Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)

Технологическая карта  организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми подготовительной группы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения

на основе технологии развития ценностных ориентаций.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ

НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА А. КАМЕНЧУКОВОЙ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА ОБ АНГЕЛАХ». («ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ»)

Ценность: 1. Проявление доброжелательности, отзывчивости, любви к красоте.

Тема:  «Ангелы Исаакиевского собора».

Знакомство детей с декоративным убранством зданий исторического центра  г. Санкт-Петербурга

Цель: Развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга

Образовательные задачи:

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории и культуре города, чувствовать себя в нём комфортно (не бояться посещать музеи, театры и.т.п.); воспитывать культуру поведения  на экскурсиях и т.д.

Обучающие: Обогащать активный словарь, совершенствовать навыки связной речи детей: полно и точно отвечать на вопросы, стараться правильно и логично строить высказывания.

Развивающие:   развивать творческие способности и навыки познавательной деятельности через знакомство с произведениями литературы, архитектуры, изобразительного искусства; развивать мыслительные операции, воображение, память.  

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:

предоставлять ребенку возможность выбора в разных видах деятельности; поощрять детскую инициативу, включать импровизацию и презентацию детской работы .

Материалы: мультимедийное оборудование, презентация с музыкальным сопровождением, строительные наборы (деревянный конструктор), картон, бумага для творческой деятельности

Понятия: ангел, купол, собор, церковь

Планируемые результаты: Дети воспринимают литературный текст, образ, насыщаются впечатлениями, увлекаются творческим процессом.

Технологическая карта

 организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действий педагога

Действия детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность: «Круг»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой

Приветствуют друг друга

Дети настроены на общение

Актуализация знаний детей

(работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?)

Краткий подводящий диалог к теме:

Ребята, скажите какой у нас с вами скоро праздник? Ответы детей: Рождество, Новый год.

Скажите, а как у вас в семье готовятся к этим праздникам?

Кто может нам помочь в исполнении наших желаний в Рождественскую ночь/Новый год?

Ответы детей.

В доме стол накрытый,
Елка и подарки,
В ожиданьи чуда
Шепчется народ:
"Ангелы летают,
Зажигают звезды,
Шутят и смеются
Встретив новый год!"

К нам  в гости прилетел маленький ангелочек из «Рождественской сказки про ангелов»

Ребята, давайте мы с ним поздороваемся и спросим как его имя? (Возможен вопрос: Есть ли у ангелов имена?)

Мотивирует детей к высказыванию.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Комментирует высказывания.

Стимулирует любознательность детей, интерес.

Дети выражают свое мнение по заданному вопросу.

Озвучивают знание и жизненный опыт.

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).

- Ребята, а что вы знаете про ангелов?

- Что захотел сделать наш маленький ангелочек, когда он видел, как старшие ангелы готовятся к праздникам?

 

-Произнеся волшебное заклинание, ангелочек превратился в облако, подлетев поближе к земле, он увидел? А какое  красивое здание увидел наш ангел?

- Ответы детей (Исаакиевский собор)

Дети настроены на общение

Игровая ситуация

Образный этюд под музыку. Используется видеозапись фрагмента из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Танец ангелов.(2-е действие)

- Ребята, представьте себе, что вы  маленькие ангелочки, попробуем   вместе с нашим гостем немножко полетать и помочь ему выполнить задания:

Ребята делятся на подгруппы:

1-я тройка – исполняют «танец на коньках»,

2-я тройка – ангелы разбрасывают снежинки с облаков,

2-я тройка детей «зажигают» звёзды волшебными палочками. (В танце можно использовать серебристый серпантин, мишуру и т.п.)

- Молодцы, у вас очень хорошо получилось сделать наш город волшебным, новогодним, праздничным.

Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой).

Развитие воображения детей за счёт воссоздания сказок об ангелах.

Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации

(показ слайдов «Купола Исаакиевского собора»)

Произнеся волшебное заклинание, ангелочек превратился в облако, подлетев поближе к земле, он увидел? Ребята, какое красивое здание увидел наш ангел?

- Он увидел Исаакиевский собор. А что такое собор?

Представление новой информации: отличительные особенности соборов, церквей от других зданий.

Ассоциативный момент: Ввод нового материала: сравнение купола с богатырским шлемом.

Церковь, собор-богатырь, богатырский шлем..

(можно заранее прочитать с детьми адаптированный вариант былины об Илье Муромце)

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Развитие познавательной активности детей путём включения в проблемные ситуации.

Активация словаря

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

Представление новой информации

(показ слайдов «Ангелы со светильником на Исаакиевском соборе»)

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);

групповое/ индивидуальное обсуждение

  • Да, это был прекрасный собор, самый большой собор города- Исаакиевский. Ангел пригляделся и увидел на соборе множество ангелов.
  • - Подлечу к ним поближе и посмотрю, как они готовятся к праздникам, -подумал ангел и опустился вниз.
  • - Что делали ангелы на Исаакиевском соборе?

- Правильно ребята, ангелы собирали гирлянды из вкуснейших плодов (апельсинового, мандаринового дерева).

Что украшали плодами из райского сада? Какое дерево? Можно дополнительно задать вопрос детям: «Ёлка, это что?»

- Для кого готовились эти красивые золотые плоды?

Текст  сказки: - Какие красивые золотые плоды, - сказал маленький ангел.

- Людям они тоже нравятся, - ответили взрослые ангелы.- Поэтому они украшают ими ёлку. Плод мандарина или апельсина напоминает маленькое солнышко посреди зимы. А ещё апельсины напоминают плоды райского дерева, их привозят из мест, где всегда солнце…

- Настоящий рай, - сказал маленький ангел.- А для кого же вы собираете эти прекрасные плоды?

