"Мы помним , мы гордимся"
методическая разработка (подготовительная группа)

Володина Людмила Леонеровна

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим  своеобразием родного региона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАО «ДЕТСКИЙ САД С.НЕСЬ»

Занятие  «Мы помним, мы гордимся»                                                              

воспитатель первой квалификационной категории                                             Володина Людмила Леонеровна

2020 г

 

                                   Пояснительная записка

   В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные личностные качества. Но также все прекрасно понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Встает вопрос, как научить ребенка, любить свою Родину?

    Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Ребенок и должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим  своеобразием родного региона.

В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. И совсем не имеют представлении о вкладе наших земляков в историю Великой Отечественной Войны.

Цель :

Познакомить детей с оленно-транспортными эшелонами, с их значением и использованием во время Великой отечественной войны.

Предполагаемые результаты:

- вызвать интерес к истории родного края;

 - воспитание нравственных и патриотических чувств;

- уважение к старшему поколению, к защитникам Отечества.

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы -10 человек.

Оборудование: мультимедийная приставка для просмотра презентации, магнитофон, аудиозапись «Ненецкие песни» для проведения игры и физминутки.

Предварительная работа  разучивание детьми стихотворения А.Пушкиной «Памятник оленно-транспортному эшелону», цикл занятии о северном олене. Занятие проводилось в музыкальном зале, можно провести в группе, если площадь позволяет  установку оборудования и проведения физминуток.

Методы:  наглядный, словесный, игровой.

Приемы : использование презентации, стихи, рассказ педагога, вопросы, загадка физминутка, подвижная игра.

Интеграция областей:  «Познание», «Социализация», «Физическая культура»,  «Художественное творчество». 

Задачи:

Образовательные:

Способствовать развитию и углублению представлений детей о главном животном нашего северного края - северных оленях: особенностей их строения, место их обитания, потребностях, о значении их в жизни северного коренного народа.

Дать детям знания о подвиге оленно-транспортных эшелонах во время ВОВ.

Развивающие:

- Развивать словарный запас, творческую и познавательную активность.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к истории , прошлому, любовь к родному краю.

Виды деятельности:  познавательная, коммуникативная, двигательная,.

Ход занятия:

Слайд 3

 Загадка:

Утоляет голод мхами,

Хоть укрыла их пурга,

Как лопатою, копытом

Разгребает он снега.

        

Воспитатель:

- Кто это?( слайд 4 -1) Почему думаете, что олень?( слайд 4 -2)

- Что вы знаете о северном олене?

- Что помогает оленю выжить на севере? (слайд 5)

Это шерсть оленя (слайд 6)

Северный олень не боится стужи, легко выдерживает 50-60-градусные морозы, так как тело его покрыто очень густой шерстью, каждая ворсинка имеет полость, заполненную воздухом.

Слайд 7

Густые волоски покрывают у северного оленя даже носовое зеркало, нежная кожа которого оказывается защищенной от охлаждения.

Слайд 8

Это приспособление имеет важное значение, так как олени постоянно роются мордой в снегу.

Слайд 9

Широкие копыта помогают оленю совершать многокилометровые кочевки, преодолевая топкие болота и скользкий снежный наст.

Слайд 10

Копают снег олени передними ногами, и к зиме разросшиеся копыта с острым краем и вогнутой поверхностью оказываются очень важным приспособлением для добывания корма.

Слайд 11

Пальцы на ногах способны широко раздвигаться, при этом «щетка» длинных волос между ними увеличивает поверхность опоры.

Слайд 12

Зимой основной продукт питания оленей – ягель,

Слайд 13-

 ест олень грибы (1), ягоды (2), веточки, траву, рыбу.(3)

- Кто в тундре враг для оленя?

Слайд 14

Враги оленя – (1)росомаха , (2)медведь, (3)песец и главный враг это (4) - волк.

     Игра «Важенка и оленята»

- Кто же друг оленя?

Слайд 15

Человек-оленевод, который охраняет, заботится о стаде. А зачем человеку олень, что человек получает от оленя :

Слайд 16

Средство передвижения по тундре

Слайд 17

 Теплая  (1) одежда и (2) обувь

Слайд 18

 Продукты питания.

Слайд 19

     Обобщение ответов детей: у северного оленя сильные ноги и красивые ветвистые крепкие рога, ими он защищается от врагов. Крепкими копытами олень разгребает снег, добывая корм – олений мох ягель. Стада кочуют с места на место в поисках корма вместе с оленеводами. Олень может бежать по глубокому рыхлому снегу, не проваливаясь. У него теплый густой мех, из которого шьют одежду и обувь. Про оленя говорят: «Олень возит, олень кормит, олень одевает».

