Квест-игра в старшей группе по теме "Мой родной Татарстан"
материал (старшая группа)

Павлова Раиса Харисовна

Квест-игра в старшей группе "Мой родной Татарстан"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._pavlova_r.h.docx71.25 КБ

Предварительный просмотр:

                        Сценарий квест-игры в старшей группе

                                по теме «Мой родной Татарстан»

Павлова Раиса Харисовна

воспитатель 1 категории        

Сценарий занятия в дошкольной образовательной организации

МБДОУ"Детский сад №28 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения Ново-Савиновского района г. Казани"

Сценарий квест-игры «Мой родной Татарстан»

                        для детей старшей группы (5 – 6 лет)

Цель:

-формирование у подрастающего поколения гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности;

        - приобщение детей к национальной культуре народов Поволжья;

        -закрепление знания детей о родной республике, формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков.

Задачи:

Обучающие:

        создавать условия для развития познавательного интереса к совместному достижению цели, развитие коммуникативного взаимодействия;

        формировать умение сравнивать, логически мыслить, правильно формулировать выводы;

        формировать умение проявлять активность, любознательность, уважение к другим народам и их традициям.

Развивающие:

        -развивать творческие способности дошкольников, чувство цвета, формы и композиции;

Воспитательные:

        -воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа, интерес к историческому прошлому и гордость за свой народ.

Предварительная работа: знакомство с символикой Республик Поволжья, с национальными костюмами и элементами одежды, орнаментами и узорами, с национальной кухней, с достопримечательностями городов Поволжья, экскурсия в мини-музей татарского народа.

Условия: Квест-игра проводится в помещении ДОУ. Игра разделена на станции. Для каждой станции в группе отведено определенное место. Каждая станция обозначается цифрой. По ходу игры, за каждое выполненное задание, команда получает пазл от картинки. Итог: собранная картинка из пазлов достопримечательность города Казани – Кремль.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением символики, праздников народов Поволжья, достопримечательностей и спортивных объектов города Казани,физические карты РоссииРеспублики Татарстан, игра «Одень куклу в национальный костюм» в наборе плоскостные куклы мальчика и девочки, элементы костюмов народов Поволжья, игра «Составь узор» с набором шаблонов татарской национальной одежды (фартук, ичиги, тюбетейка) и вырезанные заготовки орнамента, игра «Накрой стол» с набором карточектатарских национальных блюд.

Тематические станции:

1Флаг Татарстана»;

2Национальные праздники и обряды»;

3.«Национальный татарский костюм»;

4.«Национальный узор»;

5.«Национальная татарская кухня»;

6.«Спортивная»

7.«Достопримечательности города Казани»

Ход:

Воспитатель: – Ребята, в какой стране мы живём? (Россия)

– В какой республике мы живём?(Татарстан)

– Как называется город, в котором мы живём?(Казань)

– На берегу какой реки стоит наш город? (Волга)

         – Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире. – На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты). Живут в России разные народы с давних пор. У каждого народа свой язык и наряд. Один - черкеску носит, другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод. Один кумыс готовит, другой – готовит мёд. Одним милее осень, другим милей весна. А Родина Россия у нас у всех – одна.

        – Сегодня я вас приглашаю в Республику Татарстан, которая находится на территории России. (Показ Республики Татарстан на карте России). Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан. Посмотрите, реки на карте изображены голубой ленточкой: Волга, Кама, Белая, Казанка. Зеленые пятна – густые леса, луга, желтые пятна – широкие поля, кружочки – города. Удивительна и разнообразна природа Татарстана. Есть дубравы и сосновые рощи, поля и луга, леса и многоводные реки. Сегодня Татарстан- один из самых культурных и научных центров страны. Он выпускает много различной продукции. В Татарстане много институтов, театров, музеев, дворцов культуры и кинотеатров. Очень много туристов посещает Республику Татарстан.

