Тематический план фольклорных занятий детского фольклорного кружка «Сударушка»
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

Щиголева Елена Владимировна

Актуальной проблемой является сохранение и передача детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восстановление образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_plan_folklornyh_zanyatiy.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план фольклорных занятий 

детского фольклорного кружка «Сударушка»

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

СЕНТЯБРЬ

1.

Знакомство с гимном Краснодарского края

Рассказать о народной песне «Ты Кубань, ты наша Родина», которая стала гимном для казаков.

Воспринимать праздничный, торжественный характер песни, выражающий чувство любви к малой Родине.

Различать эмоциональное содержание пьесы, её характер, средства музыкальной выразительности.

2.

Знакомство с символикой края.

Рассказать о гербе, о флаге. Воспитывать чувства привязанности к своей малой и большой Родине.

Формировать интерес к прошлому и настоящему родной Кубани.

Расширять представление детей о первом казачьем поселении на Кубани, которому суждено было стать столицей.

3.

Земля отцов – моя земля

Познакомить с историей возникновения Кубанского казачества, образом жизни и быта казаков.

Послушать казачьи песни в исполнении Государственного кубанского казачьего хора под управлением В. Захарченко.

Выразительно передавать музыкально-игровые образы при инсценировании песен.

4.

Будет хлеб – будет песня

Расширять знания и представления детей об окружающей жизни, приметах осени, хлебе, земледельческом празднике – жатва.

Учить инсценировать кубанские народные песни.

Учить самостоятельно придумывать танцевальные композиции с осенними листочками, разыгрывать жанровые сценки.

ОКТЯБРЬ

1.

Без труда – нет добра

Познакомить с работой людей осенью. Рассказать о сборе урожая, о посиделках-капустниках. Продолжать разучивать с детьми пословицы, загадки, шутливые прибаутки о труде, трудолюбии.

Учить исполнять и импровизировать трудовые частушки, песни.

2.

За околицей

Привлечь внимание детей к народно-бытовой культуре, обычаям и традициям своей Родины.

Воспитывать детей в любви к родной природе, музыке, играм.

Развивать их наблюдательность, воображение, музыкальный слух, память.

3.

Кубанские посиделки

Познакомить детей с одной из форм общения в кубанских поселениях в прошлом – посиделками, самобытностью кубанского народа, проявляющейся в мастерстве народных умельцев, в устном народном творчестве (песнях, потешках, плясках).

Разучивать старинные кубанские песни, игры, считалки, потешки, загадки.

4.

Экскурсия в музей

Развивать представления детей о предметах «кубанской избы», назначения вещей, находящихся в ней. Познакомить с работой людей, значением их труда, с орудиями сельскохозяйственного труда: плуг, мотыга, борона.

НОЯБРЬ

1.

Волшебная дудочка

Дать детям представление о музыкальной культуре кубанского народа. Познакомить детей со свойствами и особенностями народных музыкальных инструментов. Учить различать их тембровую окраску, импровизировать на них. Познакомить с определениями «народная музыка», «народный оркестр». Развивать речь, память, активный и пассивный словарь.

2.

Сказка быль, да в ней намек

Рассказать детям, откуда пришли к нам волшебницы-сказки. Обратить особое внимание на поэтический образ сказочных героев. Рассмотреть репродукции картин художника В. Васнецова. Способствовать развитию музыкальных и творческих способностей, инсценируя фрагменты народных сказок.

3.

Богатыри земли русской

Рассказать об оружии и доспехах древнерусских воинов, об исторических героях: Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче. Познакомить детей с песнями, плясками, хороводами, играми кубанского народа. Воспитывать любовь к кубанскому народному творчеству. Обратить большое внимание на дикцию детей, правильное пропевание окончаний слов, особенно на слог «ся».

4.

Игры для потехи

Познакомить с веселым Скоморохом, о том, что он был зачинщиком на пирах и народных гуляниях. Учить импровизировать игру на народных музыкальных инструментах индивидуально, подгруппами, в оркестре.

ДЕКАБРЬ

1.

Зимние забавы                                

Расширять знания детей о зимних явлениях природы, признаках зимы, погодных народных приметах, праздниках. Познакомить с народными играми и забавами. Закреплять навыки выполнения народных танцевальных движений. Учить осваивать песенно-ритмическую основу народных игр с использованием считалок. Воспитывать ловкость, быстроту, находчивость и смелость.

2.

В гостях у домовенка Кузи.

Приобщать детей к русской народной культуре, используя все виды фольклора: сказки, потешки, приговорки, песенки.

Воспитывать на основе устного народного творчества особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, трудолюбии, щедрости.

3.

Русский перепляс

Познакомить детей с основными движениями русского народного танца, хоровода. Закреплять умение использовать знакомые движения в свободных плясках.

ЯНВАРЬ

1.

Сею, вею, посеваю

Познакомить детей с новогодне-рождественским циклом, получившим название Святок. Объяснить детям смысл всех святочных действий. Рассказать детям о новогоднем ритуале - посевании. Разучить обрядовые песни, сценку, народные подвижные игры.

2.

Рождество Христово

Познакомить детей с религиозным праздником Рождества Христова, с библией, рождением Христа. Рассказать легенду о том, почему в рождество принято наряжать елку, о древних обычаях рядиться в карнавальные костюмы. Участвовать в обрядовом действии – колядовании. Самостоятельно применять знакомые танцевальные движения.

3.

Знакомство с традициями и искусством Кубанского края

Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными   праздниками и традициями

Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров.

Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания.

4.

Святочные вечерки

Закреплять и обобщать знания о праздниках новогодне-рождественского цикла, о зимних приметах, гаданиях, верованиях. Познакомить со значением слов «игрища», «вечерки».

ФЕВРАЛЬ

1.

