«СВЯТКИ ПРАЗДНУЕТ НАРОД, ВЕСЕЛИТСЯ И ПОЁТ!"
план-конспект занятия (средняя группа)

Кондрусова Анжела Михайловна

Конспект совместного с родителями досугового мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyatki_prazdnuet_narod_veselitsya_i_poyot.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  

совместного с родителями  

ДОСУГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«СВЯТКИ ПРАЗДНУЕТ НАРОД, ВЕСЕЛИТСЯ И ПОЁТ!»

Автор-разработчик: Кондрусова Анжела Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 90 Приморского района Санкт-Петербурга.

Возрастная адресованность: средняя группа.

Длительность мероприятия: 35 + мин.

Цель: обеспечить вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность: создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Педагогический замысел:

«Социально-коммуникативное развитие»

1.Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками:

создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов.

 «Познавательное развитие»

1.Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках: познакомить с традициями русского народного праздника Святки.

2.Формировать понимание ценности музея как места хранения и памяти.

«Речевое развитие»

1. Способствовать овладению детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими (на базе метода дети – экскурсоводы).

 2.Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству: колядки.

«Художественно-эстетическое развитие»

1.Приобщение детей к народному искусству: восприятие фольклора и любовь к народному искусству.

«Физическое развитие»

1.Развитие интереса к участию в народных подвижных играх.

Предварительная работа.

1.Беседы с детьми на тему «Пришли Святки-запевай колядки», «Коляда, коляда, бедам-нет, счастью- да».

2.Консультация для родителей «Святки на Руси: история и традиции», «Народное творчество в развитии детей».

3. Анкетирование родителей на тему «Народное искусство в жизни вашей семьи».

4. Разучивание с детьми: хоровод «Коляда», подвижная народная игра «Ручеек», тексты колядок, «экскурсий».

5.Просмотр презентации «В нашей горнице веселье –Святок продолженье».

6. Оформление выставки «Предметы народного быта».

7.Создание инициативной группы родителей.

8. Совместно с инициативной группой: организация чаепития; оформление фотозоны.

Материалы.

Демонстрационный материал:

1.Аудиозапись «Русские народные песни для детей».

2. Аудиозапись песни «Ай, заинька, ай серенький» («Иван Купала»)

3. Фотозона: ширма, свечи, кокошники, платки в народном стиле, самовар, поднос и пр.

4. Экспонаты мини- музея.

5. Для гаданий: корзина, лента, картофель, гвоздь, монета, горшки, дидактические картинки; метла для подвижной игры.

6. Народные костюмы для детей, маски- ободки «Коляда».

7.Для игр- метла.

8.Противни, макет русской печи.

Раздаточный материал:

1.Пооперационная карта «Как слепить «Козюльку».

2.Тесто солёное для лепки, доски для лепки, стеки, салфетки влажные.

3.Иллюстрация «Печенье «Козюльки».

4.Готовые(съедобные) пряники ввиде домашних животных.

Примерный ход совместной деятельности.

Воспитатели приветствуют гостей.

Воспитатель 1:

 Посиделки здесь у нас,

 Мы сюда позвали вас

 Поиграть, повеселиться,

 В русский пляс с душой пуститься.

Интересуется у гостей, знают ли они, по какому поводу посиделки.

Ответы гостей и детей.

Воспитатель2 уточняет: Сейчас время Святок. Святки (12 праздничных дней) начинаются 6 января в Рождественский Сочельник и длятся до Крещения 19 января («от звезды и до воды»). На Руси Святки всегда являлись главным, самым веселым зимним праздником. К сожалению, мы стали забывать русские традиции и обряды и не знаем, как встречать и провожать этот праздник.

Воспитатель1: сообщает взрослым, что у нас в группе есть настоящая «машина времени»- музей. Она поможет нам вернуться в прошлое.

 Тени прошлого у нас
По музеям бродят,
Словно за руку людей
В прошлое уводят!

Мы попросим помощи у нашего музея!

Дети танцуют хороводный танец «Коляда».

Воспитатель2: Волшебство началось, однако Музею нужны помощники-экскурсоводы. Дети, поможете музею, расскажете, что такое Святки?

1 ребенок: Праздник этот самый длинный,

                   Он веселый и старинный.

                   Наши предки пили, ели

                   Веселились две недели.

 2 ребенок: От Рождества и до Крещения,

                     Приготовив угощенье,

                     Пели разные колядки,

                     По дворам ходили в Святки.

 3 ребёнок: Наряжались и шутили,

                    Праздник ждали и любили!

                    Так давайте же сейчас

                    Встретим мы его у нас.

Воспитатель1: Все двенадцать дней праздника никто не брался за работу по вечерам, опасаясь беды.  В домах отгадывала загадки, пела песни и плясала ряженая молодежь, главной задачей которой являлось приманить удачу и избежать неурожая.

Ребёнок-экскурсовод: Традиция первая: гадания. В каждой крестьянской семье совершались гадания об урожае. 

Воспитатель 2: а хотите погадать, да судьбу свою узнать? Поможет нам музей. В его экспозиции есть волшебные горшочки.

 Гадание1. Игра «Гадание на горшках». В горшках –картинки с различными предметами.  Кто какой предмет выберет, тот будет по профессии. Дети водят хоровод и поют:  

 Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, станется,                                                  

Плохое пусть останется.

(ножницы детские- парикмахер, сантиметр- портной, книжка- писатель, учёный, музыкальный инструмент- музыкант, краски-художник, градусник-врач, машина –водитель, монета- бухгалтер, кассир, банкир)

Гадание 2. (Проводится для родителей).

Воспитатель 2: В этой маленькой корзинке что угодно для души! Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется.

