Методическая разработка Из опыта работы фольклорного кружка "Сударушка"
методическая разработка

Чернухина Ирина Анатольевна

Цель: приобщение к истокам русской национальной культуры - закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд: Из опыта работы фольклорного кружка «Сударушка»

    2 слайд: Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Одним из направлений работы нашего детского сада - приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию, через реализацию рабочей программы дополнительного образования «Сударушка».

Данная программа, направлена на активное освоение детьми культурного богатства русского народа, основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к духовному наследию прошлого, на создание возможности для них как бы непосредственно с ними соприкоснуться.

Кружок проходит во второй половине дня 1 раз в неделю, по времени в зависимости от возраста детей, сейчас у меня вторая младшая группа занятия по кружку проходят по 15 минут.

3 слайд:

Цель: приобщение к истокам русской национальной культуры - закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

Создать условия для знакомства детей с русским бытом;

Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и игрушками.

Способствовать знакомству и практическому освоению различных видов народно - прикладного искусства (Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка, Хохлома, Гжель, вышивка).

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

4 слайд:

В нашей группе функционирует мини музей «Русская изба». Там размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках, песнях, потешках. Наш мини-музей стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды в нашей группе, тем самым мы знакомим детей с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением.

5,6,7 слайды:

Программа реализуется через 5 направлений.

  1. Детский музыкальный фольклор.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

  1. Народная песня.

Народная песня наиболее доступна для восприятия детей, т.к. музыкальные образы раскрываются и в словах песни, а выразительная мелодия близка детям по своему характеру.

  1. Игровой фольклор.

Игровой фольклор - это игры, потешки, прибаутки, небылицы, скороговорки, считалки, игровые и плясовые песни, загадки, молчанки в которых принимают участие дети дошкольного возраста.

  1. Хоровод.  

Цель проведения хороводных игр — гармоничное развитие детей через приобщение к народным традициям. Дети должны испытывать положительные эмоции, поэтому в каждой возрастной группе хороводы организуются с учётом особенностей ребят.

  1. Художественно-эстетическая деятельность: это процесс, в ходе которого ребенок   учится видеть красивое, понимать произведения искусства и воплощать собственные творческие идеи.

8,9,10,11,12 слайды:

занятия проводятся по разработанному плану согласно возрасту детей, в котором у каждого занятия есть определенная тематика. Каждое занятие  включает в себя беседу, народные и хороводные игры, заучивание закличек, и если необходимо ряжение в народные костюмы. Также в конце занятия как итог мы используем такие виды как лепка, аппликация, рисование, раскрашивание, то есть приобщаем детей к истокам русской культуры не только через обычаи и традиции, но и через интеграцию с художественно-эстетической деятельностью. 

13,14 слайды:

также проводятся праздники, развлечения, театрализованные представления, чаепитие как итог и закрепление пройденного мероприятия. В основе каждого фольклорного праздника лежит определённая идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы она раскрылась на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных способностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара: стихов, песен, плясок, игр, хороводов и т. д.

В программе праздника  стараюсь сочетать  разные виды искусства, коллективное и индивидуальное исполнение. В каждый праздник входят народные песни, танцы, хороводы, пословицы, загадки, игра.

 

15,16 слайды:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры-забавы, пословицы, сказки.

17 слайд:

поэтому именно в младшем дошкольном возрасте приобщаем детей к истокам русской культуры через русские народные сказки, потешки, заклички, которые с малых лет оставят глубокий след и вызовут интерес к русской культуре.  

18,19 слайды:

Также в приобщении детей к истокам русской народной культуры велика роль семьи. Родители с удовольствием откликаются на совместные народные мероприятия. Одной из родительниц была изготовлена серия обереговых кукол, которые используются на занятиях.

Для родителей мною проводятся:

- родительские собрания,

- мастер-классы,

- изготавливаются памятки

 Также рекомендую родителям приобретать народные игрушки, читать сказки детям, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как.

Результативность

 Работая по данной теме в течение четырех лет, можно говорить о результатах образовательной деятельности по данному направлению:

1. Дети проявляют  интерес к культуре и истории русского народа, активно участвуют в фольклорных праздниках, играх, развлечениях.

2- Имеют представление, что такое русский фольклор, народные праздники, обряды и традиции

3. Умеют инсценировать русские народные сказки

4.Умеют творчески самовыражаться и работать в коллективе

5.Эмоционально-эстетически откликаются на проявления прекрасного;

6.любят по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать;

7. проявляют творческую активность и самостоятельность;

Показатель эффективности моей работы и работы педагогического коллектива -  улыбка на лицах детей, их веселый задор и смех на праздниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки из опыта работы МБДОУ д/с № 12 по реабилитации детей с ОВЗ посредством экологического воспитания. Географическая площадка «Здравствуй, солнышко!»

Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду компенсирующего вида № 12 г. Белгорода уже почти полвека, и за эти годы руками педагогического коллектива создан настоящ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Методическая разработка. Из опыта работы.Исследовательская деятельность как способ познания свойств и качеств материалов.

Отдел народного образования МОГО «Инта»                 Исследовательская деятельность как способ позна...

Методическая разработка: Из опыта работы в направлении нравственно-патриотического воспитания. Подготовительная группа.

МАСТЕР – КЛАСС «ПИСЬМА С ФРОНТА» Цель: Знакомство детей с историческим прошлым нашей страны.Задачи: 1. Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне, ее защитниках и подви...

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста Пояснительная записка. Поделки из природного материала помогают открыть ...

Методическая разработка (из опыта работы) "Чудо нетрадиционной техники рисования".

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение за...

Методическая разработка ( из опыта работы) «Играем, развивая фонематическое восприятие»

Игры на развитие фонематического Залог успешного обучения элементам грамоты в дошкольном возрасте - развитие фонематического восприятия. В этом возрасте основной вид деятельности ребенка – игра....