        – Итак, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по Республике Татарстан. Каждая станция имеет свой номер,мы должны будем, по порядку пройти по всем станциям. Если правильно ответите на вопросыили выполните задание, вы получите фрагмент от картинки. В конце квест-игры мы должны будем собрать все фрагменты в одну картину. А вот, что на ней будет изображено, нам предстоит узнать.

Команда в путь. Желаю всем удачи!

        1.Первая станция:«Флаг Татарстана»

На столе разложены флаги республик Поволжья. Дети должны выбрать флаг Татарстана. По возможности, дети называют флаги других республик Поволжья.

Флаги республик Поволжья

        https://atributia.ru/upload/iblock/986/98621b3a8ccd9ec10af096dc0027bae4.jpg                https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/Flag_of_Bashkortostan.svg/900px-Flag_of_Bashkortostan.svg.png                https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2f/Flag_of_Mordovia.svg/1200px-Flag_of_Mordovia.svg.png        

                Татарстан                Башкортостан                Мордовия

Flag of Udmurtia.svg                        Flag of Mari El.svg                Flag of Chuvashia.svg

        Удмуртия                        Марий Эл                        Чувашия

        На рабочих столах разложены полоски разных цветов, дети должны выбрать нужные полоски флага Татарстана и приклеить на бумаге.

        – Какие цвета на флаге Татарстана? (На флаге Республики Татарстан красный, белый и зелёный цвета). – А вы знаете, что такое Гимн Республики? (Гимн- это самая главная песня Республики. Когда звучит гимн, все встают и слушают его стоя). – А сейчас, мы послушаем гимн Республики Татарстан. – Назовите столицу Татарстана (столица республики город Казань).

Команда получает пазл от картинки.

        Молодцы! Переходим к следующей станции, какая следующая цифра?

        2. Станция «Национальные праздники и обряды».

        Мы с вами уже знакомились с национальными праздниками народов Поволжья. Посмотрите на иллюстрации и выберитекакой из этих праздников татарский.Детям перечисляются названия праздников народов Поволжья. (Дети должны выбрать татарский).

        Выбери национальный татарский праздник:

        1.Сабантуй (татарский), Масленница (русский), Акатуй (чувашский), Роштува (мордовский), Кугече (марийский), Толсур (удмуртский).

        Все народы, населяющие Поволжье, помнят свои праздники, празднуют их. Как и у многих других народов обряды и праздники татарского народа во многом зависели от окончания посевных работ. Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой: сабан өсте — весна, начало яровых; печәнөсте — лето, время сенокоса.

        Очень значимым для татар является Сабантуй — праздник плуга. Это день окончания весенних полевых работ. Он посвящается труду, урожаю, здоровому образу жизни. Сабантуй отмечают весело, с размахом. В этот день начинаются гулянья, танцы, спортивные соревнования. Проводятся состязания певцов, танцоров. Принято звать гостей, подавать угощения. Найдите иллюстрации, где изображено празднование этого праздника.

        Команда получает пазл от картинки, и проходит к следующей станции.

        3. Станция«Национальный татарский костюм»

        Традиционный национальный костюм – есть у каждого народа, это свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц всех народов. Костюм способен рассказать нам о старинных традициях. Одежда всегда была уникальной и неповторимой культурной ценностью. Уходило и терялось многое, но остались и живут народный костюм и народная песня. Народный костюм является художественным и одновременно бесценным историческим памятником.

        Игра «Одень куклу в национальный костюм». На выбор даются национальные костюмы народов Поволжья, дети должны выбрать и одеть кукол в татарские национальные костюмы.

        – Как называется женский головной убор? (Калфак)

        – Как называется мужской головной убор? (Тюбетейка)

        – Что такое «кафтан»? (верхнее мужское платье) – как называется верхнее женское платье? (жилет)

         – Ичиги – это? (Национальная татарская обувь).

        Команда получает пазл и собирают часть картинки.

        4. Станция «Национальный узор»

        Долгими вечерами женщины Поволжья занимались вышивкой и ткачеством. У каждого народа свои традиционные узоры и орнаменты. Даны образцы орнаментов народов Поволжья. Я предлагаю вам, ребята, сейчас выбрать татарский национальный орнамент и украсить предмет национальной одежды.