Северный олень незаменимый помощник и друг человека, но однажды олень стал защитником и воином. А вы хотите узнать, как это случилось?

 А было это давно, было это недавно.

22 июня 1941 года  на нашу страну  напал враг – фашистская Германия.

Слайд  20

Бой шли и на юге и на севере. Слайд  21

Слайд 22  Все люди встали на защиту своей Родины.

 С началом военных действий в Заполярье встал вопрос о транспортных перевозках в труднодоступных районах на Карельском фронте. Слайд 23. Здесь на севере нет дорог по которым можно было бы передвигаться. Вот тут то люди и вспомнили об особенностях северного оленя - может передвигаться по глубокому снегу, не надо специально заготавливать корм, ведь олень питается ягелем, может перевозить груз и людей. В этом могли помочь ездовые олени, однако в Мурманской области их было недостаточно, поэтому оленей на Карельский фронт собирали из Ненецкого округа и Коми АССР.

Слайд 24

В 1941 году более 10 000 оленей были отправлены на Карельский фронт в сопровождении более тысячи жителей Ненецкого округа. Слайд 25

 В их задачи входило обеспечение советских войск и участие в боевых действиях. Слайд 26

 Оленно-транспортные батальоны своим ходом дошли до станции Рикасиха в Архангельске, откуда были направлены непосредственно на фронт.

Физминутка – этюд: (слайд 27)

Движения выполняются соответственно тексту.

По тропинке мы шагаем

В рыхлый снег не наступаем. (  ходьба в колонне , ставя пятку одной ноги перед носком другой)

Север снежный и прекрасный.

Солнца в небе шарик красный.

 На носочки выше стали,

Руки к солнцу мы подняли. ( ходьба на носочках, руки вытянуты вверх).

Мы шагаем по сугробам,

 поднимаем выше ногу,

Проложи себе дорогу. ( ходьба высоким шагом, руки на поясе)

Посмотрите мчится тень-

Это северный олень ( руки вверх – скрестить)

Слайд 28

Как же наш северный олень помогал солдатам?

Слово солдата (Старшина Анатолий Иванович Рожин): Слайд 29

"В 1943 году мой взвод получил задание - заняться вывозкой моторов с подбитых самолётов. Дело было необычное, и никто не знал, как к нему подступиться: ведь каждый мотор весил не менее полутоны! Большую изобретательность в этом деле проявили канинские оленеводы и в особенности Василий Степанович Белугин. Была сооружена большая нарта, вроде той, на которой сейчас возят балки. На неё при помощи стягов и слег погружался снятый с самолета мотор, а дальше дело было за хорошими постромками и оленьей тягой. Впрягать в такую нартищу приходилось до 20 оленей".

Оленьи упряжки эвакуировали из тундры 162 самолета (это не считая вывезенных двигателей). Если прикинуть, это полноценная авиадивизия.

Слайд 30

Это конечно же подвозка авиабомб и снарядов к самолетам.

Первое время немцы наши оленно-транспортные эшелоны не воспринимали всерьез. А потом поняли, что здесь, в Заполярье, олень - это главный транспорт, помогающий оружие и снаряды в пункт назначения доставлять. Иногда, если нашим солдатам нужно было незаметно в тыл врагу пробраться, они надевали маскхалаты,

Слайд31

цеплялись за оленя, и он бежал по снегу. Оленя видно, а разведчика - нет. Так нередко с группой военных оленей солдаты быстро место дислокации меняли и свои тяжелые зачехленные пулеметы перевозили.

Слайд 32

 Когда фашисты поняли, что олень на войне - это тоже боец, они начали расстреливать наших оленей». Как только не называли наши фронтовые упряжки: «заполярная кавалерия», «снежные танки», «рогатые батальоны». Олени могли многое: вытащить подбитый самолет, везти пушку-горняшку или десяток ящиков - снарядов, эвакуировать раненых.

Слайд 34

 Боец Николай Ледков вспоминал, как оленеводы берегли своих оленей, специально шили белые попоны для рейдов в тыл врага. Но к осени 1944 года из десятичного стада уцелело чуть более тысячи оленей, остальные как бойцы на фронте сложили свои рогатые головы. Звездным часом для оленной армии стал 1944 год, когда проводилась масштабная операция по освобождению Карелии и Мурманской области. Десять воинов 31-й отдельной бригады, наших земляков, вернулись на свою малую родину со знаком высшей солдатской доблести - орденами Славы. А для оленей война завершилась в январе 1944 года.

