Главные вкладки

    Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Чиркова Ирина Геннадьевна

    Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие в подготовительной группе

    «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

     Цель: формировать представления детей о лекарственных свойствах растений. Познакомить с практическим использованием некоторых лекарственных растений.

     Ход НОД:

     -Ребята, а вы любите сказки?

     -Хотите послушать интересную?

     -Эта сказка не только интересная, но и полезная.

     Однажды солдат в село со службы воротился. Много лет воевал он на чужбине. Пришел солдат весь израненный и раны его не заживают. Поняла жена, что не выходить ей мужа, и решила его в город к врачу везти. По дороге одолели ее думы горькие, и не заметила она, как змея выползла на солнышке погреться. И переехало ее колесом повозки. Остановилась женщина и увидела, как змея обернулась какими-то листьями, растущими вдоль дороги. Через некоторое время раненая змея исцелилась, и уползла в траву.

     «Что за трава дивная, может быть, она и мужу моему поможет. » подумала женщина и, сорвав несколько крупных листьев подорожника, сделала из них повязки мужу на раны.

     Пока ехали они до города раны его заживать стали, боль утихла. Выздоровел солдат.

     - Вы узнали, что это была за трава? /подорожник/

     «Старичок- Лесовичок»

     -Здравствуйте ребята. Меня зовут Старичок-Лесовичок.

     Сидел я здесь недалеко под деревом, отдыхал. Я везде бываю, тоже много травок знаю. Эти травки не простые, они обладают волшебной силой. Они вылечат вас от кашля, простуды, помогут вылечить ранки и нарывы. А если пить настои из этих трав, то не будет болеть голова и сон ваш станет крепкий.

     - Хотите узнать, что это за травки?

     Первая остановка на нашем плане «Волшебная библиотека»

     -Ребята, Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них - лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Вот сегодня мы и поговорим о растениях, но не простых, а лекарственных.

     Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, люди стали их называть - лекарственными растениями. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники».

     -По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

     -Давайте полистаем страницы этих книг.

     Вывод:

     -Как вы думаете, должны ли быть эти книги в домашней библиотеке?

     -Может у кого -нибудь дома есть такие книги? Если нет, то обязательно приобретите.

     Следующая остановка «Островок чистого воздуха»

     -Рассмотреть растение, потрогать листочки, понюхать.

     - Это туя. У туи есть родственник - называется можжевельник.

     -Туя или можжевельник славится своими лечебными свойствами издавна. В нем много эфирных масел со смолистым, терпким, дымчатым ароматом. Если маслом из этого растения натереть то место, которое болит, то оно согреет это место, боль пройдет и у вас поднимется настроение. Если мы помажем этим маслом неожиданно появившийся на руке или ноге прыщик, то он исчезнет. Грибники всегда берут это масло с собой в лес. Оно поможет при укусе змеи.

     Этот хвойный кустарник чрезвычайно полезен. Там, где он посажен, воздух намного чище. Он выделяет в воздух особые вещества, которые уничтожающие вредные для здоровья микроорганизмы.

     Вывод:

     -Ребята, а как вы думаете почему мы встретили тую в зоне «Дорожного движения»?

     (На дорогах всегда пыльно, машины загрязняют воздух.

     Надо сажать тую возле дома, дорог, в парках.)

     Дыхательная гимнастика около туи.

     «Аромат цветов»

     Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося : «А- а- ах! »

     Следующая остановка «Скорая помощь»

     -А вот и подорожник. Расскажи подорожник о себе.

     «Подорожник»

     Тонкий стебель у дорожки

     На конце его — сережки.

     На земле лежат листки —

     Маленькие лопушки.

     Вам я — как хороший друг,

     Лечу ранки ног и рук.

     Подорожник у дороги

     Дружно топчут Ваши ноги.

     Вот козлёнок пробежал.

     На ходу листок сорвал.

     Таня бросила мячом.

     Ну а мне все нипочем.

     -И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что. Интересно, почему?

     -Давайте рассмотрим, потрогаем растение.  (ответы детей).

     - Жёсткие листья у подорожника.

     - Упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным.

     -Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками.

     -Из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку.

     - Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли.

     -Трава - подорожник растёт много лет.

     -Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом.

     -Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок.

     -Когда цветы опадают, на их месте созревают семена.

     -Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги?

     (рассуждения детей).

     -Семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог.

     Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение.

     При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

     - Посмотрите ребята, кто это? (Зайчик)

     -А почему Зайчик ты хромаешь?

     «Зайчик»

     В лес бежал по лугу я

     Споткнулся, вот беда.

     Лапку сильно повредил,

     Помогите, нет уж сил.

     -Ребята поможем зайчику?

     -Подорожник покажи ребятам, как надо лечить зайца.

     (Листик надо сполоснуть и приложить к больному месту, можно забинтовать или заклеить пластырем.)

     Вывод:

     -Правильно подорожник в народе называют «скорая помощь» или «аптека у дороги»

     - Интересно почему? (в подорожнике есть сок, который быстро заживляет, затягивает раны)

     -Давайте нашему зайчику сделаем подарок.

     Разделитесь на 2 команды, кто с кем хочет.

     1 команда- «Одуванчик», 2 команда –«Ромашка»

     Подойдите к столикам.

     Назовите части растений /корень, листья, стебель, семена, цветок. /

     -На столе все, что нам надо для поделки.

     -Что это? /Какие части растения/  (листья, стебель на котором семена, земля)

     -Как можно сделать подорожник?  (листья и стебель воткнем в землю близко друг другу, чтобы получилась прикорневая розетка)

     Самостоятельная деятельность. Поделка «Подорожник»

     -До свидания зайчик, беги к своей маме.

