Конспект интегрированного занятия по теме: «Карельские узоры» в подготовительной к школе группе детского сада».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия по теме: «Карельские узоры» в подготовительной  к школе группе детского сада».              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karelskaie_uzory.docx174.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по теме: «Карельские узоры» в подготовительной  к школе группе детского сада».              
Тема:
«Карельские узоры»
Возрастная  группа: подготовительная группа, 6-7 лет.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Цель: Приобщение детей к народному искусству карельского народа.
Задачи:
- Познакомить с карельскими узорами;
- Формировать представления о элементах узора ( человек, животных, птицы);
- Воспитывать у детей интерес к народному творчеству;

- Развивать зрительное, слуховое восприятие, мелкую моторику рук;
- Продолжать учить рисовать элементы карельского узора
- Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций  с изображением карельских узоров; беседа на тему:  «Карелия, моя!»;  чтение карельских народных сказок; презентация о Карелии; экскурсия в музей, разучивание карельских народных игр, загадок, небылиц.

Материал: сундук с предметами карельского быта (полотенце, рушник, фартук, сарафан, рубашки, прихватки), мультимедиа- проектор, ноутбук, красная гуашь, кисточка для рисования, альбомный лист ( формата А-4), тряпочка, непроливайка.
Ход занятия:

Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает поздороваться по-карельски «Терве».  Каждый ребёнок здоровается друг с другом.                                                    

- Ребята, скажите мне, пожалуйста. Почему мы с вами поздоровались по-карельски?

-  Молодцы! Правильно!  Мы живём в Республике Карелия. А теперь я хочу загадать вам, карельскую загадку: Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает  (нитка с иголкой).  Я эту загадку неспроста  загадала вам. И сейчас вы узнаете, о чём будет идти речь.

Воспитатель обращает внимание детей на стоящий сундук.

- Ребята, посмотрите, какой у меня старинный  сундук. Он мне достался от моей прабабушки. Как вы думаете, что в этом сундуке храниться? (Ответыдетей).
- Давайте, посмотрим?

C:\Users\1\Desktop\фото карельские узоры\DSCN3861.JPG

Воспитатель показывает  предметы карельского быта: полотенце, фартук, прихватки, сарафан,  рубаха,  рушник.
-  Ребята, назовите мне, пожалуйста, те предметы, которые вы узнали и как их используют в быту. (Ответы детей).
- А рушник? Что это за предмет? И для чего онбыл  нужен?

C:\Users\1\Desktop\фото карельские узоры\DSCN3870.JPG

Рушник, похож на длинное полотенце, которое использовали по праздникам, на свадьбах, встречали дорогих гостей  с хлебом и солью, им украшали помещение.
- Посмотрите, ребята,  какие  предметы необычные. Чем они необычны?

C:\Users\1\Desktop\фото карельские узоры\DSCN3868.JPG

(Ответы детей).
- Правильно узорами, вышивкой. Обратите внимание на вышивку. Это вышивка называется карельская вышивка или карельские узоры. Воспитатель предлагает ребятам надеть карельскую  одежду для девочек сарафан и фартук, а для мальчиков рубашку.

Посмотрите, какие мы стали нарядными. Я предлагаю вам поиграть в народную игру «Нитка-иголка». В неё играли наши прабабушки и прадедушки на вечерних посиделках.

Физминутка: «Нитка-иголка» - народная игра

Игра - хоровод.

 Участники игры, взявшись за руки, идут по кругу и поют песню:

Клубок катится, нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле.

Нитка дале ,дале, дале.

За клубочком погналась

И ниточка порвалась.

Исполняя песню, игроки закручиваются в «улитку», музыка прерывается, все разбиваются на пары. Пара, объединившаяся последней, становится друг к другу спиной, одновременно хлопая в ладоши, поворачивают головы в любую сторону. Если повернулись в разные стороны, пожимают друг другу руки, если в одну – обнимаются.

А теперь присаживайтесь и послушайте  мой рассказ о карельской вышивке

Воспитатель демонстрирует мультимедийную презентацию о карельской вышивке, о быте карелов.

