Загадки Петропавловской крепости
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Коновальчик Галина Владимировна

Загадки Петропавловской крепости - это конспект познавательной экскурсии для детей и родителей с элементами игровой и  исследовательской деятельности непосредственно в городской среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

Выборгского района Санкт-Петербурга

 Тематическая прогулка для детей и родителей  старшей группы

                      «Загадки Петропавловской крепости»  

 Разработали воспитатели:     Иванова Марина Борисовна

                                                      Коновальчик Галина Владимировна

                                           Санкт-Петербург 2018г.

     Цели и задачи:

- Познакомить детей с Петропавловской крепостью и некоторыми данными из её

   истории, используя игровую деятельность.

- Воспитывать интерес к родному городу

- Воспитывать восприятие поэтических образов при знакомстве с историческими

   достопримечательностями.

- Обогащать и активизировать словарь за счёт слов: Петропавловская крепость, Заячий

  остров, музей, сигнальный выстрел, шпиль, куртины, флюгер, бастионы, крепостные

  стены.

- Укреплять детско-родительские взаимоотношения, коллективные связи, вызвать

  интерес к совместным прогулкам по городу.

- Развивать познавательные способности детей, используя дидактические игры

- Воспитывать собственное эмоционально – ценностное отношение к Санкт-

  Петербургу, бережное отношение к объектам культурного и природного наследия

   города

       - Вызвать рост познавательного интереса к городу, стремление к раскрытию

          неизвестного.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей Санкт-  

  Петербурга, схемы  Петропавловской крепости.

- Чтение стихотворений о городе, тематические беседы.

- Просмотр видеопрезентаций из цикла занятий «Знакомим дошкольников с Санкт-  

  Петербургом» по программе Солнцевой О.В. «Город-сказка, город-быль»:

- « Что такое крепость? Тайна имени крепости»

- «Полет над Петропавловской крепостью»

       - «О чем рассказывают скульптуры богини Афины у Петровских ворот»

- «Тайна царского ботика»

- Конструирование из крупного деревянного строителя «Петропавловская крепость»

Материалы:

карточки с загадками, картинки к игре «Найди правильный план», схема-план

Петропавловской крепости, портрет Петра I ,костюм царского плаща, изображение

флюгера, игрушка Зайчик,сюрпризы.

Ход прогулки

(Дети и взрослые находятся на площадке  перед  Иоанновским мостом)

Воспитатель: - Ребята, вы уже знаете, что живете в одном из самых красивых городов мира, имя которому Санкт-Петербург. У каждого горожанина есть в городе своё любимое место.  

Сегодня сердце нашего города –   Петропавловская  крепость, приглашает нас  в гости и предлагает разгадать свои загадки!

  

А вот и первая загадка – Отгадайте, кто основал эту крепость?

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Ответы детей. (Петр I) – Молодцы, правильно! (показывает портрет Петра1)

- А зачем нужна была крепость Петру I?

(ответы детей)

Конечно, чтобы защищаться от нападения врагов!

«То было триста лет назад…

Царь Петр к Неве привел солдат.

Шел по болотам и лесам –

И этот остров выбрал сам:

«Стеною прочной окружен,

Твердыней грозной будет он,

Неву закроем на замок,

Чтоб враг пройти сюда не смог!»

 Именно здесь 16(27) мая 1703 года по приказу Петра I, переплыв узкую протоку, высадились на остров солдаты и заложили крепость. Этот день и считается днём рождения нашего города.

Крепость называется Петропавловской в честь святых апостолов Петра и Павла.  

Чтобы попасть в крепость, мы с вами  пройдем  по Иоанновскому мосту и попадем на территорию защитного сооружения – равелина.

Когда мы пойдем по мосту, мы можем увидеть с левой стороны моста скульптуру зайчика, который (по легенде),  спасаясь от наводнения, забрался на старую деревянную сваю.

Дети разглядывают скульптуру, бросают монетки , загадывают желания.

(Проходим по мосту на территорию Иоанновского равелина)

Первоначальный план крепости был собственноручно вычерчен Петром I.

И вот следующая загадка:

- Если вы сможете правильно отгадать ,какую форму крепости  выбрал царь для постройки, то мы с вами сможем в неё попасть!

 Проводится игра «Найди правильный план».

 Детям предлагается выбрать из предложенных карточек геометрическую форму (план) крепости, и объяснить, почему они так решили. Чем был обоснован выбор именно такой формы для строительства Петропавловской крепости?

 - ответы детей.

- Молодцы, ребята, правильно отгадали!

