КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ

НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Ценность: Добро  всегда победит зло, а трудолюбие и терпеливость будут вознаграждены.

Тема: Русская народная сказка: «Бычок – черный бочок, белые копытца».

Цель: Воспитание  интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев.

Образовательные задачи:

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; нравственные качества:  доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную  минуту, умение радоваться.

Обучающие: познакомить детей с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца»; учить детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл,  учить называть признаки предмета, помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.

Развивающие: развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение внимательно  и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:

Материалы: Книга с иллюстрациями,  мультимедийная презентация (слайд – физкультурная  минутка).

Понятия: Нюрочка-девчурочка  - это уменьшительно-ласкательное от имени Анна и девочка. Одна-одинёшенька – совсем одна. Костяная нога – высохшая нога. На курьих ножках – у избушки ножки как у курицы. Пряжу пряди – делать нитку из шерсти. Бранит-ругает – сильно ругает. Хватилась – ищет. Ступа - инструмент для толчения и растирания чего-либо. Пустилась в погоню – отправилась догонять . Пест - инструмент для толчения, растирки или дробления чего-либо в ступе. Помело – тоже самое что и метла. Стадо коров - много коров вместе. Копытца – это ногти на ногах животного. Болотце – уменьшительно-ласкательное от Болото – грязная стоячая вода.

Планируемые результаты: дети понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию; проявляют сочувствие и любознательность; владеют устной связной речью.

Технологическая карта

 организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действий педагога

Действия детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг»

Собрались все дети в круг.

Я твой друг,

И ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Предлагаю  ситуацию:

-«Вы любите сказки?

-Хотите встретиться со сказкой?»

Итак, друзья, начнём прогулку

Затей у нас большой запас,

А для кого они? Для Нас!

Мы знаем, вы любите игры

Песни загадки и пляски,

Но нет ничего интересней

Чем наши волшебные сказки!

Предлагаю вспомнить:

-Что такое сказка?

-Знаете ли вы, как «рождается» сказка?

-Для чего сказки нужны?

-Чем  отличаются сказки от рассказов и стихов?

Дети встают  в круг.

Ситуация успеха.

Отвечают на вопросы,

проявляя устойчивый  интерес; используют полученные ранее знания.

Мотивация  на прослушивание сказки.

Демонстрируют заинтересованность на предстоящую деятельность.

Актуализация знаний детей

(работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?)

Верно, в сказках и волшебство, и животные разговаривают. А еще в сказках есть особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что такое сказка. Сегодня мы продолжаем знакомство с русскими народными сказками.

-Какие сказки называются народными?

-А какие виды сказок вы знаете?

-Какие сказки мы с вами уже знаем?

Отвечают на вопросы, проявляют интерес, выражают собственные мысли

-Сказки, которые сочинил народ, называются народными.

-Волшебные,  о животных. «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Крошечка - Хаврошечка»  «Курочка, мышка и тетерев».

Умеют  осознавать то, что уже усвоено;

 

умеют слушать и понимать речь других

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).

-Посмотрите на обложку книги. О ком будет сказка? Побуждать детей к высказыванию.

-Сейчас вы будете слушать сказку «Бычок – черный бочок, белые копытца», постарайтесь заметить и запомнить «сказочные слова».

Проводится  словарная работа. Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.

Дети смотрят на обложку книги, проявляют интерес.  

Дети слушают сказку

Подбирают слова антонимы

С опорой на наглядность выстраивают ответ.

Проявляют познавательный  интерес в процессе слушания.

Проявляют интерес к познанию новых слов.

Игровая ситуация.

Физкультурная минутка

Предлагаю  детям отдохнуть. На экране показана физкультурная минутка.

(Слайд).Дети повторяют движения по видео.

Дети расслаблены, отдохнули и готовы к деятельности.

Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации.

 

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);

групповое/ индивидуальное обсуждение

-О чем говорится в сказке?

-Кто ее главные герои?

-С кем жила Нюрочка-девчурочка?

-Куда и зачем позвали Нюрочку подружки?

-О чём просили родители Нюрочки и почему?

-Что случилось с Нюрочкой в лесу, и что она делала?

-Кто проходил мимо Нюрочки и что сделал с ней?

-Как относилась Баба Яга к Нюрочке?

-Кто первым пытался помочь Нюрочке и как?

