Музыкальная гостиная «Народные промыслы»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Третьякова Александра Николаевна

 Средствами искусства рассказать детям об интересных явлениях народного быта, обычаях, традициях, о богатстве духовной жизни народа, о выдумке и фантазии русских умельцев, о врожденном чувстве прекрасного, тем самым внести свою лепту в сохранение и развитие национальной художественной культуры. Используя богатый фольклорный материал различных регионов России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_gostinaya_narodnye_promysly.docx31.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная «Народные промыслы»

Пояснительная записка

Цель: Средствами искусства рассказать детям об интересных явлениях народного быта, обычаях, традициях, о богатстве духовной жизни народа, о выдумке и фантазии русских умельцев, о врожденном чувстве прекрасного, тем самым внести свою лепту в сохранение и развитие национальной художественной культуры. Используя богатый фольклорный материал различных регионов России.

Задачи:

воспитывать у детей чувство прекрасного через знакомство с музыкальным наследием;

совершенствовать умение двигаться под музыку;

закрепить знания о гжели, хохломских, тульских и казачьих ремёслах;

развивать связную речь детей;

совершенствовать интонационную выразительность речи детей;

формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

совершенствовать двигательную активность детей;

закрепить умение ориентироваться в пространстве;

формирование основ безопасности в игровой деятельности;

воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Продолжительность мероприятия: 30 минут. 

Участники праздника: дети, воспитатели, родители старших и подготовительной групп, музыкальный руководитель.

Материалы  и оборудование: народные  костюмы, изделия мастеров для оформления лавок; 2 корзины, «сладости», палочки - лучины, деревянные ложки, две лошадки для игр; музыкальное сопровождение – русские, казачьи и горские народные мелодии; платочки, «тульские пряники», вышитые рушники для танцев.

Предварительная работа: сбор информации о промыслах совместно с родителями и воспитателями, создание в группах выставок изделий народных промыслов, разучивание стихов, песен, танцев и народных игр.

Ход мероприятия

Под русскую народную музыку «Коробушка», дети входят в музыкальный зал и садятся на заранее отведённые места

Музыкальный руководитель: Ребята, собрались мы сегодня в нашем зале славить добрым словом мастеров земли Русской, людей которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для этого мы отправляемся с вами в путешествие, побываем в таких местах, где жили и живут русские умельцы. Все готовы к путешествию? Тогда отправляемся в Подмосковье, в село Гжель.

Под русскую народную музыку выходят дети подготовительной группы с гжельским фарфором

Музыкальный руководитель: Расскажите нам, люди добрые, чем славится ваше село?

Гжельские мастера, дети подготовительной  группы.

1 ребёнок: А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем.

Глину месим и поем.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей Земли.

Мы и к вам полно товару

Для показу привезли.

2 ребёнок: читает отрывок  из стихотворенья «Гжель – земля моя родная»

Гжель - земля моя родная.

Сколько лет и сколько зим

Ты цветёшь не увядая,

Полыхая голубым.

В этом пламени чудесном

Вижу буйный твой расцвет-

В сочетании небесном

Белый цвет и синий цвет.

3 ребёнок: читает отрывок из стихотворения Анны Хохломы 

На Руси живёт века

Промысел старинный.

Поколенья мастеров

Бело-синей Гжели –

4 ребёнок:  читает стихотворение «Синеокая Гжель»

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Не виданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье - ГЖЕЛЬ!

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Музыкальный руководитель: Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Ребята, посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо. Давайте полюбуемся этой красотой.

Мальчики подготовительной группы под песню обходят зал, демонстрируя изделия из фарфора

Музыкальный руководитель: Посмотрите, как девочки передадут лёгкость, и мягкость линий гжельской росписи в танце.

Лирический танец «Сказочная гжель»

Музыкальный руководитель: Спасибо сказочная гжель, а мы ребята отправляемся дальше.

Звучит песня «Золотая Хохлома».

