МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе пересказа произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёзд
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Развитие положительного отношения к литературным произведениям, звуковой культуры речи в процессе обучения пересказа сказки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 5-6 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПЕРЕСКАЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Ценность: Главное в любом живом существе — это его добрая душа, а не яркая и привлекательная внешность.

Тема: Пересказ сказки Бориса Заходера: «Серая Звёздочка».

Цель: Развитие положительного отношения к литературным произведениям, звуковой культуры речи в процессе обучения пересказа сказки.

Образовательная область:  речевое развитие, художественно – эстетическое  развитие, социально – коммуникативное развитие.

Образовательные задачи:

Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам и стремление внимательно слушать литературный текст; нравственные качества:  доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную  минуту, умение радоваться; воспитывать положительное  взаимодействие между детьми.

Обучающие: Учить детей воспринимать, осознавать содержание сказки Б. Заходера «Серая Звёздочка»; пересказывать сказку с помощью картинок и мнемотехники; участвовать в беседе. 

Развивающие: развивать интонацию, выразительность речи; умение устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:

Виды деятельности:  игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы,  двигательная.

Материалы: Сказка Б. Заходера «Серая Звёздочка» с иллюстрациями, опорные картинки, мнемотаблица,  мультимедийная презентация (слайд – физкультурная  минутка), ,.

Формы работы:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемый результат:  умеют воспринимать, осознавать содержание сказки; пересказывать сказку с помощью картинок, мнемотехники; участвовать в беседе.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона

Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип деятельности

Методы воспитания: беседа, художественное слово, игра.

Методы обучения: беседа, рассказывание

 

Последовательность деятельности  

Методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Этап организационно-мотивационный

Задача: 

Заинтересовать детей на предстоящую деятельность, воспитывать желание слушать

Беседа.

Иллюстрация.

Художественное слово.

Стимулирование занимательным содержанием.

 В: Мне сегодня на телефон пришло интересное сообщение. Хотите я его вам прочитаю? (Эмоционально включает в вслушивание)

«Я дома сижу один, мне скучно. Помогите мне, пожалуйста, ваш друг».

В: Я загадку загадаю.

     Вы загадку  отгадайте,

     Зверя дружно называйте:

«Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно... ».

В: Кто же это?

Д: Это ёжик.

В: Правильно! (показывает фото ёжика) А как называется домик ёжика?

Д: Нора.

В: Правильно, ребята! (показывает фото ёжика в норе) Наверно у ёжика, что то случилось. Нужно ему помочь. Поможем, ребята? (Ответы детей)

В: Как вы думаете, ребята, чем же мы сможем помочь ёжику? (активизируем процесс мышления.)

В: А я знаю ещё один способ. Когда кому-то скучно ему можно прочитать сказку.

В: Садись ёженька поудобней, да слушай.

Ребята, какие сказки с участием ёжика вы знаете?

Д: «Ёжик в тумане», «Палочка-выручалочка», «Про ёжика и кролика».

В: А сегодня давайте расскажем ёжику  сказку «Серая звёздочка». Да и вы, ребята, ее послушаете.  

Внимательно слушают воспитателя, участвуют в беседе, отгадывают загадки

Высказывают свою точку зрения.

Демонстрируют заинтересованность на предстоящую деятельность, проявляют желание слушать.

2.Первичное чтение без установки на пересказ

Задача:

Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказку

Рассказывание,

Иллюстрация

Воспитатель рассказывает сказку (рассказ сопровождается показам иллюстраций в презентации).

 

Дети внимательно слушают сказку

Демонстрируют умение внимательно и заинтересованно слушать сказку.

3.Беседа

Задача:

Создать целостное впечатление о сюжете сказки, героях

Воспитывать  у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе.

Беседа

Воспитатель задает вопросы.

-Ребята, вы внимательно слушали сказку?

-Как она называется?

-Она вам понравилась?

-Что особенно запомнилось?

-О чём эта сказка?

(О Жабе, Цветах, Учёном Скворце, Слизняке, Жуке, Гусенице, Бабочке Крапивнице и Глупом Мальчике).

(активизирует процесс мышления)

В: Давайте вспомним:

-Где жила Жаба?

-Какая она была?

-Она знала об этом?

-Почему не знала?

-А это важно иметь яркую внешность?

-Кого она встретила в саду?

-Что они у неё спросили?

-Как они хотели назвать Жабу?

-Кто придумал ей имя «Серая Звёздочка»?

-Каким был Учёный Скворец и что он умел делать?

-А это важно быть учёным, умным?

-От кого Серая Звёздочка защищала Цветы?

