Проектная деятельность «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания» (Средняя группа)
проект (средняя группа)

Аболмасова Татьяна Викторовна

Материалы к проектной деятельности в ходе которой реализуются задачи по поддержанию интереса к познанию природы родного края, формированию бережного отношения к природе и описывается вариант создания условий для формирования в детях нравственно-патриотических ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

 Дошкольный возраст – важнейший период становления основ будущей личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

  Уже с раннего возраста когда, кажется, что ребёнок ещё не всё понимает, тем не менее, у него начинается формирование чувства Родины: начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

  Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это отношение ребенка к семье: к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

 Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

  Основываясь на результатах анкетирования родителей, было установлено:

100% опрошенных любят общаться с природой, 93% родителей знакомили детей с правилами поведения в природе,  хотя процент самих родителей, всегда соблюдающих эти правила чуть ниже – 85%. Так же было установлено, что 80% знают последствия массового сбора цветов, но увидев поляну с красивыми цветами 54% не задумываются, как поступят в данном случае и лишь 27% будут только любоваться. Радует то, что все 100% всё-таки соберут мусор после пикника и заберут его домой.

 Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким, Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Цель проекта:

 Проведение итогового занятия.

Задачи проекта:

Поддерживать интерес к познанию природы родного края.

Способствовать формированию бережного отношения к природе.

Создавать условия для формирования в детях нравственно-патриотических ценностей.

Участники проекта: дети, родители, педагоги средней группы.

Тип проекта:  межпроектный, групповой.

Продолжительность: полтора месяца.

Сроки реализации: апрель-май.    

Основные формы организации проекта:

Дидактические игры.

Беседы.

Чтение познавательной литературы.

Рассматривание сюжетных картин.

Экскурсия в музей.

Анкетирование родителей.

Работа с родителями.

Организация проекта:

 Постановка проблемы: педагоги и дети  обсуждают тему природы, что такое  природа, лес. Обсуждаются вопросы: «Кто живёт в лесу? Для кого лес является домом? Как вести себя в лесу, чтобы не навредить и не помешать его обитателям»  Параллельно с  этим ведутся беседы о том, где живут дети, кто из близких живёт вместе с ними, выясняется, чем каждому ребёнку дорог свой дом и являются ли игрушки самым важным и дорогим компонентом их жизни.  

Работа воспитателей.

Создание перспективного плана по формированию предпосылок развития  у детей нравственно-патриотических  качеств на основе доступных  для них понятий.

Задача - разработать план перспективных взаимодействий по разделам: совместная деятельность, игра, работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

Для детей: создание условий для формирования у детей нравственных качеств личности.

Расширение знаний о природе родного края.

Развитие речи, памяти, внимания.

Для воспитателей:

Повышение профессионализма.

Личностный профессиональный рост.

Самореализация.  

Краткое описание по этапам.

1-й этап – подготовительный

  • Опрос детей.
  • Определение целей и задач.
  • Создание необходимых условий для реализации.

Результаты опроса детей

Что дети знают

Что хотят  узнать

Что можно сделать,

 чтобы узнать

Что это деревья, цветы, грибы, трава, пауки.

Про животных.

Про уток.

Про птичек.

Про оленя.

Посмотреть в книгах.

Посмотреть в компьютере.

Посмотреть в телефоне.

Что в семье есть тепло.

Какие подарить маме подарки.

О кроликах в сарае.

О родителях об очень маленьких.

Что в семье есть тепло.

Какие подарить маме подарки.

О кроликах в сарае.

О родителях об очень маленьких.

Из семьи.

Прочитать альбом.

Спросить у сестрички,

 у мамы с папой.

2-й этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о природе,  семье (дидактические игры, беседы, чтение познавательной литературы)
  • Работа с социальными партнёрами (музей)
  • Анкетирование родителей  
  • Фотовыставка «  Мы дома»
  •  Создание выставки детских рисунков «Мой дом»
  • Создание альбома «Моя семья»

3-й этап - заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Проведение итогового занятия.
  • Презентация опыта работы по проекту на педагогическом совете.

    Подведение итога

В результате совместной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения у детей наблюдался интерес к познанию природы родного края, и  как результат   происходило расширение кругозора детей, увеличился словарный запас, (названиями животных и растений, курского края); формировались навыки сотрудничества.

В ходе проекта удалось подвести детей к осознанию того, что в доме самое главное - это родные люди.

