Перспективное планирование по реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.

Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс. Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая региональное и национальное своеобразие культуры, потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.

В региональный компонент входит изучение родной природы, культурного наследия - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, изучение обрядов, фольклора, народных игр. Изучая региональный компонент в дошкольном образовании, мы помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Задача дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Одна из важных задач является формирование представлений у детей о родном крае, о многообразии уникальных культур и традиций национальностей и народностей, проживающих на территории. У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются. Необходимо заложить в детях основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx78.19 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

по реализации регионального компонента

в подготовительной к школе группе

 

Содержание

1. Целевой раздел        

2

1.1.Пояснительная записка

2

1.2.Возрастные особенности детей 6-7 лет

3

2. Содержательный раздел

4

2.1. Актуальность

4

2.2. Методы, используемые на занятиях

4

2.3. Организационно – методическое обеспечение

5

2.4. Целевые ориентиры освоения регионального компонента

5

2.5. Развивающая среда в группе

6

2.6. Средства, необходимые для реализации регионального компонента

6

3.Организационный раздел

7

3.1. Планирование работы с детьми

7

3.2. Планирование работы с родителями

15

3.3. Методическая литература

17

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования является использование потенциала регионального компонента.

Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает интеграцию в разных видах детской деятельности.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения к родному краю на основе изучения исторических, природных и социально-культурных особенностей нашего края.

Задачи:

-формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических и культурных особенностях малой Родины;

-формировать представления о достопримечательностях родного края, исторических корнях района, символике;

-расширять представления о природных богатствах родного края: растительном и животном мире; полезных ископаемых;

-развивать интерес к жизни людей родного края, их жизни, быту, культуре, традициям;

-сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;

-развивать навыки познавательно - исследовательской, творческой деятельности.

Форма занятий: фронтальные (групповые).

Направленность: социально-педагогическая, культурологическая. 

Количество занятий.

В месяц: 4 занятия.

В год: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут.

Возрастная группа: дети от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).

1.2. Возрастные особенности детей 6-7 лет

Для старшего дошкольного периода, характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становление основ личности ребенка, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения им опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем дошкольном возрасте - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России.

Центральным звеном социализации является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семьи, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к родному краю. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в родном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. В воспитании ребенка большое место занимает формирование нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Дошкольники 6-7 лет уже много знают и умеют, у них проявляется интерес к проблемам, выходящим за пределы образовательной программы детского сада и личного опыта, их интересую события прошлого и настоящего, жизнь разных народов, животный и растительный мир разных стран; осваивают окружающий мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Непосредственное эмоциональное отношение к окружающему миру способствует воспитанию у детей многих положительных качеств личности, таких как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.

2. Содержательный  раздел

2.1. Актуальность

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.

Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс. Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая региональное и национальное своеобразие культуры, потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.

В региональный компонент входит изучение родной природы, культурного наследия - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, изучение обрядов, фольклора, народных игр. Изучая региональный компонент в дошкольном образовании, мы помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Задача дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Одна из важных задач является формирование представлений у детей о родном крае, о многообразии уникальных культур и традиций национальностей и народностей, проживающих на территории. У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются. Необходимо заложить в детях основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

2.2. Методы, используемые на занятиях

Методы и формы работы с детьми:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);

- наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий);

- проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения);

- наблюдение;

- показ мультимедийных материалов.

Методы и формы работы с родителями:

- консультации, рекомендации;

- анкетирование и тестирование;

- оформление наглядной информации в виде ширм;

- акции;

- выставки творческих работ;

- совместные детско-родительские мероприятия (праздники, досуги, творческие задания).

2.3. Организационно-методическое обеспечение

Для успешного освоения программы по реализации регионального компонента численность детей в группе должна составлять 25 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц  во  второй половине дня, с сентября по май.

Возраст  детей: дети от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).

Сроки реализации: сентябрь 2022 г.  по май 2023 г.

Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут.

Наполняемость групп: 25 человек.

