Доклад «Мини-музей, как средство реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Носкова Ирина Мурадовна

Доклад «Мини-музей, как средство реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo_mini_muzey_noskova.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Районное методическое объединение

педагогов Нижневартовского района

Доклад

тема:

 «Мини-музей, как средство реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста»

                                               

докладчик:

Носкова Ирина Мурадовна, воспитатель

 первой квалификационной категории

                

Излучинск, 2022год

Слайд 1.

Добрый день уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется опыт работы на тему «Мини-музей, как средство реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста»

Слайд 2. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляет след на всё дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно к Родине.

В связи с введением ФГОС ДО важное место занимает реализация регионального компонента во всех направлениях образовательной программы дошкольного учреждения.

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Современная и крайне актуальная в духовно-нравственном воспитании дошкольников технология «Музейная педагогика» помогает в реализации регионального компонента по формированию духовно-нравственной основы личности, а также присоединения педагога, ребенка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России на основании Приказа департамента ХМАО-Югры «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях ХМАО-Югры»).

Слайд 3.

 Цель нашей работы: совершенствование нравственно-патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине.

Задачи, которые реализуются в программе с учетом регионального компонента: 

1. Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой Родине.

2. Формирование интереса дошкольников к настоящему и прошлому своего края, разнообразию природного и растительного мира.

3. Воспитание толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, любви к малой родине, ощущения исторической преемственности поколений.

Исходя из национально – культурных особенностей нашего округа, в нашем учреждении ведется большая работа по культурному воспитанию дошкольников. Применение регионального компонента к духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников через приобщение к культуре народов России и его культурному наследию, с использованием эффективной технологии «Музейная педагогика», через реализацию мини-проектов, в том числе и для работы с родителями, в создании условий для пополнения знаний родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, повышения духовной культуры родителей. 

Слайд 4.

Музейная педагогика – процесс направленного воздействия на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определённых навыков поведения в данной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально- пространственный язык.

Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Для формирования ценностных, социализированных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранилище социокультурного опыта.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

И эту музейную культуру мы можем внести в стены дошкольного учреждения.

Слайд 5.

Роль музея в формировании и социализации определяется его специфическими особенностями.

 Музей – панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности (взаимопомощь, сочувствие, достоинство, самоуважение).

 В музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребенку культурными эталонами для подражания.

Экспонаты музея воспринимаются как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях.

Создание музейной среды в дошкольной организации с помощью обучающихся и их родителей, социальных партнеров предоставляет уникальную возможность приобщения к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе любой интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. Таким образом, музейная педагогика научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться.

Слайд 6.

Е.И. Тихеева отмечала, что «Дошкольникам гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку».

Мини-музей в ДОУ – это особый вид детского музея, это своего рода проектная деятельность.

Слайд 7.

 «Мини –музеи в детском саду»

Цель: духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе реализации мини-проектов.

Задачи:

1. Приобщение дошкольников к элементарным общепринятым социальным культурным нормам и правилами межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

2. Изменение условий для формирования позитивной социализации обучающихся через создание комплекса мини-музеев с разным смысловым стержнем.

3. Формирование профессиональной компетентности музейного педагога.

4. Повышение уровня образованности родительской общественности в сфере музейной культуры.

Слайд 8

Работая в мини-музеях детского сада, мы используем следующие:

Формы работы с детьми: образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов; проведение мероприятий, посвященных ХМАО – Югре, работа в мини-музее «Ханты: быт и традиции».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.

Дополнительные формы работы – мини – проекты, активные занятия с родителями, экскурсии, виртуальное посещение музеев.

Методы: наглядный, игровой, практический, словесный.

Наглядные: наблюдение, рассматривание;

Игровые: игры-импровизации, театрализованные, ролевые, сюжетно-ролевые и другие игровые виды деятельности на медиа материале, сочинительство сказок, текстов, рассказы от первого лица.

Практические: выполнение практических заданий.

Словесные (вопросы, утверждения, занимательные и проблемные ситуации, задачи).

Средства работы: выставочные стенды-музеи по тематике проектов, коллекционирование, выставки, художественная литература, методические пособия и т.д.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Слайд 9.

В своей работе мы используем не только мини-музеи, созданные для развития познавательного интереса детей, но и мини-музеи, направленные на реализацию регионального компонента.

Исходя из национально-культурных особенностей нашего края, в нашем детском саду ведется работа по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем, его историей, бытом, традициями, культурой и искусством.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента необходим ряд педагогических условий:

1. Оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ:

Создание экспонатов для мини-музея, подбор художественной и методической литературы, создание картотек бесед, дидактических игр, презентаций, подвижных игр, альбомов для рассматривания, настольные игры, рисование национальных костюмов, лепка из теста национального хантыйского хлеба - нянь, организация выставок детских рисунков и поделок.

