Проект по театрализованной деятельности по башкирской сказке «Легенда о курае»
проект (старшая группа)

Зайдуллина Элеонора Михайловна

 Познакомить с башкирской сказкой «Легенда о курае»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-teatr.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по театрализованной деятельности  по башкирской  сказке  «Легенда о курае»                                                                          

Тип проекта: информационно - творческий

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Участники проекта:

- дети группы старшего дошкольного возраста

- воспитатели;

- родители воспитанников.

Актуальность: Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Цели:

 Познакомить с башкирской сказкой «Легенда о курае»

Задачи:

Развитие личностно- психологических качеств: артистизма, музыкальности, представления игровой ситуации и умения адаптироваться в ней;

Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей.

Продолжать развивать память, мышление, воображение, артистические способности.

Продолжать воспитывать любовь к башкирским народным сказкам, дружеские отношения.


Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный

Воспитатели:

Сбор и анализ литературы по данной теме;

Разработка плана реализации проекта;

Подборка иллюстративного материала;

Подборка художественных произведений, мультфильмов по теме проекта;

Подборка подвижных, пальчиковых игр;

Подготовка материала для изобразительной деятельности;

Создать необходимые условия для знакомства детей с видами театра. Определение уровня знаний детей по теме проекта.

С родителями:

Консультация: «Играйте в театр дома»;

Папка-передвижка: «Как воспитать юного театрала».

Приобщение родителей к работе над проектом.

II этап. Реализация проекта

1.Беседы с детьми «Ура! Идём в театр!», «Театральные секреты»

Расширять знания о правилах поведения в театре, о видах театра. Развивать диалогическую речь, самостоятельность суждений, умение применять свои знания в беседе.

2 .Дидактические игры «Собери сказку», «Из какой сказки»; лото «Сказки», «Угадай и скажи, о ком я говорю», «Занавес».

Развивать словарный запас, мыслительную деятельность детей, умение узнавать персонажа по характерным признакам. Закреплять знания последовательности событий. 

.

3. Словесные игры «Один-много», «Я хитрая лиса», «Я грустный заяц», «Измени голос».

Обогащать словарный запас, умение образовывать существительные во множественном числе. Упражнять в умении интонационно передавать эмоциональное состояние героя.

4. Мимические этюды: «Заяц испугался», «Голодный, злой волк», «Добрая лисичка», «Нарисуй эмоцию».

Развивать умение при помощи мимики передавать эмоциональное состояние, характер персонажа.

5.Комплекс утренней гимнастики – «Хомка - хомка хомячок», «Тимербай», «Петушата», «Ветерок»;

Подвижные игры - «Медведь и пчелы», «Юрта», «Что мы делали не скажем, а что видели покажем», «Липкие пеньки», «Пять детей у Тимербая».

Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.

6.Чтениеобсуждение и пересказ сказки «Легенда о курае».

Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.

.

7.Загадывание загадок

Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление.

III этап. Заключительный

Инсцинировка спектакля « Легенда о курае»

Вывод: 

В сказке дети познакомились с трудом, бытом, обычаями народа башкир. Сказка научила  детей справедливости, честности. Анализируя и сравнивая русские и башкирские сказки, дети сделали  выводы: что эти народы одинаково оценивают моральные качества человека, воспитывают доброту, честность, справедливость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.

Дети познакомились с башкирскими музыкальными инструментами. Учились различать их, называть характерные особенности, у детей возрос интерес и уважение к музыкальному наследию башкирского народа. Дети увидели настоящий башкирские музыкальные инструменты-  курай и услышали его звучание. Узнали секреты их изготовления.

У детей повысился интерес и уровень знаний о театре как искусстве; умение узнавать персонажей и отношения между ними; понимание детьми сюжета; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность

Т Проект по театрализованной деятельности  по башкирской  сказке  «Легенда о курае»                                                                          

Тип проекта: познавательно - творческий

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Участники проекта:

- дети группы старшего дошкольного возраста

- воспитатели;

- родители воспитанников.