2.4. Целевые ориентиры освоения регионального компонента

К семи годам дошкольники имеют представление о географических, климатических, экономических и социокультурных особенностях края, города, умеют различать символику города, края. Знают названия близлежащих улиц, основные социальные объекты и достопримечательности города, края. Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и центральных улицах города. Знают и стремятся выполнять правила поведения в природе и на улицах, умеют составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути в детский сад и обратно домой».

Дети обладают начальными знаниями о жизни, быте, культуре народа, умеют играть в народные подвижные игры. Имеют элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о красной книге. Проявляют любознательность по отношению к родному краю, его истории, необычным памятникам, зданиям. Так же проявляют интерес к малой родине.

Дошкольники проявляют инициативу в социально-значимых делах: участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами жителей Ставрополья, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым жителям поселка, города. Отражают свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).

2.5. Развивающая среда в группе

  • уголок «Патриотическое воспитание»;
  • уголок «Декоративно – прикладное искусство»;
  • дидактические игры «Наша Родина», «Загадки природы », «Весёлый кубик», «Где это находится»;
  • картотеки подвижных игр разных национальностей;
  • костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения народных праздников и развлечений;
  • картотека пословиц и загадок;
  • художественная литература – произведения местных поэтов и художников; сказки разных национальностей;
  • буклеты и альбомы «Мой край», «Достопримечательности», «Национальные костюмы нашего края», «Животные Ставропольского края», «Растения Ставропольского края».

2.6. Средства, необходимые для реализации регионального компонента

  • дидактический материал (картинки, дидактические карточки);
  • наглядно-иллюстративный материал;
  • подборка материалов для детского творчества;
  • магнитная доска;
  • ИКТ;
  • мультимедийные презентации.

3. Организационный раздел

 3.1. Планирование работы с детьми

Тема занятия

Программное содержание

Формы  и методы работы

Сентябрь

первая неделя

«Я и моя семья»

Продолжать формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье. Закрепить понятие «семья», «родственники».

Совершенствовать умение детей составлять короткий рассказ о своей семье. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи.

Рассматривание семейных фотографий, альбомов. Беседа- разговор с детьми «Кто есть в моей семье».  Рассказы детей о членах своей семьи. Составление рассказов «Наши семейные традиции». Составление семейного древа.

вторая неделя

«Моя улица,

мой дом»

Закрепить знания детей о том, что такое улица, знание своего адреса и адреса детского сада. Закрепить знания о тех зданиях и постройках, которые находятся на улицах микрорайона. Учить детей правилам безопасного перехода через дорогу. Обогащать и активизировать словарь детей. Развивать познавательный интерес к теме. Воспитывать бережное отношение к родному городу, микрорайону, видеть красоту своей улицы, двора, района, города.

Рассматривание иллюстраций, фотографий различных

домов и зданий, расположенных  в г. Ессентуки.

Беседы о родной улице, целевая прогулка. Пословицы и поговорки о дружбе, загадки о правилах дорожного движения.

Рисование «Моя родная улица». Составление маршрутного листа с родителями «Моя дорога в детский сад». Дидактические игры «Мой домашний адрес»,

«Я живу на улице…».

третья, четвёртая неделя

«Моя

малая Родина»

Закрепить знания детей о родном городе, истории его возникновения, его памятных местах. Продолжать учить узнавать знакомые места на фотографиях. Воспитывать патриотические чувства к малой

Родине через интерес к историческим, культурным и природным ценностям родного

города.

Беседа  «Город мой родной Ессентуки». Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток. Виртуальная экскурсия по городу Ессентуки.

Составление альбома 

«Достопримечательности нашего города». Составление рассказов из личного опыта «России милый уголок». Беседа «Знаменитые земляки» (в честь кого названы улицы).

Октябрь

первая неделя

«Знаменитые люди в нашем городе»

Вызвать интерес у детей к истории города, чувство уважения и гордости.

Беседа «Пушкин А. С. и Лермонтов Ю. М. на Кавказе». Рассматривание картин Верещагина В. В. Чтение стихов местных поэтов о г. Ессентуки.

Рассказы об известных людях.

