Загадки Петропавловской крепости
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кюммель Анна Валентиновна

Конспект ООД по Петербурговедению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon piter.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 Приморского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: Загадки петропавловской крепости

Область: Петербурговедение

                                                 Воспитатель: Кюммель А.В.

Санкт-Петербург

2017 г.

Тип ООД:

Цель:

  1. Развивать у детей эмоционально- ценностное отношение к городу.
  2. Развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Сформировать у детей представление о типе фортификационного сооружения «крепость».
  2. Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости.
  3. Развивать умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.
  4. Обогащение словаря: «остров», «крепость», «башня».

 Интеграция образовательных областей: Социально-   коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

 Вид: Познавательно-исследовательская

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с петропавловской крепостью

Организация детей:

Методические приемы: беседа с вопросами, рассказ воспитателя,

Материал: Мультимедиа-презентация, карточка с ребусами, разрезная картинка «Петровские ворота», карточка с заданием.

ХОД  ООД:

  1. Вступительная часть  

- Здравствуйте, ребята! Это школа? А куда я попал? Ну, конечно детский сад. Устал я в дороге, вот и решил к вам зайти. Слышал, что в вашем детском саду самые смышленые ребята, самые внимательные, смелые, веселые. Ой, вы же не знаете, кто я такой. Зовут меня капитан. Немо, я знаменитый путешественник. Слышал я, что где-то в Росси есть чудесный город Санкт- Петербург. И вздумалось мне посетить этот город, изучить его. Один знакомый волшебник подарил мне волшебный луч, который может переносить людей в исторические места города.

Для того чтобы понять, куда хочет нас отправить луч, нам нужно разгадать ребусы.


II. Основная часть.

Ребусы про Петропавловскую крепость

Итак, теперь мы знаем, куда отправляемся. Вы готовы к путешествию?

Тогда скажем волшебные слова и покружимся «Раз, два, три волшебный луч в Петропавловскую крепость нас перенеси»

Появляется экскурсовод.

Здравствуйте ребята, сегодня я- ваш экскурсовод. Слушайте внимательно и узнаете что- то интересное.

А сначала я хочу у вас уточнить, где же находится Петропавловская крепость? (на острове)

А что такое остров?

Верно, остров- это часть земли, со всех сторон окруженная водой.  Говорят, что крепость, построенная на острове имеет вторые стены. Почему так говорят?

А как же можно попасть на остров?

Почти сразу после закладки Петропавловской крепости, рабочим которые ее строили понадобился мост. Нужно было перевозить много материалов для строительства, а на лодках это делать было не удобно

Нужно было построить мост. Но необычный. А какие обычно мосты бывают в крепости?

Чаще всего в крепость ведут подъемные мосты. Если на крепость нападут враги, то для них дороги нет… мост – поднимают. Так вот, первые два моста могли раздвигаться, чтобы враги не могли попасть в крепость. Но потом Петербург стал большим городом, враги перестали угрожать крепости и можно было построить постоянный мост в крепость.

Постоянный мост назвали Иоанновским. Иваном (Иоанном) звали брата Петра 1. У моста были каменные опоры. Он Стал крепким и широким. И ему, конечно, нужны были решетки и фонари. Почему мосту нужна решетка? А зачем фонари?

Давным-давно люди думали, что освещать улицы не обязательно. Можно ведь ходить по ним только когда светло, а в темное время сидеть дома. В городах не было освещения. Петру 1 сидеть зимой дома большую часть времени не нравилось. И тогда он придумал привезти в Россию…Фонарь. Уличных фонарей тогда во всем мире было мало, и освещали они, в основном, дворцы. И вот, Петр 1, решил поставить фонари по всему городу. Людям хотелось, чтобы фонари не только освещали, но и украшали город. Тогда проекты фонарей стали заказывать архитекторам.

Давайте рассмотрим фонари на Иоанновском мосту. Фонари тут украшены щитами с изображением Медузы горгоны.

Фонарный столб сделан из… пучка копий, а щит архитекторы установили на двух мечах. Сам фонарь весит на… стреле. Копье, щит, меч, стрела- кому принадлежали эти предметы? Правильно, воину. Фонари напоминают нам о славных победах одержанных нашими воинами.

А на вершине фонаря- двуглавый орел. Как вы думаете, почему она здесь?

Капитан Немо нашел конверт.

-Давайте посмотрим, что там…

       (Дети открывают конверт и собирают разрезную картинку с изображением Петровских ворот)

     Что это, как вы думаете? (ответы детей)

            После того, как мы прошли по мосту, нас встречают триумфальные ворота, которые были самыми первыми в нашем городе, и называются они Петровскими, как вы думаете, в честь кого они так названы?

 На верху ворот находится барельеф – это лепная картина. У ворот есть разные защитники. Кроме привычных солдат есть еще сказочные защитники.