Актуальность

«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…»

Сказка входит в жизнь ребёнка самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Каждый народ интересен тем, что имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции, свою самобытность. Важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, это национальный дух. Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который будет носителем черт характера, присущего своему народу, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение — народ без будущего. Башкиры – народ с богатым фольклорным наследием. Башкирское народное творчество имеет огромное познавательное и воспитательное значение, которое представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому народному творчеству воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных сказок, загадок, пословиц, поговорок, четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно и эстетически. Сказки были широко распространены среди башкир. Много сил отдали сбору башкирских сказок такие ученые как В.И. Даль, С. Кукляшов, М. Бикчурин, Р. Игнатьев, М. Лоссиевский, А.А. Бессонов. Башкирская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Башкирские сказки знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Однако, сегодня во многом сложилась такая ситуация, что сказка стала сдавать свои позиции обучения, так как на смену книге пришли компьютерные игры, зарубежные мультики, в которых зачастую отсутствует нравственное и воспитательное содержание.

Цель проекта:

Знакомство с башкирским  творчеством через сказку «Легенда о курае».

Задачи:

 Образовательные:

• Расширять знания детей о башкирских народных сказках.

 • Формировать умение слушать и понимать идею башкирских народных сказок, пересказывать их, опираясь на иллюстрации, называть героев сказок, драматизировать их через разные виды театра.

 • Формировать представления о нравственных качествах (честность, доброта, отзывчивость) посредством башкирских народных сказок.

• Усилить связь детского сада с семьей. Повысить компетентность родителей в вопросах познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников.

 Развивающие:

 • Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас.

 • Развивать творчество, фантазию, воображение, артистизм.

Воспитывающие:

• Воспитывать интерес к башкирскому народному творчеству, любовь к сказкам, книгам;

 • Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим, бережное отношение к природе, ко всем живым существам.

 Ожидаемые результаты:

• У детей повысится интерес к башкирским народным сказкам

• Дети с интересом будут слушать башкирские народные сказки, понимать идею, пересказывать их, опираясь на иллюстрации, называть героев сказок, драматизировать их через разные виды театра.

 • Повысится творческий потенциал детей, будет развиваться творческое воображение, эмоциональная отзывчивость

, • Будут развиваться коммуникативные способности, артистизм, выразительность речи. • Будут закрепляться представления о понятиях как честность, правдивость, доброта , отзывчивость , доброжелательность.

Содержание проекта:

 I этап – подготовительный

 II этап – основной

 III этап – заключительный

                                           I этап- подготовительный

• Подбор наглядного материала (картинки, иллюстрации, слайды, фотографии, материалы для консультации);

• Разработка сценария драматизации сказки, беседы, конспектов ООД;

 • Изготовление альбома «Башкирские народные сказки»;

 • Подбор народных игр, изготовление атрибутов к ним.

• Подбор методической и художественной литературы, музыкальных произведений, реквизитов (костюмы, декорации, атрибуты)

• Подбор материала для консультации с родителями «Значение сказок в жизни детей», «Приобщение детей к традициям башкирского народа».

                                   II-этап основной

Познавательное развитие:

 • Беседа «Знакомство с башкирским народным творчеством» (башкирскими сказками, пословицами, поговорками, загадками);

• Просмотр видеофильмов «Башкирские сказки»;

 • Рассматривание книг, альбома «Башкирские народные сказки»;

• Конструирование из бросового материала по содержанию башкирских народных сказок:

 • Решение проблемных ситуаций по сказке «Медведь и пчелы»; Социально - коммуникативное развитие:

 • Беседы с детьми о сказках, о героях башкирских народных сказок, об их нравственных качествах;

 • Беседы о книгах из домашней библиотеки; • Игры – пантомимы;

Речевое развитие:

 • Чтение башкирских народных сказок;

• Разучивание башкирских поговорок, пословиц;

• Пересказ башкирских народных сказок;

• Дидактическая игра «Загадки по сказкам», «Придумай продолжение сказки», «Узнай сказку по картинке», «Угадай сказку по отрывку»;

• Театрализованные игры, обыгрывание сюжетов сказок.