-Что сделала Баба Яга?

-Кто вторым пытался помочь Нюрочке и как?

-Что сделала Баба Яга?

-Кто третьим пытался помочь Нюрочке и как?

-Что сказала Нюрочка?

-Что сделала Баба Яга?

-Как бычок спас Нюрочку?

Понравилась вам сказка? Вы, наверное, захотите рассказать ее дома своим родным. Давайте попробуем сделать это как можно лучше. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

-Жили-были…

-Была у них дочка …

-Пошла она с подругами…

-Проходила мимо…

-Баба Яга с утра до ночи…

-Бегут мимо…

-Села Баба Яга в ступу…

-Бычок залез в болото….

-Пока Баба Яга….

Бычок прибежал…

-О событиях из жизни

Нюрочки-девчурочки;

-Нюрочка-девчурочка, Баба Яга, баран, козёл, бычок – чёрный бочок, белые копытца.

-Она жила с родителями.

-В лес – по грибы , по ягоды.

-Не потерять её, так как она маленькая и не найдёт дорогу домой.

-Она потерялась, и сидела плакала.

-Баба Яга. Схватила и потащила к себе домой.

-Она с утра до ночи работать её заставляла: она и печку топит, и дрова рубит, и воду носит, и пряжу прядёт, и избу метёт. Досыта не кормила, бранила-ругала.

-Баран. Он посадил Нюрочку на спину и побежал.

-Баба Яга села в ступу и пустилась в погоню. Догнала и вернула в избушку.

-Козёл. Он посадил Нюрочку на спину и побежал.

-Баба Яга села в ступу и пустилась в погоню. Догнала и вернула в избушку.

-Бычок – чёрный бочок, белые копытца. Он посадил Нюрочку на спину, велел держаться за рожки и пошел.

Нюрочка засомневалась, так как Бычок не мог быстро как Бара и Козёл бегать.

-Баба Яга села в ступу и пустилась в погоню.

-Бычок забежал в болотце и начал брызгать на Бабу Ягу грязью. Пока она протирала глаза Бычок прибежал в деревню и передал Нюрочку родителям.

Дети досказывают конец предложений

(муж да жена)

(Нюрочка-девчурочка)

(в лес – по грибы, по ягоды)

(Баба Яга)

(работать её заставляла: она и печку топит, и дрова рубит, и воду носит, и пряжу прядёт, и избу метёт. Досыта не кормила, бранила-ругала.)

(Овцы).

(Пустилась в погоню).

(Стал бить задними норами по болотцу)

(Протирала глаза да брови).

(В деревню).

С помощью взрослого: дают нравственную оценку героям произведения, в соответствии с принятыми моральными и этическими нормами

Демонстрируют совершенствование диалогической и монологической форм речи;

умение строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Сотрудничают  с взрослым и сверстниками.  

Понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию

Устанавливают причинно- следственные связи.

Проявляют интерес к воспроизведению   сказки, досказывают в речи концовки предложений.

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач). Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы. Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности

Центр

активности

Содержание

деятельности

(конкретная задача, культурно-смысловой контекст)

Презентация деятельности в центрах активности

Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности

Результат,

продукт

деятельности

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).

Презентация центров активности (педагогом/ребенком).

«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности

Центр познания

Центр искусства

Рисование сюжетов по сказке «Бычок – чёрный бочок, белые копытца». Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке персонажи сказок. Закреплять  способы и приемы рисования различными изобразительными материалами

В центре искусства вы нарисуете картинки для иллюстрации книжки

Бумага, белая, цветная, краски, карандаши, клей и другой материал для рисования героев сказки.

Созданы сюжетные рисунки для оформления книжки малышки

Центр кулинарии

Приготовление блюда для героев сказки на выбор.

Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

В центре кулинарии вы можете попробовать приготовить блюдо для любого героя (на выбор). Проверить, легко ли было Нюрочке-дочурочке готовить еду.  

Альбом «Повар» с «мнемотаблицами» по приготовлению блюд; муляжи овощей, фруктов; посуда,

кухонные принадлежности, плита, форма для повара.

Блюдо для героя сказки. Проявление, активности и самостоятельности.