Встреча Масленицы

Познакомить детей с последним зимним праздником Масленица – одним из самых веселых, шумных, озорных народных праздников. Он посвящен Солнцу и завершает зимний период праздников. Учим петь песни по фразам «зеркальным» приемом, что способствует правильному звукообразованию, эмоционально-выразительному исполнению.

2.

Широкая Масленица

Рассказать о чучело Масленицы. Предложить детям сделать чучело Масленицы из соломы, нарядить его и поиграть. Закреплять навыки художественной деятельности детей в творческом процессе.

Вспомнить песни и хороводы о зиме, масленице.

Оформить выставку на тему: «Широкая Масленица».

3.

Проводы зимы

Обратить внимание детей на явления погоды: солнышко пригревает, сосульки «плачут». Продолжать разучивать песни веселого, жизнерадостного характера, передавая динамические оттенки.  

Чувствовать плясовой характер музыки, двигаться в соответствии с различным характером её частей: ритмично притопывать, кружиться парами.

Самостоятельно играть в подвижные игры, в снежной крепости, кататься на санях. Сжигание чучело Масленицы и угощение блинами.

МАРТ

1.

Русские матрешки

Познакомить детей с народно-прикладным искусством: русской матрешкой, установление связи между игрушкой, жизнью и бытом народа. Рассказать об особенностях изготовления, своеобразии композиции, характере росписи. Рассматривание иллюстраций, чтение пословиц, поговорок, загадок. Развивать самостоятельное творчество детей при импровизации танцев и игре на музыкальных инструментах.

2.

Дымковские барышни

Познакомить детей с дымковской игрушкой. Рассказать об искусстве изготовления глиняной игрушки, о веселом народном празднике «свистунье». Разучивать потешки, стихи, загадки, игры со словами. 

3.

Кубанские узоры

Воспитывать уважение к музыкально-культурному наследию своей малой Родины.

Развивать нравственное воспитание детей, используя народное творчество.

АПРЕЛЬ

1.

Закличка весны на Кубани

Расширять знания детей о приметах весны, обрядовых праздниках, традициях. Вспомнить пословицы и поговорки о весне. Учить  петь песенки - заклички.

2.

Земля – кормилица

Продолжать расширять кругозор, углублять знания о земле, о природе, о любви к родному краю, где мы живем.

Развивать навыки и мышления средствами загадок, потешек, пословиц.

Формировать у детей интерес к новым знаниям.

3.

К нам весна - красна идет

Обобщение и закрепление полученных впечатлений, песенных и двигательных навыков, празднование прихода весны.  Самостоятельно инсценировать  знакомые народные песни, хороводы, используя элементы народного костюма.

4.

Пасха

Знакомство детей с книгой «Детская Библия». Познакомить детей с праздником Пасхи, со старинными русскими обычаями, играми. Предложить послушать церковную и народную музыку, пасхальные песнопения. Рассказать о символике яйца, народном искусстве крашения яиц.

Организовать выставку на тему: «Пасхальные яйца».

МАЙ

1.

И песни по свету летели

Формировать представление о музыкальной культуре и музыкальной жизни композитора, родного края. Вызвать чувства гордости за свою «малую Родину».

2.

Русские напевы

Познакомить детей с песнями, плясками, хороводами, играми русского народа. Познакомить с новыми музыкальными терминами: хор, ансамбль, музыкант, певец, оркестр. Исполнять песни напевно, в умеренном темпе, точно интонируя.

3.

Озорные частушки                  

Познакомить детей с видами устной народной поэзии: частушки, прибаутки, небылицы. Воспринимать характерные интонации задорных частушек, чувствовать настроение музыки. Учить передавать ритмический рисунок песенных импровизаций на народных ударных инструментах.

4.

Кубанские народные игры

Расширять кругозор детей на основе исторического материала, который доступен их пониманию. Развивать самостоятельность и умение импровизировать. Воспитывать чувства патриотизма, стремление подражать героям нашей малой Родины.

ИЮНЬ – АВГУСТ

1.

Уж я сеяла ленок

Познакомить детей с летними приметами, пословицами, поговорками, загадками о труде, о земле, о льне. Познакомить детей с выращиванием льна, последовательностью его обработки. Вспомнить знакомые народные песни, пляски, игры.

2.

Пословицы, поговорки

Воспитывать художественный вкус, любовь к устному и музыкальному фольклору. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров.

3.

Спасовка - лакомка

Развивать духовные потребности путем приобщения ребенка к православным ценностям. Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе в конце лета. Формировать и закреплять представления о многообразии плодов, которые взращивает Божия земля к концу августа. Познакомить с народным праздником - Яблочным Спасом. Расширить знания детей о целебных свойствах яблок. Познакомить с приметами, связанными с яблоней, яблоком. Закреплять и развивать дружеские отношения детей. Учить заботиться о ближних, оказывать им внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовая План - Программа фольклорного кружка "Сударушка".

Программа разработана в блочно-тематическом формате с учетом всех видов музыкальной и театральной деятельности, включая авторскую разработку по детской риторике...

Годовой план работы по фольклорной деятельности кружка «Незабудка».

Приобщать детей к высокоморальной культуре своего народа, через детский фольклор, развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывать художественный вкус, ...

Годовой план работы по фольклорной деятельности кружка "Незабудка" 2014.

Годовой план работы по фольклорной деятельности кружка незабудка....

Календарно-тематический план клуба «Бабушки- сударушки»

Работа с родителями.Календарно-тематический план клуба «Бабушки- сударушки»...

Сценарий тематического досуга (развлечения), посвященного фольклорному празднику "Масленица"

Приобщение к культуре русского народа, повышение познавательного интереса детей к народным праздникам и традициям своего народа...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Познакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства  (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой; Познакомить с пр...