- Для голодающих и бездомных, для тех, кто не может себе позволить даже в Новый год быть весёлым и радоваться жизни, - ответили взрослые ангелы.

- Ребята,  я принесла маленькую ёлочку. Предлагаю вам её тоже украсить.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Стимулирует любознательность детей, интерес.

Дети выражают свое мнение по заданному вопросу.

Вовлечение детей в продуктивную деятельность.

Стимулирует любознательность, интерес.

Развитие умения отвечать на вопросы воспитателя.

Умение делать вывод и его аргументировать.

Проявляют творческие способности, положительно относится к другим детям.

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).

Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности

Центр

активности

Содержание  деятельности

человека.

 (конкретная задача, культурно-смысловой контекст)

Презентация деятельности в центрах активности

Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности

Результат,

продукт

деятельности

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).

Презентация центров активности (педагогом/ребенком).

«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности

Центр познания

Обогащение представлений детей о функциональном назначении и архитектурно-скульптурном  решении темы «Ангелы собора» в главных соборах Санкт-Петербурга: Исаакиевский и Казанский собор.

Просмотр сказки «Щелкунчик»

Рисунки детей по теме

Раскраски, репродукции, иллюстрации

Центр мастерская

Учить развивать фантазию, воображение, воспитывать отзывчивость, дружеские отношения между детьми.

«Украшение ёлки»

Изготовление новогодних игрушек-малышек

(можно из бросового материала).

Подарок для детей «Рождественская ёлка»

Центр конструирования

Учить создавать несложные постройки, развивать фантазию, воображение, воспитывать отзывчивость, дружеские отношения между детьми.

Умение подбирать необходимые материалы для работы.

Строим «Крепость с церковью»

Наборы деревянных конструкторов (крупный, мелкий)

Совместная работа «Собор-богатырь»

Центр книги

Обогащение представлений детей о функциональном назначении,  архитектурном и скульптурном  решении соборов, церквей.

Обогащение и активация словаря: «ангел», «купол», «собор»

Рассматривание изображений ангелов разных соборов.

«В.М. Васнецов «Ангел со светильником». Графика»

Репродукции русских художников с изображением церквей, соборов, богатырей.

Сказки и былины о русских богатырях.

Двигательный центр

Используется метод «игрового проживания». Метод предполагает принятие детьми роли персонажа сказки и помогает «прожить» ситуацию.

Образный этюд «Танцующие ангелы» с использованием фрагмента из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Танец ангелов.(2-е действие)

Изготовление атрибутов для этюда

«Ангельские крылышки»

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действия педагога

Действия детей

Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация

Рассматривание иллюстрации на слайдах «Ангелы Исаакиевского собора», «Новогодняя игрушка «Ангел с фонариком»»

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)

Сопровождение текста слайдами «Ангелы со светильником на Исаакиевском соборе»

Ребята, посмотрите, какая чудесная ёлочка у нас с вами получилась. Может мы с вами тоже, как и ангелы, будем добрыми, отзывчивыми, подарим нашу красавицу ребятам из детского дома. Им будет очень приятно с нашей ёлочкой встретить Новый год и Рождество. (Возможен вариант подарить ёлочку младшим ребятам в детском саду).

Отрывок текста  сказки:

- Вот бы и мне летать по свету и раздавать плоды всем, кому они нужны. Но я ещё совсем маленький ангел.

Он заметил, что ангелы привязывали свои гирлянды к огромному светильнику.

«Нужно зажечь его», -подумал маленький ангел. Тут с неба спустился златокудрый ангел и принёс небесный свет. Он зажёг огонь в светильниках, и весь собор осветился. Люди, которые шли в собор, увидели дорогу.

- Как красиво, -сказал маленький ангел.

Когда в светильниках зажигается огонь, его издалека видно всем людям. От огня летят маленькие искорки. Они попадают в сердца людей и сердца загораются любовью». Маленькому ангелу понравилось, что искорки от огня зажигают сердца людей любовью. Он стал летать со своим светильником и переносить свет от одного собора к другому.

Рефлексия: - Дети, расскажите, кого вы любите? Значит, и в ваших маленьких сердечках есть искорки огня.

-Ребята, скажите, почему на рождественскую ёлку принято вешать игрушки, изображающие ангела?

- Почему раньше новогоднюю ёлку раньше украшали мандаринами и апельсинами?

- А как бы вы украсили свою красавицу дома? Почему?

Выражают собственные чувства к проделанной работе.

Дети выражают свое мнение по заданному вопросу.

Умение выражать чувства

Умение делать вывод и его аргументировать.

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

Вывод имеет «открытый конец», что соответствует принципу «развивающейся интриги» и показывает, как могут быть использованы полученные знания.

Ангелы никогда не спят. Много лет они смотрят на наш город и стараются делать его всё краше и краше. В следующий раз наш Ангелочек расскажет нам ещё одну историю из жизни Санкт-Петербурга.

Стимулирует любознательность, интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....

МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)

Конструкт направлен на воспитание  у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 года жизни на основе произведения художественной литературы

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций с детьми 3-4 года жизни...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Материал для воспитателей по конструированию образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 лет на основе украинской народной сказки "Рукавичка"....

Методическая разработка:КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Рассказ В. Драгунского заключается в том, что нужно бережно относиться к своим друзьям. И даже если друг отсутствует, и мы его долго не видим, он навсегда остается нашим другом. Рассказ учит нас добро...