- Но чтобы попасть в крепость , мы должны пройти в ворота !

  Давай подойдём к ним. Вы узнали их?  

Это первые триумфальные ворота, строенные в нашем городе, названы Петровскими потому, что когда-то на них стояла деревянная фигура, изображающая святого апостола Петра. Сегодня этой фигуры нет, но остальные украшения сохранились.

Над аркой ворот помещен двуглавый орел. Он держит в руках скипетр и державу - символы царской власти

Над воротами вы видите барельеф, а кто знает, что означает изображение на этом барельефе? (ответы детей по предварительной работе)

Правильно - Апостол Петр низвергает злого волшебника Симона

Легенда рассказывает, что это злой волшебник Симон. Он возгордился и стал оскорблять святого Петра. Злые демоны помогли ему подняться на небо. Но апостол Петр молитвой разогнал демонов и Симон полетел вниз. Святой Петр оказался сильнее зла. Это изображение означает, что Петропавловская крепость находится под покровительством бога и апостола Петра. Они поразят всякого, кто будет покушаться на крепость и ее защитников.

А еще мы с вами видим в нишах ворот скульптуры богинь, которые тоже защищают крепость.

Кто эти богини?

(ответы детей)

Правильно богини Афины – Паллиада и Паллада!

Отгадайте , кто из них богиня войны, а кто мудрости?

Рассматриваний скульптур, ответы детей. (предварительная работа)

  

Давайте  пройдем в ворота и посмотрим ,какой толщины стены крепости ?

 (измеряем шагами)

А вот ещё загадка!

 -  Кто жил на этом острове , когда сюда пришел Петр I?

«Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы —

Уши больше головы?  

 

- Правильно -  это зайцы, и поэтому остров назвали Заячий!

Давайте вспомним, как это происходило много лет назад….

 Проводится подвижная    игра «По болоту Петр  шел…»

Считалкой выбирается водящий (ему надевают царский плащ)

Водящий («Пётр» )находится в середине круга. (Дети идут по кругу, со словами).

«По болоту Петр шел

Остров заячий нашел.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

Крепость новая стоит

Пушками врагу грозит.

Бам, бам, бам, бам!

Не осталось зайцев там.

-  «Петр» - ребенок:

Я по острову пойду,

Шевельнется кто- найду.

Дети –замирают. «Петр» - удаляет из игры тех «зайцев» которые пошевелились.

«Петр» - зайцы пушек испугались,

По кустам все разбежались.»

(Дети разбегаются, водящий ловит).

Ребята, а здесь где-то спрятались зайцы…

- Давайте отыщем их!

  Игра «Кто первый найдет  фигуру зайца?»

(Дети находят и  разглядывают скульптуры зайцев)  

А теперь, по главной аллее  мы с вами подойдём к Петропавловскому собору. Рассмотрим внимательно это здание, оно похоже на пирамиду, состоящую из этажей, где каждый ярус украшен завитками.

  Колокольню собора украшают самые старинные часы в нашем городе. Они не простые , а поющие.  

Ребята, послушайте стихотворение и отгадайте,  о ком в нем говорится?

 -  Раздумал, видно, ангел улететь...

И вдруг застыл, пространство не осиля,

Ему на город весело глядеть,

С вершины Петропавловского шпиля...

(С. Скаченков)

- ответы детей

Воспитатель: Да, это ангел-хранитель нашего города!

Действительно, колокольню собора завершает высокий шпиль, на вершине которого прикреплен круглый шар-яблоко. В яблоко вставлен крест. Ангел держится за крест и летит над городом. Когда дует сильный ветер ангел поворачивается, потому что это - флюгер и он показывает направление ветра

 (Показать изображение флюгера)

А сейчас мы вами оказались на соборной площади.

(Садимся на скамейки на Соборной  площади и рассматриваем здание собора)

Воспитатель: Ребята, крепость со всех сторон окружена водой, скажите, а как можно попасть в крепость?

- ответы детей

Послушайте ещё одну загадку:

« Без рук, без ног на брюхе плывет

 Спереди носок, сзади – рулёк

По бокам – руки, а внутри – люди»

Правильно, это лодка!

Ребята, царь Пётр I очень любил лодки, кораблики. И  самую первую его лодку назвали ботиком. На этой лодке были и вёсла и парус. В юности любил царь Пётр плавать на своём ботике, и не забыл о нём, когда строил наш город. Приказал Пётр перевезти ботик  

в крепость. И сначала, лодка находилась под навесом. Прошли годы, загрустил ботик под навесом и заболел.

