Интерактивный музей как средство реализации регионального компонента
презентация

Пономарева Олеся Сергеевна

 Так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувству принадлежности к мировому сообществу., в нашем ДОУ был создан мини-музей «Русская изба», в котором мы воссоздали основные детали и обстановку русской избы. Основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в самобытный мир посредством его действенного познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивный музей как средство реализации регионального компонента

Цель:

  • Познакомить детей дошкольного возраста с

   жизнью, бытом и творчеством русского  народа

  • Приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с устройством русской избы;
  •  Расширять знания детей о предметах старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
  •  Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
  • Познакомить с традициями русского народа;
  • Расширять и углублять знания детей о жизнедеятельности людей на Руси.

Развивающие:

  •  Развивать художественно – творческие способности у детей.
  • Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества.
  • Развивать и активизировать словарь детей за счет слов: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук и другие;
  •  Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
  •  Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
  • Воспитывать бережное отношение к предметам старины.
  • Вовлечь детей и взрослых в художественно – творческую деятельность;
  • Формировать духовные качества дошкольников

   Так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувству принадлежности к мировому сообществу,  в нашем ДОУ был создан мини-музей «Русская изба», показывающий условный интерьер крестьянского дома , предметы быта, одежды. Мы постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы. С помощью родителей были собраны экспонаты старины:  прялка, ухваты, кочерга, коромысло, сундук, домотканные половики, полотенца, вышитые рушники. На полках разместились предметы куханной утвари: чугунки, самовары, кринки, керосиновая лампа, утюги, посуда. Главное место в избе занимает печь. В центре расположен стол и скамьи, а так же дети имеют возможность рассмотреть народный костюм воронежской губернии.  При организации «Русской избы» основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый  самобытныймир путем его действенного познания. Поэтому наш мини-музей является полноценным центром детской активности.

   Раз в месяц педагоги с подгруппой детей в соответствии с возрастом могут прийти в музей и провести игровые экскурсии следуя  тематическому  плану. Примером может служить знакомство с народными праздниками : коляда, покров, масленица. Педагоги в музее знакомят  детей с традициями празднования, после чего дети проходят по саду и делятся друг с другом полученными знаниями.

Что касается  детей младшего дошкольного возраста, во время экскурсии,  чаще используются потешки, прибаутки, заклички, колыбельные, детирассматривают предметы быта. А с детьми старшего возраста преобладают интерактивные формы взаимодействия с предметами музея. Дети могут не только рассматривать экспонаты, но и действовать с ними, узнавать их  применение.

    Интерактивность -  основной методический прием в работе современного музея, когда он перестает быть хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.

Преимущество интерактивных экскурсий заключается в следующем,

  • воспитанники выступают соучастниками
  • каждый ребенок имеет возможность продемонстрировать свою сообразительность  (отгадывание загадок, подбора пословиц, поговорок) и эрудицию.
  • Опыты в которых воспитанники принимают участие в качестве демонстраторов, опыты легко превращаются в соревнования ( кто быстрее соберет яблоки, яички у курицы-несушки, кто быстрее донесет воду в коромысле…)

Создать особую атмосферу погружения в представленную тему позволяет использование ИКТ-технологии: с помощью проектора мы можем переместиться в виртуальное пространство не только музея «Русской избы», но и посетить другие музеи мира, такие как музей хлеба, овощей, игрушки и т.д.

    Например знакомство с темой « Хозяйкины помощники», мы начали с просмотра видео-презентации, расширив пространство музея за счет прилегающего холла, где воссоздали деревенский дворик ( разместили колодец, яблоню, забор), а так же вынесли некоторые предметы интерьера избы ( стол, самовар, корыто, лукошки). Идея расширения пространства дало нам возможность более свободно двигаться подгруппе детей в пространстве музея. Познакомившись посредством презентации с бытом хозяюшки, мы предложили детям выбрать деятельность с предметами музея: постирать и погладить одежду, собрать урожай, принести воду из колодца, приготовить кашу, организовать чаепитие. В совместной деятельности дети учатся договариваться, слушать, помогать друг другу, совершать собственные открытия и что-нибудь делать своими руками ( в творческой мастерской дети могут раскрасить кокошники и ложки, слепить  из теста куличи, бублики, сделать печатные пряники). Интерактивная экскурсия может завершиться в группе, музыкальном зале или на улице ( это может быть народная игра, хоровод, песни и танец).


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Интерактивный музей как средство реализации регионального компонента» МБДОУ «ЦРР детский сад № 196» Воспитетель : Пономарева О.С.

Слайд 2

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа Приобщать к народным традициям и обычаям.

Слайд 3

Задачи: Обучающие: Познакомить детей с устройством русской избы; Расширять знания детей о предметах старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.). Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; Познакомить с традициями русского народа; Расширять и углублять знания детей о жизнедеятельности людей на Руси.

Слайд 4

Развивающие: Развивать художественно – творческие способности у детей. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества. Развивать и активизировать словарь детей за счет слов: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук и другие; Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности. Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

Слайд 5

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа. Воспитывать бережное отношение к предметам старины. Вовлечь детей и взрослых в художественно – творческую деятельность; Формировать духовные качества дошкольников.

Слайд 6

Актуальность: Так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувству принадлежности к мировому сообществу., в нашем ДОУ был создан мини-музей «Русская изба», в котором мы воссоздали основные детали и обстановку русской избы. Основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в самобытный мир посредством его действенного познания.

Слайд 11

Интерактивность – основной методический прием в работе современно музея, когда он перестает быть хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Преимущества интерактивных экскурсий : воспитанники выступают соучастниками; возможность у каждого ребенка продемонстрировать свою сообразительность и эрудицию; опыты, в которых воспитанники принимают участие в качестве демонстраторов, легко превращаются в соревнования.

Слайд 12

«Хозяйкины помощники»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента ооп по средства приобщения дошкольников к народному фольклору. Презентация : "Широкая масленица".

        В настоящее время очень остро стоит вопрос приобщения дошкольников к истокам русской культуры. В своей работе мы используем  много народных игр, хороводов. С эт...

Консультация на тему: «Фольклор, как средство реализации регионального компонента». Опыт работы.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Л...

Экологическая тропа как средство реализации регионального компонента

Экологическая тропа как средство реализации регионального компонентаС повышением роли регионального компонента содержания экологического образования возрастает актуальность организации работы на эколо...

Реализация регионального компонента средствами дидактической игры «Якутская посуда».

В данном материале содержится дидактическая игра своими руками с региональным компонентом "Якутская посуда"...

«Проектная деятельность как средство реализации регионального компонента»

Одним из условий построения образовательного процесса является вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов....

Реализация регионального компонента средствами дидактической игры

Дидактические игры позволяют наиболее полно реализовать национально-региональные подходы к развитию детей дошкольного возраста. Они развивают интерес к настоящему и прошлому малой родины, знакомят с к...

Доклад «Мини-музей, как средство реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста»

Доклад «Мини-музей, как средство реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста»...