 Художественно-эстетическое развитие:

 • Рисование «Любимые герои башкирских народных сказок»;

• Лепка «Бочонок для меда»;

• Аппликация по сказке «Медведь и пчелы»;

 • Разучивание песен «Солнечный край» Болгари, «Отчизна» Ф. Гершова. «Урожайная» Ф.Гершова.

 • Слушание музыкальных произведений: «Сказка» Р.Сальманов, «Танец зайчиков» Ш.Кульбароисов, «Медведь» Р.Касимов, «Медведь танцует» Х.Заимов;

 • Разучивание танцев: «Башкирский мед», «Башкирская полька», «Дружат пчелы и цветы», «Башкирский танец с платками»;

• Индивидуальная работа с детьми по разучивание слов, песен героев;

• Музыкально- дидактические игры: «Загадка» А.Габдрахманов, «Угадай мелодию»;

Физическое развитие:

• Разучивание подвижных игр: «Пчелы и медведи» Ш.Кульбарисов,, «У медведя во бору», «Юрта» Ф.Гершова, «Цветные платочки», «Курай» Ф.Гершова, «Липкие пеньки».

 Работа с родителями

• Консультация для родителей «Башкирские народные сказки», «Башкирские поговорки, пословицы и загадки», «Приобщение детей к народному творчеству»

 • Привлечение родителей к изготовлению костюмов.

 • Привлечение родителей к изготовлению декораций к сказкам «Легенда о курае»

• Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра: настольный, вязаные шапки-маски

 • Привлечь родителей к организации выставки «башкирские народные сказки».

                                                III этап- заключительный

 • Выставка книг «Башкирские народные сказки»;

• Итоговые мероприятия: -драматизация башкирской сказки «Легенда о Курае».

Результаты проекта

 В ходе реализации проекта у детей были сформированы представления о башкирском народном творчестве. У детей повысился уровень знаний и интерес к башкирским народным сказкам, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной. Дети отражают свои впечатления в продуктивной, самостоятельной творческой деятельности. Усилилась связь с семьей, повысилась активность родителей, их желание участвовать в жизни детского сада. Повысилась компетентность родителей в вопросах образования и развития детей. Вся проделанная работа дала возможность приобщить детей к истокам национальной культуры.

Литература

• Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства: Хрестоматия к региональной программе, формируемой участниками образовательных отношений дошкольного образования Республики Башкортостан.- Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016.-304с.

 • Агишева, Р.Л. «Фольклор и литература Башкортостана» 2011, Уфа:Китап;

• Башкирские народные сказки и легенды. – Уфа: Китап, 1996. стр. 89 – 92.

• Гасанова, Л.Н. «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры Башкирского народа»,2012,Уфа:ИРО РБ;

 • Гасанова, Р.Х. « Я Родину хочу свою познать» 2007,Уфа:БИРО;

 • Гасанова, Р.Х. «Фольклорная педагогика» 2004,Уфа:БИРО;

Башкирская народная сказка»Легенда о курае»