        Игра «Составь узор»

        Даны шаблоны татарской национальной одежды (фартук, ичиги, тюбетейка) и вырезанные заготовки орнамента. Дети по своему усмотрению украшают национальные предметы.

        Команда получает пазл от картинки и проходит к следующей станции.

        5.Станция «Национальная татарская кухня»

         - Ребята, любите ли вы ходить в гости? А принимать гостей? Как в вашей семье готовятся принимать гостей? В старину говорили: «гостю на стол лучшее ставь». Этому правилу следуют до сих пор. Каждая республика гостеприимна и встречает гостей накрытым столом. А на столе мы можем увидеть национальное  блюдо. Например, у узбеков - плов, у украинцев - сало и борщ, у русских - щи, маринованные грибочки. А знаете ли вы татарские национальные блюда? (Чак-чак, пехлеве, бәлиш, баурсак, кыстыбый, эчпочмак,губадия, кош-теле, бак бәлиш).

         Игра «Накрой стол»

        – Какие национальные татарские блюда вы знаете?  Дети выбирают картинки татарской национальной кухни и прикрепляют их к тарелкам. Педагог рассказывает о национальной кухне жителей Татарстана. Дети должны безошибочно повторить блюда, после рассказа педагога.

        Команда получаетпазл и собирает картинку.

6. Станция«Спортивная»

В нашем городе созданы все условия для развития спорта. Богата и разнообразна спортивная жизнь Казани. Здесь проводится большое количество городских, республиканских, всероссийских и международных спортивных соревнований и турниров.

Всем известны такие спортивные команды, как «Ак Барс» (хоккей), «УНИКС» (баскетбольная команда),которые постоянно занимают призовые места в чемпионатах России.

- Какие ещё спортивные команды вы знаете?(«Ракета» (хоккей с мячом), «Динамо» (волейбол), «Рубин» (футбол), «Синтез» (водное поло) и т.д.)

- В городе имеется большое количество стадионов, спортивных и оздоровительных комплексов, плавательных бассейнов и клубов.

Ребята, а вы знаете, что летом 2013 г. в Казани проходила Всемирная летняя Универсиада. Универсиада- это спортивные соревнования студентов. В Казань приехали спортсмены и болельщики из разных стран мира.

Талисманом Казанской Универсиады был выбран Юни - котёнок крылатого снежного барса.

Специально к Универсиаде были построены крупные спортивные объекты. Посмотрите на эти картинки, кто может назвать эти объекты?

  • Kazan-Аrena
  • «Ак барс», Дворец единоборств
  • «Дворец водных видов спорта»
  • «Зилант», Спортивный комплекс 
  • Центр волейбола «Санкт-Петербург»
  • Центр гимнастики
  • Центр гребных видов спорта
  • деревня Универсиады

В завершение я предлагаю вам мини блиц-опрос:

- Самый умный вид спорта? (шахматы)

- Самая плавательная обувь? (ласты)

- Самое крупное спортивное мероприятие? (Олимпиада)

- Самый мирный итог поединка ? ( ничья)

- Самый быстрый способ спортивного плавания? (кроль)

        Воспитатель: - А сейчас давайте встанем и тоже немного подвигаемся.

Физкультминутка.

-А теперь, ребята, встать.

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь снова за дело.

        7. Станция «Достопримечательности города Казани»

        На столе разложены иллюстрации достопримечательностей города Казани, дети называют, что изображено. Педагог кратко рассказывает.

1.Казанский Кремль

Казани уже более 1000 лет. Сердцем города называют Казанский Кремль. За его сценами находятся резиденция Президента Татарстана, башня Сююмбике, Благовещенский собор, мечеть Кул-Шариф, несколько музеев и другие достопримечательности. Каждый год наш Кремль посещают тысячи туристов из разных уголков мира.

2.Башня Сююмбике

Башня Сююмбике - один из символов древней Казани. С этим сооружением связана одна из самых загадочных городских легенд.