Выходят дети старшей группы с хохломскими изделиями исполняют перестроения, демонстрируя изделия с хохломской росписью (фото 4 и 5)

Музыкальный руководитель:  (в руках хохломская чаша)

Все листочки - как листочки,

Здесь же каждый - золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

Ребята, вы обратили внимание на характер музыки, под которую вышли хохломские мастера? (ответы детей). Совершенно верно, музыка яркая, задорная, сочная, как и хохломская роспись. Давайте поближе познакомимся с такой красотой.

Хохломские мастера, дети старшей группы:

1.Подходите! Подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка,
И не кольца, и не брошки – 
Расписные чудо - ложки!

2.Подходи, детвора, - зазывает Хохлома!

Ну, а это, братцы, мы.

Наш товар из Хохломы:

Посуда и игрушки, Свистульки и зверушки.

Воспитатель старшей группы: Полюбуйтесь на эти чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и самовар, вазы и подносы. Всё это из большого торгового села Хохломы, что под Нижним Новгородом.

Музыкальный руководитель: А как же создают такую красоту?

Воспитатель старшей группы: Сначала  посуду вырезают из дерева, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом. А узоры с лугов да лесов перенесены - травка да листочки, цветы да ягоды.

Музыкальный руководитель: 

Ударяли ложки

В звонкие ладошки!

Ой, жги - говори!

Заиграли ложкари!

Не дождик, не град,

А брызги летят

Ой, жги - говори,

Заиграли ложкари (выстукивает ритм на ложках).

Ребята, предлагаю поиграть с такими расписными ложками!

«Игра с ложками»

Описание игры: дети образуют кружочки, у двух - трёх детей в руках по 2 деревянные ложки, под музыку дети передают ложки по кругу, музыка обрывается, у кого в руках ложки выходят в круг и играют на них, остальные приплясывают.

Передавайте ложки,
По нашему кружочку.
Найдите чудо - ложки
Для себя дружочка!

Музыкальный руководитель:  Да, удивила нас Хохлома, ну а наш путь дальше. Ребята, посмотрите, что у меня в реке? (берёт матрёшку). Дети отвечают. Конечно это матрёшка – русская деревянная игрушка, издавна матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей.

Дуйте в дудки,

Бейте в ложки.

В гости к вам

Пришли матрешки!

Под музыку выходят девочки старшей группы

Исполняют «танец Матрёшек»

Музыкальный руководитель: Спасибо вам Матрёшки (девочки под аплодисменты покидают зал). А нас ребята ждут в гости умельцы из Тулы. Давайте узнаем, чем же славится город Тула?

Воспитатель старшей группы:

А вот послушайте загадку.

Их в России всюду знают,

Их ведь в Туле выпекают,

Формы разной они бывают,

И глазурью все сверкают

Сладкие и мятные,

Очень ароматные (Тульский пряник).

Музыкальный руководитель:  Конечно, в Туле не обойтись без пряника. Кто печёт пряники? (кондитеры, пекари). Посмотрите, какие пряники «напекли» пекари! Выходят дети с «пряниками».

Музыкальная композиция «Тульский пряник»

Музыкальный руководитель: Ребята, вы заметили с какой гордостью, «тульские пекари» исполняли свой танец.  А сейчас, я предлагаю поиграть в игру.

Игра «Кто больше наберёт сладостей в корзину для чаепития»

Описание игры: на игру - эстафету приглашают всех девочек, они становятся в две колонны поровну. Напротив каждой колонны на расстоянии трёх метров находятся корзины, куда дети должны складывать «сладости» (бутафорские конфеты, пряники, пирожные). Выигрывают те, у кого в корзине больше «сладостей».

Воспитатель старшей группы:

Слушайте ещё загадку.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит (тульский самовар).

Музыкальный руководитель: Правильно, это тульский самовар.

Давайте - ка наколем лучины,

Да раздуем самовар.

