НОД "Чаепитие в Мытищах"
методическая разработка (подготовительная группа)

Людмила Ткач

Нрвственно-патриотическое воспитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЧАЕПИТИЕ  В  МЫТИЩАХ»

/ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ /

/СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ/

ВОСПИТАТЕЛЬ

ТКАЧ Л.В.

Г. МЫТИЩИ

        Цель:

       •  Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

  • Обогащать и систематизировать знания, полученные ранее о родном городе.
  • Познакомить с традицией чаепития в Мытищах и его атрибутами.
  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям

   своего края.

  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству родного края,  к

   окружающему миру.

       • Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о

          ближайшем предметном окружении.

       • Приучать детей слушать стихотворения, загадки.

       • Развивать творческие способности детей в играх.

       • Способствовать развитию любознательности.

       • Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со

         сверстниками во всех видах деятельности.

       • Воспитывать у ребят уважительное отношение в общении с близкими и

         сверстниками.

  • Формировать интерес к здоровому образу жизни.

Словарь:

  • Пополнить словарный запас детей словами: мыт, волок, мытная изба, родниковая водица, утолить жажду, водопровод, Троицкий тракт, Троице-Сергиева лавра, самовар, чаепитие, чаек, чаинка.

        Виды детской деятельности:

      ⦁ игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская,   восприятие  художественной  литературы,  двигательная.

Материалы и оборудование:

  • Картина В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», детская работа «Чаепитие в Мытищах», фотографии старинных самоваров, Жостовский поднос, дидактическая игра «Узнай и собери».

Предварительная работа:

⦁знакомство с историей возникновения г. Мытищи и традицией Мытищинского чаепития; чай – его история и культура чаепития; знакомство с историей возникновения самовара и его  назначением; знакомство с разнообразными видами Жостовских подносов; рисование декоративных элементов, изображенных на подносах; знакомство с литературой по теме; разучивание игр.

Содержание образовательной деятельности детей

I.  Актуализация знаний

- Ребята, сегодня нас ждут занимательные игры, мы узнаем много интересного. Но, чтобы все удалось, нам нужно выполнить несколько правил: соблюдать тишину, внимательно слушать и не перебивать друг друга.

1. Беседа о г. Мытищи

Стихотворение – загадка о городе Мытищи.

- Ребята, помогите мне отгадать загадку.

Что за город есть на свете?

Лучший город на планете.

Средь садов растут дома,

Золотятся купола.

Родниковая водица

Так и бьется из землицы.

Ожерелье из озер,

Из цветов живой ковер.

Там такая красотища,

А зовется он –  ...Мытищи.

- Да. Это наш любимый город.

- Мытищи – это большой современный  город, с многоэтажными домами,  ухоженными улицами, в нем много удивительных мест.

         - А какие интересные места в нашем городе вы знаете?

Ответы детей: Ледовый дворец, автостанция, парк, театры, памятники знаменитым людям, детские сады, школы.

- Это наш город сегодня.

2. Беседа о прошлом г. Мытищи

    Курсивом в тексте  выделены вопросы для детей.

- Но у  города Мытищи  древняя история. Здесь когда-то  протекала полноводная река (какая?) Яуза. По ней проходил торговый водный путь из Москвы. Но часть пути приходилось преодолевать по суше. Корабли  перетаскивали (как?) волоком. На таком волоке и возникло селение Мытищи. В начале волокового пути стояла мытная изба, здесь за провоз товаров брали пошлину  (как она называлась?) «мыт». От этого слова и пошло название нашего города (какое?) Мытищи. Издавна славилась чистая, вкусная родниковая мытищинская вода. Давно царица Екатерина II в районе Мытищ,  утолила жажду в одном из многих родников. Вода ей показалась очень вкусной. И она издала указ провести из Мытищинских родников водопровод до Москвы.

- Для чего нужна вода человеку?

Ответы детей.

- Вы правильно ответили. Человек  не может жить без воды.  Мы с вами почти полностью состоим из воды. Нам  нужна вода и для того, чтобы ее пить.

  • А еще из нее можно заварить вкусный чай.

3.  Игра «Чайничек»

Чайничек

Пальцы вместе. Руки идут навстречу друг другу, описывая круг.

с крышечкой,

Ведущая ладонь рассекает воздух параллельно земле.