- Дети, как вы думаете, что с ним случилось?

версии детей

- Да, заметили это люди, рассказали о том царице Елизавете, дочери Петра I.

Позвала царица архитектора и приказала ему придумать для ботика дом.

И построили для ботика домик и назвали его…..  (ответы детей)

-Правильно, «Ботный домик» (предварительная работа)

Воспитатель обращает внимание детей и родителей на здание Ботного домика.

Сейчас Ботный домик называют музеем «Дедушки русского флота»

Как вы думаете, почему?  (ответы детей)

Ребята , давайте войдем внутрь и рассмотрим  копию первого корабля Петра I.

А настоящий ботик  находится в Военно- Морском музее.

(дети и взрослые рассматривают лодку и оснащение.)

- Ребята, а сейчас мы пройдем вдоль крепостной стены, и подойдем к Нарышкину бастиону.

 Ребята, послушайте стихотворение и отгадайте,  о какой пушке в нем говорится?

«Стреляет в полдень пушка,

Скрывается в дыму, когда стреляет пушка не

страшно никому,

Шумит волна речная у крепостной стены,

А пушка ведь ручная - она не для войны.»

Грозно глядели на Неву со стен крепости пушки, но cейчас остались только  одна - сигнальная.

С давних пор такой в нашем городе обычай - ровно в полдень в 12 часов дня раздается сигнал -  гремит пушечный выстрел.

Давайте понаблюдаем, как происходит смена (развод) военного караула и дождемся выстрела пушки.
 
Заключительная часть (рефлексия)

Петропавловская крепость стала центром нашего города и любимым местом воскресных прогулок, так как на территории крепости  находятся много музеев, интересных скульптур, исторических зданий.

Ой, ребята, посмотрите, у меня в кармане, кажется, кто-то сидит…

Да это- маленький зайчик Петропавловской крепости ! ( достаёт игрушечного зайчика)

  Ребята, зайчик хочет у вас спросить:

- Вам понравилась прогулка?

- Почему остров назвали «Заячий»?

 - Почему Петропавловскую крепость называют сердцем города?

- Как называются главные ворота крепости?

- В честь кого названа крепость?

- Какая фигура находится на шпиле Петропавловского собора?

- Что вы увидели в Ботном домике?

- Какой сигнал вы услышали ровно в 12 часов?

- Что запомнилось и понравилось больше всего?

Дети, сегодня вы посетили  главную достопримечательность нашего города – Петропавловскую крепость, и отгадали все её загадки, поэтому мы вам вручаем памятные сюрпризы – медали «Знаток Петропавловской крепости».

Зайчик с вами прощается и предлагает  всем погулять, посетить ещё очень много интересных мест на территории   Петропавловской крепости…

Примечание:  прогулку целесообразно проводить утром  с 11часов до 12 часов. В это время в крепости  ещё немного посетителей, можно свободно поиграть в подвижные игры, удобно закончить совместную прогулку по сигнальному выстрелу пушки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-презентация "Петропавловская крепость"

Представляю занятие - презентацию на тему "Петропавловская крепость". Использую её на занятиях по ознакомлению детей с историей и культурой Санкт Петербурга. Для уменьшения размерв файла все фотографи...

Экскурсия по Петропавловской крепости

У самых вод раскастистой Невы, лицом к лицу с нарядною столицейТемнеет в грозной памяти молвы, гранитный вал с внушительною спицей.С. Андреевский  Работа с родителями:Консультации для ...

Конспект занятий по теме «Петропавловская крепость»

Краткий  рассказ детям об истории строительства крепости в устье НевыЦели и задачи. Закрепить дату рождения города – 1703 г.Познакомить с понятиями «чертеж», «схема».Рассказать детям историю...

Путешествие по родному городу. Петропавловская крепость

Конспект по ознакомлению с родным городом...

Загадки Петропавловской крепости

Конспект ООД по Петербурговедению...

Тематическая прогулка для детей и родителей "Загадки Петропавловской крепости"

Дети Познакомились с Петропавловской крепостью, отгадывали Загадки, считали зайцев, нашли правильный план-схему крепости, заглянули в Ботный домик, послушали как стреляет пушка, наблюдали смену караул...

КОНСПЕКТ НОД с детьми старшей группы «Загадки Петропавловской крепости» с использованием образовательных технологий (игровой, исследовательской и ИКТ)

КОНСПЕКТ НОД с детьми старшей группы «Загадки Петропавловской крепости» с использованием образовательных технологий (игровой, исследовательской и ИКТ)...