Главные вкладки

    Перспективное тематическое планирование работы с детьми старшей группы по изучению темы «Карелия – моя малая родина»
    календарно-тематическое планирование (старшая группа)

    Комлик Валентина Николаевна

    Перспективное тематическое планирование работы с детьми старшей группы

              по изучению темы «Карелия – моя малая родина»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективное тематическое планирование работы с детьми старшей группы

              по изучению темы «Карелия – моя малая родина»

    Цель: создание условий для успешного формирования личности ребенка посредством приобщения к истории и культуре своей «малой родины».

    Задачи:

    • Формировать систему представлений детей об истории и культуре, традициях и обычаях народов, населяющих территорию Карелии
    • Развивать эмоциональную отзывчивость; формировать эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре родного края
    • Воспитывать чувство малой родины; толерантное отношение к представителям других культур и народов
    • Формировать навыки и умения ориентации в ближайшем природном, социальном и культурном окружении.

    Темы

    Задачи

    Формы работы

    Октябрь.

    1

    Мой город Костомукша. Карелия – мой край родной.

    «Всюду хорошо, а дома лучше»

    «В родном краю как в раю»

    Продолжить знакомить детей с родным краем - Карелией.

    Воспитывать чувства любви, уважения к городу и родной республике, к её природе и народным традициям.

    Познакомить с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и промысла.

    Рассматривание иллюстраций.

    Рассказ воспитателя.

    Ситуативные беседы.

    Экскурсии по городу.

    Фотовыставка «Мой любимый уголок Костомукши»

    2

    Осень в Карелии.

    «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвет, льет и снег метет».

    Познакомить с национальным колоритом Карельского края.

    Познакомить с сезонным явлением- листопадом.

    Развивать творчество детей, интерес к работе с природным материалом.

    Воспитывать любовь, гордость к своему краю.

    Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

    Рисование: «Осень в Карелии»

    Изготовление поделок из природного материала.

    Составление коллажа: «Я живу в Карелии»

    3

    История семьи.

    «Семейный котел гуще кипит»

    Углублять представления детей о семье, роли членов семьи, значимости близких, теплых отношений в жизни человека.

    Формировать интерес к своей родословной.

    Укреплять представления ребенка о себе: имя, фамилия, отчество, пол, адрес, близкое окружение.

    Беседы.

    Составление рассказа о себе и своей семье.

    Рисование «Моя семья».

    Составление «семейного древа» с родителями.

    4

    Дом, в котором ты живешь.

    «Не красна изба углами, а красна пирогами»,

    «Гость пообедает, дом не обеднеет»

    Углубить представления детей об улице, городе.

    Познакомить детей с северным деревянным зодчеством, со спецификой храмовой архитектуры.

    Создавать «деревянные» избы из пластилина с учетом особенностей народной архитектуры

    Продолжать изучать особенности архитектуры древних жителей Карелии, сравнивать разные типы изб русского Севера («брус», «глаголь», «кошель») в ходе строительных игр.

    Рассматривание иллюстраций.

    Рассказ воспитателя.

    Ситуативные беседы.

    Лепка «Карельская изба».

    Конструирование «Строим дом».

    Аппликация «Дом, в котором я живу».

    Посещение карельской горницы.

    Посещение музея.

    Ноябрь.

    5

    Города и поселки Карелии

    «В своем краю и вода слаще»

    Расширить представление детей об истории родного города, республики.

    Знакомить с понятием «Родина», «Россия», «страна», «республика», «столица», «гражданин».

    Побуждать к работе с картой, глобусом.

    Заучивание стихотворения о Карелии

    Рассматривание карты, глобуса.

    Просмотр презентации «Моя Карелия»

    6

    Мы – граждане России.

    «Береги землю любимую, как мать родную

    Знакомить с символикой республики Карелия, страны Россия (флаг, гимн, герб).

    Помочь понять символический смысл цветов флага и герба Карелии, используя наглядные средства, моделирование.

    Формировать правила уважительного отношения к гимну и флагу.

    Познакомить с такими понятиями как президент России, глава Республики Карелия, мэр города, правительство России, правительство Республики Карелия.

    Ситуативные беседы.

    Рассматривание символики.

    Рисование.

