружная семья

Символика Кузбасса

- изготовление фотоальбома «Семейные праздники»

Февраль

«Защитники русской Земли»

(от былинных героев до ГСС из Прокопьевского района

Игра «Кто всех сильнее?

Март

Приключения капельки или реки и пруды родного края

Час сибирской сказки

Видеопутешествие Терёшки с капелькой

Чтение сказок бабушки Татьяны

 

Апрель

«Памятники и памятные места с.Терентьевское

Виртуальная экскурсия

Составляем изогалерею главных достопримечательностей села

Май

«Весна Победы»

Конкурс чтецов

Экскурсия в музей «Моё село – моя судьба»

Июнь

«Чем богат наш край»

«Уголок крестьянского быта»

Заключительная игра

Музейное занятие


Предполагаемые результаты и  оценка результатов проекта Практическая значимость  этого проекта состоит в том, что он обеспечивает успешность взаимодействия участников образовательного и просветительского процессов. Материалы проектов используются на занятиях в качестве иллюстративного и наглядного материала.

Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.
• Наиболее важные исторические события истории родного края.
• Символику села и края.
• Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.

Дошкольники будут уметь:
• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Работать с элементами народного творчества.
• Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.
• Творчески мыслить и рассуждать.

Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)
— анкетирование родителей.

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о селе, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего села. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём селе, его предприятиях и замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины.


Приложение №1 Анкета для родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _________________________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?

_________________________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?______________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?_____________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?    

_________________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.

_________________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

_________________________________________________________________

Приложение №2

«Уважаемые родители!

В соответствии с Приказом Минобрнауки  России от 17.10.2013 года № 1155  « Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюстре России   14.11.2013 № 30384) « Об утверждении ФГОС дошкольного образования», важным  аспектом современной государственной политики является введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня. В настоящее время действительно ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности не только у взрослых, но и детей.  Прививая  с детства своему ребёнку   любовь к Родине - прививаем и любовь к матери,  истории своей страны - истории своей семьи, чувство патриотизма- чувство чести, долга, достоинства, любви к народным истокам – интереса к семейным «корням, роду» и т.д. Это так важно не только для государства, но и для нас - «Русского народа», самого сильного, самого смелого, умеющего любить, ценить, уважать!  В нашем дошкольном учреждении ведется большая работа  по формированию краеведческих представлений, нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста. Приглашаем Вас принимать участие в тематических занятиях и создании краеведческих уголков в ваших группах.      

         Администрация МАДОУ «Терентьевский детский сад».


Приложение№3

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний об улицах родного села

  1. Как называется наше село?
  2. Назови улицу, на которой ты живёшь.
  3. Как называется улица, на которой расположен наш детский сад?
  4. Какие названия улиц нашего села ты знаешь?
  5. Как улицы получили своё название?
  6. В честь каких космонавтов названы улицы в нашем селе?
  7. В честь каких профессий названы улицы в нашем селе?
  8. Есть ли в селе улицы, названные в честь земляков? Назови их. Чем они прославили наше село?
  9. Как называется центральная улица нашего села?
  10. Есть ли в нашем селе краеведческий музей? На какой улице он располагается?
  11. Кто поддерживает чистоту на улицах нашего села?
  12. Как можно сделать наше село красивым? Что для этого можете сделать вы?

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний об участии наших земляков в Великой Отечественной войне

  1. Когда празднуется День Победы?
  2. С кем воевал наш народ в годы Великой отечественной войны?
  3. Какие военные профессии вы знаете?
  4. Какую боевую технику вы знаете?
  5. Участвовали ли жители села в Великой Отечественной войне?
  6. Чем награждают Героев войны?
  7. Есть ли в нашем городе памятники погибшим воинам? Какие? Где?
  8. Как женщины, дети и старики помогали фронту в годы войны?
  9. Помнят ли живущие сегодня о людях, отдавших жизнь за Родину в годы войны?
  10. Как мы можем отблагодарить героев тыла и фронта, живущих в нашем городе?

 

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний о людях, прославивших наше село

1.  Были ли в нашем селе знаменитые люди?

2. Чем они прославили наше село?

3. Чьими именами названы улицы нашего село?

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний о природе родного города

1. Какие природные зоны есть в нашем селе и районе?

2. Назови животных леса.

3. Назови деревья, которые можно встретить в нашем селе и его окрестностях.

4. Назови птиц, живущих в нашей местности.

5. Назови растения, произрастающие на территории нашего края?

6. Как люди заботятся о животных?

7. Как люди заботятся о птицах?

8. Как взрослые проявляют заботу о деревьях и растениях?

 


Приложение №4

Дидактические игры

Игра «Тайны имени, или здравствуй Терёшка»

(Старшая группа)

Цели

  • Систематизировать имеющиеся у детей знания о значении имени человека, названиях села, района, улиц и прочее.
  • Познакомить ребят с куклой.
  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Воспитывать у детей внимательность и предупредительность друг к другу.

Лексика

  • Имя, название,
  • путешествие,
  • карта,
  • детский сад – любимый, родной.

Материал и оборудование

  • Дидактическая кукла «Терёшка»,
  • Дидактическая игра «что как называется»
  • оборудование для презентации

Структура и методические приемы

  • Игровая ситуация «У нас в гостях кукла Терёшка»;
  • презентация «имена и названия с.Терентьевское».


Тема «Мой детский сад»

(Старшая группа)

Цели

  • Систематизировать имеющиеся у детей знания о детском саде, о тех, кто работает в нем, какую работу выполняет.
  • Развивать желание быть в детском саду.
  • Развивать у детей элементарные навыки труда, используя алгоритм действий.
  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Воспитывать у детей внимательность и предупредительность друг к другу.

