Перспективное планирование по реализации регионального компонента с детьми среднего дошкольного возраста "Мой город"
методическая разработка (средняя группа)

Касаткина Вероника Викторовна

Введение

Санкт Петербург всегда считался культурной столицей России. Люди живущие в своем городе должны знать свой родной город. Надо не только любить и беречь город в котором ты живешь ,но и чувствовать себя достойным его жителем. Поэтому каждый житель с малых лет должен знать свою малую Родину изучая ее изнутри

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_10.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

«Мой город»

С введением ФГОС нового поколения, на первый план выходят когнитивные и коммуникативные умения. В разработке представлена методика проведения подобных занятий  с использованием различных методов и форм: информационно-коммуникационных технологий, технологии сотрудничества, технологии групповой работы, личностно-ориентированного обучения, коллективных способов обучения и др. Данные методы дают возможность  принимать активное участие в процессе обучения. Кроме того, такие методы обучения позволяют повысить активизацию, углубить  знания, повысить интерес к изучаемому материалу. Занятие с разными формами и методами обучения помогает детям лучше усвоить знания, повысить наглядность ,систематизирует усвоенные знания, формирует мотивацию к изучению, следовательно, значительно повышает результаты.

Программы объединены единой целевой установкой: освоение знаний о важнейших событиях в истории нашего края, их взаимосвязи ,преемственности; овладение элементарными методами исторического познания; формирование ценностных ориентаций с исторически сложившимися культурными, религиозными традициями. Современная модель исторического образования предполагает качественно новые подходы к персептивному планированию учебного процесса, к отбору содержания, к разработке форм и методов обучения, создания условия для духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся.

Содержание работы по программе «Петербурговедение» (на основе «Первые шаги», Г.Т.Алифанова)

Вариативная часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.

Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников группы, членов их семей и педагогов.

   При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается игровые технологии, групповые, технология развития критического мышления, проектная деятельность. В рамках реализации программы обучающиеся посещают музеи, проводят образовательные путешествия, прогулки, квесты, автобусные экскурсии, что позволило усилить их мотивацию и интерес к предмету.

 

Введение

Санкт Петербург всегда считался культурной столицей России. Люди живущие в своем городе должны знать свой родной город. Надо не только любить и беречь город в котором ты живешь ,но и чувствовать себя достойным его жителем. Поэтому каждый житель с малых лет должен знать свою малую Родину изучая ее изнутри.

ЦЕЛИ:

1. Воспитание любви к родному городу,

2.побуждение познавательного интереса к городу

3.Формирование начальных знаний о родном городе

Задачи

  • Воспитание маленького петербуржца: воспитанного, доброго, внимательного к другим людям, достойного преемника петербургских традиций;
  • Воспитание любви и ценностного отношения к Санкт-Петербургу, как к месту проживания, так и культурному и историческому центру нашей страны.
  • Формирование эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на исторические факты становления и развития родного города, его традиции и обычаи.
  • Обогащение словаря детей новыми словами и оборотами.
  • Совершенствование коммуникативных качеств между взрослыми и детьми.

Соприкосновение дошкольника с нравственными идеалами общечеловеческих ценностей и культуры родного города.      

Формы работы с детьми

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов;

         

  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, частушек.
  • Использование народных игр, в том   числе хороводов.

Формы работы с родителями:

  • Практические задания,  Консультации :закрепление материала.
  • Информация :выставки, фотоальбомы, зарисовки, театры.
  • Экскурсии, прогулки.

сентябрь

ТЕМА

ЦЕЛИ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Моя семья.

Мой дом.

Мой детский сад.

Труд взрослых в детском саду

- формирование способностей к самопознанию как члена семьи, члена коллектива;

- воспитание чувства любви и гордости за членов своей семьи, желание больше узнать о них, проявлять о них заботу;

- заложить основы понимания «семейных уз», как главной ценности в жизни человека;

-Углублять представления о доме жилище человека

Формировать представления о труде взрослых, об особенностях профессий в детском саду.

- фото выставка на тему «Моя семья. Мой дом.

Мой детский сад»;

- рассматривание фотографий;

- составление рассказов о членах семей детей;

- выставка  рисунков «Я  и моя семья».

октябрь

Наш район.

История названия.

Домашний адрес.

Главная улица нашего района.

Продолжать ознакомление детей с районом, в котором они проживают;

Познакомить детей с историческим прошлым нашего района;

Рассказать о необходимости знания домашнего адреса;

Рассказать детям о важности знать свой домашний адрес, на какой улице они живут, какая улица является главной улицей нашего района

- просмотр слайдов на тему «Наш район, история названия»;

- познакомить детей с картой нашего района;

- выставка работ на тему «Мой дом, мой район» (совместно с родителями);

- рассматривание иллюстраций с изображением нашего района.