Крышечка с шишечкой,

Большой палец вверх, остальные сжаты.

Шишечка с дырочкой,

Большой палец вниз, остальные сжаты.

В дырочку пар идет.

Указательный палец описывает круги, рука идет вверх.

Пар идет

Указательный палец описывает круги, рука идет вниз.

В дырочку,

Большой палец вниз, остальные сжаты.

Дырочка в шишечке,

Большой палец вверх, остальные сжаты.

Шишечка в крышечке,

Ведущая ладонь рассекает воздух параллельно земле.

Крышечка в чайнике.

Пальцы вместе. Руки идут навстречу друг другу, описывая круг.

Наливаем ...

Одна рука собирает пальцы в чашечку, другая как будто наливает чай.

Друг друга угощаем ...

II. Новый материал

Дети сидят за столами

1. Демонстрация детской  работы «Чаепитие в Мытищах»

- Посмотрите, какую интересную работу выполнили ребята нашего детского сада.

- Что хотели нам рассказать дети?

Ответы детей.

- Да. Ребята собрались за чаепитием в детском саду, в Мытищах.  На столе самовар, угощение.

2. Картина В. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

- А вот другая картина.

- Что делают люди на этой картине?

Ответы детей.

- Происходит чаепитие в разное время, но в одном и том же месте – в Мытищах.

          - Эту картину написал русский художник В. Перов давно. И называется она  «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы».

- Мытищи расположились на дороге, которую раньше называли Троицкий тракт. В те далекие времена со всей православной России шли в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье. Шли бедные и богатые, нищие и церковнослужители. Путь от Москвы до лавры был не близким. Поэтому многие останавливались в Мытищах на отдых.  

Были в селе и трактиры, и постоялые дворы. А летней порой гостеприимные мытищинцы выставляли на столы кипящие самовары прямо в тени лип и берез и зазывали прохожих на чаепитие. Вот такой эпизод из жизни села в те далекие дни отразил художник.

-  На этих картинах чаепитие проходит в разное время, но в одном и том же месте -  в Мытищах.

- Пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном из-за необычайно вкусной воды в источниках на территории Мытищ.

III.   Знакомство с атрибутами чаепития

1. Беседа о самоваре и Жостовских подносах

- Итак, мы видим, что непременным участником чаепития был самовар.

  • Какое интересное слово: самовар. Оно состоит их двух слов: «сам» и «варит», т.е. кипятит и нагревает воду.  Сейчас самовары электрические. А раньше топили самовар сосновыми шишками, в  него добавляли угли из печи, раздували самовар, нагревали и кипятили воду.
  • Самый лучший в мире самовар изобрели в России.
  • Посмотрите, какими разными были самовары.

Дети рассматривают фотографии старинных самоваров.

  • Они были красивы, а еще и «музыкальны». Перед закипанием самовар начинал петь. И песня его, подобно песне сверчка за печкой, придавала особый уют чаепитию.
  •  Но прежде, чем подать на стол его ставили на поднос. Это делали того, чтобы угли из поддувала и капли горячей воды из крана не попадали на стол. Особую славу приобрели подносы с яркими цветами жостовской росписи. Жостовские железные подносы, с неповторимыми цветами — символ России и наша гордость. Именно у нас в Мытищинском районе в деревне Жостово, такие подносы с давних пор расписывают умелые художники.

Демонстрация иллюстраций Жостовских подносов.

2. Игра  «Узнай и собери»

- А теперь мы поиграем.

- Будем собирать посуду для чаепития. Каждый возьмет по одной части. Из частей составляем предметы. На столе — предмет розового цвета, а на этом — черного.

 Подведение итогов игры.

  • Что у нас получилось?

Ответы детей: самовар и поднос.

  • В чем же мы завариваем вкусный, душистый чай?
  • Верно. В заварочном чайнике.
  • Но наши чайники разбились. Давайте их соберем.
  • Задание выполняем в паре. Работайте вместе, дружно. И у вас все получится.

Дети, работая в парах на столах, собирают чайники.

IV. Традиция чаепития

 Дети проходят за столы

1. Беседа о чаепитие

- С появлением самовара родился добрый обычай – чаепитие. 

  • От каких двух слов  оно образовано?

Чай и пить, т.е. питье приготовленного чая.