В течение всех режимных моментах воспитанники знакомятся с историей Югры, обогащают знания о животном и растительном мире родного края, знакомятся с хантыйскими сказками, проводятся  беседы: «Акань - традиционная кукла народов ханты», «Медвежьи игрища», «Вороний праздник», воспитанники играют в дидактические настольные игры такие, как «Собери и назови орнаменты», «Лото одежда и быт», «Наша Родина», слушание музыки народов ханты и манси в грамзаписи, традиционные хантыйские игры «Солнце (Хейро)», «Оленьи упряжки» и др.,   инсценировка сказки «Северная сказка», организация в группе мини-музея: «Декоративно-прикладное искусство народов ханты».

2. Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования (семинары, вебинары, курсы и т.д.)

3. Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность (использование регионального компонента в различных образовательных областях).

4. Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (консультации и беседы для родителей, анкетирование, активные формы работы).

Слайд 10.

Региональный компонент программы прослеживается в содержании проекта мини-музея «Мой край - Югра», «Народы Севера», «Наследие Югры», где рассматриваются особенности национального колорита, традиций, быта народов ханты и манси.

В нашей группе функционирует мини музей «Наш край - Югра», в котором дети знакомятся культурой народов Ханты-мансийского округа.

Слайд 11.

В музее представлен лэпбук ««Ханты: быт и традиции»

В котором дети знакомятся:

Слайд 13 - с фольклором хантыйского народа;

Слайд 14- одеждой, бытом и культурой;

Слайд 15 - постройками; ремеслами; и занятиями хантов

Слайд 16 - праздниками и кухней

Слайд 17- загадками и календарем, музыкой, играми хантов,

-

Слайд 18- а также имеется большое количество методических разработок по региональному компоненту, которые дают детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех народов, населяющий ХМАО - Югру.

Это папки: Мой край –моя Югра»; «Фольклор хантыйского народа»; «Мой Излучинск» и др.;

Слайд 19 Работа с родителями.

Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с региональным компонентом, также закладывается в семье и именно в период дошкольного детства. Большое внимание уделяется совместной деятельности детей и их родителей:

- проводятся родительские собрания;

- организуются праздники, такие, как «Вороний день»», где ребята играют в хантыйские игры, танцуют танцы, а также проводятся спортивные развлечения с подвижными национальными играми. Совместно с родителями в группе организовали мини-музей "Ханты: быт и традиции".

С целью выявления отношения родителей к вопросам патриотического воспитания их детей, его реального осуществления в семье, проводятся анкетирования и тестирования, беседы и индивидуальные консультации.

На занятиях по познавательному развитию дети рассматривали кукол в национальных одеждах, орнаменты.

Слайд 20 

Музейная среда и деятельность способствуют –духовно-нравственному развитию ребенка, делают наследником народной культуры, расширяют его познавательные горизонты, создают в мини-музее особые условия для стимулирования творческого процесса, для выявления наклонностей и раскрытия личности дошкольника.

Именно поэтому, используя ресурс музейной педагогики, в рамках реализации регионального компонента общеобразовательной программы происходит успешное приобщение детей к культурным традициям народов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по региональному компоненту c детьми старшего дошкольного возраста на 2020-2021 учебный год

Перспективный план работы по региональному компоненту c детьми старшего дошкольного возраста...

Методические разработки по краеведению (национально-региональный компонент) для детей старшего дошкольного возраста

Авторская  программа по краеведению (национальный - региональный компонент) «Любимый край -  родной Ямал» для детей от 6-7 лет....

экологический проект " Люблю берёзку русскую" с учётом реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста Автор Чикунова Валентина Александровна воспитатель МБДОУ "Детский сад № 103" г Владимир

На основе этого проекта дать детям знания о самом почитаемом в России символе-русском  дереве-берёзе. В проекте определены: цель, задачи, изменения в предметно-развивающей среде, составлена паути...

Перспективное планирование по реализации регионального компонента с детьми среднего дошкольного возраста "Мой город"

Введение Санкт Петербург всегда считался культурной столицей России. Люди живущие в своем городе должны знать свой родной город. Надо не только любить и беречь город в котором ты живешь ,но и чувствов...

ГОРОДСКАЯ СЕКЦИЯ «ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ» РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «СААМЫ. МАЛ НАРОД, ДА ВЕЛИК»

В последнее время дошкольное образование характеризуется не только обновлением содержания и инновационными процессами в системе образовательной деятельности с воспитанниками, но и переходом на новые, ...

«Комплексно-тематическое планирование работы по региональному компоненту для детей старшего дошкольного возраста» Возраст обучающихся: 5 – 6 лет.

laquo;Комплексно-тематическое планирование работы по региональному компоненту для детей старшего дошкольного возраста»Возраст обучающихся: 5 – 6 лет....