Программа кружковой работы "Тропинками наследия"
методическая разработка (подготовительная группа)

Валеева Надежда Константиновна

В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная рабочая программа «Тропинками наследия» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty.docx135.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

Программа кружковой работы

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«Тропинками наследия»

(для детей от 5 до 7 лет)

                               срок реализации 2 года

C:\Users\admin\Desktop\03labgoi41330679849.jpg

Разработчик:

                                                                         Воспитатель

                                                                          Н.К. Валеева

 

Г. Мегион

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

«Тропинками наследия»

(для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет)

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России, с жизнью и бытом, старинными традициями и обычаями русского народа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. Пояснительная записка

2. Учебный план

3. Учебно-тематический план

Содержание работы:

4. Перспективный план работы (5-6 лет)

5. Перспективный план работы (6-7 лет)

6. Методическое обеспечение

7. Легенды, сказки

8. Беседы с детьми и художественное слово о промыслах

9.. Библиографический список

Приложение к программе:

-Конспекты занятий

-Дидактические игры

-Физминутки 

Пояснительная записка

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания»

В. А. Сухомлинский.

Рабочая программа «Прялица» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и художественно–эстетическое воспитание детей.

В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой,                         М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная рабочая программа «Тропинками наследия» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей,                   в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Программа ценна тем, что знакомясь с различными видами русского народного творчества, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя          в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.                              В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий. Занятия расположены от простого к сложному                                      и сгруппированы блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Городец, Хохлома и др.) В приложении есть краткие сведения о самих помыслах,                     их истории и развитии, стихи, загадки, сказки.

Программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет. Она предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство                          с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, воспитывает интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом плане. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также о значении духовно-нравственного                                       и патриотического развития писали: И.А.Ильин, Д.С.Лихачев, и др.). Они отмечали, что развитие творческих способностей детей в цикле приобщения их к русскому народному творчеству и промыслу старинных мастеров пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, это необыкновенно интересные путешествия во времени на каждом занятии.

Новизна. Программы состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе                            с детьми используется нетрадиционные методы и способы развития детского творчества        в ходе практических занятий. К ним относятся: рисование тычком, ватными палочками; пальцами рук; ватой и другими предметами, а так же лепка народных промыслов                             и создание поделок декоративно-прикладного искусства.

Тема занятий программы дают целостное представление дошкольникам                                об устройстве мира славян, основ зарождения орнамента и символики, традиции и быта русского народа.

Программа знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь                     на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности, наглядности.

Цель: сформировать у детей представление об истоках русской культуры путем проведения занятий в музее «Русская изба» и знакомства с народными промыслами.

Задачи:

Вовлечение в художественно-творческую деятельность; Освоение историко -  культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря; Знакомство                        с обычаями и традициями обрядовых праздников; Приобщение к эстетической культуре; Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей; Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи; Обогащать словарный запас детей.

Направления работы:

1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.

1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

2. Самостоятельное создание детьми творческих изделий (рисование, лепка, аппликация, декоративные игрушки и поделки).

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой: Беседы    с использованием наглядности; Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток; Экскурсии; Дидактические игры; Развлечения, фольклорные праздники, посиделки; Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен; Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы: метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (выполнение детьми с помощью воспитателя декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов в работе); проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); мотивационный (убеждение, поощрение)..

Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 10-12 человек во второй половине дня раза                    в неделю. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Срок реализации: до 2-х лет.

Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия. Постепенно происходит его усложнение. Познакомить детей с промыслом, вызвав желание создать сое изделие, целенаправленно его изготовить, экспериментирование с различными художественными материалами, дидактические игры, физминутки, упражнения для прорисовки элементов.

Для более успешной реализации программы необходимо тесное взаимодействие                     с педагогами и родителями. Работа с педагогами включает: беседы, консультации                          по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведения мастер-классов, семинаров, показ открытых занятий.