 
В давние времена жил один хан. Хан этот был очень злой и жадный. Он жестоко угнетал народ.
Каждую неделю он брил себе голову, для этого хан призывал всякий раз нового человека и домой его не отпускал. Народ был в постоянном страхе и так запуган, что люди не знали, как спастись от хана, ослушаться которого никто не смел.
Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына. Пошел к хану старший сын и не вернулся. Через неделю хан позвал другого сына. Пошел к хану средний сын и тоже не вернулся домой. Старик со старухой были в отчаянии. Через неделю пришли от хана звать и последнего сына.
Жили старики очень бедно. Все, что у них было съестного, мать уже отдала на дорогу старшему и среднему сыновьям, а младшему нечего было и дать. Старик со старухой были очень этим опечалены. Но мать все же придумала, что дать на дорогу сыну. Она замесила на своем молоке тесто из лебеды и напекла лепешек. Взял егет эти лепешки, распростился с родителями и отправился в путь.
Вышел он на пригорок, оглянулся в последний раз на родные места, где он родился и вырос, и с великой тоской на сердце запел, прощаясь с родным Ирандёком, с журчащими ручьями, душистыми лужками и кустарниками, с тенистым лесом и родными горами.
Через несколько дней дошел егет до ханского дворца. Как только его привели к хану, хан дал ему свою остро отточенную бритву и приказал обрить ему голову.
Хан снял корону, и егет замер от удивления: на голове у хана торчал рог. Но удивляться было некогда.
Когда егет обрил хану голову, то хан сказал:
“Посиди тут” — и вышел. А егету очень захотелось есть. Он вынул последнюю домашнюю лепешку и начал ее есть. В это время вернулся хан, он увидел, что егет жадно ест что-то такое, чего он сам еще никогда не видел и не пробовал.
Хан сказал егету:
— Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать.
Егет отломил хану кусочек лепешки. Хан съел и говорит:
— Как вкусно! Из чего это испечено?
— Моя мать замесила на своем молоке тесто из лебеды и испекла эти лепешки, — ответил егет. Хан был поражен и не знал, что и думать. “Я съел лепешки, испеченные на молоке его матери! Теперь выходит, я стал его молочным братом, и его кровь мне проливать нельзя. Если же я не убью его, он расскажет всем, что на голове у меня рог, — думал хан.- Чтобы избавиться от этого егета, пожалуй, лучше будет отвезти его туда, где не ступала нога человека и оставить там, — решил хан.
Хан позвал своих палачей и приказал им отвезти егета в дремучий лес.
Ханские палачи связали егета по рукам и ногам, завязали ему глаза и повезли. Потом они ссадили его с коня и бросили в непроходимом лесу, где бродят одни дикие звери.
Долго жил там егет, питаясь кореньями и ягодами. Он смастерил лук и стрелы и охотился на зверей, а из шкур сшил себе одежду, потому что старая одежда на нем вся износилась. Все время тосковал он по своим родителям — по отцу и матери — и всем сердцем стремился к родному Ирандеку, да не знал, как туда дойти.
Однажды, скитаясь по лесу, он устал и прилег под дерево отдохнуть. Поднялся сильный ветер.
Вдруг до слуха егета стали доноситься дивные звуки. Егет вскочил на ноги и пошел в ту сторону. Шел он долго, сам не зная куда, наконец поднялся на вершину горы. Тут он увидел высокое растение с мохнатой головкой. Оно покачивалось на ветру и издавало приятный звук. Егет сорвал это растение, сделал длинную дудку, подул в нее и вновь услышал приятные звуки, которые шли из стебля растения.
Егет обрадовался, что нашел себе друга. Каждый день он подолгу учился играть на этой дудке. Наконец он научился наигрывать разные песни, какие знал еще дома и какие приходили ему в голову. На сердце у него стало легче и спокойнее.
Вот как-то раз шел он, шел и дошел до родных мест. Устал егет с дороги и сел на пригорок, а потом начал играть. Услышал приятные звуки окрестный народ, что жил на яйлау , и пришел к егету.
Егет рассказал обо всем виденном народу: о том, как хан убивает молодых егетов, о том, как он сам спасся от смерти. Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним по заслугам.
И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в поколение и играют на нем хорошие, задушевные песни.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности средняя группа "Мы актёры"

Проект по театрализованной деятельности средней продолжительности.Средняя группа.Создание всех условий для театра в группе...

Проект организации театрализованной деятельности в ДОУ

Цель данного проекта творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности. Но организация театрализованной деятельности, требует некоторых финансовых вложений. ...

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки"

Проект позволяет окунуться в мир театра, его многообразие. Развивается творческая активность ребёнка, его артистические способности....

Проект музыкально-театрализованной деятельности «Сказка в мире музыки» в старшем дошкольном возрасте.

Задачи данного проекта:1.научить детей разыгрывать несложные сюжеты к сказкам.2. Развивать интерес к театрально – игровой деятельности через знакомство с театральной азбукой и участие в играх-инсценир...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...