КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 6 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
методическая разработка по развитию речи

Тесля Ирина Сергеевна

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_konstrukta_obrazovatelnoy_situatsii.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ  6  ГОДА ЖИЗНИ

НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ценность: милосердие, чуткость по отношению ко всем, кто попал в беду

Тема: К. Чуковский «Доктор Айболит»

Цель: воспитание  интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев

Образовательные задачи:

Воспитательные : воспитывать отзывчивость, сострадание; воспитывать уважение к профессии врача-ветеринара;

Обучающие: формировать первоначальные представления о профессии врача-ветеринара на примере литературного героя доктора Айболита; закрепить знания о диких и домашних животных; обогатить лексический запас детей словами: излечит, исцелит, хромой; акцентировать внимание детей на том, как с помощью изменения высоты, темпа, и силы голоса можно передать эмоциональное состояние: боль, горе, радость; учить понимать и показывать особенности поведения животных в игре-драматизации; познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора В. Конашевича.

Развивающие: развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; развивать умение передавать эмоциональное состояние персонажей сказки мимикой, жестами, движениями при драматизации отрывка из сказки «Доктор Айболит»; развивать внимание, память, воображение; развивать умение сопереживать

Материалы: мягкие игрушки, мультимедийная установка с презентацией,  книга с иллюстрациями, портрет К. Чуковского, 

Понятия: реки Нил, Лимпопо; гора Килиманджаро, остров Мадагаскар,  потчует-кормит

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, с интересом слушает новое произведение, отвечает на вопросы по содержанию текста, проявляет эмоциональную отзывчивость к происходящему с героями данного произведения

Технологическая карта

 организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действий педагога

Действия детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

В группе появляются кошка, зайчик и щенок с перебинтованными частями тела.

-Здравствуйте ребята! Помогите нам, мы не знаем к кому нам обратиться!

-Что с вами случилось?

-Мы бегали, играли и поранились.

-Ребята,давайте поможем малышам!(ответы детей)

Дети встают  в круг. Выполняют движения по тексту, проговаривают текст

Ситуация успеха.

Мотивируются к

предстоящей

деятельности,

переключают

внимание,

организуются к

деятельности.

Актуализация знаний детей

(работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?)

Краткий подводящий диалог к теме:

Фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов» или «Модель пяти пальцев».

- К кому им нужно обратиться ?

- Ребята, а вы знаете как называется врач, который лечит животных?

-Ребята, а вы знаете самого знаменитого ветеринара, который лечил зверей из сказки                                А вы помните кто написал эту сказку?

Помните ли вы какие сказки написал К.Чуковский?

(ответы детей: к врачу, к доктору)

-Ветеринар

Ответы детей (Доктор Айболит, К.Чуковский)

Мотивация  на прослушивание сказки.

Демонстрируют заинтересованность на предстоящую деятельность.

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).

-Ребята, а вы знаете, что такое милосердие?

- Сейчас вы прослушаете сказку К. Чуковского «Доктор Айболит» и после ответите, как проявил милосердие, в каких поступках доктор Айболит

Воспитатель читает текст сказки в стихах, сопровождая чте­ние показом иллюстраций В. Конашевича.

Какими словами начинается сказка? (Педагог еще раз про­износит первые 8 строк стихотворения, показывая соответствую­щую иллюстрацию, предлагая детям «помогать» ей произносить слова.)

Кто приходил к доктору Айболиту лечиться? (По ходу ответов детей воспитатель выставляет на стол игрушки: доктора, лису, зайчи­ху с зайчонком, барбоса, медведицу и других животных, упоминающихся в сказке. При отсутствии таких игрушек их можно заменить картинками.) Затем воспитатель еще раз вместе с детьми произносит первые строки стихотворения. И с помощью вопросов и показа ил­люстраций вспоминает весь сюжет произведения:

Почему доктор Айболит отправился в Африку?

Как он узнал о том, что там заболели звери?

Легко ли доктору было добраться до больных зверей? (Демон­стрируется иллюстрация, как Айболит пробирается через пургу.) Кто ему помогал во время снегопада?

Кто помог Айболиту преодолеть море, горы? (Показ иллюстраций. После ответов детей воспитатель еще раз зачитывает отрывки текста об этом.)