-Как Цветы стали жить, когда к ним в сад поселилась Серая Звёздочка?

-Какая была Серая Звёздочка для Цветов, Птиц и Умных Людей?

-Кто не любил Серую Звёздочку?

-Кто решил помочь врагам Цветов?

-Какая она была на вид, а какая была на самом деле?

-Что она придумала?

-Хороший поступок совершила Бабочка Крапивница?

-Как поступил Учёный Скворец с Крапивницей?

-Правильно поступил Учёный Скворец с Бабочкой Крапивницей?

-Почему?

-Что сказал и сделал Мальчик?

-Правильно ли поступил Мальчик?

-Можно ли исправить этого Мальчика?

-Как можно исправить?

-Кто помог Серой Звёздочке?

-Что случилось с Серой Звёздочкой?

-Кто и как успокаивал Серую Звёздочку?

-Что решила Серая Звёздочка?

-Какие главные слова в этой сказке?

Как вы думаете, что важно – иметь яркую и привлекательную внешность или добрую душу?

Активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы, выражают свое мнение

У детей создалось целостное впечатление о сюжете сказки, героях. Проявляют доброжелательное отношение к героям сказки, художественной литературе.

4.Вторичное чтение с установкой на пересказ

Задача:  формировать умение запоминать содержание сказки, подготовить к пересказу.

Рассказывание

Воспитатель повторно рассказывает сказку, сопровождая ее выкладкой картинно по содержанию.

- Ребята, сейчас я расскажу сказку второй раз, а вы постарайтесь ее закончить, а затем мы попробуем ее пересказать.

Внимательно вслушивайтесь, как я буду рассказывать. (эмоционально включает  в вслушивание)

Дети слушают повторный рассказ сказки воспитателем, запоминают содержание.

Дети запомнили содержание сказки, готовы ее пересказывать.

5.Перессказы детей

Задача:

Упражнять в умении пересказывать с помощью мнемотехники фрагмент сказки. Формировать умение взаимодействовать с воспитателем, развивать диалогическую и монологическую речь.

Способствовать развитию умения подбирать синонимы, развивать образность речи.

Поощрение

Беседа

Мнемотехника

А сейчас, ребята, давайте попробуем пересказать эту сказку. Давайте определимся, кто будет начинать пересказывать, а кто будет продолжать. Не торопитесь, пересказывайте выразительно, четко, что бы ежонок вас слышал (дети рассказывают по частям)

- А кто попробует пересказать сказку полностью?

А кто хочет рассказать о герое сказки?

Дети пересказывают сказку с помощью мнемотехники

Рассказывают с помощью мнемотехники.

Демонстрируют умение пересказывать фрагмент сказки с помощью мнемотехники, умение взаимодействовать с воспитателем, диалогическую и монологическую речь. Умеют подбирать синонимы, демонстрируют образность речи.

Физкультминутка

 Задача: 

Снять мышечное напряжение, подготовить к дальнейшей деятельности.

Показ

В:  Дождик вылился из тучки,

      Вымыл ежику колючки.

      Ёж доволен — сыт, умыт,

      На кроватке сладко спит!

Дети повторяют упражнения за воспитателем.

Дети расслаблены, отдохнули, подготовлены к дальнейшей деятельности.

6.Этап рефлексии

(подведение итогов)

Задача: Формировать умение оценивать результат своей деятельности, подводить итоги

Беседа.

Поощрение

Воспитатель побуждает детей к высказываниям.

- Ребята, вы большие молодцы. Мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку.

- А чей рассказ вам понравился больше?

Дети отвечают на вопросы, участвуют в беседе.

Демонстрируют умение оценивать результат деятельности, подводить итоги.

7. Открытость

Задача:

Ориентировать детей на дальнейшую самостоятельную деятельность

Беседа

- Кто был главным героем сказки? (Правильно  Серая Звёздочка).

А есть ещё сказки о жабах? Я  хочу узнать какие. Почитайте дома с родителями сказки с участием жаб. Принесите эти книги в детский сад, и мы вместе с ребятами их посмотрим.

- Слышите храп?  Это наверное наш ежонок уснул. Спасибо вам ребята. Вы ему помогли, пусть он отдыхает. А вы вставайте все за мной, отправляемся домой.

Дети участвуют в беседе

Ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...

Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".

Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта  организации образовательной ценностно-ориентирова...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....

МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)

Конструкт направлен на воспитание  у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 года жизни на основе произведения художественной литературы

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций с детьми 3-4 года жизни...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Материал для воспитателей по конструированию образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 лет на основе украинской народной сказки "Рукавичка"....