C:\Users\1\Desktop\фото карельские узоры\DSCN3857.JPG

 Мы живём в Карелии. Наш край северный суровый, очень красивый, но в нем мало ярких красок, поэтому в старину люди старались украсить свою жизнь, свой быт резьбой и росписью по дереву, плетением  из бересты, красивыми ткаными дорожками-половиками и яркой вышивкой. Вышивкой женщины и девушки украшали одежду, скатерти, полотенца.  Обратите внимание, ребята, что узор расположен внизу изделия или по кайме.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой цвет использовали карельские рукодельницы больше всего?  (Ответы детей).

- Правильно, красный.

- А как вы думаете, почему карельские рукодельницы использовали  красный цвет? Раньше считалось, что красный цвет защищает от сглаза и порчи. И хозяюшки хотели защитить свой дом,близких от беды.  Чаще всего встречаются красные узоры  по белому холсту, белые вышивки на красном или белые по белому.

- Ребята, давайте рассмотрим карельские узоры. Какие орнаменты, вы видите на этих вещах? (Ответы детей).

C:\Users\1\Desktop\фото карельские узоры\DSCN3847.JPG

- Правильно, молодцы! На этих вещах мы видим: людей, деревья, цветы, сказочных птиц, животных, геометрические фигуры. Вышивая, рукодельницы пели песни, развлекали себя музыкой.

И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Музыкальное полотно» (авторская игра музыкального  руководителя МКДОУ «Д/с№2» Никулиной Натальи Петровны). Дети с помощью карточек, на которых изображены элементы карельской вышивки  выкладывают музыкально-ритмический рисунок на карельскую небылицу:
Как на горке, на горы,
Там дерутся комары,
Двое пляшут, два дерутся,

 Двое плачет, два смеются.

C:\Users\1\Desktop\фото карельские узоры\DSCN3874.JPG

- Какие вы молодцы! Хорошо справились!

- Вы сегодня увидели много различных вышитых изделий, внимательно рассмотрели узоры. А теперь  я предлагаю вам побывать в роли карельских мастериц  и самим попробовать  сделать  эскиз вышивки. Перед вами белые листы бумаги  - это край полотенца. Красная краска – красная нить, тонкая кисть – игла. Итак, ребята, украсьте ваши  полотенца вышивкой по мотивам карельских узоров.

C:\Users\1\Desktop\фото карельские узоры\DSCN3883.JPG

На экране выставлены элементы карельского орнамента, дети по желанию выбирают любой элемент.

Во время самостоятельной работы детей  звучит карельская народная музыка «Кантеле».

Итог занятия: Выставка рисунков. Для оценки работ детьми приготовлены «смайлики». Ребята кладут «смайлик» на  понравившуюся,  наиболее выразительную и аккуратную работу.  

C:\Users\1\Desktop\фото карельские узоры\DSCN3894.JPG

Появляется «корреспондент Карельского телевидения», берёт у детей интервью о выставке рисунков.  

C:\Users\1\Desktop\фото карельские узоры\DSCN3885.JPGC:\Users\1\Desktop\фото карельские узоры\DSCN3887.JPG





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с использованием икт в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР по теме: «Бабушка Агафья и ее домашние животные»

1. Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.Развитие  связной речи через использование ...

Конспект интегрированного занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе по теме "70 лет Великой победы"

Данный конспект предназначен для педагогов дошкольного образования. Материал конспекта используется при работе с детьми подготовительной к школе группы....

Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада.

Приобщить детей к общечеловеческим ценностям (доброта, взаимопонимание, вежливость); по формированию положительного опыта нравственных отношений и общения, которые характеризуются потре...

Конспект интегрированного занятия на тему «Луговые цветы» (подготовительная к школе группа)

Материал предназначен для воспитателей детскогосада по ознакомлению старших дошкольников с миром природы....

Конспект открытого занятия на тему: “Правила дорожного движения” в подготовительной группе детского сада.

Цели и задачи:1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.2. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельн...

Методическая разработка интегрированного занятия на тему: «Дом для Кузьки» в средней группе детского сада.

Методическая разработка интегрированного занятия в средней группе на тему : "Дом для Кузьки".Основная образовательная область: познавательное развитие.Интегрируемые образовательные области: ...