Центр мастерская

Изготовление книжки-малышки по сказке «Бычок – чёрный бочок, белые копытца»

Формировать  умение создавать из бумаги книжку. Совершенствовать умение самостоятельно работать с бумагой, сгибать листы в четверо. Закреплять умение соблюдать ТБ при работе с ножницами

В центре «Мастерская» вы изготовите книжку-малышку, которая поможет рассказать самостоятельно сказку родителям, друзьям.

Образец изготовления  книжки-малышки «Бычок – чёрный бочок, белые копытца», картон, листы бумаги для дополнительного украшения, клей, ножницы.

Изготавливают книжки- малышки с иллюстрациями.

Центр грамоты

Центр игры

Центр конструирования

Конструирование животных (баран, козёл, бычок). Формировать  умение создавать из конструктора. Совершенствовать умение самостоятельно работать с конструктором, подбирать форму, цвет. Закреплять умение соблюдать ТБ при работе с мелкими деталями конструктора.

В центре конструирования вы изготовите животных.

Конструктор «Лего» для конструирования животных.

Конструирование животных.

Центр математики

Дидактическая игра «Собери грибы». Закрепить состав чисел до пяти. Эта игра также развивает память, мышление, внимание

В центре математики можно помочь Нюрочке-дочурочке собрать грибы и ягоды

Дидактическая игра «Собери грибы» состоит из ножек грибов, на которых написаны числа от 1 до 5, и шляпок грибов, на которых написан состав чисел.

Ребенок должен подобрать шляпку, которое «растет» на той или иной ножке.

Центр книги

Рассматривание иллюстраций

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Развивать способность наблюдать, всматриваться, определять   эмоциональное состояние героев, быт, одежду, природу. Развивать речь, умение пересказывать сказку с опорой на иллюстрации.

В центре книги вы можете еще раз встретиться с героями сказки «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» рассмотреть внимательно изображение лица Нюрочки, Бабы Яги, их одежду. Изображение Барана, Козла, Бычка, болотца и т.д.

Книги со сказкой «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» иллюстрированные разными художниками

Дети рассматривают книги, общаются между собой, делятся впечатлениями об увиденном, определяют по картинкам животных, отражают в речи.

Центр безопасности и здоровья

«Дорисуй лицо»

Формирование навыков контроля собственных эмоций и распознания  чувств окружающих людей.

Умение определять эмоциональное состояние по схематическому изображению лица

В центре здоровья, вы можете

определить эмоциональное состояние людей, а также поупражняться в изображении эмоций.

Схемы людей с изображением эмоциональных состояний. Круги бумаги разного диметра, средства изображения

Изображают эмоциональное состояние Нюрочки и Бабы Яги.

Двигательный центр

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действия педагога

Действия детей

Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация

-Как заканчивается сказка – хорошо или плохо?

-Что понравилось вам в этой сказке?

-Какова основная мысль сказки?

-Есть такая пословица:  «Сам пропадай, друга выручай». Подходит  ли она к этой сказке? Объясните, почему вы так думаете?

-Есть и другая пословица: «Плохо тому, кто добра не творит никому». О ком в сказке можно так сказать?

-Объясните, как вы понимаете выражения: мастер на все руки,   засучив рукава, водой не разольешь. Когда так говорят? Как можно сказать по- другому?

-Дети отвечают, высказывают свои мнения

-Как бы тяжело не было самому, но помогай тому, кто попал в беду.

-О Бабе Яге.

Объяснение  смысла пословиц;

умение делать нравственный выбор.  

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)

Активизирует детей на общение, желание рассказать о результатах деятельности. Своевременно, тактично,  оказывает помощь, в тот момент, когда дети испытывают затруднение или требуется актуализировать ранее игровые умения и действия.

Дети делятся впечатлениями  друг с другом, демонстрируют  продукты деятельности, дарят друзьям книжки и.т.д.

Дети демонстрируют уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой, продуктивной  деятельности.

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

-Как вы думаете,  а для других ребят вы сможете рассказать сказку «Бычок – чёрный бочок, белые копытца»? А кому  еще вы ее сможете рассказать?

Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Ориентированы на самостоятельную деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...

Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".

Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта  организации образовательной ценностно-ориентирова...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных  ориентаций.  Л.Н. Толстой " Отец и сыновья". ( басня)  В ...

МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)

Конструкт направлен на воспитание  у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 6 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 года жизни на основе произведения художественной литературы

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций с детьми 3-4 года жизни...