    Аппликация

    «Флаг России»,

    «Флаг Карелии»

    Прослушивание аудиозаписи с гимном.

    Экскурсии по городу с целью рассматривания символики.

    7

    Достопримечательности Карелии.

    «На родной стороне и камушек знаком»

    «Иди в родной край, там и под ёлкой – рай».

    Формировать интерес к памятникам, достопримечательностям, республики Карелия          (о. Кижи, о. Валаам, водопад Кивач, гора Сампо, Рускеальский  мраморный каньон).

    Познакомить детей с детским музейным праздником «Кижи – мастерская детства».

    Рассказ воспитателя.

    Просмотр фотографий.

    Просмотр видеороликов.

    Посещение музея

    Чтение стихов о Карелии.

    8

    Карелия – страна озер.

    «Земля – мать, небо – отец, а вода – старший из братьев»

    Познакомить детей с одним из главных богатств Карелии – водой.

    Учить различать понятия океан, море, река, озеро, ламба, ручей.

    Воспитывать бережное отношение к воде, как к одному из природных богатств Карелии.

    Ввести понятие «ламба» - лесное озеро.

    Дать детям представления о том, как используются водные ресурсы Карелии.

    Рассматривание глобуса и карты Карелии.

    Рассказ воспитателя о водоёмах Карелии.

    Аппликация.

    Оригами

    На тему «Рыбки».

    Опыты с водой.

    Декабрь.

    9

    Камни всюду.

    И на камнях растут деревья.

    «Время и камень долбит».

    «На одном месте лежа, и камень мхом обрастает».

    Расширять представление об особенностях природной местности Карелии: край камней; о жизни древних людей.

    Добыча полезных ископаемых в нашем городе.

    Ввести понятия «скалы», «валуны», водопады».

    Познакомить с древними петроглифами (н-р, лодка, олень, лебедь), пробовать расшифровать заложенную в них информацию.

    Рассматривание фотографий каменистых местностей в Карелии.

    Рассматривание коллекции полезных ископаемых.

    Рассматривание альбома «Карельские петроглифы».

    Рисование

    «Рисуем петроглифы»

    10

    Лес – наше богатство.

     (Деревья, кустарники)

    «Лесная полоса — всему полю краса».

    Расширять представление об одной из особенностей природной местности Карелии – крае лесов.

    Знакомить с деревьями, растущими на территории Карелии.

    Воспитывать бережное отношение к лесу.

    Рассматривание картин и альбомов.

    Рисование на тему «Дерево»

    Сочинение сказки про карельскую березу.

    11

    Что в лесу растет?  

    (Дары леса)

    «Лес богаче царя».

    «Возле леса жить — голодному не быть».

    Знакомить с кустарниками, грибами, ягодами нашего края.

    Углублять представления детей о безопасном поведении в природе.

    Рассматривание иллюстраций и книг.

    Ситуативные беседы.

    Рисование

    Аппликация

    Лепка

    Д/игры

    Вечер загадок

    12

    Навстречу Деду Морозу.

    «В зимний холод всякий молод».

    Знакомство с Дедом Морозом из Финляндии –Йоулупукки.

    Познакомить детей с современным карельским народным праздником -  Игры Дедов Морозов в г. Олонце.

    Рассказ воспитателя,

    Игры. Конкурсы

    Катание на лыжах, санках, с горки.

    Зимние эстафеты и развлечения.

    Рисование, аппликация.

    Изготовление детьми Новогодней атрибутики.

    Январь.

    12

    Кто живет в лесу?

    (Животные)

    «Знать зверя по когтям, знать и по копытам».

    Углублять представление о типичных животных Карелии, учить группировать их по существенным признакам.

    Изодеятельность

    Составление описательного рассказа

    Придумывание сказки о животных.

    Посещение живого уголка в ЦВР.

    14

    Кто живет в лесу? (Птицы)

    «У всякой пташки свои замашки».

    Познакомить с птицами Карелии, с редкими птицами, занесенными в Красную книгу Карелии.

    Воспитывать бережное отношение к птицам, формировать желание заботиться о птицах в холодное время года.

    Чтение сказки «Как птицы получили свои имена».

    Изодеятельность по теме «Птицы».

    Посещение экологического кабинета в ЦВР.