 - создание картотеки адресов детей (в виде домиков);

- продолжить знакомство с картой района

ноябрь

Наш город

Главная площадь нашего города

Главная река Санкт-Петербурга

История судоходства, Порт Санкт-Петербурга

Кронштадт – город порт

Продолжать знакомить детей с городом Санкт-Петербург, познакомить с историей строительства нашего города;

Познакомит детей с главной площадью и историей создания нашего города;

Формирование начальных знаний о главной реке нашего города;

Развивать интерес к жизни родного города;

Познакомить детей с историей города Кронштадт

- просмотр альбома на тему «Дворцовая площадь»;

- оформление альбома «Я и мой город»;

- выставка рисунков и фотографий на тему «Дворцовая площадь»;

- разучивание стихотворения «Мы очень любим город свой», Борисова. см.

- просмотр слайдов на тему «Главная река нашего города»;

- игры с картой города «Петербург – город загадка»;

- рисование на тему «Корабли на Неве»

- Чтение стихотворения «Нева», Н. Поляков

Конструирование порта, кораблей.

Сюжетная игра – «Город-порт»

декабрь

Дома в нашем городе.

Здания – помощники.

Транспорт в городе. Наземный.

Транспорт в городе. ЖД.

Показать разнообразие петербургских домов;

Формирование представление о назначении зданий, домов;
Формирование представлений о двух основных типах зданий: жилые дома, общественные здания («здания-помощники»). 

Продолжать знакомить детей с видами транспорта, правилами безопасности на транспорте

Продолжать знакомить детей с видами жд транспорта. (Метро, Железная дорога)

- просмотр слайдов на тему «Дома в нашем городе»;

- конструирование домов;

- рассматривание с детьми фотографий зданий нашего города;

- настольно-печатная игра «Укрась здание»;

-Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу»,

-«На чём приехали к нам гости».

-Отражение впечатлений в рисунках, моделирование, конструирование, лепка.

январь

Город на островах.

.

Сказочные жители Санкт-Петербурга.

Нарядные здания Санкт-Петербурга.

Формировать у детей представления о том, что наш город расположен на большом количестве островов (42)
Познакомить с некоторыми островами нашего города: Заячий, Аптекарский, Васильевский

 

Познакомить детей со скульптурами, украшающими город


Познакомить детей с архитектурными особенностями некоторых зданий Санкт-Петербурга.
Учить детей выделять и называть архитектурные детали зданий: колонна, шпиль, купол.

февраль

Великие люди нашего города.

Петр ! – основатель города

Памятники Великим людям

Медный всадник, Сенатская площадь

Рассказать историю СПб через судьбы замечательных петербуржцев;

Развивать интерес к жизни великих людей;

Воспитывать уважение к старшим;

Познакомить детей с одной из главных достопримечательностей города.

- просмотр слайдов на тему «Великие люди нашего города»;

- чтение стихов А.С. Пушкина, басней И.А. Крылова и т.д.;

- рассматривании иллюстраций;

- рассматривание альбома с портретами известных петербуржцев.

Просмотр видео-экскурсии «Главный памятник города»

март

Дома в нашем городе.

Петропавловская крепость, петропавловский собор

Заячий остров

Строим крепость на островах

Показать разнообразие петербургских домов;

Показать, как разные здания служат людям

формирование представление о назначении зданий, домов;

Познакомить детей с историей происхождения и назначения Петропавловской крепости и Петропавловского собора

Расширить знания детей об истории создания первой крепости города, названии острова на котором она основана.

Закрепить полученные знания

Развить интерес к конструированию

- просмотр слайдов на тему «Дома в нашем городе»;

- конструирование домов;

- рассматривание с детьми фотографий зданий нашего города;

- настольно-печатная игра «Укрась здание»;

- игры с детьми на развитие восприятия, внимания и логического мышления;

- рисование на тему «Крепость»

- Рассматривание иллюстраций

-видео-экскурсия «Заячий остров. Петропавловская крепость»

- Рисование неформального символа города «Заяц»

- Просмотр иллюстраций

- ДИ «Посмотри и назови», «Разрезные картинки»

- конструирование

апрель

Парки и сады нашего города.

Летний сад

Фонтаны нашего города

Цирк на Фонтанке

Зоопарк

- формирование начальных знаний о разнообразии парков нашего города;

Познакомить детей с Летним садом (решётка, скульптуры, пруд с лебедями, памятник Крылову, Летний дворец) его местонахождением на карте города, значением для жизни горожан

- закрепить понятие о бережном отношении к природе;

Познакомить детей с фонтанами, украшающими наш город, их местонахождение и
значением в жизни горожан.

