Конспект ООД на тему "Заповедные места России"
план-конспект занятия (старшая группа)

Климова Наталья Борисовна

Формирование в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovednye.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Родничок»

Конспект ООД

на тему:

«Заповедные места России»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

                                                                                                    Составила:

воспитатель Климова Н.Б.

2018г.

Цель: формирование в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, быть активным участником и другом природы.

Задачи:

Обучающие: 

1. Познакомить с наиболее известными заповедниками на территории нашей страны, их назначением.

Развивающие: 

1. Развитие познавательной активности и обогащение представлений детей о целостности природы Земли и взаимосвязях ее компонентов: живых организмов между собой и с различными средами в ближайшем окружении и других природных зонах (животные и растения тундры, тайги, степи, пустыни и т. д.), о приспособленности животных и растений к разным условиям местообитания.

2. Развивать связную речь детей, побуждать детей отвечать на вопросы, внимательно слушать взрослого и сверстников, не перебивать, расширять и обогащать активный словарь детей (заповедник, тундра, степь).

Воспитательные:

1.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.

2. Воспитывать отношение к природе, интерес и бережное

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, наблюдения.

Оборудования и материалы: ИКТ, картинки с изображением животных, карта, цветные кружки (красные и зеленые).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся!

- А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:

Здравствуй, друг! Как ты тут? (пожимают друг другу руки)

Где ты был? (разводят руки в стороны, приподнимая плечи)

Я скучал! (прикладывают правую руку к сердцу)

Ты пришел? (постукивают по плечу)

Хорошо! (Обнимают друг друга)

Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету вам скажу – будет интересно! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по заповедным местам России.

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь знает, что такое заповедник? (ответы детей). Давайте вместе  разберемся - что такое заповедник.

- Ребята, посмотрите, что же это у нас на столе? Это посылка. Хотите заглянуть  в нее? (открывает и достает из нее лист, на котором распечатана физическая карта России)

Воспитатель: Ребята, что же это такое? (Дети: Карта России)

Воспитатель:  Верно. Посмотрите на экран – это тоже карта России, но большая, увеличенная. Мы живем с вами в стране, которая привольно раскинулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского до Тихого океана.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, карта разноцветная, на ней много и синего, и зеленого, и желтого, и коричневого цветов. Как вы думаете, что обозначают на карте:  синим цветом? (Дети: моря, океаны, озера и реки)

- Что обозначают зеленым цветом? (Дети: леса, луга, поля)

- А желтым и коричневым? (Дети: степи, пустыни и горы)

- Ребята, скажите какого цвета на карте больше? (Дети: зеленого)

- На территории нашей страны много лесов. Для птиц, зверей и насекомых – это дом родной. А люди приходят в этот дом как гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Подскажите мне – какие правила поведения в лесу вы знаете? (Дети: нельзя мусорить, разжигать костры, ломать деревья, засорять водоемы, пугать животных, разорять муравейники).

Воспитатель: Правильно. Растения и животные всегда для человека были щедрыми источниками пищи, лекарств, строительных материалов. Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны, но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных, растений. Что значит исчезающие? (ответы детей). Для того, чтобы эти виды живой природы совсем не исчезли в нашей стране созданы заповедники.

Здесь оберегают и сохраняют редкие и ценные растения и животных. Как вы думаете – какие правила поведения в заповеднике? (Дети: нельзя ездить на машине, ходить можно только по тропинкам, запрещена охота и рыбалка, сбор ягод и грибов, нельзя  рвать цветы, вырубать деревья).

Воспитатель: Всё в заповеднике направлено на охрану природы! Жизнь в заповеднике течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа! А теперь, как я вам и обещала, мы отправимся в видео- путешествие по заповедникам России. Но сначала нам нужна разминка:

Отправляемся в поход

Сколько нас открытий ждет (повороты вправо-влево)

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (шаг на месте)

Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки порхают. (махи руками вверх и вниз)

             Раз, два, три, четыре

Полетели, закружили.  (Дети выполняют движения)

Воспитатель: Возвращаемся на свои места  и отправляемся. Ребята, а какие природные зоны вы знаете? (Дети: тундра, тайга, степи, пустыни, леса).

- Назовите, пожалуйста, отличительные признаки каждой зоны и покажите их на полотно? (Дети: тундра – холод и снег, низкие деревья, северное сияние, олени; тайга – царство вечнозеленых хвойных деревьев, густые леса; степь – отсутствие деревьев, много травянистых растений и кустарников)

- Молодцы. На территории каждой природной зоны существуют заповедники.

Презентация.