Работа с родителями включает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные беседы, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирования.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные беседы.

Предполагаемый результат: Формирование устойчивого интереса детей к истории и культуре нашего народа; Наличие у детей представлений о народных промыслах                      и умения их различать; Приобретение детьми практических умений по работе                                с различными изобразительными материалами; Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Методы оценки результативности программы: Количественный анализ: - посещаемость, статистические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение); практические материалы. Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала.

Индивидуальная работа для того чтобы: Выявить примерный уровень развития детей по приобщению к народному творчеству., учитывая индивидуальные способности детей. Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы). Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Предусмотренная программа является вариативной, то есть при необходимости допускается корректировка содержания занятий и времени прохождения материала.

Учебный план кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Тропинками наследия»

по теме: «Формирование и развитие основ эстетической и творческой натуры ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры»

Название темы

Дети в возрасте                    от 5 до 6 лет

Общее количество

Дети в возрасте                        от 6 до 7 лет

Общее количество

Теория

Практика

Теория

Практика

1.

Знакомство с народной культурой (с использованием пословиц, потешек, сказок, песен)

20

4

24

17

1

18

2.

Приобщение к русской народной культуре с помощью проведения народных праздников

-

6

6

4

3

7

3.

Знакомство с народными промыслами

-

5

5

5

7

12

Итого в год

28

15

35

26

11

37

Учебно-тематический план по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Тропинками наследия» (для детей в возрасте от 5 до 6 лет)

по теме: «Формирование и развитие основ эстетической и творческой натуры ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры»

Название мероприятия

Теория

Практика

Общее количество

1.

Знакомство с работой кружка «Тропинками наследия»

1

-

1

2.

«Гуляй,

да присматривайся»

1

-

1

3.

Знакомство с народными промыслами

1

-

1

4.

«Хлеб — всему голова»

1

-

1

5.

«Вершки да корешки»

1

-

1

6.

«Зайчишка-трусишка»

1

-

1

7.

«Октябрь пахнет капустой»

1

-

1

8.

«У страха глаза велики»

1

-

1

9.

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

1

-

1

10.

Гончарные мастеровые

1

-

1

11.

«Знаешь ли ты сказки?»

1

-

1

12.

«Дикие животные»

1

1

13.

14 ноября – Кузьминки (праздник)

1

-

1

14.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

1

-

1

15.

«Проказы старухи зимы»

1

-

1

16.

«Лиса-обманщица»

-

1

1

17.

19 декабря - «Николины посиделки»

1

-

1

18.

«Хороший город Городец»

1

-

1

19.

«С Новым годом, со всем родом!»

-

1

1

20.

«Пришла коляда — отворяй ворота»

1

-

1

21.

«Морозко»

1

-

1

22.

«Гуляй, да присматривайся»

1

-

1

23.

Русские потешки

-

1

1

24.

«Дымковская сказочная страна»

-

1

1

25.

«Дымковская сказочная страна» (раскрашивание с элементами росписи)

1

-

1

26.

«Весна, весна, поди сюда!»

-

1

1

27.

«Нет милее дружка, чем родимая матушка!»

1

-

1

28.

«Мудреному и счастье к лицу»

-

1

1

29.

«Ой ты, Масленица!»

1

1

30.

«Шутку шутить — людей насмешить»

1

-

1

31.

«Небылица в лицах, небывальщина»

1

-

1

32.

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит.»

1

-

1

33.

«Весна красна цветами»

1

-

1

34.

«Подарки белоствольной красавицы»

1

-

1

35.

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

-

1

1

36.

Красная горка

1

-

1

37.

Прощание с «избой»»

1

-

1

Итого за год

29

8

37

Учебно-тематический план по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Тропинками наследия» (для детей в возрасте от 6 до 7 лет)

по теме: «Формирование и развитие основ эстетической и творческой натуры ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры»

Название мероприятия

Теория

Практика

Общее количество

1.

