Доклад: «Знакомство детей дошкольного возраста с прикладным искусством народов Севера»
методическая разработка

Кушматова Лолита Александровна

Земля бескрайняя, озера синие,

 Сугробы белые, кругом леса –

 Моя Якутия, моя Якутия,

 Моя Республика Саха!

Качаев В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_yakutiya.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 «Полянка» Нерюнгринского района г.Нерюнгри

Сообщение

Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста с прикладным искусством народов Севера»

Воспитатель: Кушматова Л.А.

г. Нерюнгри

Земля бескрайняя, озера синие,

 Сугробы белые, кругом леса –

 Моя Якутия, моя Якутия,

 Моя Республика Саха!

Качаев В.

Каждый народ, даже самый малочисленный, представляет собой живительный источник знаний и добра. Северные народы не только освоили для человечества крайне суровую и богатейшую по своим природным ресурсам огромную территорию, но и создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Этим самым они доказали способность человека к выживанию и занятиям созидательной деятельностью.

«Крайний север – край вечной мерзлоты, северных сияний, долгой зимы и короткого лета. Дивный край завьюженной зимы».  Так нежно,  с  любовью  отзывался   о Якутии поэт П. Федосеев. Когда-то по заснеженным просторам нашей родины бродили гигантские предки слонов – мохнатые мамонты, и первобытные охотники оглашали воздух своим боевым кличем. Следы тех давних событий хранит замерзшая земля – земля Саха.

Сегодняшний день требует приобщения детей к процессу дальнейшего развития культуры народов Севера,  ее национальной гордости, к процветанию родной земли во всех отношениях. Детство – пора становления личности. Только в детстве закладывается фундамент для  развития личности человека, для совершенного знания родного языка, определяющего характер и направленность его отношения к природе, людям, культуре.  В дошкольном возрасте любознательность ребенка чрезвычайно остра, его познавательный интерес беспрестанно растет, он засыпает взрослых вопросами. Нельзя подавлять в нем это естественное стремление, нужно стараться давать максимально полные ответы, обогащать его язык.

Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм, мотивов. Оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для развития современного декоративного искусства.

Связь с бытом и трудом определяет особенности художественного языка народного прикладного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лён, шерсть, мех, обрабатывая которые с помощью несложных орудий, они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.

Необходимо сформировать у детей представление о том, что наша страна многонациональна, и каждый народ имеет свой язык, свои песни, сказки, о других народах нашей страны. Эта задача должна решаться с младших групп детского сада, со знакомства детей с родным краем — Якутией, с  искусством народов Севера. 

Декоративно-прикладное искусство — древняя, самобытная область изобразительного творчества якутского народа.

В детском саду мы должны знакомить детей с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства. Во всех группах необходимо создать уголки прикладного искусства Якутии, где сосредотачиваются различные виды утвари - это чороны, кытыйа - чаши из дерева; ыагайа, ыагас - туеса из бересты; игрушки из тальника, музыкальные инструменты - хомус, тюнюр; изделия из меха, украшенные бисером, малая скульптура, значки о Якутии, макеты, отображающие быт  народов Севера, национальные игры.

Возможно знакомство детей также и с таким искусным занятием народов Севера, как шитьё бисером. Воспитатели могут предложить для рассматривания альбомы с национальными узорами для унтов, рукавиц, сумочек, кошельков.

Ювелирное дело занимало особое место. В традиционном понимании ювелирными называли изделия, изготовленные из серебра и золота. В ассортименте якутских изделий из серебра и золота преобладали украшения женского наряда. Серебряный декор применялся и в мужской одежде. Якуты, как древние коневоды, уделяли большое внимание красоте и разнообразию убранства верхового коня. Декорировке серебром или цветными металлами подвергалась почти вся конская сбруя.

Сравнительно позднее якутские ювелиры освоили и изготовление различной посуды, личных вещей. Делятся ювелирные изделия на три вида:

1) Украшения и предметы личного обихода — серьги, якутские серьги — бусиные, колечки, с подвесками; шейное ожерелье, браслеты, косоплетка для украшения волос, наспинное украшение, нагрудное украшение, начельник — бастынга, серебряная бляха — солнце, нарядный пояс — мужской и женский, ухочистка, щипчики, сумочка с серебряными бляшками, украшение ножен, рукоятки ножей и опахал, гребёнки.

2) Посуда и убранство стола: ложки, вилки, чайники, сахарницы, украшенные орнаментом. Деревянная посуда украшалась ободами и подвесками из серебра и меди.

3) Украшение конской сбруи.

Особое место среди всех видов декоративного искусства народов Севера занимает художественная резьба по кости. На Севере Якутии в слоях вечной мерзлоты до сих пор находят бивни мамонта. Мамонтовая кость является драгоценным материалом, который хорошо поддается обработке и полировке.

Большую роль в системе ознакомления детей с народным прикладным творчеством народов Севера играет кукла. В детском саду должно быть много кукол в  национальных костюмах. Костюмы кукол разнообразные: летняя праздничная, современная якутская и меховая зимняя одежда.

Таким образом, мы видим, что в народном  творчестве народов Севера заключён богатейший воспитательный материал для знакомства с родным краем. Используя этот материал, мы должны показать ребёнку широкий мир деятельности  народов Севера, раскрываем его жизнь в новых для него чертах и образах.

Знакомство с национальным прикладным искусством ведётся на основе наглядности: при подготовке наглядных пособий необходимо ставить перед собою и решать задачу полнее и разнообразнее отобразить черты  народного искусства народов Севера. Наряду с народными образцами, используются фотографии, зарисовки, стенды, выполненные в различных вариантах.

Сочетание методов, перечисленных выше, воспитывает у детей интерес к искусству народов Севера, способствует закреплению знаний о родном крае и применению этих знаний на занятиях по рисованию, аппликации и в самостоятельной деятельности, тем самым развитию у детей художественного вкуса, творчества. Они становятся любознательнее, учатся видеть красивое в природе и быту.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»

Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...

презентация Знакомство детей дошкольного возраста с художественно-прикладным искусством Филимоновская игрушка

старейший народный русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново. Впервые упоминается в древних летописях XVI века....

Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством

Статья посвящена проблеме приобщения детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям посредством декоративно - прикладного искусства, народных традиций....

Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно об...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством».

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная ...

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»...

«Ознакомление с историей и прикладным искусством народов севера в старших группах детского сада» из опыта работы воспитателя

   19 марта в республике Саха (Якутия) отмечался День Арктики. Праздник учрежден Указом Главы РС(Я) с целью поддержки и развития арктических районов Якутии.      К...