В группе произошло пополнение предметно-развивающей среды (макет леса, дидактические игры: «кто живёт в лесу», «узнай и посади дерево нашего края»,  альбом «правила поведения в природе»).

Родители переосмыслили свои взгляды по вопросу правил поведения в природе и поняли важность  своевременного привития детям  нравственно-патриотических ценностей.

Литература

Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – Спб.: Ооо издательство «детство-пресс», 2010. – 192 с.
Гуров  В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество россии, 2003.–160с.
Евдоки мова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ сфера, 2008.- 96с.
Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с.
Л.В. Михайлова-свирская метод проектов в образовательной работе М.: Просвещение, 2015 – 95с.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008

   Конспект НОД

 «Природа родного края как средство  

 нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Образовательная область «Социализация»

Средняя группа

Воспитатель: Аболмасова Т.В.

Цель занятия:

Формирование нравственных ценностей на основе любви к природе родного края, привязанности к своему дому, семье.

Задачи:

Уточнить знания детей о природе родного края.

Систематизировать знания детей о понятии «лес».

Формировать умения узнавать и называть деревья, растущие в нашей местности.

Актуализировать знания детей об обитателях леса и местах их обитания.

Воспитывать основы экологической культуры и любви к природе родного края.

Воспитывать в детях любовь, привязанность к родному дому, семье.

Воспитывать чувство сопереживания.

Активизировать речь, память, мышление.                                                                                                                              

 

Предварительная работа:

Познавательные беседы: «Что растёт в лесу», «Дикие животные родного края», «Как вести себя в лесу», «Почему я люблю свой дом», «Что такое «семья»

Изготовление альбомов: «Моя семья», «Мой дом», « Правила поведения в природе»

Чтение рассказов, стихотворений о природе.

Рассматривание сюжетных картин «Что мы видели в лесу»

Посещение краеведческого музея  нашего  города.

Ход занятия:

В. Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся. (Здороваемся)  Стук в дверь. Входит бельчонок.

В. Добрый день.

Б. Здравствуйте, я бельчонок по имени Скок.  У меня есть друг, тоже бельчонок, по имени Прыг. Возник у нас с ним спор, а кто из нас прав,  – не можем решить. Вот и пришёл я к вам  просить о помощи, чтобы раз и навсегда разобраться в этом вопросе.  Посмотрел на вас и не знаю, сможете ли вы мне помочь, ведь вы, наверно, о природе, лесе мало что знаете.

В.  Мне кажется, ты ошибаешься.

Б. Ладно, только можно я вас сначала проверю, на что вы годитесь!

В. Хорошо, так и быть – проверяй!

Б. Тогда, скажите мне, пожалуйста, что же такое лес? Что в нём растёт? (Ответы детей)

Б. Ух ты,- знают! А назвать деревья, которые можно увидеть в наших лесах  сможете?

В. А давай мы сейчас с ребятами  «посадим» здесь свой маленький лес, а ты посмотришь и решишь, что знают наши дети, а что нет. ( Дид. игра  « Узнай и посади дерево нашего края»)

 ( Дети «сажают» деревья и кустарники, называя их. Воспитатель дополняет картину «леса» цветами и грибами.)

Б. Какой лес получается! На  наш похожий, большой такой лес и чего в нём только нет. (Рассматривает) Хотя, кажется, я знаю, чего нет в вашем лесу. Он такой красивый чистый, совсем как наш раньше. А сейчас, в нашем лесу стали появляться пакеты, бутылки, консервные банки и другой мусор. Мой знакомый,  какой-то пакетик вкуснопахнущий  съел,  как же ему плохо было.  Да и друг мой Прыг недавно лапку  об осколок бутылки сильно поранил. Целую неделю, не может по деревьям прыгать, еду себе находить. Хорошо, что рядом есть близкие и друзья, они то и не дают ему от голода умереть - еду приносят. Он поэтому и к вам  вместе со мной не смог прийти. А ваши ребята наверно тоже мусор бросают, когда приезжают с родными  в лес.

В. Нет, что ты, наши дети так поступить не могут, ведь они знают и соблюдают правила поведения в природе. Дети давайте вспомним и расскажем  чего нельзя делать, находясь в лесу на природе. (Ответы детей)

В. Смотри, Скок, у нас есть книга правил  поведения в природе. Её могут понять даже те, кто совсем  не умеет читать.