Открытие кружка «Прялица»

1

-

1

2.

«Что летом родится, зимой пригодится».

1

-

1

3.

«Восенушка - осень – сноп последний косим».

1

-

1

4.

14 октября - Покров Пресвятой Богородицы.

1

-

1

5.

«Славься, Россия, чудо-мастерами» или путешествие по народным промыслам.

1

-

1

6.

Филимоновские свистульки

1

1

2

7.

«Родной свой край-люби и знай!»

1

-

1

8.

«Дом дружбы».

1

-

1

9.

«Чудо-чудное, диво-дивное, Золотая хохлома

-

1

1

10.

12 ноября - Синичкин день.

1

-

1

11.

Народная игрушка – кукла - самоделка

-

1

1

12.

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

-

1

1

13.

Снегурочка – внучка Деда Мороза

1

-

1

14.

«Пришла Коляда накануне Рождества»

1

-

1

15.

«Гжель прекрасная»

1

-

1

16.

«Зимние узоры»

1

-

1

17.

«Дело мастера боится»

-

1

1

18.

«Городецкие узоры - сколько радости для глаз»

1

1

2

19.

«Живет в народе песня»

1

-

1

20.

«Пришла коляда — отворяй ворота»

1

-

1

21.

«Морозко»

-

1

1

22.

«Гуляй, да присматривайся»

1

-

1

23.

«Масленица

Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

1

-

1

24.

«Сердце матери лучше солнца

греет»

-

1

1

25.

«Знакомьтесь, русская матрешка!»

1

-

1

26.

«В гости к нам пришла матрешка!»

-

1

1

27.

Русский народный костюм

-

1

1

28.

«Грач на горе — весна на дворе

1

-

1

29.

«Шутку шутить — людей насмешить»

1

-

1

30.

«Путешествие на златогривой чудо-тройке»

1

-

1

31.

«Пасха подарки несет!»

-

1

1

32.

«Красная горка» или «Пасха в гости идет!».

1

1

33.

«На героя слава бежит»

1

1

1

34.

Красная горка

1

-

1

35.

Прощание с «избой»»

-

1

1

Итого за год

26

10

36

Перспективный тематический план

на учебный год по работе с детьми в возрасте от 5 до 6 лет

Тема

Содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Открытие кружка «Горница».

Познакомиться с особенностями работы кружка. Первое посещение детьми «Русской избы». Знакомство с ее хозяйкой. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами художественной выразительности (потешки, попевки, сказки).

Предметы старинного быта русской избы: ухват, чугунок, заслонка, дрова, устьица, окошко «печи».

2.

Что летом родится, - зимой пригодится» «Гуляй,

да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень»

Демонстрационный материал по теме осень. Дидактические карточки по теме деревья. Письмо с заячьей поляны. Волшебная шкатулка с приметами и пословицами об осени.

3.

«Хлеб — всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда — цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди, Яша». Пение жнивной песни «Уйди туча грозовая»

Иллюстрации по теме «Хлеб». Настоящие макеты злаковых, счетные палочки, карточки с изображением геометрических фигур, разные хлебобулочные изделия, сухие колосья ржи и пшеницы.

4.

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание загадок об овощах.

Иллюстрации к сказке. Предметные картинки и макеты овощей.

5.

«Зайчишка-трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц-хваста». Игра «Бездомный заяц». Инсценировка сказки. Отгадывание загадок о героях сказки.

Маски-шапочки героев сказки. Иллюстрации к сюжету сказки.

Октябрь

6.

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода: корытцем, тяпкой. Повторение осенних попевок. Русская народная игра: «Наш голубой платочек».

Демонстрационный материал по теме осень. Использование предметов обихода или предметных картинок: корытце, тяпка¸капуста. Голубой платочек.

7.

