Проектно-поисковая деятельность в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания
статья
Проектно-поисковая деятельность в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova._proektno-poiskovaya_deyatelnost_-_statya_konechnyy_variant.docx | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-поисковая деятельность в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания
Инна Васильевна Петрова, старший воспитатель,
Павлова Елена Федоровна, педагог дополнительного образования,
пгт. Тяжинский, Тяжинский муниципальный округ, Кемеровская область
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
Содержание статьи посвящено описанию видов деятельности и форм участия воспитанников детского сада в проектно-поисковой деятельности, а именно в реализации исследовательского проекта «Живая память Великой Победы».
В системе образования России складывается особое направление поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения [6].
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма [1].
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам [4].
В трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского патриотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И Радина и др. Современные исследователи, такие как Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова, А. С. Козлова, С. Е. Шукшина, О. А. Артамонова, М. В. Крулехт и др., так же уделяют большое внимание патриотизму. Особенно исследованиям в области содержания дошкольного образования и воспитания, направленные на изучение механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания им самого себя как представителя человеческой цивилизации, а также восприятия детьми предметов окружающего их мира, формирование у них представлений о трудовой деятельности взрослых и т.д. [6].
На научно-методическом уровне актуальность исследования заключается в необходимости расширения содержания работы дошкольных учреждений с семьей. Вовлечение родителей в процесс поисковой деятельности приводит к наибольшей усваиваемости идей патриотизма у подрастающего поколения. Включение родителей в сотрудничество со своими детьми приводит к сплочению семьи, к усилению взаимопонимания родителей и детей, еще большему их психологическому сближению.
В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с целью воспитания чувств патриотизма.
В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. Период дошкольного детства благоприятен и для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Поэтому важно не упустить возможность наполнить душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей Родины. В процессе нравственного, трудового и умственного развития ребенка зарождаются первые ростки гражданско-патриотического воспитания. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве [3]. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста подразумевает не только воспитание привязанности к малой Родине, но и понимание и признание элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем станет основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Наша задача научить детей помнить людей, защищавших Родину, гордится их мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей. Без уважения к истории своего Отечества невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе [2].
Всё дальше и дальше в историю уходят исторические и грозные годы Великой Отечественной войны. Ветераны уходят от нас, время берёт своё. Героев, которые прошли все те страшные годы, становится всё меньше, скоро не станет совсем, а значит, исчезнет живая память. Поэтому священный долг каждого поколения: сохранить имена солдат-защитников Родины для своих потомков. Эти задачи могут эффективно реализовываться, в частности, посредством проектно-поисковой деятельности, которая в свою очередь является одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания и позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых [5].
Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» является работа по нравственно-патриотическому воспитанию посредством проектно-поисковой деятельности в рамках проекта «Живая память Великой Победы». Для полной реализации задач нравственно – патриотического воспитания дошкольников в своей работе учитываем важные условия, объединяющие основные способы их решения – это, прежде всего, разнообразные формы и методы организации детской деятельности.
Проект «Живая память Великой Победы» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта: на основе поисковой познавательно-творческой деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны, а также вспомнить соотечественников, внесших вклад в дело Великой Победы. Проект способствует развитию кругозора детей, формированию у них познавательной активности, воспитанию патриотических чувств (гордость за наших воинов и ветеранов, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений, патриотизма, уважение к павшим воинам и выжившим ветеранам), предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы. В содержании проекта предусмотрены подготовка и издание книги «Живая Память». В ней имеют место воспоминания потомков (прадедов, бабушек, дедушек воспитанников и сотрудников детского сада) о героях, свидетелях и участниках тех событий, которые ими были пережиты как в период военных действий, так и в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками.
Новизна проекта состоит в том, что данная исследовательская деятельность организуется в условиях детского сада, и ее целью является объединение воспитанников, родителей, педагогов для изучения истории страны, истории своей семьи.
Цель проекта: Формирование у воспитанников познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за наших воинов и ветеранов), нравственных ценностей на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.
Задачи:
1. Привлечь внимание воспитанников, родителей воспитанников, коллектива детского сада к изучению истории своей семьи, родных, прошедших Великую Отечественную войну.
2. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к ветеранам – участникам Великой Отечественной войны, чтить память павших воинов.
3. Закреплять и систематизировать знания о том, как наша страна победила в Великой Отечественной войне.
Основные формы реализации проекта
- Исследовательские: Сбор и анализ информации, изучение архива (фото, документы, награды)
- Поисковые: Поиск информации в сети Интернет по имеющимся данным (участие членов семьи в конкретных исторических событиях Отечественной войны), работа с государственными сайтами «Подвиг народа», «Мемориал».
3) Практические: Дискуссии, беседы с коллективом ДОУ и родителями воспитанников о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной Войне, разработка и проведение консультации по теме проекта «Книга Памяти».
Тип проекта - образовательный, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: ноябрь 2019 г. - май 2020 г.
Этапы реализации проекта
Первый этап (подготовительный)
-Постановка целей, задач
-Составление плана работы
-Предварительная работа с детьми, родителями.
Второй этап (основной)
- организация поисковой, исследовательской деятельности
- участие в мероприятиях, посвящённых 75-летию ВОВ.
Третий этап (заключительный)
-обобщение результатов работы.
Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках проекта является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Так в данном направлении с декабря 2019 года началась поисковая работа. В подготовку книги с огромным энтузиазмом включились не только сами дети, но и родители, бабушки и дедушки. На основном этапе они собирают воспоминания, фотографии, материалы о своих родственниках – участниках войны.
Для сбора воспоминаний составили алгоритм:
1. ФИО.
2. Родственные связи (кем приходится воспитаннику детского сада).
3. Годы жизни.
4. Звание.
5. Где воевал.
6. Награды.
Для заполнения своего листа Книги Памяти, детьми и родителями пересматриваются десятки семейных фотографий, опрашиваются многие родственники, которые что-либо помнили о войне. Некоторые семьи специально ездили в другие населенные пункты, чтобы собрать больше материала.
Работая над своей страничкой Книги Памяти, ребята по-другому взглянули на историю страны. Они воочию увидели сопричастность каждого человека к прошлому и поняли, что историю творят не только политики или правители, но и простые граждане как их прабабушки и прадедушки. Мы уверены, что сотрудничество детей и родителей, а также бабушек и дедушек, даст возможность пообщаться нескольким поколениям в семьях, проявив интерес и уважение к старшему поколению, прикоснуться к семейной памяти.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Воспитанники пополнят представление о страшном периоде в нашей стране – Великой Отечественной войне. У них сформируется эмоциональное, ценностное отношение к ветеранам, участникам войны, понимание того, что надо чтить и уважать память павших героев, желание узнать историю своей страны и историю своей семьи.
2. Родители будут вовлечены в педагогический процесс детского сада, укрепится заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садоми собственными детьми.
3. Сотрудники детского сада получат возможность увековечить память своих предков, участвовавших в ВОВ.
Таким образом, патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, и оно должно проводиться в тесном сотрудничестве с семьёй. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Литература
- Веракса, Н.Е. «От рождения до школы»: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 352с. –Текст: непосредственный.
- Антонов, Ю.А. «Великой Победе посвящается» / Ю. А. Антонов. – М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя).–Текст: непосредственный.
- Зацепина, М. Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5 - 7 лет / М. Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 110 с. –Текст: непосредственный.
- Микляева, Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников /Н.В. Микляева.-М.:ТЦ Сфера,2013. – 144с.–Текст: непосредственный.
- Торопцев, А.П. «Чтобы знали и помнили» / А.П. Торопцев. – М.: «Подмосковье», 2014. – 220с.–Текст: непосредственный.
- Махнева, М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие/ М.Д. Махнева . –М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.–Текст: непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».
«Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...
Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей
Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, пор...
Круглый стол для воспитателей детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание»
Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания...
Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».
Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ»....
Круглый стол для воспитателей детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание»
Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;Задачи:- обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;- вы...
Круглый стол для воспитателей детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание»
Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;Задачи:- обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;- вы...
Познавательно - исследовательский проект «Мини-музей народного творчества в детском саду — как средство нравственно -патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Тема: «Народы России - народы Северного Кавказа «Дагестан»Тип проекта : ознакомительно-ориентировочный,...