    Вечер загадок:

    «Кто на Севере живет?»

    «Что на Севере растет?»

    15

    Времена года в Карелии

    «Будет зима - будет и лето».

    Закрепить знания о временах года.

    Знакомить с сезонными изменениями в жизни животных и растений в разные времена года.

    Помогать выявлять связи и отношения между объектами и явлениями окружающего мира.

    Чтение сказки «Как сова времена года помирила».

    Ситуативные беседы.

    Рисование «Зимние фантазии».

    Февраль.

    14

    Природа Карелии – бесценный дар.

    «В своём краю и вода слаще».

    Знакомить детей с Красной книгой Карелии, представителями животных и растений, занесенных в Красную книгу.

    Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Карелии.

    Закрепить основные правила поведения в природе.

    Изучать способы охраны природы.

    Рассматривание Красной книги Карелии.

    Рассказ воспитателя: «Праздник бумажных корабликов в Петрозаводске»

    Конструирование из бумаги «Кораблики»

    15

    Народные ремесла. Как рождались ремесла?

    «Человека не будет, а имя его сохранится».

    Продолжать формировать представление о народных промыслах и ремеслах (резьба и роспись по дереву, вышивка, ткачество, плетение из бересты, гончарное дело).

    Учить лепить кухонную утварь, типичную для жителей Карелии (чаши, миски, тарелки, ложки, чугунки, туеса) и украшать ее элементами народного орнамента.

    Расширение познавательной сферы детей и применение полученных знаний в игровой деятельности.

    Рассказ воспитателя

    Рассматривание иллюстраций и альбомов.

    Рассматривание предметов карельского быта.

    Посещение музея

    Лепка «Кухонная утварь»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Печём «Калитки».

    16

    Ремесла «мужские» и «женские».

    «Хорошее дело надо делать, плохое - само выходит».

    «Больше всего устаешь от безделья».

    Знакомить с обозначением элементов вышивки.

    Развивать познавательный интерес детей к народным промыслам

    Отрабатывать умение рисовать типичные народные элементы: «цветы», «снежинки», «елочки», «веточки».

    Ввести понятия «оберег», «орнамент», «береста», «лапти», «молот», «наковальня».

    Изделия из карельской берёзы. Береста.

    Учить работать с берестой.

    Рисование декоративное «Украшаем рубаху, фартук.

    Аппликация «Карельский орнамент»

    Изготовление сувенира из бересты.

    17

    Кантеле красивые напевы.

    «Спела б и рыбка песенку, когда б голос был».

    Познакомить с народными музыкальными инструментами (кантеле).

    Развивать интерес к народной музыке.

    Знакомить с карельскими народными костюмами, их особенностями.

    Прослушивание аудиозаписей с карельскими песнями, музыкой.

    Экскурсия в карельскую горницу.

    Рассматривание альбома «Карельские костюмы».

    Март.

    18

    Устное народное творчество.

    (Скороговорки, приговорки, дразнилки, небылицы, загадки, карельские пословицы и поговорки)

    Знакомить с малыми фольклорными формами.

    Помогать заучивать понравившиеся произведения.

    Побуждать инсценировать народные попевки, песенки, заигрыши и т.д.

    Учить анализировать характерные особенности, традиции жителей Карелии

    .

    Заучивание малых фольклорных форм.

    Придумывание собственных загадок и скороговорок.

    Инсценирование попевок, песенок, заигрышей.

    19

    Заклички и считалки.

    «В каждой избушке свои игрушки».

    Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики.

    Заучивание считалок.

    Чтение книги                  Б. Заходера «Считалия».

    20

    Детские игры и забавы.

    «В игре да в дороге узнают людей».

    Приветствовать стремление детей к разучиванию новых карельских игр разной подвижности.

    Поощрять инициативу детей в придумывании новых вариантов знакомых игр с усложнением или видоизменением правил.

    Разучивание карельских народных игр: «Кукот» (петухи), «Колахуш» (стук), «Бегуча» (бег), «Яра с мячом», «Бой петухов»,

    «Сиди, сиди, Яша»,

    «Догонялки»,

     «Ко мне с кольцом»,

    «Кислый» круг».

    21

    Сказки родного края.