«У страха глаза велики»

.Беседа о страхе с опорой на сюжет сказки. Знакомство со сказкой « У страха глаза велики»

Иллюстрации к сказке «У страха глаза велики». Использование пособия «Пословицы и поговорки в картинках». Зайчик-игрушка, ширма, «яблоня», картинки-схемы с героями

8.

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

Иллюстрация к сказке с изображением главных героев. Лист бумаги, цветные карандаши. Волшебная палочка.

9.

Гончарные мастеровые

Знакомство детей с гончарным ремеслом. Чтение сказки « Лиса и кувшин». Игры на развитие внимания и памяти.

Посуда различного вида для сравнения (с участием всех анализаторных систем). Коробка со счетными палочками.

Ноябрь

10.

«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная викторина по сказкам « Лиса и Кувшин», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый»

Дидактические карточки к сказкам, Иллюстративный материал по сюжетам сказок.

11.

Дикие животные

Знакомство со сказкой « Лиса и рак». Разучивание песенки - потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них.

Использование на занятии предметных картинок главных героев. Карточки с загадками.

12.

14 ноября - Кузьминки

Рассказ о празднике Кузьма и Демьян. Пение частушек, разыгрывание русских народных потешек

Стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы чучело Кузьмы, самовар. Музыкальные инструменты: аккордеон, деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка. Русские народные костюмы.

Декбрь

13

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, пого-ворок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

Иллюстративный материал по теме зима. Зеркало, фломастер.

14

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказ-кой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

Использование сюжетных картинок к сказке.

15

«Лиса-обманщица»

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Использование сюжетных картинок к сказке. Театральные шапочки лисы и волка.

16

19 декабря - «Николины посиделки»

Познакомить детей со значением праздника, с образом Святителя Николая Чудотворца. Русская народная игра: «Гори, гори ясно», спектакль в рамках занятия.

Народные костюмы, валенок, подушка, зажженная лампадка, икона Николая Чудотворца, прялка, записи песен о чудотворце.

17

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек, разучивание пословиц и поговорок о мастерстве. Знакомство с орнаментами городецкой росписи.

Изделия предметов городецкой росписи. Материал для изучения элементов: вырезанная ложка из листа бумаги, кисточки, краски

Январь

18

«С Новым годом, со всем родом!»

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение новогодних песенок.

Иллюстративный материал к теме «Новый год». Материал для новогодней аппликации: клей/, ножницы, цветная бумага, подарочная фольга.

19

«Пришла коляда — отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание песенок закличек. Пение колядок.

Просмотр мультфильмов о Рождестве. Прослушивание детских колядок в записи.

20

«Морозко»

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

Использование коробочки с карточками – приметами о январе. Демонстрация сюжетных картинок к сказке.

Февраль

21

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два мороза».

Использование коробочки с карточками – приметами о феврале. Мультфильм к сказке.

22

Русские потешки

Знакомство с потешками. Проведение русских народных игр «У дядюшки Трифона», «Горелки», «Золотые ворота».

Карточки с загадками.

23

«Дымковская сказочная страна»

Рассказ о народном промысле: дымковской игрушке.

Знакомство с орнаментами дымковской росписи.

Изделия предметов дымковского ремесла. Материал для изучения элементов орнамента: вырезанный из бумаги силуэт игрушки, краски, кисти.

24

«Дымковская сказочная страна» (раскрашивание с элементами

Продолжение знакомства с орнаментами дымковской росписи. Раскрашивание бумажной фигурки дымковской игрушки.

Вырезанный из бумаги силуэт игрушки, краски, кисти.

Март

25

«Весна, весна, поди сюда!»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение закличек о весне «Жаворонки, прилетите» хороводов, игр. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне»

Иллюстративный материал по теме весна. Карточки к дидактической игре с использованием основных цветов весеннего месяца.

26

« Нет милее дружка, чем родимая матушка!»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок для мамы.

Материал для аппликации: образец изделия, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры.

27

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. Пение шуточной «Было у матушки 12 дочерей». Разучивание орнаментального хоровода «Ой, вы, ветры».

Демонстрационный материал к сказке.

28

«Ой ты, Масленица!»

Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице. Рассказ о Масленице. Слушание песен: «И к нам весна пришла», «Вербохлест». Пение обрядовых песен и закличек о весне. Разучивание игрового хоровода «У нас по кругу». (По возможности провести занятие на свежем воздухе, использую народные игры.)

Песни о Масленице, народные костюмы, 2 подушки, два карандаша, ленточка, 2 ведра или стакана, столовая ложка, мешки для прыжков.

29

«Шутку шутить — людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях

Карточки с загадками о весенних явлениях.

Апрель

30

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

Самые известные тексты небылиц для дошкольников. «Волшебный» платочек.

31

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит.»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

Иллюстрации по теме. Баночки, земля, семена, лейки с водой

32

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Музыкально – фольклорная игра «Золотые ворота».

Сказка Н. Павловой «Под кустом». Карточки с песнями, пословицами, загадками о весне.

33

«Подарки белоствольной красавицы»

Художественное слово о русской березе (рассказ, стихи). Разучивание хоровода с пением «Во поле березка стояла».

Музыкальная запись русской народной песни.

Май

34

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

О русских богатырях былины. Рассказ о воинах — защитниках Отечества. Слушание «Былины о Евпатии Коловрате»

Использование фольклорной литературы и иллюстрации к ней.

35

Красная горка

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Обрядовый праздник «Сороки». Раскрашивание пасхальных яиц – поделок.

Материал для практической работы: вырезанный из бумаги овал, краски, кисти.

36

« А за ним такая гладь - ни морщинки не видать»

Знакомство с различными способами глажения белья, и с предметами домашнего обихода. Загадывание загадок о домашней утвари.

Разные виды тканей, карточки с загадками, рассматривание старинной домашней утвари в «Горнице».

37

Прощание с «избой»

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. Чаепитие с русским самоваром.

«Русская изба», воспитатель в народном костюме, необходимые предметы для чаепития.

Перспективный тематический план

на учебный год по работе с детьми в возрасте от 6 до 7 лет

Тема

Содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Открытие кружка «Прялица».

Напомнить детям об особенностях работы кружка и о технике безопасности в кабинете-музее. Поиграть в русские народные словесные игры и закрепить старинные название о предметах быта. Вспомнить попевку «Гости».

Предметы старинного быта: ухват, чугунок, заслонка, дрова, устьица, окошко настоящей печи.

2

«Что летом родится, зимой пригодится».

Беседа о лете. Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете. Рассматривание иллюстраций о сенокосе. Знакомство со старинными орудиями труда. Активизировать словарь за счет слов: коса, вилы, грабли, стог сена, копна.

Демонстрационный материал по теме лето и осень. Иллюстрации о сенокосе. Старинные орудия труда: коса, вилы, грабли.

3

.

«Восенушка- осень – сноп последний косим».

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-Осень». Разучивание песни «Осень, осень в гости просим…» Знакомство с игрой: «Боронила борона…»

Демонстрационный материал по теме осень. Волшебная шкатулка с приметами и пословицами об осени.

4.

14 октября -Покров Пресвятой Богородицы.

Знакомство детей со значением праздника. Просмотр мультфильма.

Коробочка с пословицами и поговорками об осени. Мультфильм о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.

Октябрь

5.

«Славься, Россия, чудо-мастерами» или путешествие по народным промыслам.

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость.

за мастерство русского народа.

Дымковские, филимоновские, семеновские игрушки, предметы хохломской росписи и гжели. А так же картинки с изображением всех видов промыслов на Руси.

6.

Филимоновские свистульки

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи.

Рассказ-легенда о тульских мастерах деревни Филимоново. Старинные игрушки, свистульки филимоновского народного промысла

7

Филимоновские свистульки

Закрепить элементы росписи в практической деятельности. Рисование игрушки по выбору детей.

Демонстрационный материал по промыслу. Лист А4, карандаши, краски

8

«Родной свой край-люби и знай!»

Знакомство с государственными символами России и города Орехово-Зуево. Дидактические игры. Рисование герба города.

Клубок теплой нитки (шерстяной), Изображения символов РФ и города Орехово-Зуево: флаг, герб, прослушивание гимна. Маркеры для рисования на доске.

Ноябрь

9.

«Дом дружбы».

Знакомство с нравственным понятием дружбы. Дидактические игры по обучению грамоте. Повторение пословиц и поговорок о дружбе.

Письмо, кирпичи из картона для дома, буквы, акварель, кисточки, трубочки для коктейля, восковые мелки; пиктограммы эмоций, клубок ниток.

10.

«Чудо-чудное, диво-дивное, Золотая Хохлома!»

Знакомство детей с хохломской росписью. Рассказ о традициях ее написания. Рисование элементов росписи в альбомах.

Сказка-легенда о появлении хохломской росписи. Лист А4, кисти, краски.

11

12 ноября- Синичкин день.

Заключительная беседа об осени. Рассказ о празднике Синичкин день. Дидактическая игра «Перелетные птицы».

Демонстрационный материал по теме «Птицы». (зимующие, перелетные и пролетные); два маленьких ведерка, два пластмассовых мячика, карточки с загадками о птицах.

12

Народная игрушка – кукла - самоделка

Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки; их ролью в жизни наших предков. Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

Вата или ватные диски, набор ниток, кусочки старых разноцветных тканей, лоскутки белой материи

Декабрь

13.

Народная игрушка – кукла - самоделка

Изготовление народной игрушки-самокрутки.

Вата или ватные диски, набор ниток, кусочки старых разноцветных тканей, лоскутки белой материи.

14

«Зима - не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Дидактические игры по обучению грамоте. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок» Повторение заклички «Ты, мороз, мороз»

Наборы для выкладывания звуковой схемы предложений, карточки-снежинки для чтения предложений, карточки-шифровки слов: зима, снег, лед, мороз; блюдца с дольками мандаринок.

15

«Светит, да не греет»

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. Разучивание хоровода «Выйду ль я на реченьку» русс. нар. песня в обр. В.Иванникова.

Теневой театр, настольная лампа, старинные предметы для освещения жилья: свеча, лучина, керосиновая лампа. Соломенный домовенок Кузя.

16

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

Сказка «Мороз Иванович». Карточки с приметами и пословицами.

Январь

17.

Снегурочка – внучка Деда Мороза

Знакомство со сказкой «Снегурочка». Просмотр мультфильма или прослушивание фрагментов оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.

Диск с мультфильмом к сказке «Снегурочка»

18

«Пришла Коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение колядок. Разучивание русских народных песен «Зимушка - сударушка», слушание рождественских колядок. Традиционные рождественские народные игры.

Русские народные костюмы, две подушки, длинная веревка, поднос с пирогами, карточки с загадками, колечко, музыкальные записи колядок.

19

«Гжель прекрасная»

Знакомство с Гжельским художественным промыслом. Слушание «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь». Учить узнавать изделия гжельских мастеров, называть характерные отличия.

Демонстрационный материал по народному промыслу гжельских мастеров; сказка-легенда, запись песни.

20

«Гжель прекрасная»

Самостоятельное рисование или раскрашивание элементов гжельских узоров.

Раскраска по теме «Гжель», кисти, краски.

Февраль

21.

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Сказки – легенды. Изделия вологодских кружевниц или демонстрационный материал.

22

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. Музыкально – фольклорная игра «А мы просо сеяли».

Сказка «Семь Симеонов». Соломенный домовенок Кузя. Сюжетные картинки к игре «Кому что нужно для работы».

23

«Городецкие узоры - сколько радости для глаз»

Знакомство с городецкой росписью и историей ее появления. Изучение элементов орнамента городецких узоров. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. Раскрашивание «деревянной ложки» с элементами орнамента.

Демонстрационный материал по народному промыслу. Краски, кисти, вырезанная из бумаги «деревянная ложка».

24

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни с пением «Ой, вставала я ранешенько».

Записи русских народных песен для совместного прослушивания с детьми ( на выбор воспитателя). «Музыкальные бытовые» инструменты: свистульки, ложки, стиральная старинная доска, трещотки, треугольники.

Март

25.

«Масленица

Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. Русские народные игры масленичных гуляний.

Игрушка – чучело, Костюм «Масленицы», русские народные песни в записи: Вдоль по улице метелица метет», «А мы Масленицу дожидали», канат, повязка на глаза, блины.

26

«Сердце матери лучше солнца

греет»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок о семье. Слушание русской народной пасни «Ой, да ты родимая мамонька». Изготовление поделки для мамы.

Цветная бумага, клей, карандаши, ножницы.

27

Русская матрешка

Рассказ о матрешке, об истории создания этой игрушки. Чтение стихов, потешек. Разучивание частушек.

Матрешки, карточки со стихами и текстами частушек.

28

«В гости к нам пришла матрешка!»

Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России (Семеновская, Загорская, Полхо-Майданская). Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; украшать матрёшку по своему вкусу.

замыслу.

Матрешки из разных областей России или их изображение; кисти, краски, вырезанные из картона силуэты матрешек

Апрель

29

Поэзия народного костюма

Рассказ о народном костюме с использованием презентации. Прослушивание русских народных песен. Показ видеоматериалов по русскому народному костюму.

Мужские и женские русские народные костюмы; слайды по теме; демонстрационный картинный материал.

30

«Грач на горе — весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Разучивание русской народной песни «Как во поле калина». Музыкально- фольклорная я игра «Гори, гори ясно».

Демонстрационный материал по теме весна. Загадки, пословицы и поговорки о весне. Русские народные песни в записи.

31

«Шутку шутить — людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница».

Слова для «игры-путаницы», докучные сказки, скороговорки, дразнилки.

32

«Путешествие на златогривой чудо-тройке»

Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку.

Демонстрационный материал по теме народных промыслов. Записи песен о русской тройке.

Май

33

«Пасха подарки несет!»

Закрепление значения великаго праздника путем выполнения с детьми коллективной творческой работы или самостоятельной аппликации.

Готовые образцы раскрашенных яиц; деревянные формы яиц, краски, кисти.

34

«Красная горка» или «Пасха в гости идет!».

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». Разучивание русской народной песни «Лето рясно в рубашке красной».

Карточки-слова, иллюстративный материал к рассказу о Пасхе.

35

«На героя слава бежит»

Рассказ о русских богатырях. Знакомство с былинами, как с формой русского народного творчества. Разучивание песни «Из-за леса, из-за гор».

Предания и былины о русских богатырях. Песня «Из-за леса, из-за гор».

36

«Человек без Родины, что соловей без песни».

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. (Проведение этого занятия возможно в историческом музее города). Просмотр видеоматериалов. Практическая творческая работа по теме «Моя малая родина» (рисование родного края).

Фильм или иллюстрации о родном городе. Лист А4, краски, кисти, цветные карандаши.

37

Прощание с избой

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное чаепитие из самовара с бубликами и баранками с обсуждением предметов старинного обихода «русской избы».

«Русская изба», воспитатель в народном костюме, необходимые предметы для чаепития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Программа кружковой работы "Литературное наследие" (по ознакомлению детей старшей и подготовительной групп с литературным наследием русского и башкирского народов.

В данную кружковую работу входит: произведения устного творчества русского и башкирского народов, классическая детская литература (русская и башкирская). Основная задача кружковой работы "Литерат...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...