Как вы думаете, почему звери помогали Айболиту? (Они были добрые, возможно, когда-то Айболит их тоже лечил, и теперь они ему помогли, отплатили добром.)

Расскажите, что в это время происходило в Лимпопо? (Показ иллюстрации.)

Как доктор лечил больных зверей? (Целых 10 дней он ставил им градусники, похлопывал по животикам, кормил гоголем-моголем.)

 

Ответы детей

Дети

рассуждают,

отвечают на вопросы

педагога

С опорой на наглядность выстраивают ответ

Проявляют познавательный  интерес в процессе слушания.

Проявляют интерес к познанию новых слов

С помощью взрослого: дают нравственную оценку героям произведения, в соответствии с принятыми моральными и этическими нормами

Демонстрируют совершенствование диалогической и монологической форм речи;

умение строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Игровая ситуация

Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой).

А теперь мы с вами поиграем. Попробуем показать доктора Айболита и зверей, которые приходили к нему лечиться (Распределяем роли).

Дети надевают маски и проигрывают отрывок из сказки

Снятие

эмоционального

напряжения, смена

вида деятельности,

переключение

внимания.

Сотрудничают  с взрослым и сверстниками.  

Понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию

Устанавливают причинно- следственные связи.

Проявляют интерес к воспроизведению   сказки

Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации

Болели ли ваши питомцы? Водили вы их к ветеринару? Знаете ли вы, как называется больница для животных?

Рассказ воспитателя с показом презентации о профессии ветеринар.

 

Ответы детей

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);

групповое/ индивидуальное обсуждение

  • -В чем милосердие профессии ветеринар?

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Ветеринарная клиника» с игрушками, которые приходили в гости

Дети поняли значение профессии ветеринар, смысл слова «милосердие»

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).

Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности

Центр

активности

Содержание

деятельности

(конкретная задача, культурно-смысловой контекст)

Презентация деятельности в центрах активности

Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности

Результат,

продукт

деятельности

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).

Презентация центров активности (педагогом/ребенком).

«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности

Центр познания

«Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит».

Просмотр презентации «Ветеринар»

Цель: познакомить детей с профессией; дать некоторые рекомендации по уходу за животными; воспитывать любовь к животным.

Посмотрите презентацию и ответьте на вопрос:

- Кто такой доктор Айболит? Расскажите о его профессии.

Презентация «Ветеринар», мультимедийная установка, проектор

Рассказ о профессии ветеринара

Центр художественного творчества

«Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит».

Рисование, лепка, аппликация домашних и диких животных-«пациентов» Айболита

Цель: учить передавать в

продуктивной деятельности

свой замысел

Постарайтесь в своих работах правильно передать особенности каждого животного

Материалы для

творчества

Выставка

«Открыта больница для птиц и зверей»

Центр кулинарии

«А малютки – бегемотики

Схватились за животики:

У них у бегемотиков

Животики болят».

Приготовление блюда для бегемотиков (на выбор).

Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

В центре кулинарии вы можете попробовать приготовить любое блюдо (на выбор).

Помогите бегемотикам, приготовьте для них правильную и здоровую пищу

Альбом «Я работаю поваром» с «мнемотаблицами» по приготовлению блюд; муляжи овощей, фруктов; посуда,

кухонные принадлежности, плита, форма для повара

Блюдо для бегемотиков

Центр мастерская

Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит

И на море из Африки

Без отдыха глядит…

оформление уголка сказки (декорации «Африка»)

Цель: знакомить детей с материком Африка, его климатом, растительным и животным миром; учить правильно работать с картоном, фоамираном, фетром

В мастерской вы сможете по схеме изготовить макет пальмы, кактуса из любого понравившегося вам материала

Технологические карты, материалы для творчества

декорации «Африка»

Центр грамоты

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!»

Составление звуковых схем слов

Цель: продолжать обучению звукового анализа слов; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки

Попробовать зашифровать слова из телеграммы с помощью схем можно в центре грамоты

Текст телеграммы с набором слов, звуко-буквенная лента, цветные карандаши

Схемы звукового анализа слов

Центр игры

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Сюжетно-ролевая игра «Больница для птиц и зверей»

Цель: продолжать закреплять умение договариваться, распределять роли

Вьется тропка в темной чаще

Под листвою шелестящей

Скрыт от взора человека

Домик с вывеской «Больница».

