НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ
статья

Чустеева Анастасия Никитична

Приобщение детей к семейным ценностям через народные традиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_traditsii.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ

Приобщение детей к народным традициям начинается в семье с самого раннего возраста. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития.

В семье ребенок каждый день ощущает вокруг себя живую действительность и принимает непосредственное участие в ней, он наблюдает действия своих родителей, слышит их суждения и оценки, становится свидетелем их отношений к друг другу и окружающим людям. Наблюдая в повседневности всех членов своей семьи, ребенок получает тем самым образцы поведения в тех или иных ситуациях, ему достается целый «набор» манер, жестов, словосочетаний, суждений о людях, о политических событиях, о явлениях общественной жизни и т.д.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых. [2,с.133]

Традиции в переводе с латинского означает «передача». Составной частью традиций являются обычаи. Когда традиции соблюдаются постоянно и регулярно – они превращаются в привычную форму действия, устойчивый стереотип поведения. Вот это и должно быть конечной целью в воспитании детей на традициях народа. Такие качества как уважение к старшим, любовь к людям и родной земле, взаимопомощь и доброжелательное отношение к другим народам, трудолюбие, народ считал определяющими в характере человека.  

В детском саду дети разных национальностей. Поэтому мы изучаем традиции и обычаи русского и хакасского народов. Как один из элементов воспитания на национальных традициях является устное творчество: пословицы и поговорки, с которыми дети знакомятся в детском саду и дома. Это помогает знакомить не только с устным народным творчеством народа, но и способствует развитию речи, помогает изучению и усвоению языка. У всех народов педагогическая культура складывается из одних и тех же элементов: сказки, мифы, поучительные рассказы, песни, стихи, скороговорки. В ДОУ имеются записи и книги с национальными сказками, которые мы используем в своей работе. Интерес проявляется постепенно, по мере знакомства с традициями хакасского и русского народов. На праздниках разучивают стихи и песни на хакасском языке. Большой вклад в развитие речи вносят занятия музыки, где дети разучивают песни на русском и хакасском языках.

Необходимой стороной традиции является воспитание в детях уважительного отношения к старшим, почитание их мудрости. Уважительное отношение к старшим – одна из лучших черт любого народа. Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему обществу особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие рационально и трезво мыслить. Огромную роль в этом играет семья.

Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру. В семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. В ДОУ дети знакомятся с помощью своих родителей с историей своей семьи и предков через участие в проектах «Расскажу я вам, друзья, как живет моя семья», «Моя семья» и т.д. Дети с удовольствием изготавливают семейные древа своего рода, гербы и флаги; оформляют альбомы и оформляют совместные выставки.  

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки - отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов [1,с.51].

Игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями.

Играя с куклами, знакомим детей с национальными костюмами и их деталями (хакасское платье, хакасская рубаха, пого и т.д.), в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилища хакасского народа. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях, образе жизни, культуре народа. Представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье.

Неоценимую помощь в сохранении того огромного культурного опыта, который накоплен и оставлен нам в наследство, оказывают различные музеи. Знакомство детей с музейными экспонатами может оказать огромное влияние на их общее и культурное развитие, особенно, если музей создается руками самих детей, родителей и других родственников, педагогов. В течение прошлого года педагогический коллектив нашего учреждения работал над созданием мини-музея «Русская изба» и кабинета по поликультурному развитию. Посильную помощь оказали нам и родители наших воспитанников, тесно взаимодействовали с библиотекой нашего села, а также с его жителями. За это время накопилось много методических и творческих наработок, а также была собрана большая коллекция изделий русских народных промыслов и предметов быта. Появились очень интересные экспонаты, требующие специального расположения, поэтому было принято решение систематизировать весь материал и собрать его в отдельном помещении. Так появился мини-музей русского быта «Русская изба». А в кабинете по поликультурному развитию были размещены стеллажи с народными игрушками и национальными куклами; декоративно-прикладное искусство, живопись; настольно-печатные изделия разных народов России для детей дошкольного возраста. Также в кабинете размещена национальная одежда русского, хакасского и казахского народов.

Так, начиная с любви к ближнему, взаимодействуя с семьей и окружением, любви к малой Родине зарождаются поликультурные чувства у дошкольников. Для решения задач по приобщению детей к народным традициям в детском саду реализуются такие проекты, как «Моя семья», «День Победы», «В гостях у сказки» и т.д.; проводятся праздники «Осенние забавы», «День матери», «Чир Ине», «Чыл Пазы», «Пасха»; проводятся совместные выставки творчества детей и родителей на темы: «Осень золотая», «Зимушка хрустальная», «Мамины руки не знают скуки» и т.д. Особое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде каждой группы, так в группах, в соответствии с возрастом, созданы уголки по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; центры конструирования имеют наборы из разных материалов таким образом, чтобы у детей была возможность строить основные архитектурные формы разных субъектов России; в центрах книги отведено место художественной литературе поликультурного содержания – национальным сказкам, легендам, сказаниям. Педагогами составлена картотека игр и костюмов народов мира, которые они регулярно используют в работе с детьми.  

Все мероприятия проводим вместе с родителями. Это сплачивает не только детей, но и родителей, а также играет огромную роль в становлении национального самосознания ребёнка. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформлении интерьера групп, в благоустройстве территории детского сада. Советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения, толерантности, правовой культуры.

Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств и толерантной личности есть и будет одними из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

Таким образом, ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа [1,с.12]. Поэтому необходима целенаправленная работа педагогов с родителями по формированию семейных ценностей и возрождению народных традиций.

Библиографический список

1. Дыбина, О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи: учебно-методическое пособие / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 77 с.

2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., Академия, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

Консультация  "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"...

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

laquo;Народные традиции как средство приобщения дошкольников  к истокам национальной культуры»...

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

«Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры»

Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для развития твор...

Народные игры как средство приобщения к традициям народной культуры в физическом воспитании дошкольников

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловко...

«Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры»

Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для развития твор...