Конспект ООД "Русская изба" (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Корабельникова Нелли

Конспект позволяет познакомить дошкольников с внешим видом, частями, внутренни убранством крестьянской избы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_russkaya_izba.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД Образовательной области «Познание»

«Русская изба»

(подготовительная группа)

Цель: познакомить дошкольников с частями  и внутренним убранством русской избы, бытом русского народа.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с традициями наших предков, предметами быта русского народа,  обогатить словарь детей народными пословицами;

Воспитательные:  воспитывать интерес к прошлому нашей страны, уважение к культуре и традициям наших предков;

Развивающие: развивать интерес к прошлому и традициям  России,  интерес к русскому фольклору, вызывать эмоциональную отзывчивость.

Словарь: ИЗБА, БРЕВЕНЧАТЫЙ, КОНЕК, СУНДУК, ЧУГУН, УХВАТ.

 

ХОД ООД

Воспитатель читает отрывок из стихотворения:

Уходят в прошлое деревни,
к закату клонится их день…
Как нету леса без деревьев,
России нет без деревень!

 (Людмила Дербина «Уходят в прошлое деревни»).

Сегодня, ребята, мы отправимся в гости в русскую деревню. Кто из вас был в деревне?

(Ответы детей)

Воспитатель. Какие вы видели дома в деревне?

(Ответы детей)

Воспитатель. Сейчас в деревне можно увидеть и деревянные, и кирпичные дома, но в старину дома строили только из дерева. Деревянный деревенский дом назывался изба. Издавна на Руси дома строили из дерева, из бревен. Как вы думаете почему?

(Ответы детей)

Воспитатель. Люди жили среди полей, поля были окружены лесами. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал. Дерево на Руси было особым материалом. Русский человек рождался в рубленой бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней.

   Дети рассматривают слайды (иллюстрации) с изображением деревянных изб.

Посмотрите, избы стоят рядышком, как сестрички прижались друг к другу. Как вы думаете, почему народ сложил пословицу: «Дом построить – не шапку на голову надеть?» (Ответы детей). Действительно, красивый, прочный дом построить трудно, строили его не один день. Та часть избы, которая выходила на улицу, была «лицом» избы, поэтому дорогу, у которой стояли избы, стали называть улицей.

Дом смотрел на мир окнами-глазами. Для чего в доме нужны окна? (Ответы детей). Правильно, через окна в избу входил солнечный свет, люди наблюдали за происходящим через окна. Окна называли ласково «оконцами» и украшали их наличниками. Как вы думаете, почему наличники получили свое название? Правильно, они находились на «лице» дома. Были у окошек ставни, с помощью ставен окна закрывали на ночь. (Демонстрация иллюстраций, фото, слайдов с изображением наличников и ставен).

Воспитатель. Как часть у избы вы еще можете называть?

Дети. У избы есть крыша.

Воспитатель. Как вы думаете, почему крыша была со скатом, а не прямая? (Показ слайдов или иллюстраций).

Дети. Крышу делали со скатом, чтобы стекала вода и снег скатывался.

Воспитатель. Доски на крыше тоже украшали резьбой. Часто крышу дома украшала фигурка коня, ее называли «конек». Люди верили, что конек охраняет дом, служи оберегом. Давайте пройдем в избу и посмотрим, что находится внутри. (Воспитатель демонстрирует макет избы или слайды, иллюстрации). Что вы видите?

Дети. В избе есть печь, лавки, стол, сундук.

Воспитатель. Печь – важная вещь в русской избе. Как вы думаете почему?

Дети. Печь согревала людей, также в печи готовили еду.

Воспитатель. Правильно. Не зря в старину сложили пословицы:  «Печь нам – мать родная», « У печи все красное лето». Как встанет хозяйка поутру – первым делом начинает топить печь. Очаг печи называется горнило, в нем разжигали огонь и готовили еду, которые стали национальными русскими блюдами. Как вкусны и полезны щи, каши, пироги, приготовленные в русской печи!  

Словесная игра «Какая каша»

Воспитатель. Ребята, я вам буду называть крупу, из которой будет каша, а вы ответите, какая получится каша.
Из манки — манная,
из овса – овсяная,
из риса – рисовая,
из перловки – перловая,

из гречки - гречневая
из пшена – пшенная.

Также в старину на печи люди спали, сушили одежду, валенки.  В нижней части печи люди хранили печной инвентарь: ухват, совок, кочергу Ухватом ставили в печь  и доставали чугунки со щами, кашей и пареной репой. В верхней части печи висели пучки засушенных лекарственных трав.

Физкультминутка. 

Пилим, пилим, пилим, пилим, (имитируют движения: «пилят бревно») 

Вместе мы бревно осилим. 

Рубим, рубим мы дрова, 

Закатали рукава ( имитируют движения: «рубят дрова»). 

