Главные вкладки

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС
    презентация

    Минина Елена Ивановна

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon ekol._vosp.ppt1.02 МБ
    Файл ekolog._vosp.docx27.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС

    Слайд 2

    Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области « Познавательное развитие » и предусматривает решение таких задач как: — формирование первичных представлений о живой и неживой природе; — воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом .

    Слайд 3

    « Радуга» «Детство» Примерные образовательные программы « Истоки» «От рождения до школы»

    Слайд 4

    Семицветик Жизнь вокруг нас Авторские системы экологического воспитания детей Наш дом – природа Природа и художник Юный эколог Паутинка

    Слайд 5

    Программа «Наш дом - природа» Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).

    Слайд 7

    Программа «Юный эколог» С. Николаевой

    Слайд 9

    Программа «Мы – земляне»

    Слайд 10

    ПРОГРАММА « ПАУТИНКА » Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова

    Слайд 11

    « СЕМИЦВЕТИК » Автор В.И. Ашиков

    Слайд 13

    Раздел "Детский сад и я" Раздел "Труд взрослых" Раздел "Народные промыслы" Раздел "Моя семья" Раздел "Мой город" Раздел "Природа Красивомечья" Раздел "Культура Красивомечья" Система эколого- краеведческой деятельности

    Слайд 14

    «Природа Красивомечья » Цель: раскрыть значимость ценностного отношения к родной природе, развить способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, сформировать истинную любовь к родной земле, чувство привязанности к своей малой Родине.

    Слайд 15

    Месяц Содержание работы Сентябрь Дары природы – овощи и фрукты Насекомые Осень в Ефремов пришла, радость всем нам принесла Октябрь Деревья и кустарники в городской роще Птицы наши друзья Осенняя пора Ноябрь Комнатные растения Дикие животные наших лесов Предзимье (признаки конца осени) Декабрь Хвойный лес: ели и сосны Как живут лесные звери зимой Зима идет, аукает Январь Мы посадим лук Поможем птицы зимой В январе, в январе, много снега во дворе Февраль Огород на подоконнике Домашние животные Зима недаром злится Март К деревьям в гости Грачи - первые вестники весны Весна идет неспешными шагами Апрель Здравствуй, травушка – муравушка Лесные звери весной В гости к весеннему солнышку Май Лекарственные растения Бабочки и пчелы у меня в саду Природные явления Вторая младшая группа

    Слайд 16

    Средняя группа Месяц Содержание работы Сентябрь Во саду ли, в огороде В хороводе деревьев "Зелёная аптека" Октябрь Путешествие в страну осень Тайна грибного царства Чудо – ягодка Воздух Ноябрь Мир растений Подводное царство Волшебница вода Декабрь На бабушкином дворе Лесные жители Белый снег пушистый Январь В гостях у птиц Зимушка- зима Песок, глина, камень Февраль Путешествие в царство комнатных растений Эти домашние животные Стекло и металл Март В гостях у Веснянки Береги живое Резина и пластмасса Апрель Насекомые – наши друзья Экскурсия в плодовый сад в период цветения Земля – наш дом Май Экологическая тропинка Человек – живой организм Бумага, древесина, ткань Средняя группа

    Слайд 17

    Старшая группа Месяц Содержание работы Сентябрь Во саду ли, в огороде В хороводе деревьев "Зелёная аптека" Октябрь Путешествие в страну осень Тайна грибного царства Чудо – ягодка Воздух Ноябрь Мир растений Подводное царство Волшебница вода Декабрь На бабушкином дворе Лесные жители Белый снег пушистый Январь В гостях у птиц Зимушка- зима Песок, глина, камень Февраль Путешествие в царство комнатных растений Эти домашние животные Стекло и металл Март В гостях у Веснянки Береги живое Резина и пластмасса Апрель Насекомые – наши друзья Экскурсия в плодовый сад в период цветения Земля – наш дом Май Экологическая тропинка Человек – живой организм Бумага, древесина, ткань

    Слайд 18

    Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!



    Предварительный просмотр:

    В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные  элементы экологической культуры.

    Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

    — формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

    — воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

    Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

    Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или иную примерную образовательную программу или через парциальную программу. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.

    Существуют примерные образовательные программы, в которых прослеживается работа по экологическому воспитанию дошкольников. Это:

    1. Программа «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
    2. «Радуга» (Т. Н. Доронова, С.Г Якобсон),
    3. «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева),
    4. «Истоки» (под руководством Л.А.Парамоновой).