Посмотрите на эти две женские фигуры в нишах. Это богини Афины. Одна- городская (полиада, полис- это город) защищает мирных горожан, вторая- воительница ( паллада- потрясающая, кидающая силой). Готова сражаться с врагами нашего города.

Как вы думаете, какая из Афин городская? Как вы догадались? У нее на плече есть помощница… это кто? (змея) это волшебное животное, она умеет заранее чувствовать приближение опасности… У воительницы можно разглядеть птицу на шлеме. Какую же?  Сова- символ мудрости, и даже ночью она страже. Воительница никогда не снимает своего шлема и она в кольчуге.

      А теперь давайте отправимся дальше…

      Когда царь Пётр первый задумал построить наш город, то многим людям это не нравилось: они должны были жить вместе с царем, но им нравился их город – Москва. И стали люди плохое говорить о месте где начали строить наш город. Петру 1 захотелось, чтобы все полюбили новый город. И решил он, поселить в городе ангела. Но царю хотелось, чтобы ангелы могли увидеть все люди. Как вы думаете где бы мог царь поселить ангела? Правильно, на самом высоком месте в городе. Но наш город находится на ровном месте, здесь нет высоких мест.

           Петр 1 решил построить в крепости собор с колокольней – высокой башней, на которой находится колокола.

     Кому же он мог поручить это важное дело? А это мы узнаем, расставив числа в правильном порядке.

 У колокольни было несколько этажей (ярусов). Давайте посчитаем. Чтобы колокольня казалось ещё стройнее, её украсили завитками (валютами). На что похожа колокольня, украшенная валютами? (ответы детей)

    Крышу колокольни царь приказал построить форме шпиля. На что похож шпиль? Да, шпиль похож на спицу и иглу, это не случайно. С немецкого языка слово «шпиль» переводится как спица и игла. Такие шпили Пётр1 увидел заграницей где их ставили на главных зданиях. Благодаря гигантским шпилям, колокольни были сами высокими зданиями в Европе в то время.

       Петру 1 захотелось чтобы ангелы не только видели ну и слышали. Поэтому на колокольне царь приказал устроить Крильон. Карильон необычно инструмент.  В нём много колоколов. Звенит сейчас колокол или молчит? Как вы догадались? А чтобы ангела было не скучно, на стенах собора живёт множество его братьев – Ангелов малышей (херувимов). Когда вы приедете в Петропавловскую крепость - посмотрите на них, а нём расскажет много интересных историй

 III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Вот и пришла пора нам возвращаться. Давайте снова попросим волшебный луч перенести нас, но уже в детский сад, скажем слова «Раз, два три, волшебный луч нас в садик перенеси»

Ну что, все вернулись, никого не забыли?

Спасибо большое, мои дорогие друзья, благодаря вам я узнал много нового, и теперь буду своим друзьям рассказывать о замечательном городе Санкт- Петербурге, о Петропавловской крепости и любознательных ребятах, с которыми познакомился. Надеюсь, что мы с вами еще обязательно встретимся.

Капитан Немо прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-презентация "Петропавловская крепость"

Представляю занятие - презентацию на тему "Петропавловская крепость". Использую её на занятиях по ознакомлению детей с историей и культурой Санкт Петербурга. Для уменьшения размерв файла все фотографи...

Экскурсия по Петропавловской крепости

У самых вод раскастистой Невы, лицом к лицу с нарядною столицейТемнеет в грозной памяти молвы, гранитный вал с внушительною спицей.С. Андреевский  Работа с родителями:Консультации для ...

Конспект занятий по теме «Петропавловская крепость»

Краткий  рассказ детям об истории строительства крепости в устье НевыЦели и задачи. Закрепить дату рождения города – 1703 г.Познакомить с понятиями «чертеж», «схема».Рассказать детям историю...

Путешествие по родному городу. Петропавловская крепость

Конспект по ознакомлению с родным городом...

Загадки Петропавловской крепости

Загадки Петропавловской крепости - это конспект познавательной экскурсии для детей и родителей с элементами игровой и  исследовательской деятельности непосредственно в городской среде....

Тематическая прогулка для детей и родителей "Загадки Петропавловской крепости"

Дети Познакомились с Петропавловской крепостью, отгадывали Загадки, считали зайцев, нашли правильный план-схему крепости, заглянули в Ботный домик, послушали как стреляет пушка, наблюдали смену караул...

КОНСПЕКТ НОД с детьми старшей группы «Загадки Петропавловской крепости» с использованием образовательных технологий (игровой, исследовательской и ИКТ)

КОНСПЕКТ НОД с детьми старшей группы «Загадки Петропавловской крепости» с использованием образовательных технологий (игровой, исследовательской и ИКТ)...