- Словарь: чай, чаек, чаевничать, чаинка, чайник, чайное, чайный, чайница.

- Вся семья собиралась за столом с кипящим самоваром. Считалось, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. А еще пели песни, рассказывали сказки, отгадывали загадки.

2. Загадки

- Отгадайте загадки.

  • Сверху дыра, снизу дыра

В пузе блестящем клокочет вода,

А середине как будто пожар,

Дали названье ему - …самовар.  

  • Цветом жёлт и ароматен.
    В чай кладут и чай приятен.
    Только очень кислый он.
    А зовут его …
    лимон.

  • Круглые,  как солнышко

Тесто льют на донышко.

Так румяны и сытны

Наши русские … блины.

  • Ножки четыре, а шляпок одна.

А поместилась большая семья.

Чай пить пришел –

Садишься за …стол.

  • Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем

Разделю ребятам всем.

Заплатите рублик

И купите … бублик.

V. Заключительная часть

1.  Игра

  • За чаем не только обсуждали новости, отгадывали загадки, но и играли.
  • Давайте, и мы с вами поиграем в игру «Самовар».

Воспитатель объясняет детям правила игры.

  • Обручи — это чайные домики. Идем вокруг домиков. На слова «Быстро место занимай» - встаем в домик. Кто остался, тот выбывает из игры.
  • Слушайте внимательно и повторяйте за мной.

Самовар, самовар,

Самовар гостей собрал.

Ты на чай не опоздай,

Быстро место занимай.

Кто остался — отдыхай,

За другими наблюдай.

Убирается один обруч. Игра повторяется снова, пока не останется один участник.

Кто остался – тот хозяин,

Угощай нас вкусным чаем.

И с медком, и с сахарком,

И с душистым крендельком.

Победитель получает угощение для всех ребят.

VI. Итоги занятия

  • Ребята, вам понравилась наша встреча?
  • Что запомнилось?
  • Где проходило чаепитие?
  • А трудности возникли?

После занятия дети отправляются в группу на чаепитие.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

 М.А. Васильевой,– М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  1. Методические рекомендации к программе «Воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ Князева О.Л., Маханева  М.Д. – СПб: Детство-Пресс, 1998.

4. Программа «Наследие». Патриотическое воспитание в детском саду/ Новицкая М.Ю. - М.: Линка-Пресс, 2003.

5. Аникин В.П. «Живая вода»: Вступительная статья / / Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. – М., 1987.

6. Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. -  М.: Худож. лит. 1991.

7. Колисниченко Л.В. Чай. Чайные традиции и церемонии в разных странах. – М., АСТ, 2004.

8. Маслова Л.В., Стукалова Е.А., Самборенко Л.Ф. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: АПК и ППРО,2005.

9. Некрылова А.Ф. Круглый год (Русский земледельческий календарь).– М., 1991.

10. Похлебкин В.В. Чай, его история, свойства и употребление. – М., 2004.

11. Разина Т.М. Русское народное творчество. – М., 1970.

12. Русские пословицы и поговорки. – М., 1988.

13. Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов. – М.: Современник, 1991.

14.Семенов В.М. Все о чае и чаепитии. Новейшая чайная энциклопедия. - М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чаепитие в Мытищах - нестареющий сюжет»

Тема: «Чаепитие в Мытищах - нестареющий сюжет». Программное содержание. Познакомить с картинами художников Б. М. Кустодиева, В. Г. ПеровымПродолжать знакомить детей с гжельской  росписью.Осв...

Авторский сценарий праздника для детей старшей и подготовительных групп ко Дню города Мытищи

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД МОЙ МЫТИЩИ – РОССИИ СЛАВНЫЙ УГОЛОКСценарий праздника в подготовительной группе...

Стихотворение "Наш любимый город Мытищи"

Автор: Лидия Горяинова, старожил Мытищинского района...

Стихотворение "Любимый город Мытищи"

Автор: Валентина Юзвенко. Читательница газеты "Родники" с 1957 года...

Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС "Мой город-Мытищи"

Данная работа состалена в соответствии с ФГОС...

История нашей малой Родины -Мытищи

Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историейвозникновения города, с достопримечательностями,воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине....

Малая родина - Мытищи

Полный конспект про малую родину, краткая история....