                                                 вторая, третья неделя

«Города-курорты нашего края»

Продолжать знакомить с городами курортами, с историей возникновения городов на Ставрополье, какими они были и какими стали, их архитектурой.

Рассказать детям, почему они называются «курортными» и чем они славятся.

Познавательная беседа «Курортные города Ставропольского края». Рассматривание иллюстраций  «Города КМВ».

Беседа «Как возникли города на Ставрополье». Рассказы детей из личного опыта на тему «Где я побывал». Рисование на тему «Мой любимый город». Создание альбома «Города КМВ».

                                                             четвёртая неделя

 «Легенды Кавказских Минеральных Вод»

 

Познакомить детей с серией легенд КМВ, творчеством неизвестных народных сказочников, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации древнего региона. Формировать у детей познавательный интерес к достопримечательностям своего региона, его истории, культуре.

Рассматривание иллюстраций с изображением Кавказских гор, горских народов. Рассказ воспитателя о легендах. Чтение художественной литературы

 «Прогулки по Кавминводам»

(на основе наглядного материала). 

                  Ноябрь

                    первая неделя

«Путешествие

по Пятигорску»

Познакомить с историей возникновения города и его названия. Воспитывать интерес к истории города. Закрепить знания детей о городе: название города, основные достопримечательности.

Беседа о городе Пятигорске и его достопримечательностях. Рассматривание иллюстраций, фото. Разучивание стихотворения о Пятигорске.

Игра путешествие «Мы по городу идём».

вторая неделя

«История Кисловодска»

Познакомить с историей и достопримечательностями города Кисловодска. Расширить кругозор детей. Вызвать у детей чувства восхищения красотой города Кисловодска, формировать желание узнать о нём как можно больше нового и интересного.

Разучивание стихов и песен о Кисловодске. Просмотр фильмов и роликов о достопримечательностях 

Кисловодска. Настольная игра «Прогулка по городу».

третья неделя

«Экскурсия

по городу - курорту Железноводск»

Формировать представления о городе - курорте. Продолжать знакомить детей с культурными

и историческими ценностями города.

Рассматривание фотоальбома «Железноводск». Дидактическая игра «Собери рюкзак туриста». Презентация фильма о городе, песни и стихи о Железноводске.

четвёртая неделя

«Путешествие

по городу Минеральные Воды»

Познакомить с историей возникновения и развития  города Минеральные Воды. Формировать интерес к истории и культуре  города.

Беседа о городе с рассматриванием фотографий. Слушание стихов и песен местных авторов о городе. Составление альбома 

«Достопримечательности города».

Декабрь

первая неделя

«Казачество на Ставрополье»

Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью терских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению.

Беседа «Историческое прошлое Ставропольского края».

«История заселения, жизнь, быт Казаков».

Презентация «Казачество на Ставрополье».

вторая неделя

«История

казачьего костюма»

Познакомить с казачьим костюмом (женским, мужским), с элементами казачьей одежды, ее назначением.

Развивать у детей интерес к казачеству. Учить правильно, называть элементы одежды. Расширять кругозор детей. Обогащать словарный запас.

Формировать у детей чувство любви к малой Родине.

Рассматривание иллюстраций костюмов, предметов и элементов казачьей одежды. Беседа «Особенности традиционного казачьего костюма». Презентация «Казачья одежда».

третья неделя

«Обычаи

 и традиции

терских казаков»

Расширить знания детей о жизни и быте казаков. Совершенствовать умение рассказывать знакомые стихи, пословицы, поговорки выразительно, эмоционально. Воспитывать у детей интерес к жизни казаков. Прививать любовь к народным традициям родного края. Воспитывать познавательный интерес к культуре казаков.

Рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казачьих семьях детей. Разучивание 

казачьих игр. Заучивание пословиц и поговорок о казаках.

                  четвёртая неделя

«Казачьи музыкальные инструменты»

Познакомить детей с казачьими музыкальными инструментами. Расширить словарный запас детей.

Просмотр презентации «Казачьи музыкальные инструменты» гармонь, трещётки, бубен).

Д/и «Узнай по звучанию».