В. Дети, а что же можно делать в лесу? (Дети отвечают)

Б. Всё правильно. В лесу можно любоваться природой, рассматривать то, что тебя окружает, стараясь при этом никого не напугать, не обидеть, не сломать, не затоптать.  Можно слушать журчание ручья, пение птиц. Эх, жаль, что сейчас этого нельзя услышать!

В. Почему нельзя? Мы можем прямо сейчас услышать эти прекрасные звуки. Для этого сядьте поудобнее на ковре, закройте глаза и представьте что вы в лесу. ( Фонограмма  «Звуки леса»)

Б. Как хорошо! Мне весной и летом точно такие звуки слышны. Осенью  слышен шорох листьев, а зимой тишина и  только иногда хруст снега под чьими-то лапами. Вы, кстати, знаете, какие животные живут по соседству со мной в лесу?  (Дети называют) А кто ещё живёт в лесу кроме животных? Кто живёт на дереве, но у него нет шёрстки? (Ответы детей) А кто ещё живёт в траве, но не зверь? (Ответы детей) Назовите их. (Ответы детей)

Б. Всё так и есть, всё правильно. А знают ли ребята как называются жилища зверей? Где, например, живёт заяц? Где его дом?

В. А давайте, с вами, сейчас поиграем  в игру «Найди жилище зверя» и все вместе уточним, кто и где живёт. (Проводиться игра)

Б. Какие вы молодцы, столько знаете о природе. Теперь, я могу надеяться,  что вы мне всё-таки сможете помочь. А дело вот в чём: я живу в дупле, да и мой друг по имени Прыг тоже. Только я живу на ели, а он на сосне и мы никак не можем выяснить, чей дом лучше и милее. Я говорю, что моё дупло самое лучшее и тёплое - там живём мы с моей милой мамочкой. Прыг же утверждает, что я не прав и его дупло самое  удобное и уютное, да и мама у него самая добрая. Вот так мы спорили, спорили, но так и не выяснили кто же всё-таки из нас прав. Вот поэтому я к вам и пришёл, чтобы вы помогли нам в этом разобраться.

В. Знаешь, Скок, давай послушаем наших детей, что они нам  о своих домах расскажут. Мы на них можем даже взглянуть - мы с детьми их на бумаге изобразили. Хочешь?

Б. Конечно, только можно я буду сам выбирать, чей рассказ я бы хотел послушать.

В. Пожалуйста. (Бельчонок выбирает рисунки домов,  о которых хотел бы услышать рассказ.)

Б. Вы все так интересно рассказывали, но получается, что там, где живёт каждый из вас тоже  всё самое лучшее и дома, и мамы, и вообще всё-всё.

В. Правильно.

Б. Ой, что я совсем запутался, как же теперь выбрать, лучший дом?

В. Ответь мне, пожалуйста, а к кому из детей, чьей маме и в каком доме ты хотел бы остаться жить навсегда?

Б. (Жалостно пробегает взглядом детские дома.) И я никогда не увижу свою маму?

Б. Ой, кажется, я всё понял! Не важно, какой у тебя дом: из кирпичей в городе,  как у вас или на ёлке, в лесу, как у меня,– для каждого свой дом самый лучший. Каждый любит свою маму и своих близких. Да и гулять интереснее там, где  твои друзья, где тебя понимают и не обижают. Дети, я всё правильно понял? (Ответы детей)

Б. Получается, что мы с другом зря спорили и в этом споре каждый прав!

В. Дети, а давайте подарим Скоку картины с изображением своих домов. Пусть он покажет их своему другу Прыгу и я надеюсь, что он тоже всё поймёт.

Б. Спасибо, мы конечно рассмотрим их с моим другом. А ещё расскажу, что дети очень хорошо знают, что такое лес, что в нём растёт, кто в нём живёт и где и самое главное как себя вести, чтобы не навредить природе. Что ж ребята, мне пора. Ой, совсем забыл, я ведь вам гостинцы из леса принёс. Угощайтесь, а мне пора в обратный путь. До свидания!    

 ( Уходит.) Воспитатель раздаёт угощение детям и гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания...

Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания

Природа умеет удивлять своими красками и настроением в каждое время года. Весна - радость и пробуждение, лето - благоухание и свежесть, осень - усталость и грусть, а зима - тишина и сказка. Самые ярки...

Консультация для воспитателей: Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чув...

Консультация для пед.совета "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания"

Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы...

Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»

Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»...

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога....