«Проектная деятельность как средство реализации регионального компонента»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Караваева Ирина Людвиговна

Одним из условий построения образовательного процесса является вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов.

Оптимизация взаимодействия ДОО с семьёй в современных условиях ориентирована на гуманистический подход, главным действующим лицом становится ребёнок, его развитие, раскрытие его творческого потенциала. Родители, вовлекаемые в «живое» общение, общее дело, из «зрителей» превращаются в активных участников, обогащаются новыми способами общения с ребёнком. Они приобретают неоценимый опыт педагогического сотрудничества не только со своим ребёнком, но и с педагогами и другими родителями. Основная цель взаимодействия с семьёй на основе проекта – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья – главный участник совместного дела. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viro_regionalnyy_komponent.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Проектная деятельность как средство реализации регионального компонента»

             Одним из условий построения образовательного процесса является вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов.

Оптимизация взаимодействия ДОО с семьёй в современных условиях ориентирована на гуманистический подход, главным действующим лицом становится ребёнок, его развитие, раскрытие его творческого потенциала. Родители, вовлекаемые в «живое» общение, общее дело, из «зрителей» превращаются в активных участников, обогащаются новыми способами общения с ребёнком. Они приобретают неоценимый опыт педагогического сотрудничества не только со своим ребёнком, но и с педагогами и другими родителями. Основная цель взаимодействия с семьёй на основе проекта – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья – главный участник совместного дела. Для эффективной реализации региональной составляющей:

  • мы обогатили свои знания о культурных, исторических, особенностях региона, где проживаем;
  • создали предметно-пространственную среду, которая способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал: для воспитанников организуем различные тематические выставки, экскурсии, развлекательные программы, тематические беседы. Активное взаимодействие с Домом Народного Творчества помогает знакомить детей с народной культурой и традициями нашего края через интерактивные программы и мастер – классы.
  • Традиционными стали выставки рисунков, поделок совместного детско-родительского творчества на темы: «Мой любимый город», «Памятные места города Мурома»
  • Знакомство с родным краем осуществляется по принципу постепенного перехода от более близкого, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам. Дети знакомятся с историей района, города, его достопримечательностями, географическими особенностями, с разнообразием национальностей и т.д.

Реализация регионального компонента прошла через проектную деятельность «Моя малая родина - город Муром», в котором знакомили детей с национально-культурными и историческими особенностями края (народными промыслами и традициями – Муромская игрушка, Муромский калач), знаменитые люди города.

  • Целевые прогулки по улицам города. Интерактивные экскурсии по памятным местам нашего года Мурома. Знакомство с историческими событиями района и города, откуда произошли названия. Посещение достопримечательностей – экскурсионных объектов и музеев с приобщением родителей.
  •  Чтение художественной литературы. Тесное сотрудничество с работниками городской библиотеки помогает в занимательной форме знакомить детей с творчеством Муромских писателей и поэтов: Ю.А.Фанкиным, Н.П.Паимцевым, И.Н.Климовым, Т.Илюлиной, И.А.Решетевой, Т.Ионовой
  • Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из жизни города, края.

Во время реализации проекта «Малая Родина – Муром» дети совместно с родителями оформили коллективный альбом, составленный из рассказов детей о своей поездке по городу на автобусе «Путешествие по граду Муром» и дополненный рисунками детей совместно с родителями группы. Создали мини – музей «Мой любимый город» и макет «Город древний - город славный». Дети узнали: почему наш город называется Муромом, историю города, чем знаменит, о памятниках истории, стихи песни, рассказы о городе, былины, знаменитых людях нашего города. Проявление интереса к родному краю находят отражение в детских рисунках, рассказах. Эту же работу необходимо продолжать и в начальной школе, так как преемственность принципов организации образовательного процесса системность, вариативность, интеграция, участие детей в элементарной исследовательской и проектной деятельности находит отражение и в начальном звене школьного образования. Предлагаю вашему вниманию один из этапов проекта «Экскурсия к памятнику Ильи Муромца».

Ментальная карта


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №5 комбинированного вида»

Экскурсия

в Окский парк

к памятнику Илье Муромцу работы скульптора В.М.Клыкова

Воспитатель:

Караваева И.Л.

г. Муром

2019г.

Цель:

Воспитывать любовь к родному городу, желание узнать о знаменитом герое Мурома. Познакомить с внешним видом памятника Илье Муромцу. Расширить знания о том, за что боролся русский богатырь. Обогащение словаря: милосердный, могучий, верный, храбрый, смелый, добрый, сильный.

Ход экскурсии:

 В автобусе воспитатель сообщает детям:

-Сегодня мы с вами едем в парк, к памятнику Илье Муромцу. Этот памятник создал известный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Для памятника нужно было много денег. И эти деньги собирали жители Мурома и другие люди России, чтобы памятник получился большой и его было видно издалека.

Беседа у памятника:

Можно ли сказать, что скульптор изобразил богатыря? (в руке воина - меч, на голове – шлем, богатырь высокого роста и могучими плечами)

- Какое у богатыря лицо? (умное, уверенное, волевое, смелое, серьёзное)

-Давайте обойдём памятник и прочтём надпись: «Русь! Храни Веру Православную, Встань за Веру Русская земля!»

- Почему на памятнике написаны эти слова?

- За что сражался богатырь? Против чего?

Одежда у богатыря и богатырская, и монашеская.

- Почему у него в одной руке меч, а в другой монашеский крест? Монахи не воины, но если кто – то  идёт против Русской Православной церкви, священник может взять и оружие. Так ли случилось и с Ильёй Муромцем? Илья Муромец много убивал врагов, но ведь они тоже люди, а богатырь был человеком милосердным, добрым. Он всегда сначала пытался решить дело миром, и только если враг грозил бедой стране, русскому народу, Православной церкви, - богатырь брался за меч. При этом считал себя грешным и молился о прощении.

 – Как вы думаете, что означает слово милосердный? (милое сердце, доброе, отзывчивое)

Как ещё можно сказать про человека с таким сердцем, как он?

(справедливый, потому что сражался только с плохими людьми, с врагами, с грабителями,доброжелательный)

- Посмотрите на памятник, куда смотрит богатырь? Почему так скульптор поставил фигуру богатыря? (богатырь повернулся к Оке и смотрит в заокские дали)

- Правильно именно из-за Оки с востока, часто шли на Русь враги: булгары, печенеги, а затем и татары. Богатырь день и ночь смотрит, нет ли врагов; если вдруг они появятся, он встретит их мечом. Русские люди говорят: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча погибнет»

Охраняет богатырь русскую землю по – прежнему, охраняет нас с вами от всех бед и напастей.

Посмотрите на фигуры стоящие внизу, у подножия памятника.

- Это грифоны, хищные птицы, скульптор Клыков поместил их внизу, а богатыря - наверху. Он победитель!

- В выходные и праздничные дни жители Мурома  и  гости нашего города приходят к Илье Муромцу. Здесь выступают ратоборцы: - в шлемах, с мечами, со щитами, в кольчугах. Ратоборцы показывают, как сражались в Древней Руси витязи, богатыри. Сюда приходят и солдаты, их ведь тоже можно назвать витязями; только это нынешние, а не древние воины, Они выступают здесь с концертами, поют солдатские песни.

Домашнее задание: с родителями нарисовать картины о своем родном городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность, как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.

Проектная деятельность, как средство реализации    ФГОС в     дошкольном образовании....

Консультация на тему: «Фольклор, как средство реализации регионального компонента». Опыт работы.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Л...

Экологическая тропа как средство реализации регионального компонента

Экологическая тропа как средство реализации регионального компонентаС повышением роли регионального компонента содержания экологического образования возрастает актуальность организации работы на эколо...

Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента.

Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента. ...

Интерактивный музей как средство реализации регионального компонента

Так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувству принадлежности к мировому сообществу., в нашем ДОУ был создан ми...

" театрализованная деятельность -как предмет реализации регионального компонента"

Опыт работы музыкального руководителя по теме " Театрализованная деятельность -как предмет реализации регионального компонента"....

Доклад «Мини-музей, как средство реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста»

Доклад «Мини-музей, как средство реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста»...