Познакомить детей с городским цирком, его местонахождением, значением в жизни горожан
и его артистами

Познакомить детей с историей основания и развития «Ленинградского зоопарка»

Расширить представления о разнообразии мира животных и насекомых

- просмотр слайдов на тему «Главные парки нашего города»;

- игры с картой города «Петербург – город загадка»;

- рисование на тему «Мы – в городском парке»

Просмотр иллюстраций

Просмотр презентации «Фонтаны нашего города

Рисование «Мой любимый фонтан в городе»

Просмотр презентации «Цирк на Фонтанке»

Рисование «Животные и артисты цирка»

СРИ «Цирковое представление»

Рассказ воспитателя

Просмотр видео-фильма

Конструирование «Наш зоопарк»

Конструирование из бумаги «животные»

май

День Победы

День рождения города

Музеи города

Пригороды нашего города

Расширить знания детей о ВОВ, истории города во время войны. Рассказать о празднике «День победы»

Познакомить с точной датой рождения нашего города.

Расширить знания детей о разнообразии музеев города.

Рассказать детям о пригородах нашего города «Петергоф, Гатчина, Павловск и др)

Рассказ педагога

Просмотр мультипликационного фильма о войне

Рисование «Салют победы»

Просмотр презентации «Наш город»

Оформление фотоальбома «Я и мой город»

Просмотр видео-фильма «Самые интересные музеи города»

Выставка рисунков «Музей, в котором я побывал»

Просмотр иллюстраций

Рассказ педагога

ДИ «Наши пригороды(Карточки)

Требования к уровню  подготовки воспитанников

Воспитанник

    должен

         Базовая

       программа

        Национально -

        региональный

        компонент

    Компонент

         ДОУ

       Знать

  -Россия

многонациональная страна

- Москва главный

город России;

- Символы России

(герб, флаг, гимн);

- Президента России; 

 - Название города, района,

улицы, дома, где они живут;

-Своё имя, фамилию, возраст

свой адрес;

-Назначение домов;

-Название центральной

улицы своего района, название центральной улицы

Санкт- Петербурга, главной

реки;

-Символы Санкт-Петербурга;

-Домашний адрес;

-Знать  и называть

своих родственни-

ков;

-Название группы;

-Имя, Отчество

некоторых сотруд-

ников детского сада:

воспитателей, заве-

дующего, ст.воспи-тателя, мед.сестры,  

и т.д.

       Иметь

представление

-О достопримечатель-

ностях родного города;

-О структуре городско-

го пространства;

-О государственных

праздниках;

-О Российской армии,

о разных военных про-

фессиях;

-О защитниках нашей

страны в годы войны;

- Об истории создания нашего города;

- О многообразии культуры

Санкт -Петербурга;

- О людях прославивших свой город;

- О защитниках нашего

города в военные и блокадные годы;

- О замечательных людях нашего дет-

ского сада;

- О военных и ветеранах из числа

близких родствен-

ников детей и сотрудников детского сада;

        Уметь

- На карте показать

Россию, отдельные

города;

 -Создавать постройки;

- Составить рассказ;

- Ориентироваться в

городе;

- Определять на схемах месторасположения па-

мятников города;

- Создавать постройки;

- Составить рассказ;

- Ориентироваться

 в своём районе;

- Составлять схему

пути следования домой;


Список    литературы

1.  Г.Т.Алифанова         -  «Петербурговедение для малышей от 3 до 7»

2.  В. Степанов              -  Учебник для малышей «Моя Родина – Россия»

3. Сергей Скаченков     -  «Город мой над Невой»

4. Майя Борисова          -  «У красавицы Невы»

5. Н. А. Яковлева          -  «Наш город Санкт – Петербург»

6. Ю. Каштанов             -  «Эпоха Петра»

7.  Е.К.Ривина                -  «Герб и Флаг России»

8.  Л.Н.Белотелова         -  «Мой район Московский»

9.  Г.В. Калашников      -  «Гербы и символы Санкт-Петербург и

                                              Ленинградская область»

10.  Л.К. Ермолаева «Чудесный город»

11.  В.Фролов,  О.Яковлев «Как родился Петербург»

12.  Л.Шиф  «Путешествия по Петербургу с Аликом и Гусариком»

13.  Музей России. «Военно – исторический музей, Санкт – Петербург»

14. В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»

15. Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

16.Р/н сказка «Теремок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по региональному компоненту c детьми старшего дошкольного возраста на 2020-2021 учебный год

Перспективный план работы по региональному компоненту c детьми старшего дошкольного возраста...

экологический проект " Люблю берёзку русскую" с учётом реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста Автор Чикунова Валентина Александровна воспитатель МБДОУ "Детский сад № 103" г Владимир

На основе этого проекта дать детям знания о самом почитаемом в России символе-русском  дереве-берёзе. В проекте определены: цель, задачи, изменения в предметно-развивающей среде, составлена паути...

Доклад «Мини-музей, как средство реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста»

Доклад «Мини-музей, как средство реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста»...

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достиже...

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе

В материале представлено подробное тематическое планирование работы с детьми4-5 лет по патриотическому воспитанию...

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе...

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в группе раннего возраста

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в группе раннего возраста...