Проект Лекарственные растения
проект (средняя группа)

Бессонова Ирина Геннадьевна

Проект " Лекарственные растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Лекарственные растения41.44 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект  « Огород лекарственных растений»

 Аннотация проекта .
Предлагаемый материал, направлен на обогащение представлений детей дошкольного возраста о многообразии и пользе лекарственных растений, развитие исследовательской деятельности, воспитание бережного отношения к природе. Данный опыт работы будет полезен воспитателям при организации тематических прогулок, оборудовании «экологического пространства» на участке детского сада.

«Наш аптечный огород - целебных травок хоровод »
Огород наш просто диво-
Здесь нарядно и красиво!
Тут кругом растут лекарства,
Словно сказочное царство.
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки!
А всему ведет учет
Добрый наш Лесовичок.
Знает точный травкам счет,
Помнит он любой цветок,
Что посажен был в горшок.
Он большущий непоседа
Спит с утра и до обеда,
А с обеда до утра –
У него хлопот пора

Содержание:
1. Из истории появления аптекарских огородов.
2. Актуальность создания огорода лекарственных трав  на территории детского сада.
3. Цель и задачи проекта « Огород лекарственных трав ».  
4. Этапы работы над проектом.
5. Организация деятельности детей.
6. Правила поведения на огороде лекарственных трав.
7.
 Перечень лекарственных растений  и план огорода лекарственных растений  .
8. Заключение.
9. Приложения

1.Из истории появления аптекарских огородов.

С давних пор в культурах разных народов использовались лекарственные и пряноароматические растения. На заре Средневековья появляются первые «Аптекарские огороды», это некие ботанические сады, которые являлись своеобразными исследовательскими центрами, где изучали целебные свойства растений. Предположительно первые появились в Италии.

Надо сказать, что на Руси «Аптекарские огороды» устраивались при монастырях. Первые упоминания об «аптекарских огородах» при монастырских садах появляются в 11-13 вв. Использование лекарственных трав на Руси приняло особо широкий размах в середине 17-го века, когда царем Алексеем Михайловичем был создан "Аптекарский приказ", ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и войска. Были созданы "аптекарские огороды" - сады, где разводили отечественные и заморские лекарственные растения.

В 1706 году Высочайшим указом Государя-Императора Петра I, в Москве в районе осушенных болот за Сухаревой башней был заложен первый в России «Аптекарский огород» - учебно-вспомогательное учреждение для московской медицинской школы, а также для казенных аптек.

В настоящее время, на основе широкого использования лекарственных растений, выращиваемых на промышленных площадях, создается до 60% всех производимых лекарственных средств. Сегодня же лекарственные и пряноароматические растения можно использовать и для создания ландшафта, т.е в озеленении, т.к. многие из них обладают ярко выраженными декоративными свойствами.
2.Актуальность:
Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Поэтому на территории нашего детского сада был разбит огород аптекарских трав.
Наблюдая, как из семечка вырастает растение, узнавая, как оно может помочь своими целебными свойствами, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость лекарственных растений для человека. Приобретенное в детстве умение узнавать в простой травке под ногами лекаря и помощника ведет к активизации познавательной деятельности, расширяет знания детей.
Цель: расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека.
Задачи:
Познавательное развитие:
Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений, учить узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширять знания об  их лечебных свойствах и пользе.
Речевое развитие:
Развивать монологическую речь детей, умение вести диалог, расширять и активизировать словарный запас по теме. Познакомить с произведениями художественной литературы экологической направленности.
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать умение совместно решать поставленную задачу (коллективная посадка, прополка, декор участка);
Снятие стресса, укрепление нервной системы (аромотерапия: вдыхание воздуха, наполненного фитонцидами мяты, мелиссы, чабреца);
Формировать умения и навыки по уходу за растениями;
Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав - не употреблять в пищу неизвестные растения.
Художественно-эстетическое развитие:
Учить передавать в рисунках отличительные особенности лекарственных растений. Прикладное творчество: создание из полосок бумаги цветка ромашки; совершенствовать умение создавать объёмные цветы шалфея  и календулы. Познакомить с технологией изготовления куклы-Травницы.

Вид проекта – практический природоохранный, исследовательский, эколого-познавательный, творческий.

Участники проекта - дети младшего, среднего и старшего возраста, педагоги и родители.

