Культура и быт Южного Урала (Каслинское литье)
классный час

Каслинское литьё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_byt_yuzhnogo_urala_kaslinskoe_lityo.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

История завода в Каслях начинается с 18 века. Основанный в 1745 году тульским купцом Яковом Коробковым, семь лет спустя был перекуплен знаменитыми уральскими заводчиками Демидовыми, а 1806 году приобретен купцом 1-й гильдии Львом Расторгуевым. С этого времени и до самой Октябрьской революции завод, расположенный рядом с озером Большие Касли, принадлежал Расторгуевым. Предприятие  долгое время было известно исключительно как чугунолитейное и железоделательное.          

 В 1823 году на Каслинском и Кыштымских заводах появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов. Именно с деятельностью Г. Ф. Зотова на Каслинском заводе связано становление художественного литья. Зотов первым внедрил в 1824 году на Каслинском заводе немецкую технологию художественного литья. В качестве первых образцов каслинцы использовали немецкие отливки, привезенные Г. Ф. Зотовым из Берлина, где он побывал в 1820 году, в поездке по металлургическим заводам Пруссии, а также художественное литье бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода. Каслинцы быстро освоили привезенную немецкую технологию художественного литья в сухую песчаную форму, внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий. 1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья.

Уже к 1830 годам завод становится известен своими ажурными решетками, оградами, напольными плитами, сложными надгробными памятниками. Из Горного правления для обучения местных формовщиков были выписаны вольнонаемные специалисты-литейщики, предложившие новый способ покрытия отливок и значительно расширившие ассортимент художественной продукции. В конце 1840-х гг. стали выпускать подсвечники трех видов: черные, лаковые и бронзовые. В 1843 году на заводе был налажен выпуск садово-парковой мебели: скамеек, диванов, кресел, а также декоративных тарелок, подсвечников, скульптур малых форм в виде фигурок, чаще всего изображавших животных.

В 1886 г. владельцы Кыштымского горного округа провели реорганизацию управления заводами и золотыми промыслами. К этому времени право наследования заводами перешло к баронессе К. А. Меллер-Закомельской (дочери Е. Л. и А. Г. Зотовых), О. П. Дружининой (дочери М. Л. и П. Я. Харитоновых), братьям Н. А. и К. А. Зотовым. Вместо четырех управляющих (по числу основных заводовладельцев) была введена должность главного управляющего Кыштымскими заводами, на которую пригласили известного горного инженера и металлурга статского советника Павла Михайловича Карпинского. На него была возложена вся организационная и техническая сторона дела. На этом поприще он проработал более двадцати лет, уделяя особое внимание модернизации производства, повышению качества литья, расширению ассортимента продукции и подбору образцов для экспонирования на выставках.

В период с середины 1880-х гг. по 1914 год производство художественного литья Каслинского завода достигает наивысшего расцвета. Это был золотой век каслинского художественного литья. На протяжении этого периода каслинское художественное литье из чугуна не знало себе равных ни в России, ни в мире. Действительно, славу каслинскому литью принесли прекрасный чугун, уникальные формовочные смеси и мастерство каслинских рабочих, но очень многое зависело и от того, кто занимался подбором моделей и образцов, от компетентности и образованности людей, ответственных за производство высококачественного литья.

В Каслях в разное время жили и работали выдающиеся скульпторы — выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств: М. Д. Канаев, Н. Р. Бах, К. А. Клодт. Произведения каслинских мастеров-самородков имели на рынке небывалый спрос. Под руководством Канаева заводские литейщики постигали специальные приемы работы, позволяющие производить литье с наименьшими затратами материалов, безукоризненно воспроизводили в чугуне работы российских скульпторов П. К. Клодта, Н. И. Либериха, Е. А. Лансере, А. Л. Обера и др. Отделкой всех отливок занимался чеканщик Ф. И. Широков. С увеличением объема работ М. Д. Канаев добился перевода из Златоуста в Касли опытных чеканщиков И. И. Мандрыкина и А. В. Полоумова..

