Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
проект (средняя группа)

Телелюхина Людмила Петровна

Проект долгосрочный: 1 год

Цель проекта:   Формирование российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.

Задачи проекта:

  1. Создание мини музея «Русская изба
  2. Познакомить детей с историей и традициями на Руси; с устройством русской избы
  3. Прививать интерес и уважение к русской народной культуре; к истории своего народа
  4.  Обогащать словарный запас детей;
  5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности;

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

             детский сад №15 «Малышок»

ПРОЕКТ

ТЕМА: «Приобщение детей

к истокам русской народной культуры»

C:\Users\Мария\Desktop\Chistaja izba.jpg

Составители:

воспитатели средней

 разновозрастной группы

                                                                                                                           Телелюхина Л.П.

Купцова И.И.

п. Карпушиха

2019 год

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы

в которых воплощается Родина»

(В.А.Сухомлинский)

Тип проекта: Информационно-практически-ориентированный
Вид проекта: групповой;

Продолжительность: долгосрочный  (май 2019 г. – май 2020г).;

Участники: педагоги, дети средней разновозрастной группы, родители.

Условия реализации: детский сад, семья.

Актуальность проекта.
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.

В наше сложное время – время социальных перемен, которые ворвались в жизнь каждого из нас, где народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Поэтому, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. И потому, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери». Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, через декоративно – прикладное искусство народных мастеров, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Система работы в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация мини-музея «Русская изба».

Цель проекта:   Формирование российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.

Задачи проекта:

  1. Создание мини музея «Русская изба
  2. Познакомить детей с историей и традициями на Руси; с устройством русской избы
  3. Прививать интерес и уважение к русской народной культуре; к истории своего народа
  4.  Обогащать словарный запас детей;
  5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности;

 Назначение музея в группе:

   -   Расширяет представления детей об окружающем мире.

   -   Вызывает интерес к историческому прошлому нашей родины.

   -   Помогает легко и непринужденно познакомить детей с народной культурой.

   -   Помогает понять фольклорные сказки, многие реалии которых давно уже ушли из жизни не только современных детей, но и их родителей.

   -    Способствует взаимодействию с семьями для обеспечения полноценного развития детей.

 Ожидаемые результаты проекта:

- дети получат  об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

 - обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

 - будет создан мини-музей «Русская изба».

- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный. (май-август)

1 Формулирование цели и определение задач.

2 Составление плана основного этапа проекта.

3 Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме

проекта.

4 Подбор материалов по теме проекта.

5 Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с

планом основного этапа реализации проекта.

6 Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации

проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.

2 этап. Реализация проекта (сентябрь-май)

Предметно-развивающая среда с целью ознакомления детей с русской народной культурой:

  • Русская изба с предметами утвари русского быта;
  • литература для детей (сказки, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
  • аудио и видеоматериалы;
  • демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;
  • дидактические игры и картотека подвижных народных игр по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
  • иллюстрации.

Формы работы по приобщению к истокам русской народной культуры:

  • Рассматривание иллюстраций с предметами быта, народных костюмов
  • Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений.
  • Циклы занятий по приобщению детей к истокам народной культуры.
  • Тематические выставки детского творчества
  • Проведение праздников, развлечений, досугов, открытых занятий.

Беседы с детьми:

  • Знакомство детей с предметами старинного быта русской избы. Расширять словарь детей за счет названий: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка, самовар, туесок, рукомойник, лапти.
  • Беседа: «Русская печка –всему дому кормилица»
  • Знакомство с пословицами, поговорками,  потешками,  закличками

    Знакомство с народными промыслами (гжель, хохлома, дымковская игрушка, матрешка)

  • Беседы о народных праздниках, русских обычаях (встреча весны, осенины, рождество, колядки, масленица, пасха)
  • Рассказ о русских богатырях.

Чтение произведений русского фольклора:

Сказки, былины, небылицы:

  • Зимовье зверей;
  • Снегурочка;
  • Чудесные лапоточки;
  • Срлнце, Месяц и Ворог Воронович;
  • Жихарка;
  • Война грибов с ягодами;
  • Журавль и цапля;
  • Лиса- лапотница;
  • Лисичка- сестричка и волк;
  • Бобовое зернышко;
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка;
  • Привередница;
  • Былины: « Илья Муромец и Соловей разбойник», «Как Илья из Мурома богатырем стал»
  • Небылицы: «Вы послушайте, ребята».