Загадки о музыкальных инструментах.

Создание уголка музыкальных инструментов.

Январь

первая неделя

«Наш край

как часть России»

Познакомить детей с географическим и климатическим  положением нашего края. Закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае. Сформировать представления детей о родном крае как части большой страны - России. Обогащать словарь детей по теме.

Беседа о крае. Рассматривание иллюстраций - ландшафты Ставропольского края. Рассматривание карты Ставропольского края.

Заучить названия городов нашего края.

Д/и «Покажи на карте города Ставрополья.

Чтение произведения

Г.Н. Пухальской «Бабушкины сказки».

вторая неделя

«Символика Ставропольского края»

(герб, гимн, флаг)

Познакомить детей с символикой края, вызвать чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Беседа и показ презентации «Символика Ставропольского края». Прослушивание гимна.

Рассматривание альбома «Мой край». Чтение стихотворения

С. Дрожжин «Привет тебе, мой край родной!».

третья неделя

«Ставрополь - столица края!»

Познакомить детей с историей возникновения города, его названием. Развивать познавательный интерес.

Обогащать словарный запас.

Рассказ-беседа о столице края. Рассматривание фото с видами Ставрополя-столицы Ставропольского края.

четвёртая неделя

«Достопримечательности города Ставрополя»

Систематизировать знания детей о достопримечательностях города Ставрополя. Вызвать интерес к возникновению исторических памятников, положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу. Воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к окружающему миру.

Рассказ воспитателя «Достопримечательности города». Фотоэкскурсия.

Д/и «Достопримечательности города».

Февраль

первая неделя

«Исторические промыслы и ремёсла на Ставрополье»

Сформировать у  детей понятие «Что такое «промысел»?». Познакомить детей с различными видами исторических промыслов и ремесел в крае. Развивать познавательный интерес. Воспитывать у детей подлинную любовь к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Презентация «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Ставрополье».

вторая неделя

«Предметы прикладного искусства – народное творчество»

Знакомить детей с неповторимыми культурными предметами прикладного искусства, ценностями, созданными людьми в разные времена. Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства - своих земляков.

Беседы о предметах прикладного искусства. Рассматривание иллюстраций. Выставка фарфоровых изделий сувенирных фабрик г. Кисловодска, Пятигорска, стеклозавода Невинномысска.

         третья неделя

«Фольклор

Ставрополья»

Продолжать знакомить детей с фольклором Ставрополья. Воспитывать желание познать культуру своего народа через сказки, пословицы и поговорки.

Чтение Ставропольских народных сказок, пословиц и поговорок. Рисование иллюстраций к народным сказкам.

четвёртая неделя

«Литературное Ставрополье»

 Познакомить детей с произведениями ставропольских    

писателей и поэтов. Воспитывать любовь к художественному слову.

Рассматривание художественной литературы о родном крае. Чтение произведений детских писателей и поэтов Ставропольского края: Кашпурова И. В., Шубной Л. Ф., Екимцева А. И., Шевченко А. А., Трилисова А. И., Пухальской Г. Н., Епанешникова Л. И.

Конкурс на лучшего чтеца.

                                         Март

первая неделя

«Природа

родного края»

Познакомить детей с природой родного края. Дать детям знания о лесах нашего края. Показать роль природы в жизни человека. Воспитывать заботливое бережное отношение к природе как  источнику красоты и доброты. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

Рассматривание фотоальбома «Природа родного края». Наблюдения в природе. Беседа о правилах поведения в природе. Презентация «Природа Ставрополья». Рисование «Природа родного края».

вторая, третья неделя

«Флора и фауна Ставропольского края»

Уточнить представления о животном и растительном мире родного края, учить детей беречь и охранять природу.

Рассказ воспитателя «Флора и фауна Ставропольского края». Беседы о животных и растениях. Д/и «Флора и фауна

Ставрополья». Загадки о растениях и животных. Рисование «Деревья нашего участка». Оформление лэпбука на тему «Грибы Ставрополья».