ЛЕНТА- к долгой счастливой жизни.

ПУГОВИЦА- жить в большой семье

МОНЕТА- к богатству

КАРТОФЕЛЬ-ждёт большое счастье

ГВОЗДЬ- на пороге гость.

Ребёнок- экскурсовод: Традиция вторая -Колядки. 

Воспитатель 1: Целью колядования считалось пожелать всем благосостояния, хорошего урожая и достатка. Из дома в дом ходили колядующие небольшими группами, как правило детвора, переодетая или ряженая в образы разных животных, кикимор или даже бесов. Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Ребёнок- экскурсовод:

 Ой, девчата, нынче святки,

 Не пойти ль нам на колядки?

Выходят дети- ряженые, в масках- ободках персонажей колядок. Дети колядуют. Родители угощают колядующих.

Воспитатель 2: Было принято считать, что от угощения и подарков, колядующих напрямую зависел достаток в будущем году. 

Ребёнок- экскурсовод: Традиция третья-угощенье! Лепили угощенье из теста. Они назывались «козюльки» и изображали барашков, коровок, коней.

Родители и дети лепят «печенье» из солёного теста (с использованием пооперационной карты), расставляют их на противнях.

Воспитатель 1: напоминает, что Святки-время волшебства, произносит «волшебные слова»

Колдуй, баба,

Колдуй дед,

Колдуй серенький медведь!

Хочу, чтобы печь наша стала волшебной!!!

Ставит «козюльки» в макет печи.

Ребёнок-экскурсовод: Традиция четвёртая: водить хороводы и в игры играть.

Воспитатель2: предлагает детям и родителям поиграть в народную игру «Ручеёк».

Ребёнок-экскурсовод: Вся семья в Святки собирается за столом. Традиция пятая- чаепитие.

Воспитатель1: Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей, рассказывать сказки и загадывать загадки.

Объявляется чаепитие, с родителями   проводится игра «Весёлая метелка»

Воспитатель 2: Дорогие гости и ребята, понравились вам наши посиделки, наш праздник? Как он называется? Осталась у нас одна традиция: чтобы деревья обильно плодоносили, на Святки русские люди обвязывали их лентами. Мы с ребятами обязательно сделаем это на прогулке.

Воспитатель 1: Ребята, что помогло нам отправиться в путешествие?

Ответ детей: музей.

Для чего нужны музеи? (Дети: «Чтобы знанья нам давать»).

 Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.(
Сергей Михалков).

Предполагаемый результат: 

1.Установление партнерских отношений с семьями воспитанников в целях создания единого образовательного пространства в ДОУ и в семьях воспитанников: совместная работа над созданием экспозиции мини- музея.

Дальнейшая работа:

1.Стенд- презентация мини- музея.

2. Создание новых экспозиций музея на основе экспонатов, предоставленных родителями и их презентация.

3.  На базе мини- музея организовать работу «Школы маленького экскурсовода».

Приложение1. Текст колядок.

Колокольчик наш звенит,
Добрым людям говорит,
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять.

Ну-ка добра хозяйка,
Нам конфет скорей давай-ка!
Счастья, радость в дом несем,
Пирожки еще мы ждем!
Будет день и пища будет,
Коляда вас не забудет!

Коляда, коляда,

Отворяй ворота.

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки!

Хоть рубль,

хоть пятак, не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку!

Коляда, коляда,

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога!

Кто не даст пышки, мы тому в лоб шишки!

Кто не даст ветчины-

Тем расколем чугуны!

 

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать!

Или тёпленький пирог,

Или маслице, творог.

Или денежки копьём,

Или рубль серебром.

Приложение2 Подвижная игра «Весёлая метёлка»

Дети становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать.

Приложение 3.  Загадки для игры «Весёлая метёлка».

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

В гору их везут, а с горы сами бегут. (Санки)

Едва повеяло зимой –

Они всегда со мной.

Согреют две сестрички,

Зовут их ... (Рукавички)

Вокруг шеи свернулся калачик,

От мороза детишек спрячет. (Шарф)

Все в снегу стоят деревья,

Белый на земле ковёр.

На прогулку мы наденем

Этот головной убор. (Шапка)

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как "снаряды" называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский народ веселится, поёт!"

Развлечение для детей 4-6 лет....

Интегрированные занятия "Не тронь огонь!", "Рождество и Святки празднуют ребятки".Исследовательско-опытная деятельность "Вода бывает разной". Подготовительная группа.

Конструкты занятий помогут воспитателям старших групп в интересной и увлекательной форме познакомить детей с правилами пожарной безопсности  ( "Не тронь огонь!"), с традициями христиан и истории ...

СЦЕНАРИЙ «Моряки народ веселый»

Сегодня мы собрались, чтобы поздравить всех мужчин с Днем защитника Отечества. Наверное, защитники есть в каждой семье – это и дедушки, и старшие братья, и, конечно же, ваши любимые папы! Пожела...

Сценарий посиделок «Святки празднует народ, веселится и поет» для детей от 4 до 7 лет

Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно ...

Проект в старшей группе детског сада "Новый год празднует народ!

Цель проекта: Создание условий для приобщения детей к народной культуре посредством календарных обрядовых праздников....

проект в старшей группе " Новый год , новый год скоро празднует народ"

Проект с 1 декабря по 31 декабря. Длительность : краткосрочный. Цель проекта: создание условий, стимулирующий  интерес к исследовательской деятельности, развитие  познавательного интереса. С...

Святки празднует народ

Святки празднует народ,Веселится и поет...Время между Рождеством и Крещением называется Святки. Раньше в деревнях святки отмечали всем миром, переходя из избы в избу. Рядились сказочными героями, посе...