Башня Сююмбике сложена из красного кирпича, имеет семь ярусов. Башня имеет крен в восточную сторону. Сейчас эта башня одна из «падающих» в мире.

3.Мечеть Кул-Шариф

Это одна из самых красивых и известных мечетей Татарстана. Она была построена в 2005 году. Своё название мечеть получила в память о выдающемся татарском просветителе и имаме - Кул Шарифе.

В мечети находится Музей ислама.

4.Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля

Казань славится своими театрами. Крупнейший из них - Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.

Каждый год на сцене театра проходит два всемирно известных международных фестиваля: оперный- имени Фёдора Шаляпина и классического балета – имени Рудольфа Нуриева.

На здании оперного театра отражены татарский национальный орнамент и классические формы.

5.Театр кукол «Экият»

Кукольный театр «Экият» на улице Петербургской – настоящий сказочный дворец с волшебными башенками, балконами и затейливыми окошками. В его репертуаре более 30 разных спектаклей.

А внутри – царство сказочных героев: Шурале, Су Анасы, Щелкунчика, Колобка и множества других. Они оживают на сцене кукольного театра и дарят радость детям.

6.Центр семьи «Казан»

В этом центре рождаются молодые семьи. Для бракосочетания отведены несколько залов. Один из них символизирует эпоху великой Волжской Булгарии, другой - период Казанского ханства.

Есть в этом здании смотровая площадка, с нее открывается прекрасный вид на весь город.

Вопросы по теме:

1.Какая самая главная мечеть Республики Татарстан?

(Кул Шариф).

2.Имя какого татарского поэта носит Казанский театр оперы и балета?

(Муса Джалиль).

3.Какое здание в городе напоминает своим видом большой казан?

(Центр семьи «Казан»).

4.Где в Казани можно понаблюдать за персонажами волшебных сказок?

(Театр кукол «Экият»).

Команда получает последнийпазл и собирает картину. Что у нас получилось? (Достопримечательность города Казани – Кремль).

Ну что дорогие ребята, понравилась ли вам игра? О чем мы сегодня говорили? Что нового вы сегодня узнали? Все ли для вас было легко в выполнении заданий? Ребята, а с кем вы поделитесь информацией, которую вы узнали сегодня? Может вы, захотите с папами и мамами посетить музеи, театры или спортивные объекты нашего города? А что больше всего вам понравилось? Как считаете, наша Республика достойна, чтобы мы с вами гордились ею?

Спасибо вам, ребята за увлекательное путешествие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия по ФЦКМ квест-игра «Признаки весны» (Старшая группа)

Конспект игрового занятия по ФЦКМ квест-игра «Признаки весны» (Старшая группа)Составила: Кормителева Лорэна Эдуардовна.Цель:Развитие наблюдательности, внимания, логического мышления; обогащение словар...

Квест-игра для детей старшей группы «Путешествие за секретами здоровья»

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью с детства, закреплять культурно-гигиенические навыки, прививать любовь к спорту и физической культуре, повышать компетентность детей в...

Сценарий математической квест – игры для детей старшей группы «Праздник в Антарктиде»

В наши дни квесты – это очень интересное и популярное развлечение. Игрокам даются различные загадки и подсказки, с помощью которых они переходят от одной точки заданного маршрута в сле...

Квест- игра для дошкольников старшей группы по ПДД. "Сокровища старого пирата Билли"

Описание игры: На территории детского сада спрятаны записки с заданиями по ПДД. В группе на видном месте дети находят бутылку со старой картой - планом территории детского сада, где отмечены места нах...

Конспект квест-игры для детей старшей группы на тему: "По лесным тропинкам"

Конспект квест-игры для детей старшей группы на тему: "По лесным тропинкам"...

Конспект квест игры с детьми старшей группы "По дорогам русских народных сказок"

Конспект квест игры для старших дошкольников  "По дорогам русских народных сказок"...

Квест игра для детей старшей группы(Путешествие в страну здоровья)

Квест игра для детей старшей группы (Путешествие в страну здоровья)...