    «Не суди о человеке по одежде, о книге по обложке».

    Побуждать к самостоятельному пересказыванию знакомых сказок.

    Знакомить с новыми народными карельскими, финскими, вепсскими сказками.

    Познакомить с особенностями, традициями, обрядами жителей Карелии через сказку.

    Учить сравнивать русские народные сказки с карельскими сказками (герои, их поведение, н-р, Баба-Яга и старуха Сюоятар).

    Чтение и рассказывание карельских сказок:

    «Лапоток»,

    «Белка, рукавица и иголка»,

    «Сума дай ума»,

    «Черная уточка»,

    «Девять золотых сыновей».

    Финских:

    «Девочка и мороз».

    Театральная деятельность (разные виды театра).

    Апрель.

    22

    Писатели и поэты Карелии о природе и детях.                 

    «День без книги, что день без солнца».

    Продолжать знакомить с некоторыми карельскими писателями и поэтами.

    Познакомить дошкольников с карело–финским эпосом «Калевала»

    Развивать интерес детей к народной культуре, к устному народному творчеству.

    Знакомство с эпосом «Калевала»

    Читаем детям:

    Брендоев В. «Зима»

    Викстрем Т. «Лесной доктор»

    Пелля П. «Мороз и его дети»

    Такала Р. «Ты чей?»

    Лайне «Сумерки»

    Авдышев А. «В наш город с ветром на заре…»

    Никонова Ю.Н., Данилов В., сборники

    23

    Художники и музыканты Карелии.

    «Служенье муз не терпит суеты; прекрасное должно быть величаво».

    Продолжать знакомить с некоторыми карельскими художниками: (Н.Брюханов, Т.Юфа),

    Музыкантами: (Г. Вавилов, Н Синисало, Н.Раутио, А.Серко)

    Рассматривание иллюстраций в сборниках карельских сказок.

    Прослушивание аудиозаписей с музыкой и песнями.

    Посещение выставок картин в художественной школе и музее.

    24

    Памяти павших будьте достойны!

    «Доброму делу - добрая память».

    Расширить представление детей об участии жителей Карелии в Великой Отечественной войне.

    Познакомить с художественными произведениями о военных событиях в Карелии (В. Кононов, Б. Прохоров и др.)

    Чтение отрывков из художественных произведений о войне В. Кононова, Б. Прохорова.

    Экскурсия к памятнику героев ВОВ.

    Продуктивная деятельность.

    Игровая деятельность

    Май.

    25

    Знаешь ли ты Карелию?

    «Знания не даются без старания».

    Закрепить знания о своей малой Родине о Карелии.

    Викторина

    Составление коллажа: «Я живу в Карелии»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"

    В плане  намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...

    Перспективно – тематическое планирование работы с детьми образовательной области „Социализация“

    Перспективно – тематическое планирование работы с детьми образовательной области „Социализация“...

    Перспективный тематический план работы с детьми старшего возраста старшей группы на ноябрь месяц

    В  данной работе предоставлен перспективный план работы с детьми старшей группы на ноябрь месяц. План разработан в соответствии с основной общеобразовательной программой муниципального бюджетного...

    Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста ПДД

    laquo;Формировать у детей навыков безопасного поведения на дороге через ознакомление с правилами дорожного движения»...

    Тематическое планирование работы с детьми старшей группы по теме «Дикие животные». Подтема «Животные России». ФГОС

    Тематическое планирование  работы с детьми 10 группы. Тема проекта:  «Дикие животные»Подтема «Животные России»Сроки: С  01.04 по 30.04Цель проекта: Продолжа...

    Тематическое планирование работы с детьми старшей группы по теме «Весна-красна». Подтема «8 Марта». ФГОС

    Тематическое планирование  работы с детьми 10 группы. Тема проекта:  «Весна-красна»Подтема «8 Марта»Сроки: С  01.03 по 31.03Цель проекта: Расширять представ...

    Тематическое планирование работы с детьми старшей группы по теме «Зимушка-зима». Подтема «Зимующие птицы». ФГОС

    Тематическое планирование  работы с детьми 10 группы. Тема проекта:  «Зимушка-зима»Подтема «Зимующие птицы»Сроки: С  09.01 по 31.01Цель проекта: Уточнять и ...