Музыкальный репертуар:

Песенки:

  • «Наш козел…»
  • «Зима пришла…»;
  • «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…»;

           Заклички:

  • «Иди, весна, иди, красна…»

              Календарные обрядовые песни:

  • «Коляда! Коляда! А бывает коляда…»;
  • «Как на мысленной неделе…».

           Упражнения:

«Учись плясать по-русски!», муз. Л. Вишкарева (вариации на рус. народную мелодию «Из под дуба, из под вяза»);

          Танцы и пляски:

  • «Русская пляска», (рус. нар. мелодия «Во саду ли в огороде»)
  • «Матрешки» (муз. Б. Мокроусова)

          Хороводы:

  • «Со вьюном я хожу». «А я по лугу» (рус. нар. песни обр. В. Агафонникова)

          Инсценировка сказки:

  • «Кот и лиса»;
  • «Теремок»

         Игра на детских музыкальных инструментах:

  • «Во саду ли в огороде»
  • «Во поле береза стояла»

 Народные подвижные игры:

  • «У медведя во бору»;
  • «Гори, гори ясно»;
  •  «Два Мороза»;
  • «Жмурки»;
  • «Пастух и стадо»;

Разучивание считалок

Изобразительная деятельность:

Тематические выставки детского творчества

         Рисование:

  • «Кукла в русском костюме»;
  • «Завиток» (декоративное рисование);
  • «Расписывание вылепленной барышни» (по мотивам дымковкой игрушки);
  • «Царевна-лягушка»;
  • «Букет цветов» (декоративное рисование);
  •  «Хохломская роспись»;

 «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам    народной росписи);

  •       «Чайный сервиз» (гжель).        

 Лепка:

  • «Петушок с семьей»;
  • «Дымковская барышня»;
  • «Птица» (по дымковской игрушке);
  • «Петух» («Индюк»);
  •  «Встреча Ивана-Царевича с лягушкой»;
  • «Декоративная пластина»;
  • «Персонаж любимой сказки».

           Аппликация:

  • «Осенний ковер»;
  • «Ваза с фруктами, ветками и цветами» (декоративная композиция);
  • «Народные узоры»;
  • «Теремок»;
  • «Укрась матрешку».

Взаимодействие с родителями

  1. Анкетирование
  • «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?»
  1.  Консультации
  • «Фольклор в жизни детей».
  • «Читайте детям сказки».
  • «Игрушки из природного материала и игры с ними».
  1. Помощь в сборе материала для реализации проекта, изготовления мини музея «Русская изба»
  2. Изготовление атрибутов, костюмов, участие в русских народных праздниках;
  3. Участие в выставках по теме проекта
  4. Родительское собрание «Знакомство с русской народной культурой с «чаепитием» по русским народным традициям  
  5. Участие в итоговом мероприятии «Посиделки»      

Заключительный этап (май 2020г.)

1.  Итоговое мероприятие: развлечение «Посиделки» в мини музее «Русская изба»

2. Презентация проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,

3. Систематизация материалов.

Приоритетные направления деятельности:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4.  Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

В программе для успешной реализации её на практике предусмотрены организационные и методические приемы педагогической работы, перспективные планы (тематический годовой план работы) и конспекты занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.



Используемая литература

  1. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебно-методическое пособие Издание второе, переработанное и дополненное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс» 2010
  2. О.Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург.  Издательство«Детство-Пресс», 1998
  3.  В.И. Даль «Пословицы русского народа». https://yadi.sk/i/1GWPN3bIxsFFe

  4.   М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей  дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.

5.  Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

6.  Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г. 

  1. Серия «Искусство детям»:
  • «Волшебный пластилин».
  • «Городецкая роспись».
  • «Дымковская игрушка».
  • «Простые узоры и орнаменты».
  • «Сказочная гжель».
  • «Хохломская роспись».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...