Длительность проекта – 6 месяцев(апрель-сентябрь)

Ожидаемый результат

Сформированные знания о лекарственных растениях.

3   .Этапы работы

1. Подготовительный этап

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Подбор литературы по данной теме, составление конспектов, подборка картотеки опытов, ситуация общения с детьми на тему: «Что мы знаем о лекарственных растениях?», чтобы выяснить представления детей и заинтересовать проблемой.

Условия разбивки огорода лекарственных растений.
1. Изучение специальной литературы по данной проблеме (разнообразие лекарственных растений нашего района, условия их выращивания) .
2. Выбор места на участке  .3.Обеспечение полива.4. Наличие посадочного материала (семена, черенки, корневища) .
5. Наличие огородного инвентаря (лопаты, грабли, тяпки, лейки).
Этапы работы на огороде:
1. Планировка огорода.
2. Перекопка почвы.
3. Рыхление земли граблями, разбивка комьев, выборка остатков травы.
4. План высадки растений.
5. Посев семян и высаживание черенков, корневищ в грунт.
6. Уход за всходами: полив, прополка, рыхление.
7. Декоративное оформление огорода.
8. Сбор лекарственного сырья.

Организация деятельности детей
Познавательная деятельность:
1. Рассматривание и сравнивание семян, черенков, корневищ перед посадкой.
2. Наблюдение за всходами.
3. Подробное ознакомление с растениями (стебель, листья, цветы, запах)
4. Знакомство с условиями произрастания.
5. Ознакомление с правилами сбора лекарственного сырья (какую часть растения собирать, как и для чего применять, как сушить)
Трудовая деятельность:
1. Рыхление земли.
2. Посев семян
3. Полив, прополка.
4. Сбор сырья.
Творческая деятельность:
1. Совместное декорирование участка.
2. Художественное творчество.

 Основной этап реализации проекта

Тема

Цель

Деятельность

Дата

Участники

«Травушка-муравушка»

Формировать представления о травах, развивать творческие способности.

Познавательно- продуктивная

(аппликация)

Приложение №1

Воспитатель,

«Травы, которые лечат»

Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями. Научить различать самые обычные цветущие травы: мать - и - мачеха, одуванчик, подорожник, мята.

Коммуникативная

Приложение №2

Воспитатель, дети

Целевая прогулка на «лекарственный огород»-«Лекарственные растения рядом»

Расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека.

Познавательно-исследовательская

Приложение №3

 

Воспитатель, дети

«Мир лекарственных растений»

Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях. Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

Познавательная

Приложение №4

 

Воспитатель, дети

Презентации семей о лекарственных растениях:

1. «Мать и мачеха»

Дать детям понятие о свойствах лекарственного растения - шиповник, его характерных особенностях.

Познавательная

Приложение №5

В течение всего проекта

Родители,

2. «Мята»

Формировать представления детей о лекарственном растении. Уточнить знания о значении слов: эфирное масло, кулинар, стоматолог.

Познание

Коммуникативная

(чтение художественной литературы)

Приложение №5

В течение всего проекта

Родители, дети

3. «Подорожник»

Закрепить знания о понятии «лекарственное растение». Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.

Познавательная

Приложение №5

В течение всего проекта

Родители, дети

4. «Ромашка»

Сформировать элементарные представления о ромашке, ее частях (серединка, лепестки, стебель, листочки), характерных признаках и лечебных свойствах.

Познавательная

Приложение №5  

В течение всего проекта

Родители, дети

«Лекарственные травы. Могут ли они вам помочь?»

Предоставить информацию для родителей

по теме.

Познавательная

(Папка-передвижка)

Приложение №6

Воспитатель, дети

Экологическая беседа «Правила поведения в природе»

Рассмотреть экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети учатся правильно вести себя в окружающей их природе.

Познавательная

Коммуникативная

Приложение №7

 

Воспитатель, дети

Экологические беседы, НОД  по экологии

Расширить знание и представления детей о применении растений человеком. Уточнить знание детей о лекарственных свойствах многих растений.Развивать речь детей (описание, рассуждение, диалог)Воспитывать бережное отношение к растениям.

Коммуникативная, двигательная ,познавательная

Приложение 12

В течение всего проекта

Воспитатель, дети

«Мир лекарственных растений»

Дидактические, пальчиковые игры

Развивать познавательные способности на основе сформированных представлений о лекарственных растениях.

