Главные вкладки

    Взаимодействие с соц.обьектами
    календарно-тематическое планирование

    2018-2019год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл skazka_v_muzyke.docx36.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие с соц.обьектами

    Сентябрь – «Музыка чудес и превращений»

    Задача – Учить различать форму музыкального произведения, выразительные средства музыки, её создающие.

    Музыка для слушания – Г. В. Свиридов «Альбом пьес для детей»

                                                  Пьеса «Колдун!

    Ход занятия

    Все вы любите сказки – весёлые, добрые, с чудесами и приключениями. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками. У композитора Г. В. Свиридова в его «Альбоме пьес для детей» есть произведение, которое называется «Колдун». Колдуны бывают злые и добрые.  О каком колдуне рассказывает эта музыка? (Исполняется пьеса).

    Правильно, о злом колдуне. Музыка звучит в низком, тёмном регистре, тихо, неторопливо, зловеще. Когда колдун произносит свои заклинания, он их повторяет несколько раз В пьесе «Колдун» тоже повторяются одни и те же интонации много раз. В начале пьесы колдун говорит очень тихо,  он шепчет свои злые слова. (1 и 2 такт). Вторая мелодия, словно новые заклинания, звучит по –другому. Она ползучая, гибкая, пугающая. (3 и 4 такт). Магические слова повторяются снова и снова. Они сопровождаются то внезапными выкриками (13, 14 такт), то усилением звука и отрывистыми акцентами (15 – 17 такт). Вот так похоже музыка может изобразить злого колдуна. (Проигрываем пьесу).

    Итак, в пьесе три части. В начале и в конце музыка тихая, зловещая, словно колдун шепчет свои волшебные слова низким голосом. А в середине музыка становится громкой, ещё более злой и резкой. (Исполняются фрагменты частей).

    Кто хочет попробовать изобразить колдуна, передать в движениях характер музыки? (Дети выполняют творческое задание).

    Нарисуйте дома колдуна таким, каким вы его представляете себе, слушая пьесу Г. Свиридова «Колдун».

    Октябрь – «Сказочная музыка волшебных вещей»

    Задача - Учить слышать изобразительность музыки, различать средства выразительности, создающие образ.

    Музыка для слушания – С. Майкопар «Семимильные сапоги».

    Ход занятия

    Вы знаете много сказок. Часто в сказках героям приходят на помощь разные волшебные вещи: ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, клубочек, указывающий дорогу, скатерть – самобранка, дубинка – драчун, шапка – невидимка…

    Вы знаете, сказку Шарля Перро «Мальчик – с – пальчик»? В ней рассказывается о том, как семимильные сапоги помогли детям спастись от Людоеда. Когда Людоед увидел, что дети убежали, он крикнул своей жене: «Давай мне скорее семимильные сапоги; пойду догонять детишек». Побежал он. Порыскал то там, то сям и наконец попал на дорогу, по которой шли дети. А им осталось всего шагов сто до отцовского дома. Видят они – летит Людоед с горки на горку, перепрыгивая через большие реки, точно через маленькие канавки.  Мальчик – с – пальчик заметил пещеру неподалёку в скале, спрятал в неё братьев и сам туда забился; сидит и смотрит, что станет делать Людоед. А Людоед устал от напрасной беготни, потому что семимильные сапоги очень утомляют. Захотел он отдохнуть и присел как раз на ту скалу, под которой спрятались мальчики. Он совсем выбился из сил, заснул и начал так храпеть, что бедным детямбыло даже меньше страшно, когда он грозил им своим большим ножом. Однако Мальчик – с – пальчик сказал своим братьям, что пока Людоед спит, они бежали скорей домой, а о нём не беспокоились. Братья послушались и живо пробрались в избу. Мальчик – с – пальчик подкрался к Людоеду, потихоньку стащил с него сапоги и надел их на себя.

    Сапоги были очень велики и широки, но они были так заколдованы, что увеличивались или уменьшались смотря по тому, на какую ногу их надевали.

    Мальчику они пришлись как раз в пору. Мальчик – с – пальчик пошёл к дому Людоеда, забрал все его сокровища и возвратился домой, где его встретили с большой радостью. А теперь послушайте пьесу С. Майкопара «Семимильные сапоги» и скажите, почему пьеса так называется.

    Правильно, музыка очень ярко изображает движения в семимильных сапогах – такая же размашистая, широкая, тяжёлая, состоит из огромных скачков – прыжков, в ней много акцентов. Одни звуки отрывистые, другие плавные, как будто скороход шагает по – разному – то переступает, то летит. (Исполняется фрагмент). Музыка полётная, тяжёлая, похожа на огромные шажищи. В ней чувствуется настроение тревоги. (Исполняется вся пьеса).

    Придумайте дома сказку про семимильные сапоги и нарисуйте какой – ни будь эпизод А пока ещё раз послушайте пьесу. (Исполняем ещё раз).

    Ноябрь – «Волшебная страна музыки и красок»

                        Задача: Учить детей сравнивать контрастные по

                                      характеру произведения с одинаковыми названиями.

    Музыка для слушания -  С. Майкопар «Сказочка».

                                                  Д. Кабалевский «Сказочка».

           Ход занятия

    Вы все любите сказки – весёлые, добрые, с чудесами и приключениями.

    Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, её настроения, то становится понятным, о чём повествуется в сказке рассказанной музыкой.

    (Слушают – С.Майкопар «Сказочка» и Д. Кабалевский «Сказочка»).

    Первая сказочка медленная, спокойная, немного грустная.

    А вторая быстрая, страшноватая, колючая.

    Первая неторопливая, добрая. Она похожа на русскую песню.

    Вторая колкая, отрывистая, таинственная, быстрая, с какими – то страшноватыми приключениями.

    Обе пьесы коротенькие, а называются «Сказочка».

    (Проигрываются ещё раз).

    Если прислушаться к «Сказочкам», мы почувствуем, что настроение музыки меняется. Так, первая «Сказочка» начинается ласково, в начале она похожа на колыбельную – неторопливую и спокойную. Начало пьесы звучит неторопливо, ведь в сказке всё ещё впереди. Потом музыка звучит грустно, жалобно. Потом мелодия поднимается выше, становится ярче. Сказочные события развиваются дальше, поэтому музыка звучит то вкрадчиво затаённо, то смелее, настойчиво. Дальше музыка становится таинственной, встревоженной. Наверное, в сказочке рассказывается, о каких – то важных, тревожных событиях. Мелодия опускается ниже, звучат тревожные острые аккорды. Это самое напряжённое звучание в сказочке – кульминация пьесы.

    А как заканчивается первая сказочка? Правильно, жалобно, а потом страшно.

    Будто сказочка вдруг неожиданно закончилась.

    Вторая сказочка. Совсем другого характера, она подвижная, стремительная, встревоженная. Можно представить себе, что герои этой «Сказочки», преодолевают какие – то препятствия, преграды. Может быть, мелодия изображает погоню, скачку. Ведь музыка отрывистая, скачущая.

    (Проигрываем). И в этой сказочке есть разные оттенки настроений. Музыка то тревожная и стремительная, то неуверенная, страшноватая, боязливая, то смелая, решительная, стремительная. Мелодия поднимается выше. Одни и теже встревоженные интонации повторяются, звучат остро, напряжённо, смело. Это кульминация пьесы. А как она заканчивается?

    Правильно, таинственно. Мелодия звучит всё ниже, тревожнее, утихает и внезапно прекращается, будто кто – то умчался прочь.

    Мы прослушали две пьесы с одним названием, но какие они разные по настроению!

    Декабрь– «Сказки старого замка»

                        Задача: Учить различать изобразительность музыки.                                         Выразительные средства, создающие образ.

    Музыка для слушания – М. Мусоргский «Старый замок».

                                                 Э. Григ «Шествие гномов».

         Ход занятия

    В прошлую нашу встречу вы слушали сказки, рассказанные музыкой. Вот и сегодня мы продолжим говорить о музыкальных сказках – картинах.  Как вы знаете, в сказках добро встречается со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях.

    Вы когда-нибудь видели старый замок? Я думаю, что он состоит из старых толстых стен. С высокими башнями, с окнами причудливой формы с решётками. Замок обычно стоит в живописном месте на высокой горе.

    Он суровый, мощный, обнесён оградой – толстыми стенами, волами, рвами.

    Послушайте, как музыка может нарисовать картину старого замка.

    (М. Мусоргский «Старый замок»).

    Пьеса интересна тем, что без помощи слов, очень выразительно изображает картину старого, сурового замка. Будто он виднеется в тумане, окружён загадками, волшебством.

    А как вы думаете, в этом замке кто – то живёт или он не жилой, заброшенный?

    Музыка застывшая, грустная, тихая, таинственная. Один и тот же звук в басу повторяется, создавая характер загадочности. Но вдруг…

    (Звучит пьеса Э.Григ «Шествие гномов»).

    Да это же гномы! Это маленькие человечки, карлики. В сказках говориться, что они охраняют богатство – клады с сокровищами, которые прячут под землёй. Может быть вы смотрели мультфильм «Белоснежка и семь гномов»?

    В этой сказке рассказывается о гномах, которые добывали сокровища – алмазы, высекая их молоточками в горных породах, в пещерах. Гномы каждое утро уходили на работу, а вечером возвращались в свой домик.

    Среди них были сердитые, злые гномы -  это Ворчун и Профессор. И были забавные, смешные, например, гном. Апчхи, бал самым добрым и самым маленьким гномом, который всегда попадал в смешные истории.

    Как вам кажется, про каких гномов рассказывается в музыке, про добрых или злых? (Звучит пьеса ещё раз).

    Да, про злых, потому что музыка таинственная, иногда страшная, злая.

    А на что похожа средняя часть пьесы? Какая она по настроению? (Фрагмент).

    Конечно, она волшебная, нежная. Может быть, композитор хотел изобразить, как сверкают сокровища гномов, их сказочные богатства, которые хранятся в подземелье. (Исполняется фрагмент средней части).

    Музыка звучит светло, завороженно, будто гномы, затаив дыхание любуются своими богатствами, драгоценностями, рассматривают их. (Фрагмент).

    Потом изображаются сокровища гномов - музыка начинает искриться, сверкать, мерцать. (Фрагмент). А вы, ребята, придумайте свою сказку о старом замке, гномах. Нарисуйте её, но чтобы она была близкой по характеру той музыке, которую мы сегодня слушали.

    Январь – «В тёмном лесе есть избушка…»

    Задача – Учить различать смену настроений музыки.

    Музыка для слушания – П. И. Чайковский «Баба Яга».

             Ход занятия

    Вы уже знаете, что музыка может рассказывать разные сказки и грустные, и таинственные, и добрые. При смене характера музыки, меняются и сказочные события – повествования. Изменение настроений, характера музыки и говорит нам о смене действия в сказке. Сегодня мы послушаем пьесу П.И. Чайковского «Баба Яга». (Исполняется пьеса).

     Как рассказывает музыка о Бабе Яге?

    Да. Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба Яга ковыляет, опираясь на палку, а потом летит в ступе, погоняя её помелом. В конце куда – то исчезает, пропадает.

    В начале пьесы музыка зловещая. В ней слышны остановки, пугающие аккорды, будто Баба Яга ковыляет, прихрамывает, затевает что – то недоброе. (Исполняется 1 – 8 такт). Потом появляется непрерывное суетливое движение. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков то вверху, то внизу. Будто Баба Яга суетиться, что – то ищет.

    (9 – 12 такты).

    В средней части пьесы равномерные, повторяющиеся звуки рисуют нам полёт Бабы Яги на ступе. Отрывистые аккорды звучат ритмично, коротко, остро, как удары помела, которым Баба Яга погоняет ступу. (13 – 25 такты).

    Третья часть пьесы повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Баба Яга в полёте поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится.

    (26 – 32 такты).

    Но вот мелодия начинает звучать всё ниже и ниже, будто Яга опускается вниз на землю (33 – 40 такты). Закружилась, вертится, колдует и вдруг пропала (Проигрывается вся пьеса целиком).

    Нарисуйте дома Бабу Ягу, какой она вам представляется, когда вы прослушаете ещё раз пьесу П. И. Чайковского «Баба Яга».

    (Слушаем пьесу).

    Февраль – Балет «Лебединое озеро»

    Задача – Познакомить с музыкой балета П. И. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения. Учить чувствовать характер музыки.

    Музыка для слушания – Сцена встречи принца с лебедями.

                                                 Фрагмент «Лебеди».

                                                 Танец «Лебедей».

                                                 Тема «Лебеди» и Измена».

                                                 Финал балета.

    Ход занятия

    Кто из вас знает, что такое балет? Это театральный спектакль, но необычный.

    Главный рассказчик в нём музыка. В балете герои не произносят ни одного слова, они только танцуют под музыку.

    И так, сказка называется «Лебединое озеро».

    Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Все кружатся в вальсе. На следующий день бал продолжается, и принц должен выбрать себе невесту.

    Вдруг гости увидели стаю лебедей, словно плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня по лесу за скрывшимися лебедями. Все вернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди… Неожиданно один лебедь, превратился в девушку. Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал её и подруг, превратив в птиц. Но по ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши может снять это заклятье. Принц полюбил девушку, обещал спасти её. Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца – привести на бал свою дочь, сделав её похожей на девушку – лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она была так похожа на девушку – лебедя, что принц не понял, что его обманули. В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне появилась девушка – лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями.

     Как только принц увидел её, он понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти её. Он признался ей, что любит только её. В это время появился злой колдун. Принц вступил с ним в бой, победил его и спас девушек. Так и закончилась эта сказка.

    (Слушаем сцену встречи принца с лебедями).

    Эта тема лебедей встречается в балете несколько раз. Она меняет свою окраску в зависимости от того, что происходит в сказке. Звучит то нежно и грустно, то тревожно и грозно, то радостно и торжественно.

    (Звучит фрагмент «Лебеди»). Мелодия эта длинная, как будто не имеет конца. Она начинается трепетно, нежно, грустно, потом звучит всё напряжённее, тревожнее. Мелодия очень красивая и выразительная.

    (Слушаем ещё раз).

    Теперь послушаем другой фрагмент из балета, сцену, когда девушка – лебедь рассказала принцу о своей беде, а он обещал освободить её и подруг от злых чар колдуна. (Исполняется танец «Лебедей»). Какая звучит музыка? Правильно, звучит она радостно и легко. А как называется этот танец? Правильно, вальс. Давайте выберем нескольких девочек, которые попробуют потанцевать вальс, так же легко, радостно, как его танцуют лебеди.

     (Звучит вальс).

    В сцене, когда принц назвал своей невестой дочь колдуна, тема лебедей звучит по-другому. Мелодия всё время прерывается зловещими, страшными возгласами – аккордами. Эти злые угрожающие интонации похожи на раскаты грома. Давайте сравним как звучит эта мелодия в двух названных темах. (Исполняется тема «Лебеди» и Измена»).

    Теперь обратимся к концу балета. Злые силы побеждены. Снова звучит знакомая мелодия, но как она преобразилась: стала торжественной.

    (Исполняется финал балета).

    Так, преображая одну мелодию, композитор даёт нам почувствовать печаль заколдованных девушек – лебедей, злобу и торжество колдуна, торжество добра и любви. Музыка рассказывает нам сказку звуками.

    Март– Балет «Щелкунчик»

    Задача – Знакомить с вальсами из балета, с сюжетом сказки.

                     Учить чувствовать характер музыки.

    Музыка для слушания – «Вальс снежных хлопьев».

                                                  «Вальс цветов».

                                                  «Фея Драже».

          Ход занятия

    В прошлую нашу встречу вы слушали фрагменты из сказки – балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». А сегодня мы познакомимся с другим его балетом «Щелкунчик».

    Щелкунчик – это забавный человечек, который щёлкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику не трудно было их разгрызать. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под ёлку и забыл о нём. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился, и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила щелкунчика, взяла его на руки и стала с ним разговаривать, утешать его. Вдруг щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что он не всегда был таким страшным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышинного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки. Дрались они храбро и отважно. Но вот мышиный король подобрался к щелкунчику и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала «Ты не мог погибнуть,  я ведь так люблю тебя». И тут случилось чудо. Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было необычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были счастливы.

    Теперь, когда вы знаете сказку «Щелкунчик» давайте познакомимся с музыкой балета, с вальсами в этом балете.

    Мы сравним три вальса.  Первый называется «Вальс снежных хлопьев». Он звучит в балете, когда принц пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они отправились в путь и попали в зимний, заснеженный лес.

    Как звучит этот вальс? (Дети слушают).

    Да, правильно – звучит легко, нежно, тревожно. В музыке слышно, как ветер кружит снежинки. Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы арфы передают картину метели, а вьюжную мелодию ведут трепетные скрипки. (Звучит фрагмент повторно).

    Но вот Мари и принц прошли в страну сластей. В их честь был устроен праздник с танцам. Зазвучал вальс цветов. (Проигрываем).

    Какой он? Правильно, праздничный и нежный. Во вступлении к вальсу слышна нежная арфа, а мелодия звучит то полётно и призывно (у волторн), то ласково и плавно (у скрипок). Музыка полна радости и красоты. (Фрагмент звучит повторно).

    В конце балета звучит ещё один вальс (Исполняет).

    Какой он? Да, это самый радостный из трёх вальсов, звучит ярко, пышно, блестяще, радостно – взволнованно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. А мелодию вальса играют струнные инструменты, полётно, ликующе. А в средней части, радостно, волшебно позванивают колокольчики. (Проигрываем среднюю часть).

    А теперь мы устроим концерт – угадайку. Я буду играть вам фрагменты, а вы отвечайте, что это за музыка.

    Апрель– Балет «Спящая красавица»

    Задача – Познакомить с сюжетом сказки, музыкой вступления, в котором сопоставляются образы добра и зла, лежащие в основе драматургии балета.

    Музыка для слушания -  Адажио из 3действия.

                                                  Фею Карабос (фрагмент).

                                                  Фея Сирени  (фрагмент).

    Ход занятия

    Сегодня мы познакомимся с ещё одной сказкой – балетом композитора П. И. Чайковского «Спящая красавица». В ней, как и во всякой сказке, добро сталкивается со злом, преодолевая его.

    В королевском дворце даётся бал в честь дня рождения прекрасной, очаровательной принцессы. На бал приглашены волшебницы – добрые феи во главе с феей Сирени. Они приносят принцессе подарки, поздравляют короля и королеву, желают принцессе быть самой красивой и самой умной. Вдруг раздаётся шум -  появляется злая фея Карабос в колеснице, запряжённой шестью крысами, в сопровождении безобразных пажей. Злая фея Карабос разгневана тем, что её не пригласили на бал. Она склоняется над колыбелью, в которой лежит принцесса, взмахивает волшебной палочкой и произносит магические слова. Она предсказывает, что принцесса случайно уколет палец и тогда же уснёт навеки. Король, королева и гости были в ужасе и страхе от этих слов. Но доброй фее Сирени удалось смягчить колдовство феи Карабос. Она сказала, что принцесса уснёт не навсегда. Её может спасти принц, который полюбит её и разбудит своим поцелуем. Король издал указ, запрещающий держать во дворце иголки, булавки, прясть пряжу веретеном. Шли годы. Принцессам превратилась в красивую девушку. И вот однажды во дворце собрались гости, чтобы поздравить её с днём рождения. Никто не заметил, как в доме появилась старуха с веретеном в руках. Принцесса увидела её, заинтересовалась веретеном, которое она никогда не видела. Старуха протянула его ей. Принцесса взяла веретено и стала танцевать с ним. Все вокруг закричали, чтобы она бросила веретено, но она кружилась и кружилась. Танец её внезапно прервался – она укололась веретеном и упала. Старуха сбросила свой плащ, и все узнали злую фею Карабос, которая тотчас исчезла. Вдруг всё вокруг осветилось и появилась озарённая волшебным светом добрая фея Сирени. Она сказала, что принцесса не умерла, а заснула и все заснут до её пробуждения. Прошло много лет. Молодой принц во время охоты увидел плывущую по реке ладью, украшенную драгоценными камнями. В ней была фея Сирени. Когда принц приблизился к ней, фея Сирени взмахнула волшебной палочкой в сторону скал, и принц увидел спящую красавицу. Он был поражён её красотой и попросил фею помочь ему найти эту красавицу. Фея пригласила принца сесть в ладью, и они отправились в путешествие. Вскоре они оказались в замке. Там было много спящих людей, а среди них и король с королевой. Принц пытался разбудить их, но они продолжали спать. И вот он увидел спящую красавицу. Она была так прекрасна, что он подошёл к ней и поцеловал её. Принцесса проснулась. Колдовство злой феи Карабос было побеждено. Очнулись от сна и все остальные. Принц просил короля отдать ему принцессу в жёны. Король благославил молодых влюблённых. Начался пышный праздник. Все радовались, что колдовство злой феи было побеждено.

    Послушайте как нежно и светло звучит музыка, когда принц и принцесса танцуют вместе (Звучит адажио из 3действия).

    А теперь послушайте вступление к балету, в котором звучит музыка, характеризующая злую фею Карабос и добрую фею Сирени. (Слушают фрагменты).

    Да, первая тема звучит зловеще, угрожающе, а вторая спокойно и ласково.

    Вступление к балету звучит, когда занавес ещё не открыт. Его исполняет один оркестр. Сказку начинает рассказывать сама музыка. Но вы уже почусвовали, как эта музыка выразительна. Начинается вступление с таинственной и злой темы. Зная сюжет сказки, мы связываем эту музыку с феей Карабос. Музыка второй части вступления иная по характеру -  ласковая, светящаяся добром, успокаивающая. Очень красивая мелодия, звучит всё более уверенно, торжественно, как бы предсказывая, что злые силы будут побеждены.  Эта музыка характеризует добрую фею Сирени.

    Темы злой и доброй феи в балете звучат несколько раз, когда на сцене появляются эти персонажи. Мы всегда узнаём эти темы в балете, хотя при повторениях они звучат каждый раз по – разному. Например, в сцене, когда фея Карабос предсказала маленькой принцессе, что она уколет палец веретеном, в мелодии появляются кружащиеся интонации, напоминающие вращения веретена. Но злая, беснующаяся тема всё равно узнаётся (Проигрываем).

    А сейчас по играм в угадайку, я проигрываю фрагменты из балета, а вы отвечаете, что это за музыка.

    Май – Балет «Спящая красавица»

    Задача – Познакомить детей с музыкальными образами сказочных персонажей. Побуждать к активному восприятию музыки, передаче характера сказочных персонажей в движениях.

    Музыка для слушания – Танец Белой кошечки и Кота (фрагмент).

                                                  Танец Красной Шапочки и Волка (фрагмент).

                                                  Мальчик –с –пальчик (фрагмент).

    Ход занятия

    Давайте сегодня мы с вами отправимся на бал, который дают король и королева в сказке «Спящая красавица», в честь пробуждения принцессы и её свадьбы.

    На этот праздник пришли сказочные персонажи – Кот в сапогах и белая кошечка, Красная Шапочка и Волк, Мальчик – с - пальчик, который перехитрил Людоеда.

    Вы помните сказку о коте в сапогах, который помог своему хозяину разбогатеть и жениться на дочери короля. Кот совсем разленился.  Он живёт со своей подругой Белой кошечкой, у которой очень своенравный характер. Она то ласкается и нежно мяукает, то царапается, шипит и лезет в драку.

    Послушайте музыку их танца. (Фрагмент).

    Какая это музыка? Правильно, то ласковая, нежная, то осторожная, то острая, резкая. Нежные интонации – это тема гобоя и фагота, а тревожное звучание –это интонации струнных инструментов, когда Кот и Кошечка наблюдают друг за другом, и внезапно цепкие, колючие аккорды с акцентами, которые так похожи на царапанье, шипение и драку капризной Кошечки с Котом. Танец заканчивается их ссорой. Послушайте его ещё раз. (Фрагмент звучит повторно).

    Давайте сейчас выберем Кошечку и Кота и попросим их станцевать так, как им подскажет музыка (Дети выполняют задание).

    А теперь послушаем танец Красной Шапочки и Волка. Как звучит эта музыка? (Исполняем фрагмент).

    Да, сначала музыка весёлая, шаловливая, беззаботная, игривая, а потом слышится страшный рёв Волка. В начале музыки легко узнаём Красную Шапочку – беспечную, жизнерадостную. Волк не захотел обидеть Красную Шапочку, его рёв становится менее страшным, он даже ласкается к ней, старается её успокоить. Послушайте их танец и подумайте, как бы вы станцевали за Красную Шапочку и Волка? (Звучит фрагмент). А теперь, кто хочет станцевать? (Дети импровизируют).

    На бал пришёл и Мальчик – с – пальчик со своими братьями и рассказал, как он перехитрил злого Людоеда. Огромные шаги Людоеда в музыке изображены большими скачками в низком регистре. Перепуганные Мальчик – с – пальчик и братья бросились наутёк. (Звучит фрагмент).

    Педагог исполняет отрывки из балета, а дети отвечают, что это за музыка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эспериментирование с обьектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста.

    «Эспериментирование с обьектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста». Природа мозга ребенка требует,Чтобы его ум воспитывалсяУ источника мысли – сред...

    Презентация: "Правила поведения на водных обьектах в осенне-зимний период"

    Эта презентация расскажет детям о мерах предосторожностях и правилах поведения на льду. Как оказать мед. помощь пострадавшему на льду....

    Доклад на тему: "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с обьектами окружающего мира"

    В данном докладе говориться,что все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие,из наблюдений за окружающим его вещественным миром.А наш...

    Конспект занятия "Игры с признаками обьектов"

    В конспекте занития педагог  в игровой форме знакомит детей с признаками обьектов...