        Рассмотрим авторские системы экологического воспитания детей.

    1. «Наш дом – природа»
    2. «Юный эколог»
    3. «Мы - земляне»
    4.  «Паутинка»

    Программа «Наш дом - природа»

    Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).

    Нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка,  с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в нем.В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

    Программа «Юный эколог»

    Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» - программа, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.

    Программа состоит из 2-х подпрограмм:

    • «Экологическое воспитание дошкольников»;
    • «Повышение квалификации дошкольных работников по экологическому воспитанию детей».

    Т. Е одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развитие ее у взрослых, их воспитывающих.

    Программа «Мы – земляне»

    Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.  В основе программы лежат три подхода: естественнонаучный, натуралистический и гуманистический (гуманитарный). 

    Суть естественнонаучного подхода в том, что экология рассматривается как часть биологии, изучающая в специфических аспектах проблемы взаимодействия организма и окружающей среды.

    Натуралистический подход в определенном смысле противостоит первому, рассматривая проблему как бы с другой стороны. Его можно было бы определить как "экологию среды", ибо в его основе - изучение того, как гибнет и разрушается окружающая среда под воздействием результатов деятельности человека.

    Программа «Паутинка»

    Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова

    Развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе, как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: где я живу, как я живу, с кем я живу, когда я живу. Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений, животных помогают развивать в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансфомируются в содействие.

    « СЕМИЦВЕТИК ».  Автор  В.И. Ашиков

          Данная программа нацелена на культурно – экологическое образование детей, развитие в них начал духовности. Богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают, что от того как ребенок научится мылить и чувствовать окружающий мир природы, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать.

    В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций.

    Таким образом, обзор ряда авторских программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

    Тема моего опыта работы «Эколого – краеведческая деятельность детей дошкольного возраста».  Несмотря на большое количество методической литературы по экологическому воспитанию, практически нет  методических пособий для дошкольных образовательных учреждений с использованием краеведческого содержания. Поэтому возникла потребность  разработать единую  систему работы, которая бы способствовала развитию познавательного интереса у дошкольников  к знаниям о родном городе и крае.

    Весь материал по эколого - краеведческой деятельности я разделила на следующие разделы:

    1. «Детский сад и я»
    2. «Труд взрослых»
    3. « Народные промыслы»
    4. «Моя семья»
    5. «Мой город»
    6. «Культура Красивомечья»
    7. «Природа Красивомечья»

    Один из разделов - «Природа Красивомечья». В разделе раскрывается значимость ценностного отношения к родной природе, развиваются способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, формируется истинная любовь к родной земле, чувство привязанности к своей малой Родине. Работая по разделу «Природа Красивомечья» основное внимание я уделила ознакомлению детей с природой именно родного края. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему. Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу.

    Предлагаем вашему вниманию примерное тематическое планирование по возрастным группам с постепенным усложнением материала и расширением тем.

    В младших группах происходит знакомство детей с природой участка детского сада, проводятся целевые прогулки в разные времена года, рассматриваются деревья, закрепляются их названия.  Дети получают краеведческие сведения о природе родного края через рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов, дидактические игры.

    В средней группе происходит знакомство детей с многообразием животного и растительного мира России через устный рассказ педагога, чтение книг В.В. Бианки, А.Н. Плещеева, Г.А. Скребицкого, дидактические игры. Закрепляются и расширяются знания о жизни животных. Также в этой возрастной группе происходит знакомство с материалами – стеклом, камнем, резиной, камнем, бумагой и т.д. Я рассказываю детям о свойствах материалом, их производством или местонахождением в природе, делая акцент на родном краем. Так, знакомя детей с резиной я попутно рассказываю о Ефремовском заводе СК, с тканью – о бывшей швейной фабрике.