Слайд 35

Первый в России памятник оленно-транспортным батальонам был установлен 23 февраля 2012 года в Нарьян-Маре. Памятник архангельского скульптора Сергея Сюхина представляет собой композицию из ненца, северного оленя и тундровой лайки в диске солнца. Кроме того, власти округа учредили день памяти оленно-транспортных батальонов 1941-1945 годов, который отмечается 20 ноября

Дети читают стихотворение Анны Пушкиной

"Памятник оленно-транспортному эшелону."

Было это как страшный сон.                                                                            

И сейчас не представить без слёз.                                                                  

Через сотни промёрзших верст  

Из оленей шёл батальон.

И вчерашний оленевод,

Отправляясь в последний путь,

И минутки не смел вздремнуть,

 На врага совершая поход,

 Чтобы тундра цвела весной,

Чтоб шумели где-то сады,

Север свой уберечь от беды,

Сохранить на земле покой.

Там, где он для врага мишень,

Где завязнет любой солдат

Шел вперед и ни шагу назад

Боевой товарищ олень.

Из беды выручая не раз,

Он не зря свою жизнь положил,

Верно Родине он служил,

Сотням раненых жизни спас.

На траве след - от чума тень,

Как под солнцем тундра цветет,

Как хозяйский сын дома ждет,

Умирая видел олень.

Наша память это гранит,

Наша память  -дедов ордена    

Не забыта с годами война

Из героев никто не забыт!

Слышишь  , в тундре упряжки звон

И каюра погонный клич?

Это в бой, чтоб врага настичь

Вновь оленный идет батальон.      

                                           

И в  наше время подвиг оленно - транспортных эшелонов  не забыт.

Слайд 36

 В этом году по следам , по той дороге прошла экспедиция на снегоходах с Нарьян –Мара до Рикасихи, под Архангельск.

Слайд 37, 38

 Ушло у них на дорогу неделю.

Слайд 39,

И в каждом селе, через которую проходил путь, состоялись встречи и возложение венков к памятникам, погибшим во время ВОВ.

Слайд 40,

И в нашем селе прошла такая встреча, слайд 41

 были на этой встрече и дети тех,  слайд 42 кто в сороковые шли на фронт.  Участники экспедиции записывали их воспоминания о том суровом времени для того , чтобы и последующие поколения знали и помнили подвиг наших земляков и северных оленей.   Вот и вы сегодня немного узнали о том, как наш северный олень помогал людям.

Слайд 43

По твердому насту, качая рогами,
Оленья упряжка летит над снегами.

И сильный вожак, повинуясь хорею,

Под упряжью выгнул могучую шею.

И нарты скрипят под веселым каюром,

От стужи закутанным в теплые шкуры.

И мчатся олени тропой не пробитой,

И снежные вихри вздымают копыта.

И вьется поземка, вскипая, как волны,

И тундра бела, широка и безмолвна.

К занятию прилагается  презентация «Северный олень» :

https://drive.google.com/file/d/16FKVF39o5Y-Vrq1kBIEjhkukOXhyyjxi/view?usp=sharing

В создании презентации использовались фотографии военных корреспондентов:  Роберт Диамент и Евгении Харлей.-http://www.diament.ru/

http://waralbum.ru/?

Литература

  1. Статьи  «В бой идет оленная армия», «Призванные из тундры» Ю.Канев   газета «Выбор НАО»  39(281) от 21.11.2013г. -http://nvinder.ru/ 
  2. «Современная школьная энциклопедия» - М., РОСМЭН, «Мир животных»;
  3.  Статья «Дорогой оленной армии» А. Николаев- http:// blogspot.ru от3.12.2013г. и блог о путешествиях в НАО «Дорога в НАО»
  4. Стихотворение Анны Пушкиной « Памятник оленно-транспортным эшелонам», газета «Нарьяна –Вындер» Выпуск № 19 (20078) от 22 февраля 2014 г.

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрирующего вида «Мы помним! Мы гордимся!»

Непосредственная образовательная деятельность, посвященная 68 годовщине Великой Отечественной войны....

Познавательно - творческий проект «Мы помним, мы гордимся»

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу посл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Мы помним, мы гордимся!"

Цель:          1. Привлечь внимание детей дошкольного возраста к детям-героям Великой Отечественной войны....

Проект "Помним и гордимся!"

В данном проекте мы обращаемся к теме Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашег...

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Мы помним, мы гордимся»

Игра-викторина, приуроченная ко Дню Победы, включает в себя конкурсы, загадки, музыкальные задания, спортивную эстафету. Тематическое занятие рекомендуется проводить в группе детей старшего (под...

Проект "Мы помним! Мы гордимся!"

Уумственно отсталые дети по своей сути не любознательны. И наша задача пробудить у них интерес к героическим подвигам нашего народа. Реализация данного проекта позволит сформировать у детей ...

"Мы помним, мы гордимся"

Ко дню Великой Отечественной войны....