     Давайте на следующую остановку «Огород»

     «Чеснок»

     Этот овощ как головка,

     В ней зубцы засели ловко,

     Как мы зубчик очищаем,

     Всех микробов убиваем. (Чеснок)

     Рассмотреть головку чеснока.

     -Послушайте это интересно!

     -Чеснок- одно из самых древних и наиболее широко распространенных культурных растений. Он употребляется в пищу в качестве природного лекарства. Издавна считалось, что люди, которые постоянно едят чеснок, самые смелые, храбрые, крепкие здоровьем. Во время военных действий выжимали сок из чеснока и прикладывали его к ранам.

     -А вы знаете, что если у вас болит зуб вы можете съесть кусочек чеснока и боль пройдет, а если у вас насморк то достаточно его понюхать несколько раз. А кто постоянно ест по дольке чеснока на обед тому не страшны ни простуда, ни грипп. А самое интересное, что если есть чеснок то у вас будет хорошая память. Вы ведь пойдете в школу, а там вам много надо будет читать, запоминать.

     Чеснок имеет лечебную силу тогда, когда его только собрали, а при хранении постепенно теряет ее. Для длительного хранения этой силы рекомендуется хранить чеснок в прохладном месте. Чеснок, в период сбора урожая, сушат, из него заготавливают консервированный сок, готовят настойки.

     Вывод:

     - У кого на огороде растет чеснок?

     -Как вы думаете для чего его сажают ваши мамы и бабушки?

     -Посмотрите сколько друзей-овощей на грядке у чеснока. Они тоже полезны для нашего организма.

     -Давайте вспомним, чем полезна «Морковь»

     (-В моркови много витамина «А» который полезен для нашего зрения.

     - В капусте много витамина «С», который помогает бороться с гриппом и простудой. Сок капусты помогает при ожогах и нарывах.)

     - А вызнаете что если кушать перец, там много витамина «А», «В», то у нас будут быстро расти волосы, они станут шелковистыми.

     -А если мы будем есть салат из редиски, то у нас всегда будет хороший аппетит.

     Игра с овощами «Что изменилось? » (обручи) 2 команды

     -А вот и чистотел.

     -Чистотел- многолетнее растение. Растение ядовито. Еще Древние Греки заметили, что чистотел расцветает с прилетом ласточек и вянет с их отлетом. Чистотел применяется в народной медицине. Если вдруг появится на коже бородавка или прыщик нам поможет «Чистотел».

     — Чистотел помогает и животным, у которых с его помощью лечат раны. А если поджечь чистотел, то его дым отпугнет вредных насекомых, которые портят растения, урожай садов и огородов.

     - В качестве лекарственного средства используют траву (стебли, листья, цветки) .При сборке ядовитого растения необходимо помнить о мерах безопасности. Так, срезая траву чистотела, руки увлажняются соком растения, поэтому следует следить за тем, чтобы сок не попал в глаза.

     Вывод:

     -Что вы посоветуете бабушке, когда она расстроится, что у нее на огороде много вредных жучков, которые портят урожай?

     -Будите ли вы срывать это растение?

     Остановка «Лесная аптека».

     Ребята, если летом ваши мамы и бабушки не смогли заготовить лекарственные растения, то их можно приобрести в аптеках. В аптеках можно купить разные травы, микстуры, масла, чаи из трав.

    Люди, которые заготавливают травы всегда знают и помнят, как правильно это делать. И мы с вами уже знакомились с этими правилами. А теперь я хочу узнать помните ли вы их?

     -Карточки /правила сбора лекарственных растений. /

     -Нельзя собирать растения в городе и вблизи дорог, возле железнодорожных путей.

     -Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет трава.

     -Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

     -После сбора растений надо тщательно вымыть руки.

     - Нельзя при сборе топтать соседние растения, и рвать их с корнем.

     -Какие еще правила сбора лекарственных растений вы помните?

     Правила сбора лекарственных растений.

     1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

     2. Нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животными.

     3. Собирать растения надо каждый вид отдельно.

     4. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

     5. Нельзя рвать много лекарственных растений.

     6. Нельзя пробовать лекарственные растения на вкус.

     7. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

     8. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

     -Все ребята молодцы, потрудились от души!

     - Сегодня вы узнали много нового и интересного.

     - Ребята, здесь есть полянка с цветами.

     -1. Кому не понравилось- возьмите синий цветочек.

     -2. Кому понравилось и он узнал много нового и интересного – возьмите желтый цветочек.

     -3. Кому очень, очень понравилось и он еще раз попутешествовал бы с Лесовичком- возьмите красный цветочек.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия В подготовительной группе «Удивительный мир животных и растений».

    Интеграция предметов: обучение грамоте, знакомство с окружающим миром  Цель занятия: Способствовать воспитанию бережного отношения к природе; закрепить пройденный материал по основам единицы...

    Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Угощение для растений»

    Задачи:Ø    Расширить знания детей о комнатных растениях;Ø    Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок), используя модели, и путем сравне...

    Конспект факультативного занятия в подготовительной группе «Путешествие вокруг света».

    Сценарий  факультативного занятия  в подготовительной группе  «Путешествие вокруг света»....

    Опытно-экспериментальное занятие в подготовительной группе на тему: "Посадка комнатных растений"

    Дать детям элементарное представление об  источниках загрязнение воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.Продолжить знакомить детей со свойствами земли ( почва ), самостоятельно п...