    В старших группах работа направлена на то, чтоб рассказать детям о том, как сберечь природу. Для этого  рассматривались картинки с видами растений, птиц, животных, находящихся на грани вымирания. Через игры закрепляем правила поведения в природе. Составляем кодекс правил поведения в лесу. Также, уже более широко, дети знакомятся с растительным миром России – степей, полей, тайги, полярного края. Одна из тем в старшей группе - шестиногие малыши.  Такое необычное название сразу заинтерисовывает детей и побуждает их к поисковой деятельности, развивает логическое мышление. Сделав выводы, дети понимают, что тема для сегоднешней беседы - насекомые и совместная деятельность детей и воспитателя начинается

     

    Вторая младшая группа

    Месяц

    Содержание работы

    Сентябрь

    Дары природы – овощи и фрукты

    Насекомые  

    Осень в Ефремов пришла, радость всем нам принесла

    Октябрь

    Деревья и кустарники в городской роще

    Птицы наши друзья

    Осенняя пора

    Ноябрь

    Комнатные растения

    Дикие животные наших лесов

    Предзимье (признаки конца осени)

    Декабрь

    Хвойный лес: ели и сосны

    Как живут лесные звери зимой

    Зима идет, аукает

    Январь

    Мы посадим лук

    Поможем птицы зимой

    В январе, в январе, много снега во дворе

    Февраль

    Огород на подоконнике

    Домашние животные

    Зима недаром злится

    Март

    К деревьям в гости

    Грачи - первые вестники весны

    Весна идет неспешными шагами

    Апрель

    Здравствуй, травушка – муравушка

    Лесные звери весной

    В гости к весеннему солнышку

    Май

    Лекарственные растения

    Бабочки и пчелы у меня в саду

    Природные явления

    Средняя группа

    Месяц

    Содержание работы

    Сентябрь

    Во саду ли, в огороде

    В хороводе деревьев

    "Зелёная аптека"

    Октябрь

    Путешествие в страну осень

    Тайна грибного царства

    Чудо – ягодка

    Воздух

    Ноябрь

    Мир растений

    Подводное царство

    Волшебница вода

    Декабрь

    На бабушкином дворе

    Лесные жители

    Белый снег пушистый

    Январь

    В гостях у птиц Зимушка- зима

    Песок, глина, камень

    Февраль

    Путешествие в царство комнатных растений

    Эти домашние животные

    Стекло и металл

    Март

    В гостях у Веснянки

    Береги живое

    Резина и пластмасса

    Апрель

    Насекомые – наши друзья

    Экскурсия в плодовый сад в период цветения

    Земля – наш дом

    Май

    Экологическая тропинка

    Человек – живой организм

    Бумага, древесина, ткань

    Старшая группа

    Месяц

    Содержание работы

    Сентябрь

    «Земля - кормилица»

    «Дары Земли – матушки и Осени – красавицы»

    «По грибы да по ягоды»

    «Человек – часть природы»

    Октябрь

    «Царица – водица»

     «В гостях у морского царя»

    «Речные обитатели Красивой Мечи и других рек области»

    Ноябрь

    «Воздушный океан»

    «Перелетные птицы»

    «Проводы осени»

    Декабрь

    «Зимушка – зима»

    «Русский лес. Этажи леса»

    «Русский лес. Жители различных этажей леса» -

    Январь

    «Животные и растения уголка природы»

    «Домашние и декоративные птицы»

    «Растения и животные зимой»

    Февраль

    «Животный мир полярных районов земли

     «Животный мир жарких стран»

    «Домашние животные»

    Март

    «Как поссорились март и февраль»

    «Русское поле»

    «Степная зона»

    «Растения, живущие рядом с нами»

    Апрель

    «Шестиногие малыши»

    «Сказки из аптечки»

    Май

    «Весенние заботы птиц»

    «Сады в цвету»

     «Строим экологический город»

    «Круглый год»

    И в конце хотелось бы прочитать стихотворение, которое можно считать девизом моей работы:

    Всё хорошее в людях — из детства!

    Как истоки добра пробудить?

    Прикоснуться к природе всем сердцем:

    Удивиться, узнать, полюбить!

    Мы хотим, чтоб земля расцветала,

    И росли, как цветы, малыши,

    Чтоб для них экология стала

    Не наукой, а частью души!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования

    Выступление на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преественности ФГОС дошкольного и начального образования"....

    Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования

    Презентация к выступлению на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования"...

    Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

    Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

    «Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

    Доклад на тему "Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"...

    Участие на ГМО "Игры и эксперименты. как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко- Школы"

    Видеопоказ эксперимента ОД на ГМО "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко школа"...

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках программы «Хранители природы» по направлению «Открываем мир природы».

    раВоспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.боты:...