Хорошо мы потрудились, 

На лошадке прокатились (скачут, как лошадки). 

Привезли дрова домой, 

Будет нам тепло зимой. (потирают ладошки, ушки)

Физкультминутка «Пилим дрова»

 Физкультминутка. 

Пилим, пилим, пилим, пилим, (имитируют движения: «пилят бревно») 

Вместе мы бревно осилим. 

Рубим, рубим мы дрова, 

Закатали рукава ( имитируют движения: «рубят дрова»). 

Хорошо мы потрудились, 

На лошадке прокатились (скачут, как лошадки). 

Привезли дрова домой, 

Будет нам тепло зимой. (потирают ладошки, ушки)

Пилим, пилим, пилим, пилим,

(дети имитируют движения, «пилят» бревна).

Вместе мы бревно осилим,

Рубим, рубим мы дрова,

Закатали рукава

(имитируют указанные движения).

Хорошо мы потрудились,

На лошадке прокатились

(Выполняют подскоки).

Привезли дрова домой,

Будет нам тепло зимой.

(Потирают ладони, уши)

Физкультминутка. 

Пилим, пилим, пилим, пилим, (имитируют движения: «пилят бревно») 

Вместе мы бревно осилим. 

Рубим, рубим мы дрова, 

Закатали рукава ( имитируют движения: «рубят дрова»). 

Хорошо мы потрудились, 

На лошадке прокатились (скачут, как лошадки). 

Привезли дрова домой, 

Будет нам тепло зимой. (потирают ладошки, ушки)

Воспитатель. Ребята, из каких материалов посуда есть у вас дома?

Дети. Дома есть посуда из металла, стекла, фарфора.

Воспитатель. Раньше у людей была простая посуда. Горшки для приготовления пищи, миски, чашки делали из глины, также ложки, миски вырезали из дерева. Позже появились чугун  – посуда для приготовления пищи в печи, сделанная из чугуна, специальный сплав железа. (Рассматривание глиняной посуды, деревянных ложек, чугунка).

Ели в избе за деревянным столом. Семьи были большие: родители, дети, бабушки, дедушки. Чтобы все поместились за столом, люди ставили деревянные лавки.

Воспитатель. Ребята, где вы дома храните одежду?

Ответы детей.

Воспитатель.  В старину одежду, постельное белье, полотенца хранили в сундуках. Вещи в сундуках перекладывали мешочками с ароматными травами, чтобы у белья был приятный запах  и не заводилась моль. А это что такое?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, это люлька. В ней в старину качали детей. Кроваток в старину не было. Люльку подвешивали к потолку и качали в ней малышей. Обычно старшие дочки в семье помогали мамам в уходе за младшими братьями и сестрами. Как можно успокоить малыша и улодить его спать?

Дети. Спеть колыбельную песню.

Воспитатель. Молодцы. Давайте споем колыбельную вместе.

Дети вместе  с воспитателем тихим голосом поют колыбельную.

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Будут Вани ворковать,

Будет Ваня крепко спать;

Будут гули говорить,

Чем Ванюшу накормить;

Полетят они в лесок и найдут там колосок

Станут кашу варить, станут Ваню кормить,

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Воспитатель. Давайте посмотрим, кто в нашей колыбельке спит?

 Достает игрушку домовенка Кузю.

Дети. Это домовенок Кузя.

Воспитатель. В старину люди верили, что в каждой избе живет домовой – дух-помощник. Домовые не выносят ссор, беспорядка в доме, в такой семье домовой баловаться начинает: вещи прятать, ночью в трубу гудеть.  Домовые очень любят, когда в семье лад и согласие, любят запах вкусных щей и пирогов. Тогда домовые людям помогают в делах, добро помогают скопить, берегут избу от пожара. Этот домовенок Кузя хочет с вами поиграть.

Хороводная игра «Домовой»

  В центр становится водящий. Дети водят вокруг него хоровод и проговаривают слова:

Дедушка Домовой,

Мы хотим играть с тобой,

Ты нас месте не сиди,

Влево, вправо поклонись.

Приседай и вставай

Да и нам заданье дай.

Водящий под музыку показывает либо спортивные упражнения, либо элементы русского танца.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось сегодня в гостях в русской избе? Что особенно Вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель. А теперь посмотрите на стол,

На столе самовар стоит,

И на вас глядит

Самовар то не простой.

Самовар то расписной,

Гостинцы берите, да к самовару подходите.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи «Как живут в деревне? Добрые избы» подготовительная группа

Конспект непосредственно – образовательной деятельностипо развитию речи«Как живут в деревне? Добрые избы»подготовительная группа«Лучики»...

ФКЦМ "Русская изба" подготовительная группа

ФКЦМ "Русская изба"  подготовительная группа...