Ориентация на Западную Европу стала одной из особенностей Каслей. Продукция завода демонстрировалась на Всемирных и Всероссийских выставках и везде получала высокие награды.

В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Каслинский завод получил высшую награду — право ставить на изделия клеймо с Государственным гербом России — двуглавым орлом. Этот успех стал прелюдией полного триумфа в 1900 году на Всемирной Парижской художественной выставке 28 апреля каслинский чугунный павильон в византийском стиле, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения. Павильон получил Большую Золотую медаль и Гран-При «Хрустальный глобус» — высшую по тем временам награду.

К концу 20-х началу 30-х годов XX-го века производство художественного и архитектурного литья начинает расширятся и в 1934 г. был создан специальный цех художественного и архитектурного литья (полностью обновленный, расширенный и модернизированный в конце 80-х гг. XX-го века), перед которым была поставлена задача - обновление тематики художественной продукции, с целью отражения в ней современности. С 1935 года завод выполняет заказы на поставку архитектурного крупногабаритного литья (городские художественный фонари, набережные, мостовые, парковые ограждения-решетки, городские скамьи, урны и прочее) для мостов, бульваров и парков г. Москвы, Московского метрополитена, а также других крупных областных центров.

К концу 20-х началу 30-х годов XX-го века производство художественного и архитектурного литья начинает расширятся и в 1934 г. был создан специальный цех художественного и архитектурного литья (полностью обновленный, расширенный и модернизированный в конце 80-х гг. XX-го века), перед которым была поставлена задача - обновление тематики художественной продукции, с целью отражения в ней современности. С 1935 года завод выполняет заказы на поставку архитектурного крупногабаритного литья (городские художественный фонари, набережные, мостовые, парковые ограждения-решетки, городские скамьи, урны и прочее) для мостов, бульваров и парков г. Москвы, Московского метрополитена, а также других крупных областных центров.

Кстати говоря, на вопрос: «Где побывать в Челябинске?», любой местный житель ответит: «На Кировке!». Так называется пешеходная зона в историческом центре Челябинска. Пешеходная зона вымощена брусчаткой. Улица украшена скульптурами каслинского литья: умелец Левша, модница, пожарный, мальчик с верблюдами, чистильщик обуви, трубочист и др.

Сегодня Каслинский завод – уникальное предприятие. Современный ассортимент включает портретную, жанровую скульптуру малых форм по моделям 19 века, советского времени, архитектурное литье, традиционные и новые произведения декоративно-прикладного искусства.

Почти трехвековая история завода, талант художников, мастеров-формовщиков, литейщиков, чеканщиков, мастеров по окраске изделий сделали каслинское чугунное литье уникальным явлением в художественной промышленности России, подлинным достоянием русской культуры и отечественной истории, ярким образцом мировой художественной практики. В настоящее время Каслинский Завод Архитектурно-Художественного Литья производит большой ассортимент изделий из чугуна различного назначения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

Проектная деятельность в старшей группе "Культура и быт Южного Урала"

Создание условий для формирования у дошкольников чувства любви к своему родному краю. Приобщение к декоративно-прикладному искусству и фольклору Южного Урала....

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по знакомству с Каслинским литьем "Мастерство бессмертно"

В конспекте представлена беседа по скульптуре Каслинского литья "Мастерство бессмертно"...

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие. Лепка.Тема: «Животные из коллекции музея Каслинского литья»

Лепка способствует развитию художественно – творческих способностей детей; закрепляет знания, полученные при проведении экскурсии....

Конспект «Промыслы Южного Урала. Каслинское литье»

Создание благоприятных условий для организации совместной творческой деятельности детей....

Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Культура и традиции Южного Урала» Раздел «Музыкальные народные инструменты башкирского народа»

Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания "Культура и традиции Южного Урала" осуществляется в МБДОУ "Детский сад № 44 г. Челябинска". Раздел "Музыка...