Лексика

  • улица Стадионная,
  • путешествие,
  • карта,
  • детский сад – любимый, родной.

Материал и оборудование

  • Дидактическая кукла «Терёшка», фотографии помещений и территории детского сада.
  • Дидактическая игра «Кто, что делает», оборудование хозяйственно-бытового труда.
  • Карта «Страны Детсадии».

Структура и методические приемы

  • Игровая ситуация «У нас в гостях кукла Терёшка»;
  • Слушание стихотворения Нодара Думбадзе «Сад».

Я думала и в правду,
Что сад – это сад. 
Где бабочек ловят, 
Едят виноград . . .
Ой, мамочка – мама,
Куда я пришёл?!
Сажают детей
За обеденный стол!
Котлеты несут
И молочный кисель!
А после, как дома,
Уложат в постель!
Ой, мамочка,
Лучше вернемся назад, –
Я сам покажу,
Где находится сад!

Вопросы к детям

  • Про какой сад рассказала кукла Терёшка? (Детский)
  • Вы можете рассказать кукле Терёшка, где находится ваш детский сад? (На улице Стадионная)

Детская игра «Угадай и назови»

Дети, рассматривая фотографии участков и групп разных дошкольных учреждений, находят те, на которых изображен родной детский сад.

Терёшка читает стихотворение:

Хорошо у нас в саду
Не дождусь, когда пойду.
– Мама, раньше разбуди, 
Раньше в садик отведи!

Игровая ситуация: Путешествие по карте «Страны Детсадии» (Дети, используя кубик, продвигаются по карте от пункта к пункту, которыми обозн ачены интересные места в дошкольном учреждении. О том, в каком пункте находятся карты, дети сообщают: пантомимой, описанием, загадкой.) Последний пункт на карте – «Загадочный ларец»


Тема «Моё село Терентьевском зовётся»

(Старшая группа)

Цели

  • Расширять представление детей об улицах и достопримечательностях села;
  • Закрепить понятие адреса.
  • Вызвать желание делиться впечатлениями о своей улице.
  • Находить красивые слова и определения для яркой его характеристики.
  • Воспитывать «маленьких граждан», которые ценят красоту малой Родины.

Лексика

  • улица,
  • адрес,
  • жилой дом,

Материал к занятию

  • конверт с рисунками детей,
  • видеофильм,

Структура, методические приемы

  • Игровая ситуация «Построй главную улицу» (из детских рисунков, изображающих впечатления от экскурсии по улице Стадионной);
  • Рисование: маршруты «детский сад – мой дом»
  • Беседа «Мой адрес»;

Совместная деятельность

  • Экскурсия по селу по улице Стадионная;
  • Д/игра «Красивые слова – тебе, село родное»;
  • Рисование «Главная улица села»;

Список использованной литературы

Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.

Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет \ Г.П. Антонова, И.П. Антонова. М.: Мысль. 1991

Ахметова Н.Н.  План-программа по краеведению. I часть. Пермь, 1998 г.
Ахметова Н.Н. Люби и знай свой край. II часть. Пермь, 1998 г.

Бабунова, Е. С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях с средствах народной педагогики : метод. пособие \ Е. С. Бабунова. Магнитогорск: МаГУ. 2004.

Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.

Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо. 2003

Витушкина, Н. Туризм и краеведение в детском саду // Управление ДОУ. – 2009. - № 8. – С. 80-85.

Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3. – С. 6.

Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

Ермачкова, Н. Краеведо-туристская работа в детском саду // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 3. – С. 74-79.

Жуковская Р.И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985.

Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Звонарева, Н. Регионоведческая программа для дошкольников // Воспитание дошкольников. – 2008. - № 2. – С. 39-73.

Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ; Мозаика-Синтез, 2012. - 635 c.

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений \ Под ред. Л.Г. Нисканен. М.: «Академия». 2002

Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.

Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»)/ Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 168 с. (Развитие и воспитание дошкольника )

Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.

Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.

Ознакомление с окружающей и социальной действительностью. Алёшина Н.В.Москва, 2001 г.
Пименова Л.В. «Программа гражданского воспитания детей дошкольного возраста».

Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности» (пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001 – 2006 годы»). Москва «Аркт» 2003г.

Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ "Шаг навстречу"; Детство-Пресс, 2012. - 
579 c.
Сазонова Н. П. Саморегуляция педагогов ДОУ в профессиональной деятельности; Детство-Пресс, 2010. - 
342 c.
Соломенникова О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ. Методическое пособие; Айрис-Пресс, 2010. - 224 c.

Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ; Детство-Пресс, 2012. - 821 c.

Урмина И.А., Данилина Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект По ознакомлению детей с природой родного края, формированию у них предпосылок экологического сознания. Старшая группа.

Формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности, создание в груп...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Деревья родного края»

Любовь к Родине – высшее проявление  любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу,  родной природе, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям в...

Проект "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним"

Проект в средней группе ДОУ "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним".Данный проект направлен на фор­мирование экологической культуры и...

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных набл...

Проект по экологическому воспитанию"Осень в родном краю"

Цель: формирование знаний детей дошкольного возраста о родном крае средствами экологического воспитания....

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...

Творческий проект по направлению:«История и культура родного края» «Тепло родного дома»

Проблема патриотического воспитания у дошкольников сегодня одна из наиболее актуальных. Мы горим желанием воспитывать любовь к родине, а оказывается , не в состоянии воспитать любовь к самому близкому...