Коммуникативная, двигательная

Приложение №8

В течение всего проекта

Воспитатель, дети

Стихи, загадки о лекарственных растениях.

Развитие мелкой моторики, памяти, выразительности речи

Коммуникативная, двигательная

(заучивание стихов, физкультминуток, отгадывание загадок о лекарственных растениях

Приложение №9

В течение всего проекта

Воспитатель, дети

Плакат «Берегите лекарственные растения»

Воспитывать бережное отношение к природе,

формированию у детей желание сохранить окружающую среду.

Познавательно-продуктивная

(аппликация)

Приложение №10

 

Воспитатель, дети

«Творческие работы детей »

Формированию у детей желания сохранить окружающую среду.

Продуктивная

  (аппликация, рисование, ручной труд )

В течение всего проекта

«Лесная аптека»

Прививать любовь к прекрасному, развивать музыкальный слух. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Художественно-эстетическое

Приложение №11

 

Воспитатель,музыкальный руководитель, дети

Оформление альбома «Лекарственные растения»

Закрепить имеющиеся у детей знания о лекарственных растениях.

Взаимодействие с родителями

 

В течение всего проекта

Родители, дети, воспитатель

Оформление лэпбука  «Лекарственные растения нашего края»

Закрепить имеющиеся у детей знания о лекарственных растениях Урала.

Взаимодействие с родителями

Родители, дети, воспитатель

Подпроекты № 1,2,3,4

Уточнить знание детей о лекарственных свойствах многих растений.

Приложение№13

В течение всего проекта

Родители, дети, воспитатель

Художественные произведения для ознакомления дошкольников

Приложение№14

В течение всего проекта

 Дети, воспитатель

Фотовыставка

Презентация проекта

 

 

Родители, дети, воспитатель

Список литературы:

1. Вакуленко Ю.А. Экологические праздники - Волгоград: Учитель, 2008.

2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

3. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

4. Тартак А. М. Золотая книга, или Здоровье без лекарств. - СПб.: "ДИЛЯ", 2002.

5. Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М.: Просвещение, 2003.

6. Электронные ресурсы:

http://florall.ru/lekarstvennye_rasteniya http://www.coolreferat.com/
7. Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. :Мозаика-Синтез, 2006

3. Заключительный этап

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов, собрали материал о лекарственных растениях нашего края. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках. В процессе работы над проектом мы пришли к выводу, что растения не только украшают нашу жизнь, кормят нас, но и являются лекарством от многих недугов. Узнали, какие лекарственные растения растут в нашей местности, о применении лекарственных растений при различных заболеваниях.

Заключение.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя - развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать за явлениями живой и неживой природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях. Постоянное наблюдение невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников. Формы организации, методы и приемы ознакомления с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, возраста детей, условий произрастания растений. Так в нашем детском саду было организовано экологическое пространство «Огород лекарственных растений»», где дети знакомятся с многообразием лекарственных растений, их характерными особенностями, целебными свойствами. У детей развивается познавательный интерес - они охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать красоту формы и окраски листьев, цветов.
«Экологическое пространство» можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные волшебные уголки природы.

Из собранных и засушенных нашими детьми душистых трав мы сделали русскую народную куклу Травницу. Таких кукол делали наши бабушки для профилактики и лечения различных заболеваний. Фитотерапия является самым древним способом врачевания и популярна до сих пор.

Наполнителем нашей Травницы стал сбор из мяты, мелиссы и соцветий ромашки аптечной, который обладает противоспалительным, антисептическим, антимикробным и легким успокаивающим эффектом.

Представленный проект является результатом работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по формированию экологических знаний о мире лекарственных растений. Так как проект реализовался в большей степени в летний период, в нем были задействованы дети разных возрастных групп.  Проект позволяет детям  дошкольного возраста познакомиться с лекарственными растениями через различные сферы деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, художественно-эстетическую.

В процессе проводимой нами работы у детей сформировались определённые умения и навыки: усвоены правила сбора лекарственных растений, их заготовки, применения в качестве лекарственного сырья.

В период работы над проектом дети пополнили словарный запас по данной теме, познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках, поделках из природного материала. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Результатом работы являются создание паспорта  «Лекарственные растения», проведение праздника «Лесная аптека», Лепбука «Лекарственные растения нашего края»

Опыт нашей работы показывает, что воспитание положительного отношения к растительному миру должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью.

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.

Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....