             четвёртая неделя

«Красная книга Ставрополья»

Познакомить с Красной книгой Ставрополья, растениями и животными, занесёнными в неё. Сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо хранить. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность.

Беседа «Для чего нужна Красная книга». Рассматривание иллюстраций  редких животных и растений, занесенных в Красную книгу. Просмотр презентации 

«Красная книга – сигнал опасности».

Рисование «Моя Красная книга».

Апрель

первая, вторая неделя

«Мой край многонациональная семья» 

Дать детям представление о народах, населяющих соседние территории края. Дать представления об особенности национальных обычаев, музыки, танцев, традиций. Воспитывать любовь и уважение к многонациональному народу соседей края.

Рассказывание о обычаях и традициях; слушание музыки. Просмотр презентации ««Народы Северного Кавказа».

                                                              третья неделя

«Национальная одежда народов Северного Кавказа»

Познакомить с особенностями национальной одежды народов СК, ее сходством и отличиями у разных народов (на основе иллюстраций).

Расширять словарный запас детей.

Вызывать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Развивать цветовое восприятие.

Рассматривание альбома «Национальная одежда народов Северного

Кавказа» - на основе иллюстраций познакомиться со сходством и различием в

одежде разных народов. Раскрашивание национальных костюмов народов Кавказа.

                                                            четвёртая неделя

«Путешествие

по Кавказу»

Познакомить детей с культурой народов Кавказа. Побуждать сравнивать и находить сходство двух культур. Воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа.

Беседа о достопримечательностях природы Кавказа, просмотр видеофильма. Рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций картин с изображением природы Кавказа.

Чтение рассказа Н. Сладкова «В горах», стихотворений З. Хостикоевой. и Г. Цагараева.

Май

первая неделя

«Боевая слава края»

Расширить представления детей о

подвиге жителей родного края и всего народа России, сумевшего выстоять в этой войне.

Познакомить с памятными местами  края, обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ.

Слушание и исполнение песен военной тематики. Беседа «Города Ставрополья в годы войны».

                                                             вторая неделя

«Мои земляки - герои ВОВ»

Расширить знания о земляках, участниках трагических военных событий. Рассказать детям, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом. Воспитывать чувства любви к Родине, гордости за отечество, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. 

Цикл бесед о героях ВОВ.

Чтение глав из книги «Победа к памяти взывает и это вечно помнить нам». Изготовление голубей из бумаги.

                                                              третья неделя

«Стихи, рождённые войной»

Закрепить и систематизировать знания о ВОВ, вызвать желание выучить стихи о победе.

Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; воспитывать чувства патриотизма.

Разучивание стихов о войне и победе детьми.

Конкурс чтецов на лучшее стихотворение о Дне Победы.

Рисование «Каким я вижу день Победы».

                                                            четвёртая неделя

«Родной свой край люби и знай»

Обобщить и закрепить знания детей о Ставропольском крае, его месторасположении на карте, растительном и животном мире края, памятниках архитектуры и искусства, предприятиях . Воспитывать любовь к своему родному краю, развивать любознательность, внимательность , интерес, желание заботиться о процветании родного края.

Интегрированное занятие

по пройденному материалу.

3.2 Планирование работы с родителями

Месяц

Формы  и методы работы

Сентябрь

Анкетирование   родителей   на тему «Что я знаю о родном крае».

Консультация «Достопримечательности нашего края».

Памятка для родителей «Береги свой край».

Выставка совместного творчества родителей и детей на тему

«До свидания, лето».

Октябрь

Консультация «Природа моего края, взаимодействие с ней взрослых и детей».

Рекомендации «Как знакомить ребенка с родным краем».

Составление родителями и детьми безопасных маршрутов в детский сад

и обратно домой.

Педагогическая гостиная «Совместное творчество» (поделки из природного     и бросового материала).

 Выставка совместных работ из природного материала «Осень золотая».

Ноябрь

Консультация «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному   краю».

Рекомендации «Как воспитывать маленького патриота».

Буклет «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного   возраста».

Открытое мероприятие «День толерантности».

Декабрь

Консультация «Любовь к Родине начинается с любви к близким». 