- На Крайнем Севере нашей страны расположена зона тундры. На территории тундры находится Лапландский заповедник. Здесь нет лесов, очень холодно, и на территории заповедника растут мох, лишайники, карликовые деревца. Главные обитатели заповедника – северные олени («король тундры»), полярные медведи и волки, куница, полярная сова. Долгое время люди охотились на этих животных, и чтобы сохранить их – был создан заповедник.

- Если мы сядем на оленью упряжку, можно доехать до следующей природной зоны – тайги. На территории тайги расположен Саяно-Шушенский заповедник. Тайга – это хвойные леса. Какие хвойные деревья вы знаете? (Ответы детей: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна)

- Самое ценное хвойное дерево – кедр, оно дает полезные для здоровья орешки. На территории Саяно-Шушенского заповедника встретим таких животных, как снежный барс и соболь, медведи, лисы, волки, белки, бурундуки, рысь.

- А теперь перенесемся на юг нашей страны – в зону степей. В степной зоне находится Астраханский заповедник, на его территории под охраной проживают енотовидная собака, степной волк, ондатра. В этом заповеднике живет редкая красивая птица – белая цапля. Самое знаменитое и редкое растение Астраханского заповедника – лотос.

Все эти прекрасные, редкие животные и растения занесены в Красную книгу и охраняются государством.

- Кто-нибудь знает, почему эта книга названа Красной?

(Ответы детей: этот цвет – запрещающий. Он как бы говорит нам всем, что нужно остановиться, прекратить губить природу своей планеты. Красный цвет – цвет тревоги, опасности, это сигнал SOS, подаваемый нам живым миром земли. Таким образом, книга названа  Красной, чтобы привлечь внимание людей ,  и остановить уничтожение животных и растений).

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет». В нашей посылочке есть и карточки с изображением животных разных природных зон. Вам нужно будет разложить животных по месту их обитания. (дети раскладывают животных тундры, тайги и степи)

Воспитатель: Возвращаемся к нашему видео-путешествию. Недалеко от того места, где мы с вами живем, находится самый настоящий заповедник. Он расположен на северо-востоке Москвы и называется «Лосиный остров». Как вы думаете, почему заповедник получил такое название? (ответы детей)

- Правильно. Главным животным здесь всегда был и остается лось. А остров? Просто в старину так назывались леса, расположенные между деревнями и полями, к тому же, Лосиный Остров был окружен глубоким рвом, наполненным водой. На территории заповедника встречаются лоси, кабаны, лисы, зайцы, пятнистые олени, белки.

- Посмотрим, что еще осталось в нашей посылке? Кружки – зеленого и красного цветов! Они нам пригодятся для игры «Хорошо-плохо?». (зеленый – положительное влияние на природу, красный – отрицательное)

Костер в лесу (красный)

Мусор в лесу (красный)

Посадка деревьев (зеленый)

Сломанные ветки (красный)

Создание красной книги (зеленый)

Незаконная охота – браконьерство (красный)

Не рвать цветы (зеленый)

Развешивание кормушек (зеленый)

Разорение муравейников (красный)

Создание заповедников (зеленый)

- Молодцы. Сегодня мы с вами познакомились с заповедниками России. Что же такое заповедник? (Ответы детей)

- Какой заповедник находится рядом с нами? (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей)

- Почему вы так думаете? Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

- Вы сегодня все хорошо работали, показали свои знания и я уверена, что вы будете беречь и охранять природу! Нам пора возвращаться в детский сад.  А закончить наше путешествие  я хочу  стихотворением:

«Мир этот нежен, хрупок, раним.

Ты разумно о нем позаботься!

И давайте его сохраним!

Он родною землею зовется!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Уникальные места России"

Данная разработка является дополнением к конспекту непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "Моя родина - россия" и направлена на ознакомление детей с уникальными мес...

Заповедные места России

Сформировать у дошкольников представление о Заповедных местах России.Формирование основ экологической культуры,бережного  отношения к объектам живой природы....

Проект "Заповедные места России"

Проект "Заповедные места россии" для воспитанников подготовительной группы...

Альбом Самые красивые места России

Куршская коса — это длинная узкая полоса суши с уникальным ландшафтом, флорой и фауной. Там произрастает около 600 видов растений и насчитывается 296 видов животных, а ещё проходит миграционный ...

Памятные места России "Куликово поле"

В рамках патриотического воспитания я создала для своих воспитанников цикл презентаций "Памятные места России". Первой историей цикла стала презентация "Музей-заповедник "Куликово ...

Виртуальная экскурсия по краю с целью приобщения к историческим и знаменательным датам и местам России. Патриотическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента. Тула – моя историческая Родина.

Знакомство детей с традициями, культурными ценностями русского народа, расширение представления о городах России и достопримечательностями родного города....

Конспект по ООД с детьми подготовительной логопедической группы № 3 «Заповедные места России»

формирование в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, быть активным участ...