Заболеет зверь иль птица,

Он сюда скорее мчится.

Атрибуты сюжетно-

ролевых игр,

картотеки

коммуникативных игр

Дети умеют

договари-ваться, уступать,

мирно решать

спорные

вопросы

Центр конструирования

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит…

Постройка больницы для зверей- жителей Африки

Цель: Упражнять в строительстве по

предложенным схемам

Айболиту необходимо здание больницы, где он будет принимать больных. Помочь ему построить такое здание вы сможете в центре конструирования

Иллюстрации зданий,

строительный

материал,

схемы,

мелкие игрушки для

обыгрывания

построек

Умение сооружать постройки по предложенным схемам, детские постройки больницы

Центр математики

Десять ночей Айболит

Не ест, не пьёт и не спит,

Десять ночей подряд

Он лечит несчастных зверят

И ставит и ставит им градусники.

Цель: закрепить счет в пределах шести, закрепить знания о порядковых числительных

повторить названия, форму, цвет, размер геометрических фигур (квадрат, круг, овал, треугольник); умении найти противоположное понятие по величине (длинный, короткий, маленький)

Дидактическая игра «Подбери фигуру», «Расположи фигуры правильно»,

«Я начну, а ты продолжи», «Скажи наоборот».

Дидактическая игра «Возьми столько же», «Сосчитай-ка»

Дидактическая игра «Назови по порядку»

Положите в тарелки обезьянам столько бананов, сколько обезьян.

- Разложите овощи и фрукты на блюда подходящей формы. (Огурец — овал, морковь — треугольник,  яблоко — круг, прямоугольник - ананас) и др.

Счетный материал, карточки с цифрами, рисунки животных, фруктов, овощей

Дети умеют считать в пределах 6, знают состав числа 6, знают геометрические фигуры. Соотносят цифру с количеством предметов и др.

Центр книги

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Рассматривание иллюстраций

Цель:продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Развивать способность наблюдать, всматриваться, определять   эмоциональное состояние героев, быт, одежду, природу. Развивать речь, умение пересказывать сказку с опорой на иллюстрации.

В центре книги вы можете еще раз встретиться с героями сказок К.Чуковского

Книги К. Чуковского, портрет автора

Дети

стали

больше

времени

проводить за

рассматриван

ием

книг,

стремятся

научиться

читать,

пересказывать

друг

другу

знакомые

произведения.

Центр безопасности и здоровья

«И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!»

Дидактическая игра «Первая помощь»

Цель: объяснить детям правила поведения при укусах насекомых и как защититься от их укусов.

Представьте, что вас, вашего друга укусила оса или другое насекомое. Ваши действия? Об этом вы можете узнать в центре безопасности

Атрибуты детской аптечки, костюм доктора, карточки оказания первой помощи при укусе насекомых

Умение оказывать первую помощи при укусе насекомых

Двигательный центр

«И хохочет, и хохочет,

Будто кто его щекочет».

Динамическая пауза «Путешествие Айболита»

Цель: способствовать двигательной активности детей; закреплять двигательные умения в спортивных упражнениях

 Попробуйте пройти по пути Айболита. Через море: прыгают с кита на кита. Через горы: перелезают через скамейку. Через болото: переступают по кочкам. Через пещеру: пролезают в тоннель

Спортивный инвентарь, скамья, тоннель

Умение работать в команде

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действия педагога

Действия детей

Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация

– Хорошо или плохо заканчивается сказка?

– Чем понравилась вам сказка

— Какова основная мысль сказки?

Создание проблемной ситуации:

что бы произошло, если бы Айболит не поехал в Африку?

Ответы детей, обсуждение

Дети умеют находить

выходы из проблемных

ситуаций

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)

Закрепить понятия: «ветеринар», «милосердие»

Дети высказывают свои мнения и предположения,

отвечают на наводящие

вопросы

Дети демонстрируют уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой, продуктивной  деятельности.

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

Импровизация

 сказки

Воспитатель берет на себя роль

ведущего (читает текст), оказывают

помощь в подготовке, организации,

распределении ролей законные

представители (родители) детей

Дети выбирают

понравившегося героя сказки,

заучивают текст; готовят

атрибуты, костюмы,

декорации

Показ спектакля для детей

младших групп, для

родителей