Папка ширма «Расскажи детям о своих любимых местах города, когда и         почему вы их полюбили».

почему вы их полюбили»

Опрос «Семейные традиции в проведении праздника Нового года».

Памятка «Почитайте ребенку о празднике».

Конкурс поделок «Новогодние фантазии».

Январь

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы».

Папка ширма «Наши писатели, поэты».

Тематическая выставка «Писатели родного края».

Акция «Покормите птиц зимой!»

Февраль

Консультация «Воспитание дружеских межнациональных отношений».

Папка ширма на тему: « Игры народов Северного Кавказа».

Педагогическая гостиная: «Совместное творчество» экспериментально-  исследовательская деятельность (с объектами неживой природы).

Творческое задание  изготовить с детьми куклу «Масленицу».

Март

Консультация для родителей на тему «Какие русские народные сказки  читать детям».

Рекомендации по посещению выставок, музеев, библиотек, родного города, края.

Подбор для чтения в семейном кругу библиотечки стихов, рассказов, песен

о родном городе, крае.

Выставка совместных  детско-родительских  работ «Миру – мир, войны не нужно!»

Апрель

Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Рекомендации «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»

Памятка для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».

Фотовыставка « Мы - жители Ставропольского края» (фотографии детей и родителей в самых   красивых местах края).

Май

Консультация «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне». 

Акция «Письмо ветерану».

Оформление стенда «Помню и горжусь».

Проведение праздничных мероприятий, посвященных  Дню Победы.

Организация и проведение развлечения «Кто лучше знает свой родной край».

3.3 Методическая литература

1. Александрова Е.Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград: Учитель, 2007 г.

2. Бабушкина Т.М. «Окружающий мир. Нестандартные занятия в подготовительной группе» - Волгоград: ИТД Корифей, 2010 г.

3. Гниловской В.И. «Занимательное краеведение» - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1974 г.

4. Загумённая Л.А. «Социально - личностное развитие дошкольников» - Волгоград: Учитель, 2012 г.

5. Литвинова Р.М. «Казаки на Ставрополье» - Ставрополь, 2009 г.

6. Хохлов А.Н. «Животный мир Ставрополья»- М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.

7. Клавдий К. Малая родина. Издательство: ИД Сказочная дорога, 2014 г.

8. Кочура Д. В. «Край наш Ставрополье». 2005 г.

9. Беликов Г. А. «Ставрополь – врата Кавказа». Ставрополь 1997г.

10. Луценко В. В. – «Обычаи и традиции народов Северного Кавказа». Часть 2, Краснодар: -2007.

11. Обычаи и традиции народов Северного Кавказа сохранились ли они в наше время? Каитова А. Н. Журнал Выпуск № 6 (18) / 2015.

12. Соболева Л. Г. «Прогулки по Кавминводам или Читайка и Умняша рассказывают».  Поэзия и проза. Пятигорск: Издательство «Спецпечать», 2009. - 92 с.

13. Соболева Л. Г. «Из дневника Хомяка, или флора и фауна Юга России». –Пятигорск: Колибри, 2017. – 36 с.

14.  А. Макаренко «Увлекательные рассказы дедушки Прохора, или путешествие по Кавказским Минеральным Водам»

15. Дополнительное обеспечение: интернет - ресурсы по теме «Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми (с использованием регионального компонента) Подготовительная к школе группа Тема: «Хороши калачи из русской печи»

Задачи:-                   развивать  представление детей о народных традициях питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;-  ...

Перспективный план работы по теме : " Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами регионального компонента" (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)

Перспективный план работы по теме : " Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами регионального компонента" (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) ....

Перспективное планирование по реализации регионального компонента с детьми среднего дошкольного возраста "Мой город"

Введение Санкт Петербург всегда считался культурной столицей России. Люди живущие в своем городе должны знать свой родной город. Надо не только любить и беречь город в котором ты живешь ,но и чувствов...

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе

В материале представлено подробное тематическое планирование работы с детьми4-5 лет по патриотическому воспитанию...

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе...

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в группе раннего возраста

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в группе раннего возраста...