Конспект НОД "Как появились Чебоксары"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Григорьева Валентина Степановна

занятие построено с учетом регионального компанента, в котором дети знакомятся с историей своего города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе

Тема: Как появились Чебоксары.

                                         

           

                                                                         

Григорьева Валентина Степановна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад 55» города Чебоксары,

Иванова Валентина Серафимовна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад 55» города Чебоксары

                                                     

Чебоксары 2020

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе

Тема: Как появились Чебоксары.

Цель: Ознакомление детей с историей возникновения города Чебоксары, его географическим положением, условиями жизни.

Задачи: Формировать у детей познавательный интерес к истории своей малой Родины.

Воспитывать бережное отношение к наследию предков.

Развивать умение вести беседу со взрослыми и детьми.

Предшествующая работа: Рассматривание репродукций А.В. Акцинова «Памятники старины», фотографий старой части города, экскурсия по ул. К. Иванова, чтение рассказа М. Иванова «Корни и побеги».

Ход:

Беседа на тему «Что такое Родина?». Вопросы беседы: Что такое Родина? Почему Чебоксары для нас родной город? Какие достопримечательности города вы знаете? Где работают ваши папы и мамы? Какие места отдыха вы посещаете с родителями?

Воспитатель: как вы думаете, всегда наш город был таким большим и красивым? Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель: Хотите узнать, каким наш город был много - много лет назад, в далекой старине?

Воспитатель: Сейчас ветер перемен перенесет нас по реке времени в далекое прошлое. Закройте глаза. Скажем вместе слова: вокруг себя повернись и в прошлом очутись.

Звучит старинная чувашская музыка и, воспитатель выставляет рисунок старого города-крепости, фотографии старинных домов, церквей.

Воспитатель: вот мы и оказались в старых Чебоксарах. Дети рассматривают, делятся впечатлениями.

Воспитатель: Так выглядел наш город в далеком 16 веке. Расположился он в ложбине среди холмов Архангельская, Соборная, Ярилы, Слюзовая, Благовещенская, Кувшинская. Город окружали густые леса.

Воспитатель: как вы думаете, почему люди выбрали именно это место для строительства города? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, люди селились там, где было много воды и где можно было достать пищу. Посмотрите, по территории селения протекли реки. Давайте посчитаем, сколько их.

Дети находят реки на картине.

Воспитатель: А назывались они так: Чебоксарка, Кайбулка, Трусиха, Сугутка. Жители ловили в них рыбу, питались ею, меняли на одежду. А какая польза для людей была от того, что рядом был лес?

Воспитатель: Правильно, лес помогал людям жить. Мужчины ходили н на охоту, женщины и дети собирали ягоды, грибы, орехи травы.

  Времена тогда были неспокойные, чувашам часто приходилось защищаться от врагов, которые грабили, забирали мирных жителей в плен. Люди стали строить вокруг своего селения стены. Посмотрите, какие они толстые и крепкие. И маленькое селение превратилось в крепость. «Чебоксары» означает укрепленное поселение чуваш. Обратите внимание на стены. Что вы на них видите?

Да, это сторожевые башни. От слова сторожить. В них воины день и ночь охраняли город и звонили в колокола церкви в случае нападения врага.

Церковь это самое большое и красивое здание крепости. Люди не жалели денег для ее постройки. Церковь для чуваш была самым главным зданием. Чуваши очень верили в бога, часто к нему обращались к богу.  И приходили в церковь в дни горя и радости.  А на свои дома у людей не было денег. Посмотрите, какие они маленькие и скромные.  А вот несколько больших домов. Как вы думаете, кто жил в них

Воспитатель: В самом большом доме жил самый богатый человек - воевода.  

Все дома были построены из дерева. Как вы думаете почему? Дети рассуждают и высказывают свои мнения.

 Воспитатель: Раньше кирпича не было, а вокруг был только лес, вот и приходилось людям строить из дерева. А так как город был деревянным, в нем часто случались пожары, и приходилось отстраивать город заново. Но однажды город сгорел дотла. Не осталось ни одного дома.  И вот по поручению царя Ивана Грозного, на холме, на высоком берегу Волги построили Кремль.  В записи 1555 года сказано: «Того же лета поставлен на Чебоксари город, а годовали на Чебоксари воеводы: Василий Петрович Борисов, Федор Михайлович Нагай, да князь Василий, княж Семенов сын Фуников. Да на Чебоксари же Осиф Васильев сын Полев, а бытие ему за городом. А грамоты написаны Василию Петровичу.

После этой грамоты началось строительство нового города крепости из камня и кирпича, которому не страшны были пожары и враги. Люди строил свой город с любовью, и многие постройки сохранились до сих пор. Найдите на фотографиях современного города старинные здания (Введенский собор, Никольский собор, дом купцов Ефремовых).

Воспитатель: А теперь я пора вернуться обратно в настоящее время. Закройте глаза, скажем вместе волшебные слова.

Вот мы и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? Предлагаю нарисовать старинный город Чебоксары, каким вы его увидели. Расскажите о нем своим родителям, друзьям.

Литература:

1. О быте и традициях города и окрестных деревень можно узнать из книг доктора исторических наук, профессора В.Д. Димитриева «Дореволюционное прошлое города Чебоксар» (1969) и «Чебоксары.

2. Очерки истории города конца XIII - XVII веков» (2003).

3. Интернет ресурсы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Мой родной город- Чебоксары"

Познавательное занятие о родном городе -Чебоксары. Цель занятия- воспитание патриотизма, любви к  малой Родине, расширить знания о родном городе....

Индивидуальные беседы на тему: «Что делать родителям, если у ребенка появилось появилось заикание, запинки?»

Что делать родителям, если у ребёнка появилось заикание, запинки? Зачастую соблюдение нижеследующих правил в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возникнове...

КОНСПЕКТ проведения непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста по теме « Мой родной город -Чебоксары»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно развитию «Экскурсия по родному городу Чебоксары » для детей старшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям,...

Экскурсия воспитанников МБДОУ «Детский сад № 127» г. Чебоксары к памятнику С. Федорова в МНТК «Микрохирургия глаза» города Чебоксары

В своем Послании Государственному Совету Чувашской Республики Глава Чувашской Республики М. В. Игнатьев  большое внимание уделяет здоровому образу жизни, развитию массового спорта, туризма,...

Посещение воспитанниками МБДОУ «Детский сад № 127» г. Чебоксары храма Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары

       Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он ...

статья Смиренской А.Н. ДОУ 163 города Чебоксары, Любимовой Л.Н. ДОУ 114 города Чебоксары "СОВРЕМЕННОЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ"

В статье рассматривается развитие личности ребенка в ОВЗ в детском саду посредсвам духовно-нравственного воспитания. А также разнообразные методы для успешной работы, такие как наблюдение, чтение, пок...