Проводится игра «Раздуй самовар»

Описание игры – эстафеты: все мальчики выстраиваются в 2-3 колонны (равное количество), у первого палочка – «лучина». Нужно оббежать самовар и передать палочку – «лучину» следующему. Чья колонна быстрее справится с заданием, те – победили.

Музыкальный руководитель: Ребята, пора нам возвращаться к себе домой. А как называется город, в котором мы живем? (ответы детей). А край? (ответы детей). Что за горы нас окружают? (ответы детей). Издавна на Кавказе жили горцы и казаки, давайте же ознакомимся с их ремёслами.

Воспитатель старшей группы: Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики: кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой».

Мальчик – казачонок:

Круг гончарный, глина, вода:

Будет посуда - будет еда!

Гончар свое дело знает,

Глину в руках разминает.

Воспитатель старшей группы: Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. 

1 Девочка - казачка:

Тонкий узор выводила рука:
Волнистая линия — это река.
Крест — огонь, а полоска — земля.
Квадрат с точками внутри — засеянные поля.

2 Девочка – казачка:

Эти узоры не стареют сотни лет.
В красоте, в таланте

Весь скрывается секрет!

Выходят девочки-казачки старшей группы, танцуют и демонстрируют вышитые изделия

Воспитатель подготовительной группы: Горские женщины в свободное от полевых работ время тоже занимались вышивкой.

Девочка - горянка:

Труд мастериц вызывал уважение,
Говорил о любовном к игле отношении.
По вышивке целый рассказ читали,
За смысл и правдивость узор почитали.

«Танец с платком» (осетинская народная музыка)

Музыкальный руководитель: Ребята мы с вами посмотрели два замечательных танца. Давайте послушаем музыкальные отрывки из них и определим, чья это музыка горская или казачья.

Звучат отрывки казачьей и осетинской музыки

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Молодцы, вы правильно определили музыкальные отрывки. Одинаковые условия проживания, дружеские контакты оказали влияние, в том числе и на музыку. Но все же музыка горцев более энергичная и стремительная, зажигательная.

Мальчик – горец:

Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей…

Мальчик – казак:

На булатной сабле
Ржавчины не видно.
Золотая гарда.
Рукоять в камнях
.

Музыкальный руководитель: 

Как в народе говорят-

Казак без коня не казак.

И черкесы, и ногайцы

Ингуши и кабардинцы

Без коня не представляют себя.

Сейчас мы и посмотрим, как казачата и горцы справятся со своими лошадьми.

Игра «Наездники»

Описание игры: мальчики строятся в колонны по 8 человек, у первого – лошадь. Нужно обскакать вокруг модуля и передать лошадь следующему. Чья колонна быстрее справится с заданием, те - победили.

Музыкальный руководитель: Ребята в нашей стране великое множество народных промыслов, вот и сегодня мы познакомились с некоторыми из них. Давайте их назовём. (Гжель, хохлома, тульские пряники и самовары, матрёшки, гончарное ремесло, вышивка). Какие прекрасные изделия вы сейчас увидели. Сколько умения и терпения надо иметь, чтобы всё это создать. Мы убедились, как талантлив российский народ! Благодарю всех участников сегодняшнего праздника. Вы все молодцы!

Под русскую народную музыку дети покидают зал

Используемая литература

  1. Г.М. Науменко. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000, 224с.
  2. Г.Н. Тубельская. Праздники в детском саду и в школе. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, 256с.

Интернет ресурсы

  1. http://kvkz.ru/history/2522-vzaimosvyazi-russkogo-naselenii-i-gorskih-narodov.html
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/sineokaja-gzhel.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

Музыкальная гостиная: как я формирую основы музыкальной культуры детей в музыкально-поэтической гостиной

В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей....

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"...

музыкально -образовательный проект "Народные промыслы"

Проект"Народные промыслы" (краткосрочный проект для подготовительной к школе группы) подг. музыкальный руководитель Дериглазова О.В.,воспитатели Углова Л.А., О.В., Гордиенко Л,А.)Тип проекта...