Квест - игра «Ямал – мой край родной»
план-конспект занятия (старшая группа)

Белинская Елена Викторовна

 Планируемый результат:

  • повышение интереса детей к растительному и животному миру севера;
  • сформированность знаний о быте народов севера  (жилища, одежда, труд);
  • повышение речевой и познавательной активности  детей;
  • расширение словарного запаса детей по теме «Ямал – мой край родной»;
  • формирование  умения работать самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya-nahodka-nod-belinskaya-e.v.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Белинская  Елена Викторовна,

воспитатель МБДОУ «ДС «Сказка»,

 г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ

Конспект педагогического мероприятия с детьми

квест - игра «Ямал – мой край родной»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о северном крае.

Задачи: 

Образовательные

  • Закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире.
  •  Закрепить знания об орнаментах в национальной одежде жителей этого края.
  • Дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера.

Развивающие

  • Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.  
  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Закрепить умение вести диалог; давать полный ответ.

Воспиательные

  • Воспитать чувства любви к своей малой родине к традициям национальным,  регионально - культурным особенностям народов Севера.

Педагогические технологии

  • игровые технологии;  
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы 

  • словесный (объяснение, пояснение);  
  • наглядный (рассматривание, демонстрация слайдов, моделирование ситуации, показ способа действия).

Оборудование

  • ноутбук, большой экран или телевизор;
  • шаблоны малиц, наборы для аппликации  по количеству детей;

Форма занятия

  • подгрупповая (6-8 человек).  

 

 

Краткий ход педагогического мероприятия с детьми:

1.  Организационный момент.

2.  Постановка проблемы.

 3. Решение проблемы  через  игровые ситуации   на развитие сенсорно-моторных навыков, развитие речи, воображения, фантазии, логического мышления.

4.  Продуктивная  деятельность детей (аппликация «Укрась малицу»).

5.  Рефлексия.

Планируемый результат: 

  • повышение интереса детей к растительному и животному миру севера;
  • сформированность знаний о быте народов севера  (жилища, одежда, труд);
  • повышение речевой и познавательной активности  детей;
  • расширение словарного запаса детей по теме «Ямал – мой край родной»;
  • формирование  умения работать самостоятельно.

 

Ход образовательной деятельности

I часть. Организационный момент. Мотивация.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Викторовна.  

Воспитатель:    Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие по богатому северному краю. Вас в пути ждут задания, которые надо будет выполнить.  И так наше путешествие  начинается.

Слайд 1. На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние.

Слайд 2. На севере есть места, где на много километров тянется тундра. В тундре растительность очень низкая, почти вся тундра покрыта лишайниками.

Слайд 3. А еще на ЯМАЛе на огромных просторах тянется тайга. Тайга – это очень большой хвойный лес. Сосны, кедры, ели, изредка встречается берёза. Царство колючей хвои. Тропы в лесу выбиты звериными лапами, изредка встречаются следы человека.

IIчасть. Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите, вот тропа , по ней и пойдем. (Дети идут по тропе мимо деревьев, они видят на ветвях висящие конверты).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится в конвертах. Здесь написано, что если мы ответим правильно на вопрос, то сможем пройти дальше.

 Задание 1. Назовите ягоды, которые растут в тайге. (Черника, голубика, брусника).  

Воспитатель: А еще на заболоченной местности растет клюква, морошка. Эти ягоды очень полезные, их можно назвать целебными. Из клюквы можно приготовить напиток клюк…

 Воспитатель: Ребята, помогите правильно дать название этому напитку (клюквенный), из брусники – брусничный морс. А из черники варенье как называется (черничное).

Воспитатель:  Молодцы , ребята, давайте пойдем дальше по тропе. А вот еще конверт, а в нём задание.

Задание 2. Назовите семью диких животных тайги. ( Волк – волчица – волченок – волчата. Медведь – медведица – медвеженок – медвежата. Заяц - зайчиха – зайченок – зайчата. Лось – лосиха – лосенок – лосята. Ёж – ежиха – еженок – ежата.) Все животные приносят людям пользу – это мясо, мех. Ребята, давайте поираем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, там селение людей. Давайте подойдем поближе (дети показывают и называют макет чума, коренных жителей, нарты, сетки для ловли рыбы, лодка). Кто знает,  какие народы живут на Ямале?

Правильно, ненцы, чукчи, а еще ханты и эвенки. Эти народы очень трудолюбивы, смелые и сильные. Они ведут кочевой образ жизни, в поисках корма для оленей. Чум – жилище временное, его можно разобрать и увезти на нартах. Это удобно для кочевников. А чем занимаются коренные жители? (они рыбаки, охотники и оленеводы). Ребята, вы послушали мой рассказ о жителях Севера, а теперь давайте продолжать путешествие.

Задание 3. Вот еще конверт. Здесь вместо вопроса, загадка. « Кто на голове лес носит?» Дети: Олень.

Воспитатель: Правильно, это животное кормит и одевает северян. Считается у коренных жителей воплощением добра. Что можно сказать об олене? Дети: Бежит гордо, красиво, высоко подняв голову. Ноги тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес.  

Музыкальная игра "У оленя дом большой".

3 часть. Практическая деятельность.

Воспитатель:  Посмотрите под ёлкой лежит еще один конверт. (поднимают иллюстрацию «Дети Севера»). Давайте рассмотрим картинку, кто знает, как называется одежда коренных жителей (малица, кухлянка, кисы). А почему так тепло одеты дети? (приходится подолгу находиться на улице, иногда спать в сугробах).

Воспитатель: Одежда очень теплая. Шьётся она из меха оленя, мехом во внутрь, чтобы было теплее. А чем отличается малица от кухлянки?

(Малица – шуба с пришитым капюшоном и рукавицами, застёгивается спереди. Кухлянка – это шуба с капюшоном, одевается через голову). Одежда жителей ЯМАЛа украшена разными орнаментами. Все орнаменты имеют геометрический характер и у каждого узора есть свое название («заячьи ушки», « чум», « олени», «снежинки».)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое задание приготовила нам тайга

 (на столах разложены малицы из бумаги и заготовки для орнамента). Давайте украсим малицы и каждый назовёт свой орнамент. Дети выполняют аппликацию. Демонстрация работ.) 

Во время работы прослушивание народной ненецкой музыки. По окончании работы воспитатель предлагает оставить себе на память о путешествии украшенные малицы.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие?

Дети делятся впечатлениями.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по интересному уголочку нашей России — Крайнему Северу.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект по патриотическому воспитанию «Ямал – мой край родной!»

Проект по этнокультурному  воспитанию дошкольников....

Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"

Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...

Конспект НОД "Ямал - мой край родной"

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «КВЕСТ-ИГРА «ЛЮБЛЮ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

Воспитание интереса к истории города, любовь к родному краю....

Квест-игра "Мурманск - мой край родной"

Сценарий квест-игры для педагогов ДОУ...

Проект "Знатоки родного края" итоговое мероприятие квест-игра "Сокровища Красноярского края"

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в ...